Внеурочное занятие "В гостях у слов родственников"
Внеурочное занятие "В гостях у слов родственников"
Внеурочное мероприятие по программе Игры Деда Буквоеда 3 класс.
В гостях у слов - родственников
Цель занятия: Актуализировать и углубить знания о родственных словах, составе слова
Тип занятия: Занятие обобщения и систематизации изученного на уроках русского языка.
Форма занятия : игра – соревнование.
Формы организации познавательной деятельности: групповая, индивидуальная.
Методы: словесный, частично – поисковый, наглядный.
Структура урока соответствует типу урока и его дидактическим задачам. Основным этапом является этап закрепления изученного материала. При закреплении использованы материалы, активизирующие познавательную активность младших школьников.
На уроке были использованы следующие методы обучения:
проблемно-поисковый метод (поиск решения поставленных перед учащимися проблем).
Для активизации познавательной активности учащихся, повышения качества усвоения материала на уроке использовались информационные компьютерные средства.
Использование ИКТ способствовало поддержанию высокого темпа работы учащихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
- мультимедийный проектор (слайды с дидактическим материалом)
-компьютер; нетбуки для учащихся
Ход занятия
Организационный момент.
СЛАЙД 2.
Начинаем заниматься,
Мы не будем отвлекаться.
Постарайтесь все понять
Свои знания показать!
Добрый день ребята! Сегодня мы отправимся с вами в гости к словам – родственникам. Занятие будет проходить в виде соревнования. (Дети делятся на три команды,(название команд) СЛАЙД 3 каждая команда, выполняя задания зарабатывает очки. При этом сами отображают количество заработанных очков на своих табло. В это время учитель на дереве отображает разноцветными листьями очки трех команд. 3балла - зеленый лист, 2 балла –оранжевый лист, 1 балл – желтый лист.)
Создание проблемной ситуации.
Прежде чем отправиться в гости к словам - родственникам, вспомните, что же это за слова, почему они так называются?
Послушайте сказку. «Семья слов» СЛАЙД 4
Давным-давно на волшебной поляне поселились корни. Они обладали удивительной способностью быстро разрастаться.
Когда папа-корень превращался в деревце, на нем вырастали новые слова-веточки. Все они были очень похожи на своего папу, но в каждом слове-веточке было что-то свое, особенное. Иногда из корня вырастало целое дерево! Слова-веточки, проросшие из одного папы-корня, стали называть однокоренными, или родственными. Ведь все они были детками одного папы, то есть родственниками.
Общую же часть родственных слов с тех пор называют корнем.
Посмотрите на слова (СДЛАЙД 5) Как они называются?
Что у них есть? СЛАЙД 6,7
Итак, слова, близкие по значению и имеют общую часть, называют родственными или однокоренными.
У.Отправляемся в гости к словам – родственникам. Они нас будут развлекать своими упражнениями. А вы должны постараться их выполнить быстро и правильно.
Первый кто нас встретит у себя в Гостиной№1 – это корень СЛАЙД 8. Вот какое задание он приготовил.
Прочитайте. Распределите слова по группам. Как называются слова каждой группы? Почему?
У. Вспомнили, что в родственных словах главное корень. А какие еще части слова вы знаете?
Д. (Приставка, суффикс, окончание)
У. С помощью каких частей образуются новые однокоренные слова?
Д. С помощью приставки и суффикса.
У. Это хозяева следующей нашей гостиной. ГОСТИНАЯ №2
СЛАЙД 11
Игра «У кого цепочка длиннее»?
Образуйте и запишите как можно больше однокоренных слов, с данными корнями.
Команда… с корнем -ход- , команда …. с корнем -мороз-, команда … -звон-
Проверяем, оцениваем. СЛАЙД 12,13
У. Хозяева следующей нашей гостиной – слова –родственники. Между ними оказалось лишнее слово. Помогите его найти. Работаем на нетбуках. СЛАЙД 14. ГОСТИНАЯ №3
Тренажер. « Найди лишнее слово.» С каждым правильным ответом
переходите на следующею страницу. До победного слова МОЛОДЕЦ!
Проверяем, оцениваем. СЛАЙД 15
Физминутка.
Слайд 16.
У. СЛАЙД № 17. ГОСТИНАЯ №4.Следующие хозяева снова слова –родственники. Они просят нас найти из трех предложенных строчек, только строчку с родственными словами.
Тренажер «Найди строчку с родственными словами»
Проверяем, оцениваем. СЛАЙД 18,
У. В русском языке есть орфограммы со словом корень, которые нельзя нарушать.
Давайте их вспомним. СЛАЙД 19
Д.- безударная гласная в корне проверяемая ударение и непроверяемая ударением.
- парные звонкие и глухие согласные в корне слова.
- непроизносимые согласные в корне слова.
У. Что нужно знать, чтобы правильно писать слова с этими орфограммами?
Д. Нужно уметь подбирать проверочные слова.
У. Хозяин наших конкурсов корень ждет в своей гостиной№5 с заданиями на эти орфограммы. СЛАЙД 20
Проверяем, оцениваем. СЛАЙД 21,22
У. Последние задание приготовили нам слова- родственники для капитанов команд.
Гостиница №5. Конкурс «Догадайся!»
На доске нарисованы три лесенки , в клетках записаны суффиксы и окончания однокоренных слов. Побеждает тот, кто первым правильно впишет корни.
Подведение итогов.
Рефлексия.
Ребята, занятие закончилось .Мне хотелось , чтобы вы оставили свое впечатление об занятие. Возьмите ,пожалуйста, полоски и прилепите их напротив светов светофора