Внеурочное занятие по развитию речи в 1 А классе на тему: « Культура речи. Вежливые слова.»
Внеурочное занятие по развитию речи в 1 А классе на тему: « Культура речи. Вежливые слова.»
из планируемых результатов на данном занятии наиболее важными являются следующие:
предметные результаты : обучающиеся будут совершенствовать устную речь в дискуссии , при обсуждении иллюстраций , при обсуждении пословиц;
метапредметные результаты : обучающиеся продолжают учиться формулировать тему и задачу занятия , принимать её , сохранять и стремиться выполнить , продолжают осваивать базовые предметные понятия по развитию речи , правильно строить предложения , учиться рассуждать , делать выводы , осваивать логические ууд классификации и подведения под понятие ;
личностные результаты : осмысление необходимости освоения культуры речи , вежливого отношения к окружающим .
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Внеурочное занятие по развитию речи в 1 А классе на тему: « Культура речи. Вежливые слова.» »
Внеурочное занятие по развитию речи в 1 А классе на тему: « Культура речи. Вежливые слова . »
Целевые установки:
из планируемых результатов на данном занятии наиболее важными являются следующие:
предметные результаты : обучающиеся будут совершенствовать устную речь в дискуссии , при обсуждении иллюстраций , при обсуждении пословиц;
метапредметные результаты : обучающиеся продолжают учиться формулировать тему и задачу занятия , принимать её , сохранять и стремиться выполнить , продолжают осваивать базовые предметные понятия по развитию речи , правильно строить предложения , учиться рассуждать , делать выводы , осваивать логические ууд классификации и подведения под понятие ;
личностные результаты : осмысление необходимости освоения культуры речи , вежливого отношения к окружающим .
Оборудование :
презентация «Вежливые слова» , компьютер, мультимедийное оборудование , иллюстрации для проектной работы .
Ход занятия :
Организационный момент.
– Добрый день ! - Ребятам! Добрый день! - Солнцу и птицам! Добрый день ! - Улыбчивым лицам
И тихонечко сидим(Стук в дверь.)
- Кто это к нам пожаловал?
(Вношу куклу – Мишутку)
- Да это же, Мишутка!
А почему он молчит. Пришёл, не поздоровался с нами, ничего не говорит!
- Что с тобой случилось? (Обращаюсь к Мишутке, а кукла на «ушко» отвечает)
- Знаете, что мне рассказал Мишутка? Сегодня он играл с ребятами из другого класса и поссорился с ними.
- Миша, а почему ты поссорился с детьми?
- Сначала Мишка захотел красивую машинку и отобрал её у мальчика. Надоело ему играть с машиной, и он сломал её. Потом Миша стал дёргать девочек за бантики. Рассердились ребята на Мишутку и прогнали его из группы.
- Ребята, а как вы думаете, почему же дети не захотели дружить с Мишуткой?
(Ответы детей)
- Да, Миша, оказывается, не умеет быть вежливым, добрым, отзывчивым. И поэтому он остался один, без друзей.
Я думаю, нам нужно обязательно помочь ему. И, кажется, знаю как!
Предлагаю открыть «Школу вежливых наук», где вы будете учить Мишутку правилам хорошего тона. Согласны?
- Тогда, звенит звонок (колокольчик), начинаем наш первый урок! Садитесь за столы удобно и красиво! И ты, Мишутка, сиди и слушай внимательно.
- Тема нашего урока: «Вежливые слова».
.
Целеполагание. (На доске появляется картинка)
- Посмотрите на картинку и скажите, какое слово забыл сказать мальчик, проходя мимо своих соседей по дому?
- Верно, «Здравствуйте!» - хорошее доброе слово. Сказав его, мы желаем человеку здоровья. Давайте сейчас поздороваемся с Мишуткой, но каждый должен это сделать по-своему.
* Игровое упражнение «Давайте, поздороваемся».
- А теперь отгадайте «Вежливые загадки»:
- Щеночек Филя во дворе гулял,
Вдруг старичка бульдога повстречал,
Прошу вас поскорее отгадать:
Кто первым должен «здравствуйте» сказать?
(Ответы детей). /Щеночек Филя, ведь он младше, а младшие первыми приветствуют старших/
- Вот идёт болонка Жулька
Модница, воображулька.
А навстречу – кавалер,
Симпатичный скотчтерьер.
Отгадаете, иль нет,
Скажет первым кто «привет»?
(Ответы детей). /Скотчтерьер, ведь он мужчина, а мужчина первым приветствует женщин./
- Загадки вы отгадали, ну а теперь решите этикетную задачку:
«Серёжа стоял на задней площадке автобуса и собирался выходить. Вдруг он увидел знакомого мальчика. Правда, мальчик стоял в другом конце автобуса, у передней двери.
- Антон, привет! – изо всех сил закричал Серёжка – Где ты пропадал? Как дела?
Пассажиры в недоумении пожимали плечами».
- В чём ошибка Сергея? Разве он невежливо поприветствовал друга?
(Ответы детей). /Ему не следовало кричать на весь автобус. Можно было поздороваться с приятелем кивком головы и улыбнуться/.
- Расскажите Мишутке, какие слова-приветствия вы знаете?
Ученик 1. Я люблю, когда при встрече
Мы знакомым и родным:
«С добрым утром!»,
«Добрый вечер
»,
«Доброй ночи!» - говорим.
Ученик 2. - Утром улыбку я маме дарю
-Доброе утро! – всегда говорю.
Ученик 4. - Мне говорить совсем не лень
Своим знакомым: «Добрый день!»
А вечером при встрече
Скажу я: «Добрый вечер!»
Ученик 3. - Я Настю знаю с малых лет,
Ей весело скажу: «Привет!»
Ученик 4. - Здравствуйте!
Ты скажешь человеку
-Здравствуй – улыбнётся он в ответ
И, наверно, не пойдёт в аптеку
И здоровым будет много лет.
- «Здравствуйте» - это волшебное слово.
Людям дарите снова и снова!
В каждой стране есть слова-приветствия. Англичане и американцы говорят обычно: «Как дела?», греки - «Будь здоровым!», арабы – «Мир с тобой!», бразильцы – «Всё хорошо!».
Работа над темой занятия.
Учитель. Ребята, прочитайте запись на доске.
Дети. Слово лечит, слово и ранит.
Учитель. Это народная поговорка. Как вы понимаете её смысл? (Дети объясняют.)
- Какие слова могут «вылечить» человека, поднять его настроение?
- Почему надо следить за своими словами?
- Как надо произносить вежливые слова? (Глядя в глаза собеседника, с теплотой в голосе, искренне.)
- Каждый вежливый человек, независимо от возраста, знаком и пользуется данными словами. Вежливость – одно из важнейших качеств воспитанного человека. Слово «Вежа» означает «знаток». Человек, который знает и соблюдает правила приличия, называется вежливым.
Физкультминутка «Вежливые животные» (Слайды 13-20) + музыка
– Представьте, что животные тоже решили стать вежливыми и при встрече всегда здороваться. Придумайте и покажите, как могли бы приветствовать друг друга.
Лисята (повороты вправо-влево);
Белочка (наклоны вправо-влево);
Муравей (ходьба на месте);
Мышки (прыжки);
Лягушки (приседания);
Птица (руки вверх, в стороны);
Совенок (аплодисменты).
А сейчас мы вспомним ,какие ещё вежливые слова встречаются в нашей речи!
Игра «Доскажи словечко». Стихи Леонида Яхнина. (Слайд 1.)
1. Если, словом или делом (Слайд 2.)
Вам помог кто-либо,
Не стесняйтесь громко, смело
Говорить: … («Спасибо»)
- «Спасибо» - старинное слово, «спаси бог» - «спаси вас бог за ваши добрые дела». Какие слова благодарности вы ещё знаете? ( Благодарю вас.)
2. Если встретился знакомый, (Слайд 3.)
Хоть на улице, хоть дома,
Не молчите, не стесняйтесь
И немым не притворяйтесь.
Поздороваться спешите,
Громко: … («Здравствуйте!») скажите.
- Встречаясь, люди издавна желали один другому самого главного – здоровья. Какие слова приветствия вы знаете? (Добрый день, доброе утро, добрый вечер)
3. Если вы кого-то обидели случайно (Слайд 4.)
Или наступили на ногу нечаянно,
Только не молчите, только не молчите,
Долго не тяните, скажите:… («Извините!»)
- Извините, то есть – «снимите с меня вину». Какие ещё вежливые слова говорят, если извиняются? (Прошу прощения, простите, я виноват…)
4.Если просишь что-нибудь, (Слайд 5.)
То сначала не забудь
Разомкнуть свои уста
И сказать: …. («Пожалуйста!»)
- Есть такое слово «жаловать». Издавна оно означало оказывать внимание, уважать. В этом слове и уважительная просьба, и ответное внимание, благодарность и почтение. Какие вежливые слова говорят, если обращаются с просьбой? (Будьте добры, будьте любезны…)
5. Если встретилась компания, (Слайд 6.)
Не поспешно, не заранее,
А в минуту расставания
Всем скажите: …(«До свидания!»)
- Расставаясь друг с другом, и надеясь ещё встретиться, свидеться, люди говорили: «До свидания!». Какие ещё слова говорят при расставании?
(До встречи, пока, доброго пути…)
Поиграем в игру «Вежливые слова».
-Будьте внимательны, вежливые слова не должны повторяться.
(Если слово повторилось, дети хлопают в ладоши).
- Вот видишь, Мишутка, сколько волшебных добрых слов. Одно из них: «Спасибо».
- Когда мы его говорим?
(Ответы детей).
- Давайте послушаем стихотворение.
(Ребёнок читает стихотворение).
Спасибо!
Я «спасибо» говорю,
Я за всё благодарю;
За вкусные оладушки –
Скажу «спасибо» бабушке,
Дедушке – за сказку,
Мамочке – за ласку,
Папочке – за доброту.
Даже нашему коту
Я «спасибо» говорю,
Я кота благодарю
За то, что ловит мышек –
Пронырливых воришек.
- Я вам скажу «спасибо», что вы мне ответите? («Пожалуйста!»)
Это же слово мы говорим, когда обращаемся к кому-то с просьбой.
- Попробуйте сами придумать предложение со словами «спасибо» и «пожалуйста» по картинкам.
* Игровое упражнение «Придумай предложение».
- А теперь, проверим, какие вы внимательные. Поиграем в игру «Пожалуйста». Вы будете выполнять задания только в том случае, если услышите слово «пожалуйста».
Игра «Пожалуйста» (физкультминутка)
- Если я говорю слово «пожалуйста», то вы выполняете мою команду, если это слово не прозвучало, то выполнять не надо. «Встаньте, пожалуйста!» Дети выполняют. «Поднимите правую руку». Дети не выполняют задание и т.д.
Встаньте, пожалуйста!
Поднимите руки.
Поднимите, пожалуйста, руки!
Будьте добры, похлопайте!
Потопайте.
Попрыгайте, пожалуйста!
Тихо сядьте.
Тихо сядьте, пожалуйста!
- Молодцы, ребята.
Мишутка, запомни второе правило: всегда говори «Большое спасибо!» и «Пожалуйста!» Ведь без вежливых слов очень трудно обходиться в любом обществе.
Разбор ситуаций в группах, подготовка к инсценировке.
1. Как вежливый человек спросит о времени у учителя, у незнакомого человека, у одноклассника (Моделирование ситуации.)
2. Как вежливый человек попрощается с учителем, другом, с мамой?
3. Как вежливый человек спросит необходимую ему вещь у взрослого, у сверстника?
4. Как вежливый человек извинится?
5. Как тактично объяснить другу, что он не прав?
6. Как вежливый человек приглашает гостей?
- Сейчас я прочитаю вам стихотворение о поссорившихся подружках, а вы подумайте, как они могут помириться.
Поссорились
Мы поссорились с подругой
И уселись по углам.
Очень скучно друг без друга!
Помириться нужно нам.
Я ее не обижала,
Только книжку подержала,
Только с книжкой убежала
И сказала: "Не отдам!"
- Так как же подруги могут помириться?
Выслушать ответы детей. Совместные рассуждения и анализ учителя с детьми.
- А вот как автор закончил эту историю:
Дам ей книжку, извинюсь,
Извинюсь и помирюсь.
Дам ей мячик, дам трамвай
И скажу: "Играть давай!"
— А вот, что случилось в одном дворе:
Попал я в дедушку мячом
И закричал: «А я при чем?»
Но досчитав до 30,
Сказал: «Ну, дедушка, прости».
- Как вы думаете, вежливо попросил мальчик извинения у дедушки? А как бы извинились вы?
Выслушать ответы детей и сделать вывод:
- Даже если вы случайно причинили боль другому человеку, надо обязательно извиниться, чтобы человеку после ваших слов стало легче. Но всегда ли вы случайно обижаете друг друга? (ответы детей) Вот послушайте, пожалуйста:
Пошел я гулять
И в саду по привычке
Я дернул девчонку
За обе косички.
На крик прибежала девчонкина мать,
Меня изловчилась за ухо поймать…
Попробовать, что ли?
В сторонку куда-то
"Простите меня", -
Я шепчу виновато.
-Ступай, -
Улыбнулась. –
Прощаю пока. –
И ухо мое отпустила рука.
"Простите"…Ура!
Убедился я снова,
Какое оно интересное слово.
- Как можно оценить поступок мальчика? Можно ли его извинения считать искренними? Может быть, он извинился только потому, что ему стало обидно? (ответы детей, их обобщения)
Инсценировка «Приглашение в гости».
Учитель. Мальчик приглашает девочку на свой день рождения. Какой
разговор состоится между детьми?
- Алло!
- Алло!
- Здравствуй, Даша! Это я, Саша.
- Здравствуй, Саша!
- В эту субботу у меня день рождения. Приходи, пожалуйста, ко мне домой в гости в 12 часов. Я буду очень рад, если ты придёшь.
- Спасибо, Саша, за приглашение. Я обязательно буду у тебя на день рождение в субботу.
- Спасибо, Даша, что ты согласилась ко мне прийти. Пока, Даша.
- До свидания, Саша.
Учитель. Ребята, скажите, что было правильно в разговоре детей. Какие
ошибки допущены?
Игра «Приглашаем гостей».
Учитель. Если вы согласны с высказыванием, то поднимаете карточку зелёного цвета, если нет – красного цвета.
· Если ты приглашаешь в дом гостей, то должен спросить согласия своих родителей. (Да.)
· Вошедший здоровается первым. (Да.)
· За столом принято сидеть, развалившись, опершись на него локтями. (Нет.)
· Здороваясь, нужно смотреть в глаза. (Да.)
· Принимая от гостей подарки, нужно их немедленно отставить в сторону, не проявляя своего интереса к ним. (Нет.)
· За столом принято рассказывать о своих болезнях. (Нет.)
· Приходить в гости нужно в точно назначенное время. (Да.)
· Уходя, нужно поблагодарить хозяев. (Да.)
. Правила культуры поведения.
Учитель. Давайте вспомним, как нужно правильно вести себя во время поездки в общественном транспорте. Я буду читать рассказ, а вы будете вставлять по мере необходимости нужные вежливые слова, предварительно подняв руку.
«Вова ехал в автобусе. Он сидел у окна и рассматривал улицы. В автобус вошла женщина с маленьким мальчиком. Вова встал и сказал женщине: … («Садитесь, пожалуйста».) Женщина вежливо поблагодарила Вову. («Спасибо».) Вдруг автобус неожиданно остановился, Вова покачнулся и толкнул мужчину, но сразу, же сказал:… («Извините, пожалуйста».)
Молодцы, вы правильно всё сказали. Послушайте стихотворение А.Л.Барто «Любочка». Подумайте и скажите, правильно ли ведёт она себя во время поездки в общественном транспорте?
Ученик1. Синенькая юбочка
Ленточка в косе.
Кто не знает Любочку?
Любу знают все…
Едет Любочка в трамвае –
Она билета не берёт.
Всех локтями раздвигая,
Продвигается вперёд.
Ученица2.Говорит она толкаясь:
- Фу, какая теснота! –
Говорит она, старушке:
- Это детские места.
- Ну, садись, - вздыхает та.
Учитель. Какие правила поведения в общественном транспорте нарушает Любочка? (Не берёт билет, толкается, не уступила место старушке.) Говоря о чём-то отрицательном, поэт как бы предупреждает нас: не делайте так, это плохо, следите, чтобы у вас не появились плохие привычки и некрасивые слова.
Работа над проектом.
Игра «Словарь вежливых слов».
-А сейчас представьте, что каждый из вас – это цветок. Каждый человек нуждается в вежливом обхождении, как цветок в воде. Но, посмотрите, наш великолепный цветок завял, и у него осыпались все лепестки! Как же возродить его?
-Назовите как можно больше вежливых слов и оживите цветок. (Дети называют вежливые слова, получают лепестки и прикрепляют их к сердцевине цветка)
Не сердитесь, пожалуйста!Я виноват перед тобой!Я приношу свои извинения!)
-Ребята, посмотрите, какой замечательный цветок вы взрастили, благодаря своей вежливости! Вежливые люди, подобно цветам, украшают нашу Землю.
Слайд №7 (народная мудрость)
То, что люди должны относиться друг к другу вежливо, с уважением, нашло отражение и в народной мудрости: в сказках, легендах, пословицах, поговорках. А кто из вас знает такие пословицы и поговорки?
Ласковое слово - что весенний день.
Вежливое слово - целебный воздух.
Обращайся с людьми так, как бы ты хотел, чтобы обращались с тобой.
От теплого слова и лед тает.
Сабля ранит голову, а слово - душу.
Удар забывается, слово помнится.
Глупый язык голове не приятель.
Мудрый не все говорит, что знает, а глупый не все знает, что говорит.
Ничто не дается так дешево и ничто не ценится так дорого, как вежливость
. Рефлексия.
- Что нового о вежливых словах вы узнали?
- О каких правилах мы сегодня вели речь?
Привыкайте к доброму, к доброму, друзья!
Без добра на свете нам жить никак нельзя!
Хамство, зло и ненависть исключить пора!
Говори с улыбкою добрые слова.
Исполняется песня «Улыбка» (слова М.Пляцковского, музыка В.Шаинского)
- Помните, ребята, что вежливость – это желание всегда встречать тёплое общение и быть обходительным человеком
Наше занятие закончено, ребята! Я буду рада новой встрече встрече с вами. Скажем до свидания друг другу улыбками!
-Ребята, есть такая народная пословица «Доброе слово, что ясный день». Как вы её понимаете? -Доброе слово дарит радость, тепло, как солнышко в ясный день. Вот и получается, что словом можно согреть человека. -Как вы будете обращаться с окружающими вас людьми? А как вы будете произносить добрые слова? (с улыбкой)