Йодированная вода, стакан с яблочным соком, пипетка.
Овощной салат
Презентация «Основы рационального питания».
Форма работы: работа в группах.
Ход занятия.
I. ПРИВЕТСТВИЕ:
Учитель:
- Здравствуйте, ребята! Я вновь рада видеть вас сегодня. Красивыми, умными, а главное - здоровыми! Сегодня у нас с вами необычное мероприятие, которое посвящено одному из компонентов ЗОЖ – рациональному питанию.
(Слайд1)
- Ребята, а как много у нас гостей, встаньте, поприветствуйте их.
(Встают и здороваются).
Учитель:
- А знаете, вы ведь не просто поздоровались, а подарили друг другу частичку здоровья, потому что сказали: Здравствуйте! Здоровья желаю! Недаром русская народная поговорка гласит:
«Здороваться не будешь, здоровья не получишь».
Ребята, сегодня вы откроете друг другу много секретов здоровья, а именно здорового питания. Ваше здоровье – самое ценное, что у вас есть. На всю жизнь человеку даётся только один организм. Если вы небрежно обращаетесь с какими-то предметами, их можно заменить, но заменить свой организм вы не сможете
- Какие вы знаете пословицы о здоровом питании? (слайд 2).
Учитель:
Многие болезни – всего лишь результат неправильного питания.
Можно сохранить здоровье, если следить за характером питания.
Какие продукты нужны вам для растущего организма и как питаться правильно мы сегодня попытаемся выяснить?
Чтобы вам было уютно, мой помощник – Здоровей-ка приглашает вас в свое кафе «Здоровей-ка».
Давайте позовем его.
Звучит фонограмма.
Здоровей-ка:
(входит в класс).
- Здравствуйте, ребята. Здравствуйте, уважаемые гости! Слышу, о здоровье разговариваете. Посмотрите, какое солнышко здоровья светит в моём кафе. Благодаря его здоровой энергии выросло «Чудо-пирамида».
- Чтобы вам было не голодно в моем кафе, сейчас я вас буду угощать самыми полезными продуктами с «чудо-пирамиды».
(На стенде пирамида с различными прикреплёнными продуктами).
Учитель:
- Дорогой, Здоровей-ка, ты уверен, что все продукты этой пирамиды полезные?
Здоровей-ка:
- Полезные продукты - это самые любимые продукты!
Какая разница, что есть. Главное не чувствовать голода.
Учитель:
- Чувство голода напоминает нам о том, что пора есть. А еда необходима нашему организму для жизни, а вам ребята еще нужно расти и быть здоровыми. Вот почему нужно не есть всё подряд, чтобы утолить голода, а есть полезные продукты.
Принимаемая нами пища обеспечивает постоянное обновление, развитие клеток и тканей организма, является источником энергии. Продукты питания – это источники веществ, из которых синтезируются гормоны, ферменты и другие регуляторы обменных процессов. Обмен веществ полностью зависит от характера питания. Состав пищи, ее количество и свойства определяют физическое развитие и рост, заболеваемость, трудоспособность, продолжительность жизни и нервно-психическое состояние. С пищей в наш организм должно поступать достаточное, но не избыточное, количество белков, углеводов, жиров, микроэлементов, витаминов и минеральных веществ в правильных пропорциях.
Здоровей-ка:
- Полезные, полезные. Не знаю тогда чем вас угощать. Как-то неудобно получается.
Учитель:
- Не расстраивайся, Здоровей-ка, посмотри на наших ребят, они сидят за разноцветными столами. Наверно это не случайно. Они наверняка знают, как тебе помочь.
Здоровей-ка:
- Я насчитал пять цветов, что-то в этом есть символическое.
Учитель:
- Конечно. В нашей жизни, чтобы отлично себя чувствовать, нужно разнообразно питаться. Все продукты питания разделены на пять групп – на пять цветов здоровья. Какие продукты, к какому цвету относятся, нам расскажут ребята.
II. Презентация желтого стола.
Учитель:
-Какой красивый желтый цвет, светится как солнышко.
-Что же приготовили нам ребята с этого стола, давай их послушаем.
Ученик:
Мука, хлебобулочные изделия (хлеб, баранки, бублики, сушки, сухари, галеты, хлебцы), макаронные и мучные изделия блины, оладьи, вареники, пирожки), крупы и блюда из них (каши, запеканки, пудинги, крупяные супы) - это продукты - жёлтого цвета здоровья.
Учитель:
- Знают взрослые и детвора. Хлеб всему голова!
Здоровей-ка:
- У - У - У, как скучно. Я – то думал, повеселимся. А вы тут о хлебе говорить будете. Ну что тут может быть интересного? Тем более я хлеб совсем не ем, вот пирожки да торты - это другое дело!
Учитель:
- Не спеши, Здоровей-ка! Рассказ о хлебе может быть даже очень полезным и интересным! Ведь издавна на Руси основным продуктом питания был хлеб! И сейчас мы выясним является ли хлеб, а также различные хлебобулочные изделия полезными?
(Слайд 3)
Ученик:
(представитель желтого стола).
- Знаешь ли ты, к примеру, что хлебу не менее 15 тысяч лет и “изобрели” его египтяне. Хлеб очень полезный продукт, недаром его всегда ставили на Руси в центр стола и считали главным блюдом. Кстати, любимые тобой пирожные да торты - ближайшие “родственники” хлеба, поскольку все они сделаны из муки. Так что узнать что-то новое о хлебе тебе стоит! Доподлинно установлено, что в хлебе содержится более двухсот различных микроэлементов. Это значит, что привычный для нас продукт способен взять на себя большую часть забот, касающихся восполнения энергии и обеспечения организма необходимыми растительными белками.
Оказалось, что зародыши и оболочка зерен – для организма просто подарок. Ведь именно здесь сконцентрированы биологически активные компоненты, стимулирующие обмен веществ. Присутствие в вашем рационе отрубей делает менее вероятным риск развития злокачественных опухолей, поскольку эти «поставщики» клетчатки укрепляют «обороноспособность» организма. Благодаря хлебу создается приятное ощущение сытости, а по калорийности этот продукт значительно уступает мясу, жирам и сладостям.
Надо главное придерживаться следующих правил:
Дети и молодые женщины должны съедать ежедневно 300 г хлеба;
дамы среднего возраста – 250 г,
молодые мужчины – 400 г, более зрелые – 350 г,
норма для пожилого человека старше 65 лет – 200 г.
Помните, нарезая мягкий ароматный хлебушек: все хорошо в меру!
Учитель:
- Ребята, а знаете ли вы пословицы о хлебе?
Учащиеся перечисляют пословицы о хлебе, например:
1.Без печки холодно – без хлеба голодно.
2.Невкусен и обед, коли, хлеба нет.
3. Есть хлеб да вода, всё не беда.
4. Нет хлеба – нет обеда.
5.Худ обед, коли, хлеба нет.
6.Ешь щи с мясом, а нет – так хлеб с квасом.
Здоровей-ка:
- Ребята, быстро вы пословицы составили о хлебе. А умеете ли вы отгадывать загадки? Есть у меня знакомый. Встречайте!
Конкурс загадок.
(Выходит участник группы, переодетый продавцом, с лотком на шее).
(звучит фонограмма «Коробейники»).
Продавец:
Почтеннейшая публика,
Покупайте бублики,
Бублики с маком,
Бублики с таком!
Покупайте бублики -
Лучшие в республике.
Кому за пятак,
Кому отдам просто так.
Хотите - верьте, хотите - нет,
Но в этих бубликах есть секрет.
Здоровей-ка:
- Ой, я, я. Я сейчас 5, нет 10 бубликов сразу съем.
Продавец:
- Не спеши, молодец! Мои бублики не продаются, а так отдаются. Но не любому, а тому, кто мои загадки отгадает. Хочешь полакомиться - отгадай загадку.
(Продавец загадывает загадки, кто отгадывает, тот получает бублик. После того как все загадки будут отгаданы, продавец передаёт оставшиеся бублики в кафе на стол здоровья)
Продавец:
Ты не клюй меня, дружок,
Голосистый петушок.
В землю тёплую уйду,
К солнцу колоском взойду.
В нём тогда таких, как я,
Будет целая семья.
(зерно)
Вырос в поле дом,
Полон дом зерном,
Стены позолочены,
Ставни заколочены.
Золотист он и усат,
В ста карманах сто ребят.
Ходит дом ходуном
На стебле золотом.
(колос)
Рос сперва на воле в поле,
Летом цвёл и колосился,
А когда обмолотился,
Он в зерно вдруг превратился.
Из – зерна в муку и тесто,
В магазине занял место.
Вырос он под синим небом,
А пришёл на стол он…
(хлебом)
Продавец:
- Молодцы! Спасибо, ребята.
Здоровей-ка:
- Какие вы молодцы! Благодаря вам, я так много узнал нового и интересного о хлебе и его ближайших «родственниках»- продуктах, приготовленных из муки. Хлеб для нас является полезным продуктом!
Учитель:
- Дорогой Здоровей-ка, а ты включаешь в свой рацион овощи и фрукты?
Послушай, что расскажут ребята, сидящие за зелёным столом, наверно этот цвет выбран не случайно.
III. Презентация зелёного стола.
Ученик:
В ОСШ№ 5, где наши дети.
Очень дружно и весело живут,
Теплым солнышком налиты,
Свежим дождиком умыты,
В гости овощи и фрукты к нам идут!
(Слайд 4)
Игра
« Заморочки из корзины»
Учитель:
- Я предлагаю, вам, сейчас ребята поиграть. В корзине у Здоровей -ки кое-что лежит. Что там находится, вам, предстоит отгадать.
(У Здоровей-ки в руках корзина, накрытая рушником. Здоровей-ка подходит к столу каждой группы и предлагает на ощупь назвать фрукт или овощ, лежащий в корзине.).
Там могут находиться яблоки, морковь, огурцы, картофель, лук, чеснок, редис, редька, свёкла.. Каждый, кто отгадал, получает фрукт или овощ.
Учитель:
-Молодцы! Хорошо справились с заданием!
Ученик:
(представитель зеленого стола).
-Действительно, ягоды, фрукты, овощи – основные источники витаминов и минеральных веществ. Большинство витаминов не образуется в организме человека и не накапливается, а поступает только с пищей. Вот почему фрукты и овощи должны быть в вашем рационе каждый день и регулярно. Большое количество витаминов содержится в ягодах: земляника, смородина, крыжовник, малина. Глюкоза и фруктоза, содержащиеся в ягодах очень благоприятны в питании детей. Также довольно много витамина. С, каротин, В1, В2. Содержится целый ряд микроэлементов – железо, медь, кобальт, марганец, которые принимают участие в кроветворении. В них также много минеральных солей – калия, фосфора, кальция.
Если каких - то витаминов не хватает в организме, то начинаются сбои. Например, если не хватает витамина «Е», что наблюдается у большинства людей нашего региона, приводит к нарушению роста, к снижению умственных способностей. Поэтому используют морскую капусту.
Учитель:
-Давайте, посмотрим к каким заболеваниям еще может приводить недостаточность витаминов в организме? (слайд5
)
Экспериментальные доказательства
Чтобы доказать, что во многих фруктах содержится витамин С, который необходим для устойчивости организма к инфекционным заболеваниям, проведем опыт. Качественной реакции на обнаружение в растворе витамина С – обесцвечивание одной воды аскорбиновой кислотой. Витамин С по каплям приливают в йодную воду, наблюдают её обесцвечивание. Если при анализе исследуемой жидкости, например, яблочного сока, йодная вода не обесцвечивается, значит, витамина С в ней нет.
Учитель:
- Какой можно сделать вывод?
Несмотря на разные вкусовые пристрастия, каждому человеку и особенно вам ребята, необходимо разнообразное питание. Разнообразная витаминизированная пища – залог того, что организм получит все необходимые вещества. Люди употребляют овощи, фрукты свежими, сушеными, консервированными.
(Учащиеся представляют сценическую миниатюру).
Сценическая миниатюра
«Витамины, витамины, витаминчики!»
Частушки
(исполняют заранее подготовленные ученики)
Ученик 1
Снег летает за окном,
Ягод нет в саду пустом…
Снег для ягод – не беда,
Мы попросим их сюда.
В добрых банках за стеклом
Дышат ягоды теплом…
Ученик 2
Они зимой для деток
Сохраняют лето,
И хранят они нам всю
Витаминную семью!
Ученик 3
Вот вишня в сахаре, на диво!
Вот маринованная слива!
И клубника есть на льду,
И смородина в меду…
Ученик 4
Чтобы быть здоровым,
Дары бери садовые!
Витаминная родня –
Дети солнечного дня!
Ученик 5
Тот, кто ест морковку,
Станет сильным, крепким, ловким.
А кто любит, дети, лук –
Вырастает быстро вдруг.
Кто капусту очень любит,
Тот всегда здоровым будет.
Ученик:
-Сейчас, мы предлагаем вам пополнить ваш организм витаминами. В класс вносят вкусный овощной салат!
Здоровей-ка:
- Ребята, мы обязательно будем, есть овощи и фрукты, и всегда будем помнить полезные советы.
- Ох, молочка бы сейчас попить……..
IV. Презентация синего стола
Ученик:
Молоко, творог, сметана. Для здоровья хороши. Я люблю продукты эти, Кушать часто, от души!
(Слайд 6)
Игра
«Угадай напиток».
Учитель:
(приглашает представителей от каждого стола)
- Узнайте, что в стаканах под салфеткой?
(Пробуют на вкус через трубочки для коктейля.)
- Скажите дружно, громко, чтобы все гости услышали, что напиток здоровья это……
Ученики:
-Молоко!
Учитель:
-Правильно! Пейте, дети, молоко, будете здоровы! Ребята, а кроме коровьего молока, молоко каких еще животных употребляют люди в пищу?
Ученик:
Молоко продукт полезный. Очень вкусный, всем известный Я скажу, вам, от души Лучше пищи не ищи.
Учащиеся рассказывают о значении молока для здоровья человека
Учитель:
-Основными минеральными веществами молока являются кальций, магний, калий, натрий, фосфор, хлор и сера, а также соли — фосфаты, цитраты и хлориды. Кальций является наиболее важным макроэлементом молока.
Молочные продукты – это замечательно!
Очень вкусные и питательные!
V. Презентация оранжевого стола
Учитель:
-Умелая хозяйка готовит пироги с мясом и рыбой, холодные закуски, изысканно и искусно приготовленные: студень, курица или индейка с ароматной поджаристой корочкой, буженина, рыба белая, красная, икра осетровая.
- О каких же полезных продуктах идет речь, и чем они полезны?
Предоставим слово ребятам оранжевого стола.
(Слайд7)
Ученик:
-Мясо - богатый источник полноценных белков, оно содержит витамины группы В, калий, фосфор, натрий, железо. Настоящей кладовой является печень, в которой наряду с витаминами группы В содержится витамин А. Мясо утки, гуся, индюшки тоже содержит много полезных веществ. Мясо обязательно должно присутствовать в нашем рационе.
Здоровей-ка
Ребята, к нам в кафе пришло письмо от моего одного сказочного героя, давайте его прочитаем (Приложение 5).
VI. Презентация красного стола
(стол красиво сервирован, в середине стоит большой торт)
Учитель:
Несмотря на разные вкусовые предпочтения, каждому человеку и особенно вам ребята, необходимо разнообразное питание. Разнообразная пища – залог того, что организм получит необходимые вещества. Иногда, по праздникам, можно позволить себе насладиться сладостями. У нас сегодня праздник! И мы можем позволить себе угостить наших гостей кусочком торта, и самим полакомиться.
Учитель:
Ребята,посмотрите, какую пирамиду вы выстроили. По ней мы добрались до вершины «Чудо-пирамиды». Все ли продукты на пирамиде являются полезными?
Ученики: Нет!
Учитель:
-Какие продукты на ваш взгляд лишние на этом «Чудо-пирамиде»?
-Почему?
Ученики:
Перечисляют на их взгляд продукты, которые оказывают отрицательное воздействие на организм.
(учитель исключает их с пирамиды).
Учитель:
Итак, какие из наших продуктов являются нашими друзьями, а какие врагами. Подведем итоги.
(слайд 8)
Учитель:
- Вот так чудо-пирамида получилась,
Полезными и вкусными продуктами она обогатилась.
Мы запомним ее навсегда.
Для здоровья нам нужна лишь полезная еда!
Здоровей-ка
Ребята, к нам в кафе пришло письмо от моего одного сказочного героя, давайте его, прочитаем (Приложение 5).
Учитель:
Давайте поможем сказочному герою.
(Учащиеся обсуждают письмо, формулируют основные компоненты правильного питания).
(слайд 9)
Здоровей-ка:
- Теперь я знаю, какие продукты являются для нас полезными и как нужно правильно питаться. Своих друзей я буду угощать только здоровой пищей. Кафе закрывается, и на память я хочу всем подарить памятки о здоровом питании. Спасибо, что пришли и помогли мне разобраться, как же правильно надо питаться!
Учитель:
На сегодня это все. Как жаль, Здоровей-ка, что нужно покидать твое кафе. Но мы с ребятами обязательно к тебе вернемся.
-До новых встреч!
Несколько учащихся выходят и выдвигают лозунги о пропаганде здорового питания.
Если хочешь быть здоровым, Правильно питайся! Ешь побольше фруктов разных, Спортом занимайся!
(Слайд 10)
Приложение 1
Основные направления работы желтого стола
1.Перечислить основные продукты, которые относятся к желтому цвету.
2.Почему на ваш взгляд их можно отнести именно к этому цвету?
3.Рассказать о значении хлеба в жизни человека.
4. Являются ли хлебобулочные изделия полезными?
5.Творческое задание:
Придумать или перечислить половицы о хлебе.
Перечислить блюда, которые можно приготовить из хлеба.
Приложение 2
Основные направления работы зеленого стола
1.Перечислить основные продукты, которые относятся к зеленому цвету.
2.Почему на ваш взгляд их можно отнести именно к этому цвету?
3. Рассказать о значении овощей и фруктов в жизни человека.
4. Почему овощи и фрукты нужно включать в свой рацион?
5.Творческое задание:
Придумать частушки о витаминах и овощах.
Перечислить блюда, которые можно приготовить из овощей и фруктов.
Приложение 3
Основные направления работы синего стола
1. Перечислить основные продукты, которые относятся к синему цвету.
2.Почему на ваш взгляд их можно отнести именно к этому цвету?
3. Рассказать о значении молочных продуктов в жизни человека.
4. Почему молочные продукты включать в свой рацион?
5.Творческое задание:
Придумать стихотворения о молочных продуктах.
Перечислить блюда, которые можно приготовить из молочных продуктов.
Приложение 4
Основные направления работы оранжевого стола
1. Перечислить основные продукты, которые относятся к оранжевому цвету.
2.Почему на ваш взгляд их можно отнести именно к этому цвету?
3. Рассказать о значении мясных продуктов в жизни человека.
4. Почему мясные продукты нужно включать в свой рацион?
5.Творческое задание:
Перечислить блюда, которые можно приготовить из мяса.
Приложение 5
«Письмо Здорове -ке».
«Здравствуй, Здоровей-ка! Пишет тебе твой друг! Я хочу начать вести здоровый образ жизни. Это так необходимо мне. И хочу начать я с правильного питания. Питаюсь я в основном мороженым, попкорном, чипсами, пью много кока-колы. Мне очень нравится. Причем ем 6 раз в день, а то и больше. Вот хочу попросить у тебя и твоих друзей совета помочь мне. Спасибо. Буду ждать ответа».