Внеклассное мероприятие "Мы родом не из детства - из войны"
Внеклассное мероприятие "Мы родом не из детства - из войны"
Разработка посвящена детям войны. Приведены реальные воспоминания участников событий, подобран литературный материала. Запланирована творческая работа учащихся. Мероприятие можно проводить как в 5 классах, так и в более старших. Прилагается презентация.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие "Мы родом не из детства - из войны"»
4
Классный час в 5 классе
Мы родом не из детства – из войны…
Цель: патриотическое воспитание обучающихся;
Задачи: способствовать развитию интереса к истории своей семьи через призму истории всей страны; познакомить с историей пионеров-героев ВОв; развитие творческих способностей учащихся.
На войне - как на войне: попаданье без ошибки. ...А панамки на волне, словно белые кувшинки.
Боже правый - неужель это снова повторится?! Боже правый - им уже было б каждому за тридцать!
Тот же луг... и та река... детский щебет на полянке... И несутся облака, словно белые панамки. (Вадим Егоров)
Учитель. Война… Великая Отечественная… как далека она от нас! Только по книгам, фильмам и воспоминаниям фронтовиков мы можем себе представить, какой ценой завоёвана победа. Война – это смерть, разруха, голод. Взрослые мужчины и женщины уходят воевать, трудятся в тылу. А дети? А дети вместе со взрослыми переживают все тяготы войны. Во время Второй Мировой войны погибло 13 миллионов детей. Сколько белорусских, сколько русских, сколько польских, сколько французских? Погибли дети – граждане мира. А сколько детей было угнано на работы в фашистскую Германию? Над сколькими детьми проводились опыты в концлагерях? Только в 1944 году более 40 тысяч детей Советского Союза были угнаны в Германию. Там проводили отбор: кто покрепче – на биржу труда, кто слабый и больной – в концлагерь на опыты.
Что есть дороже детей? Что есть дороже у любого народа? У любой матери? У любого отца? А кто сосчитает, сколько детей убивает война? Ребенок, прошедший через ужасы войны, ребенок ли? Кто возвратит ему детство? Что помнят они? Что могут рассказать?
(выходят дети с лампадками и читают отрывки из дневников)
Люди падали от голода прямо на улице – замерзали, умирали. Самыми первыми умирали грудные детишки, затем дошколята, школьники. Подростки и мужчины. По «дороге жизни» тётя Сима вывезла меня и Лиду из города в Тихвин. В поезде кормили. Многие блокадники умерли в дороге от переедания., так как напрочь были лишены чувства насыщения. Я сама два года не знала сытости. Два года всё время хотела есть.
Мы жались к матерям. Они не всех убивали. Они взяли тех, кто справа стоял, и разделили : детей отдельно, родителей – отдельно. И я увидела, как сначала стреляли в детей. Стреляли и смотрели, как родители мучаются. Когда убили детей, стали убивать родителей. Я думала, что сойду с ума.
Однажды был такой случай. Я споткнулась и упала лицом на вилы. Острый прут разрезал кожу у глаза, я потеряла много крови. Мне было 2,5 года. Но я узнала, что громко плакать нельзя, стоило только закричать и меня бы убили. У меня не росли ногти, волосы, вся голова была в гнойниках. Ведь рядом с концлагерем был госпиталь для военных, и для них у нас брали кровь. После войны, когда меня угощали конфетами, я их не ела. Ведь там, в лагере, нам давали отравленные конфеты, испытывали лекарства.
«Я родилась в Ленинграде за пять лет до войны. Зимой 1941-1942 годов не стало отопления, света, воды, и стены домов промерзали. В ту пору на окнах обязательно была светомаскировка, которая скрывала свет иногда горевшей свечи и помогала маме убедить меня – ребенка, что это ночь (даже если был день), а ночью никто не кушает, надо потерпеть. Блокадный паек – 120 граммов хлеба из смеси опилок и муки… А есть очень хотелось, и чувство голода – это одно из устойчивых воспоминаний моего детства…»
«В начале войны мне было 12 лет. Моя семья из Москвы не уехала. В первый год войны школы не работали, но мы не сидели, сложа руки. Мы собирали медицинские пузырьки и сдавали их в госпитали. А весной и летом нас вывозили на сбор крапивы, из которой в госпиталях варили щи. Мы дети, во время бомбежек дежурили на крышах и тушили зажигательные бомбы».
- ЧТО ВАС ПОРАЗИЛО В ЭТИХ ВОСПОМИНАНИЯХ? КАКОЕ ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ ПРОИЗВЕЛО НА ВАС БОЛЬШЕЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ? ЧТО ПРИШЛОСЬ ПЕРЕЖИТЬ ВАШИМ РОВЕСНИКАМ В ГОДЫ ВОЙНЫ?
Учитель. Многое пришлось пережить детям военной поры. Им нелегко вспоминать о том страшном времени. Но мы должны знать об их детстве, чтобы подобное больше не повторилось на земле. Вот что вспоминает Бавкунова Маргарита Григорьевна.
(интервью с Бавкуновой М.Г.)
Учитель. Практически ни одну семью война не обошла стороной. В каждой семье существуют истории, которые старшие передают младшим. А какие истории есть в вашей семье? Что вы можете рассказать о своих родственниках, детях войны?
(Проекты детей о бабушках и дедушках, прабабушках и прадедушках)
(Дети читают стихи)
1.Война прошлась по детским судьбам грозно, Всем было трудно, трудно для страны, Но детство изувечено серьёзно: Страдали тяжко дети от войны.
Нужны были и смелость и отвага, Чтоб жить под оккупацией врага, Всегда страдать от голода и страха, Прошла где неприятеля нога.
2. В тылу страны нелёгким было детство, Одежды не хватало и еды, Страдали от войны все повсеместно, Хватило детям горя и беды.
Настал чудесный светлый День Победы, В тяжёлой битве выжила страна, От радости забылись сразу беды, Фронтовики надели ордена.
3. Войны не знают люди молодые, Их детству золотому нет цены, Теперь уже все старики седые Мы – дети грозной праведной войны.
Бегут вдаль годы жизни неизменно, Солдат ушёл, и память ушла с ним, Но мы живём, и о поре военной В сердцах навечно память сохраним.
Учитель. Детство поглотила война, юность – послевоенная разруха и голод. Именно эти дети во время войны восстанавливали разрушенное хозяйство, в 12 лет становясь у станков на заводах и фабриках, работая на стройках. Воспитанные трудом и доблестью, они рано взрослели, заменяя погибших родителей своим братьям и сестрам. Вот что они вспоминают.
«Пришла я на завод в июне 1942 года со школьной скамьи. Мне было 15 лет. В бригаде нас было девять человек: самому старшему не было и восемнадцати, самому младшему – 12 лет. Мы не уходили с работы до тех пор, пока не выполняли все задания. Все работали в дни войны по 11-12 часов без выходных, как следует не поев, не досыпая. »
«Мы были малы и не участвовали в Великой Отечественной войне. Когда нам не хватало тетрадок, мы писали диктанты на газетах. Собирали колоски на полях или лекарственные растения в тайге. Шефствуя над ранеными фронтовиками в госпиталях или над семьями погибших воинов, мы чувствовали себя маленькими солдатами, борющимися против фашистских захватчиков».
Сотни тысяч мальчишек и девчонок в годы Великой Отечественной Войны шли в военкомы, прибавляя себе год или два, и уходили защищать Родину, многие погибали за нее. Забранное войной детство, страдания, голод, смерть, рано сделали ребят взрослыми, воспитав в них силу духа, смелость, способность к самопожертвованию, к подвигу. Дети воевали наравне с взрослыми и в действующей армии, и в партизанских отрядах. И это были не единичные случаи. Таких ребят, по данным различных источников, во время войны были тысячи. Вот истории некоторых из них.
Зина Портнова
Война застала ленинградскую пионерку Зину Портнову в деревне Зуя, куда она приехала на каникулы, - это неподалеку от станции Оболь Витебской области. В Оболи была создана подпольная комсомольско-молодежная организация "Юные мстители", и Зину избрали членом ее комитета. Она участвовала в дерзких операциях против врага, в диверсиях, распространяла листовки, по заданию партизанского отряда вела разведку.
...Стоял декабрь 1943 года. Зина возвращалась с задания. В деревне Мостище ее выдал предатель. Фашисты схватили юную партизанку, пытали. Ответом врагу было молчание Зины, ее презрение и ненависть, решимость бороться до конца. Во время одного из допросов, выбрав момент, Зина схватила со стола пистолет и в упор выстрела в гестаповца.
Вбежавший на выстрел офицер был также убит наповал. Зина пыталась бежать, но фашисты настигли ее...
Отважная юная пионерка была зверски замучена, но до последней минуты оставалась стойкой, мужественной, несгибаемой. И Родина посмертно отметила ее подвиг высшим своим званием - званием Героя Советского Союза.
Вася Коробко
Черниговщина. Фронт подошел вплотную к селу Погорельцы. На окраине, прикрывая отход наших частей, оборону держала рота. Патроны бойцам подносил мальчик. Звали его Вася Коробко.
Ночь. К зданию школы, занятому фашистами, подкрадывается Вася.
Он пробирается в пионерскую комнату, выносит пионерское знамя и надежно прячет его.
Окраина села. Под мостом - Вася. Он вытаскивает железные скобы, подпиливает сваи, а на рассвете из укрытия наблюдает, как рушится мост под тяжестью фашистского БТРа. Партизаны убедились, что Васе можно доверять, и поручили ему серьезное дело: стать разведчиком в логове врага. В штабе фашистов он топит печи, колет дрова, а сам присматривается, запоминает, передает партизанам сведения. Каратели, задумавшие истребить партизан, заставили мальчика вести их в лес. Но Вася вывел гитлеровцев к засаде полицаев. Гитлеровцы, в темноте приняв их за партизан, открыли бешеный огонь, перебили всех полицаев и сами понесли большие потери.
Вместе с партизанами Вася уничтожил девять эшелонов, сотни гитлеровцев. В одном из боев он был сражен вражеской пулей. Своего маленького героя, прожившего короткую, но такую яркую жизнь, Родина наградила орденами Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны 1 степени, медалью "Партизану Отечественной войны" 1 степени.
Владимир Казначеев родился в крестьянской семье. Достаточно рано лишился отца, жил с матерью, старшей сестрой Анной и младшим братом Анатолием. Рос обычным сельским мальчиком, учился в школе, вступил в пионеры, любил ходить в лес и на речку ловить рыбу.
В 1941 году окончил 5-й класс средней школы. 22 июня 1941 года Володя ушёл с раннего утра на рыбалку. Вернувшись вечером домой, узнал от матери, Елены Кондратьевны, о нападении гитлеровской Германии на СССР и начале войны. Как впоследствии, уже через много лет, будет вспоминать об этом моменте Владимир Петрович, отреагировал он тогда на эту страшную новость с чисто пионерской уверенностью: «Мы разгромим их!».
Уже в первые месяцы войны на Брянщине, к которой стремительно приближались немецкие войска, по приказу коммунистической партии развернулась деятельность по организации специальных подпольных групп, которым надлежало действовать на оставляемых Красной Армией территориях. В состав одной из таких групп попала и мать Владимира, которая после оккупации немецкой армией района стала связной между сформировавшемся в этом районе Клетнянским партизанским отрядом и подпольем. Пекла она и хлеб для партизанского отряда в подпольной пекарне, расположенной в лесном урочище «Красный дворец».
Немецкая разведка сумела обнаружить это предприятие, и оно было уничтожено посланным туда карательным отрядом. Мать Володи была арестована и 6 октября 1941 года расстреляна оккупантами.
После смерти матери Владимир с сестрой и братом решили перебираться в местный партизанский отряд. Командир отряда встретил их словами: «Ну и пополнение!..» — однако, учитывая заслуги перед партизанами их погибшей матери, согласился принять сирот. В первом же своём задании, заключавшемся в разведке положения дел в деревне Берёзовка, где, как оказалось, и размещалось немецкое карательное подразделение, Володя был схвачен «полицаем» и лишь по случайности не попал в немецкую комендатуру. Это испытательное задание стало для мальчика своего рода боевым крещением.
- ПОХОЖИ ЛИ РЕБЯТА, ЧЬИ ИСТОРИИ ВЫ ТОЛЬКО ЧТО УСЛЫШАЛИ, НА ВАС? ПОЧЕМУ ОНИ РЕШАЛИСЬ НА БОРЬБУ С СИЛЬНЫМ И СТРАШНЫМ ВРАГОМ? А ВЫ СМОГЛИ БЫ СОВЕРШИТЬ ПОДОБНЫЕ ПОДВИГИ, ПОПАВ В ТАКУЮ ЖЕ СИТУАЦИЮ? ЗАЧЕМ НАМ ЗНАТЬ ИСТОРИИ ПИОНЕРОВ-ГЕРОЕВ?
Мальчики
1.Уходили мальчики – на плечах шинели, Уходили мальчики – храбро песни пели, Отступали мальчики пыльными степями, Умирали мальчики, где – не знали сами...
Попадали мальчики в страшные бараки, Догоняли мальчиков лютые собаки. Убивали мальчиков за побег на месте, Не продали мальчики совести и чести...
2.Не хотели мальчики поддаваться страху, Поднимались мальчики по свистку в атаку. В черный дым сражений, на броне покатой Уезжали мальчики – стиснув автоматы.
Повидали мальчики – храбрые солдаты – Волгу – в сорок первом, Шпрее – в сорок пятом, Показали мальчики за четыре года, Кто такие мальчики нашего народа.
(И. Карпов)
Книжная выставка.
Учитель. Подвигу детей ВОв посвящено много произведений: художественных и документальных. Здесь представлена только малая их часть. Во-первых, это всем известная повесть «Сын полка» Валентина Катаева, о Ване Солнцеве, которого приютили бойцы Красной армии. Во-вторых, это рассказ Льва Кассиля «Дорогие мои мальчишки», посвящённая подросткам. Которые помогали взрослым сражаться с фашистами. Рассказ Любови Воронковой повествует о девочке Вале, которая после того как потеряла маму и родной дом, попадает к чужим людям, ставшими ей родными. Книга «Дети военной поры» повествует о маленьких героях и тружениках, чьё детство пришлось на военные годы. Прочитав эти книги, вы больше узнаете об истории нашей страны и о судьбах ваших ровесников – детях войны.
Учитель. Приближается великий праздник для нашей страны – День Победы. В этот день все участники Великой Отечественной войны, все труженики тыла, все ветераны, все те, кто в годы войны был ребёнком оденут ордена и медали, будут принимать поздравления от нас с вами. Давайте мы подготовимся к этому дню и сделаем открытки для ваших родственников или знакомых, видевших войну.
Создание открытки в честь детей войны. Дети делятся на микро-группы по 4 человека. Им даются лист цветной бумаги, клей-карандаш, заготовки для аппликации, фломастеры или карандаши, блестящий гель.
Учитель. Ребята, сейчас в своих микро-группах вы должны изготовить открытку в честь детей войны. Вам даётся лист цветной бумаги, заготовки для аппликации и клей. Используя данные материалы, вы должны изготовить открытку, расположив элементы аппликации в нужном для вас порядке. Также вы должны придумать и сделать надпись или пожелание тому, кто видел и пережил войну. На работу вам даётся 10 минут. Затем выберите одного человека, который расскажет о том, какую открытку вы изготовили.
По истечении времени дети представляют свои работы.
Учитель. Молодцы, ребята. у вас получились замечательные открытки. Вы можете оставить их у себя накануне Дня Победы поздравить своих родственников или знакомых, которые в годы войны были детьми.
Учитель. РЕБЯТА, ЧТО НОВОГО ВЫ УЗНАЛИ? КАКИЕ ВЫВОДЫ ДЛЯ СЕБЯ СДЕЛАЛИ? МОЖНО ЛИ ДЕТЕЙ, ЧЬЁ ДЕТСТВО ПРИШЛОСЬ НА ВОЕННЫЕ ГОДЫ, НАЗВАТЬ ГЕРОЯМИ? В ЧЁМ СОСТОИТ ИХ ПОДВИГ?
Итог мероприятия. Мужеством наполнены страницы истории нашей Родины. И высочайшей вершиной этого мужества была Великая Отечественная война. Эта война самая народная и поистине самая священная из всех войн на земле, навсегда останется великим уроком человеческого мужества. Ещё живут на свете люди, которые преподали этот урок всему человечеству. Ещё можно взглянуть на их лица, в их глаза, услышать их простые, бесхитростные рассказы о тех временах.
Глянь на живых,
Пока они живые…
Запомни шрамы их и седину.
Их мужество в те годы грозовые
Спасло от рабства вольную страну.
Глянь на живых.
Они ведь смерть встречали.
И смерть поныне снится им порой.
Они грустят,
Они скорбят ночами
О тех друзьях, что спят в земле сырой.
Низкий поклон всем, кто родом не из детства, кто родом из войны.