«Но разве о войне мечтали дети?»
Цель: Формирование у школьников патриотической позиции
Задачи: рассказать учащимся о роли детей в годы войны, воспитывать любовь к Родине, гордость за победу русского народа в Великой Отечественной войне.
Форма: информационно-познавательная игра
Оборудование: плакат к 70-летие Победы, выставка книг о детях военных лет, выставка детских рисунков о войне, видеоролик обращения ветерана ВО войны к детям,презентация, карточки с пословицами, кроссвордом на каждую группу,фишки, листы белой бумаги с шаблоном голубя, ножницы, клей у каждого, шоколадные медали для награждения.
- Вводная часть
Беседа, настраивающая участников на игру и тему
Учитель: Тебе сейчас 10 или немногим меньше или больше. Ты родился и вырос на мирной земле. Ты хорошо знаешь, как шумят весенние грозы, но никогда не слышал орудийного грома. В этом году мы с вами отмечаем 70-летие Победы над фашистско-немецкими захватчиками. Ты видишь, как строят новые дома, но не подозреваешь, как легко разрушаются дома под градом бомб и снарядов. Ты знаешь, как обрываются сны, но тебе трудно поверить, что человеческую жизнь оборвать так же просто, как весёлый утренний сон. Вот так неожиданно, в обычный летний день 22 июня 1941года началась самая страшная, самая кровавая из всех Войн- Великая Отечественная. Можно сосчитать сколько лет, месяцев и дней длилась война, сколько было разрушено и потеряно, но как сосчитать количество горя и слез, которые заставила пролить эта страшная война. Так сложилось, что, вспоминая ужасы Великой Отечественной войны, мы чаще говорим об убитых солдатах, военнопленных, истреблении и унижении мирных граждан. А ведь можно выделить еще одну категорию безвинно пострадавших – дети.
- Объявление темы
Тема нашего занятия «Но разве о войне мечтают дети?» (слайд1)
-Из слов,что у вас на столе давайте подберем ассоциации к слову “Дети”.(улыбки,игры, прогулки. учёба, мультики, компьютер, книги…)Чтение слов. Почему вы не выбрали слово война?
-Теперь давайте подберем ассоциации к слову “война”. (кровь, смерть, взрывы, разрушения, слёзы, горе,) Чтение слов
- Сформулируйте цель занятия: о чем мы будем размышлять? (дети и война – несовместимы).
Могли дети мечтать о ней? Почему?
Мы сегодня повторим и узнаем новые факты о жизни детей в то страшное время? Из осколков памяти мы увидим другую войну, войну которую видел маленький человек. Сделаем мы это в форме игры. Вы разделились на 4 группы. Каждая группа-команда.
Знакомство с правилами игры (слайд 2,3,4).На столе у каждой группы фишки. За каждый правильный ответ берёте одну. В конце игры подведём итог.
Чтобы определить порядок, в котором команды будут отвечать на вопросы, предлагаю составить пословицу из отдельных слов. Кто составит первым, тот и отвечать будет первым и т.д.
Работа в группах. Пословицы (на листах)
Живя в мире, не забывай о войне.
За край свой насмерть стой.
Русский солдат не знает преград.
Войной да огнем не шутят.
Читаем пословицы, определяем порядок. Итак, начинаем…
Первая содержательная часть « Дети войны»1941
- Война застала детей в больших городах и маленьких деревеньках, дома и в гостях у бабушки, на переднем крае войны и в глубоком тылу. Их мечтам не пришлось осуществиться. Начало Войны (слайд 5) 30 секунд
Отвечаем на вопросы. Оцениваем ответ фишками.
Выступление библиотекаря с выставкой книг о детях военных лет
Вторая содержательная часть « Дети войны.Под оккупацией у немцев»
Под немецкой оккупацией некоторые области будут находиться от двух до трех лет. На оккупированных территориях гитлеровцы создают лагеря, тюрьмы. Многие населённые пункты уничтожались. Перед выселением какого-либо села туда врывался отряд карателей, они сжигали дома, угоняли скот, грабили имущество
30 секунд. Отвечаем.
Подведение итогов. Дополнительно можете заработать фишки, если отгадаете кроссворд на военную тему(у каждой группы -на столе).Кто первым закончит получает 6 ф, вторым -5ф и т.д.
1.Название города-крепости, мужественно оборонявшейся в первые дни войны.
2.Диверсант, взрывающий вражеские заводы, железнодорожные полотна на территории, захваченной врагом.
3.Военная машина с башней и пушкой.
4.Столица СССР.
5.Государство, напавшее на СССР 22 июня 1941 года.
6.Военный, охраняющий границу государства.
Итак, какие слова из кроссворда встречались в информации и заданиях
игры ( партизан, Брест, Германия)
Третья содержательная часть « Дети войны. В тылу» Дети полностью старались заменить своих взрослых родных, работали в полях, помогали на заводах, на фабриках.Читаем информацию. запоминаем, отвечаем на вопросы
Выступление ветерана труда Труфановой Р.Т.
Дети задают вопросы
1.Как учились в годы войны?
2.Как и чем помогали фронту?
Кроме писали письма солдатам на фронт, чтоб поддержать их боевой дух, чтобы не скучали наши защитники по своим близким. Приятно было солдату получить письмо, в котором чувствовалась любовь, забота, теплота пусть даже, если ему написал незнакомый человек. Согревало солдата в холодной землянке это письмо, и уходил он в бой, зная, что кто-то его любит и ждет!
Четвёртая содержательная часть « Дети войны. Пионеры-герои»
Среди защитников нашей Родины, которые, защищали ее с оружием в руках, были и дети. Дети, попавшие на фронт или воевавшие в партизанских отрядах. Таких мальчишек – подростков называли «сын полка». Более 300 тысяч юных патриотов, сынов и дочерей, наравне со взрослыми с оружием в руках сражались и совершали подвиги во имя нашей Родины, за что награждались медалями и боевыми орденами.
Некоторые посмертно…Следующий этап игры« Дети войны. Пионеры-герои».Вот только некоторые из них.
Итак, отвечаем на вопросы
Как вы думаете, почему они пошли сражаться с врагом?
Было ли им страшно?
Как бы ответили на вопрос «Но разве о войне мечтают дети?»
Сумели ли вы поступить также.
Если бы вы могли написать письмо тем ребятам,каким было его содержание. Вам помогут слова на листах.
Я бы рассказал…
Я поблагодарил…
Я восхищаюсь …
Я хочу заверить,….
Заключительная часть
Подведение итогов.В нашей игре, несмотря на разное количество фишек, нет победителей. Мы ещё раз отдали дань памяти и уважения своим сверстникам.
Трудно тогда было завоевать победу. Много наших воинов и детей погибло на полях сражений. Если каждому погибшему посвятить минутное молчание, тогда население всей Земли будет молчать тридцать лет
В память о детях погибших в Великой Отечественной мы сделаем голубей и пустим их в небо с помощью воздушных шаров 9 мая.
Мастер-класс проведет Филиппова О.В. (Вот сейчас вырежите детали птицы, согните по линиям сгиба на спинке, на хвостике) Смазать треугольник клеем и приклеить к хвостику.Край головы и клювик тоже смазать клеем и склеить.
Должно получиться вот так.Далее согнуть по линиям сгиба на крыльях, этот треугольничек смазать клеем и приклеить посередине спинки.
Все, голубок готов!)
В 2015 году люди живут спокойно, учатся и работают, наслаждаются счастьем, которое дала им Победа. На западе до сих пор удивляются, почему мы с таким уважением относимся ко всему, что связывает нас с войной. Да, мы дорожим Победой и не хотим, чтобы кто-то когда-нибудь развязал войну. И это все благодаря нашим ветеранам Великой Отечественной Войны, Большое спасибо им и низкий поклон!
Забыть страдания даже одного маленького человека - это предать детскую память 4 миллионов погибших детей.
Вечная память всем погибшим.
Минута молчания (звучит метроном).
Пусть в нашей жизни будет мир!