Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие для обучающихся 1 классов»
Информация для родителей первоклассников. Банк игр на развитие внимания у младших школьников
"Будь внимательнее!" - эта фраза все чаще сопровождает ребенка и дома, и в школе, и даже во время прогулок на улице. "Не отвлекайся, а то кашу мимо рта пронесешь!" - шутит бабушка, наблюдая, как ложка в руке внука, уставившегося в экран телевизора, замерла на полпути от конечной цели. "Почему у тебя кофта перекосилась? Да ты верхнюю пуговицу застегнула на нижнюю петельку! Что же ты такая рассеянная сегодня?"- недоумевает мама, поправляя одежду на девочке. "Давай пока уберем телефон в сумку, а то он тебя очень отвлекает, и ты совсем не смотришь на дорогу", - предлагает папа сыну при переходе улЧтобы разрешить все эти проблемы , то есть развить такой психический процесс как внимание, рекомендуем вам, дорогие родители играть с ребенком в следующие игры: Психогимнастика В магазине зеркал Цель: развитие наблюдательности, внимания, памяти. Создание положительного эмоционального фона. Формирование чувства уверенности, а также умения подчиняться требованиям другого человека. Описание. Взрослый (а затем ребенок) показывает движения, которые за ним в точности должны повторять все игроки. Инструкция: «Сейчас я расскажу вам историю про обезьянку. Представьте себе, что вы попали в магазин, где стоит много больших зеркал. Туда вошел человек, на плече у него была обезьянка. Она увидела себя в зеркалах и подумала, что это другие обезьянки, и стала корчить им рожицы. Обезьянки в ответ состроили ей точно такие же рожицы. Она погрозила им кулаком, и ей из зеркал погрозили. Она топнула ногой, и все обезьянки топнули. Что ни делала обезьянка, все остальные в точности повторяли ее движения. Начинаем играть. Я буду обезьянкой, а вы — зеркалами». Примечание. На этапе освоения игры роль обезьянки выполняет взрослый. Затем дети получают роль обезьянки. При этом необходимо следить, чтобы со временем каждый ребенок мог выполнить эту роль. Прекращать игру необходимо на пике интереса детей, не допуская пресыщения, перехода в баловство. Из игры могут выбывать те «зеркала», которые часто ошибаются (это повышает мотивацию к игре). Ручеек Цель: создание веселого и жизнерадостного настроения. Описание. Из пар, стоящих друг за другом с поднятыми и сцепленными руками, образуется длинный коридор. Игрок, проходя под сцепленными руками, ищет себе пару и берет за руку того, кто ему симпатичен. Образованная пара идет в конец коридора, а тот, чью пару разбили, идет в начало «ручейка». Так «ручеек» движется долго, беспрерывно. Инструкция: «Сейчас мы поиграем. Для этого нужно стать парами — кто с кем хочет. Образованные пары должны взяться за руки и держать их высоко над головой. Из сцепленных рук получается длинный коридор. Игрок, кому пара не досталась, идет к началу «ручейка» и, проходя под сцепленными руками, ищет себе пару. Новая пара, взявшись за руки, пробирается в конец коридора, а тот, чью пару разбили, идет в начало «ручейка», таким образом «ручеек» движется долго». Примечание. В игре участвует нечетное количество детей. Слушай команду Цель: развитие произвольного внимания. Необходимый материал: магнитофонная или грамзапись Р. Газизова «Марш». Описание. Каждый ребенок должен выполнять движения в соответствии с командами взрослого, произнесенными шепотом. Команды даются только на выполнение спокойных движений. Игра проводится до тех пор, пока играющие хорошо слушают и точно выполняют задание. Инструкция: «Мы поиграем в игру «Слушай команду». Для этого надо встать по кругу друг за другом и двигаться шагом под музыку. Когда звуки музыки прекратятся, необходимо остановиться и внимательно слушать меня. В это время я шепотом произнесу команду, например «поднять руки», и все играющие должны выполнить эту команду. Будьте внимательны!» Примечание. Примеры команд: присесть; наклониться вперед и вытянуть руки вперед; согнуть правую ногу в колене, руки развести в стороны; сесть на пол и обхватить колени двумя руками и т.д.
Игры, задания и упражнения, направленные на развитие сенсорного внимания
Найди два одинаковых предмета Цель: развитие мышления, объема внимания, восприятия формы, величины, наблюдательности, формирование умения сравнивать, анализировать. Оборудование: рисунок с изображением пяти предметов и более, из которых два предмета одинаковые; остро заточенные простые карандаши. Описание. Ребенку предлагаются: а)рисунок с изображением пяти предметов, среди которых два одинаковых; требуется их найти, показать и объяснить, в чем схожесть этих двух предметов; б)картинка (карточка) с изображением предметов и образца; необходимо найти предмет, подобный образцу, показать его и объяснить, в чем схожесть; в)рисунок (карточка) с изображением более пяти предметов; из изображенных предметов надо образовать одинаковые пары, показать их или соединить линиями, проведенными простым карандашом, и объяснить, в чем схожесть каждой пары. Инструкция: а)«Посмотри внимательно на эту карточку и найди среди всех нарисованных предметов два одинаковых. Покажи эти предметы и объясни, в чем их схожесть. Приступай к работе». б)«Посмотри, на этом рисунке изображены предметы. Каждому из них можно найти пару. Соедини линиями каждую полученную пару (два одинаковых предмета) и объясни, в чем их схожесть. Приступай к выполнению задания». Выкладывание из палочек Цель: развитие произвольного внимания, мелкой моторики пальцев. Оборудование.; счетные палочки (куски толстой изоляционной проволоки, трубочки для коктейлей и т.д.), образец узора. Описание. Ребенку предлагают по образцу выложить узор или силуэт из палочек. а) 1-й уровень сложности — узоры в одну строчку (карточки); б) 2-й уровень сложности — простые силуэты, состоящие от 6 до 12 палочек (карточки); в) 3-й уровень сложности — более сложные силуэты, состоящие от 6 до 13 палочек (карточки); г) 4-й уровень сложности — сложные силуэты с большим количеством деталей, состоящие от 10 до 14 палочек (карточки). Инструкция: «Посмотри, что изображено на этом рисунке (узор, домик и т.д.)? Возьми палочки и выложи из них точно такой же узор (при выкладывании будь внимателен. Приступай к работе» Исключение лишнего Цель: развитие мышления и объема внимания. Оборудование: карточка с изображением предметов, один из которых отличается от остальных. Описание. Ребенку предлагается найти из пяти изображенных на рисунке предметов один, отличающийся от других, и объяснить свой выбор. Инструкция: «Посмотри внимательно на изображенные здесь предметы и найди среди них такой, который отличается от остальных. Покажи найденный предмет и объясни, почему он не похож на другие. Приступай к работе». Найди отличия Цель:развитие произвольного внимания, переключение и распределение внимания. Оборудований карточка с изображением двух картинок, имеющих различия. Описание: Ребенку предлагаются: а)серия картинок по две картинки на каждой карточке; в каждой картинке надо найти пять отличий; б)карточка с изображением двух картинок), отличающихся друг от друга деталями. Необходимо найти все имеющиеся отличия. Инструкция; «Посмотри внимательно на эту карточку. На ней изображены две картинки, которые отличаются друг от друга различными деталями. Необходимо быстро найти все имеющиеся отличия. Начинай искать». Выкладывание узора из мозаики Цель: развитие концентрации и объема внимания, мелкой моторики руки, формирование умения работать по образцу. Оборудование: мозаика, образец. Описание: ребенку предлагают по образцу выложить из мозаики: цифры, букву, простой узор и силуэт. Инструкция: «Посмотри, на этом рисунке изображена цифра (буква, узор, силуэт). Из мозаики нужно выложить точно такую же цифру (букву, узор, силуэт), как на рисунке. Будь внимателен. Приступай к работе». Нанизывание бусинок Цель: развитие концентрации и объема внимания, межой моторики пальцев. Оборудование: образец для нанизывания бус; бусинки, соответствующие образцу, или одинаково нарезанные кусочки цветной изоляции толстой проволоки; для усложнения задания — крупный бисер. Описание- Ребенку предлагают по образцу нанизать бусы. Инструкция: «Посмотри на эти нарисованные бусы. Ты хочешь сам собрать бусы? Я дам тебе бусинки и проволоку, на которую нужно нанизать друг за другом бусинки точно так, как они выглядят на рисунке». Примечание: Работа с крупным бисером часто вызывает у детей затруднения. Возможно использование крупного бисера только в случае хорошо развитой моторики руки и как усложняющий элемент игры. Смешанный лес Цель: развитие наблюдательности, формирование умения распределять внимание. Оборудование: рисунок с изображением замаскированных деревьев. Описание. Ребенку дается рисунок с изображением замаскированных деревьев, среди которых ему надо отыскать березу (сосну, самую маленькую елочку). Инструкция: «Посмотри, на этой картинке изображены замаскированные деревья. Среди них нужно как можно быстрее найти березу (сосну, самую маленькую елочку). Начинай искать». Срисовывание по клеточкам Цель: развитие концентрации и объема внимания, формирование умения следовать образцу, развитие межой моторики руки. Оборудование: чистый лист бумаги в крупную клетку (1x1 см); образец для рисования; остро отточенные карандаши. Описание. Ребенку предлагают нарисовать согласно образцу фигуру на чистом листе в клетку простым карандашом. Задание представляет собой два уровня сложности: 1-й уровень сложности — образец состоит из разомкнутых фигур; 2-й уровень сложности — образец состоит из замкнутых фигур. Инструкция: «Посмотри внимательно на рисунок. На нем изображена фигура, состоящая из линий. Нарисуй точно такую же фигуру по клеточкам на чистом листе. Будь внимателен!» Примечание. Использовать для рисования ручку или фломастер не рекомендуется. По желанию ребенок может заштриховать замкнутую фигуру цветным карандашом. Кто забил гол? Цель.: развитие наблюдательности. Оборудование: рисунок с изображением футболистов. Описание. Ребенку предлагают найти на рисунке игрока, забившего гол, и объяснить свой выбор. Инструкция: «Посмотри внимательно на этот рисунок. На нем изображены футболисты. Найди здесь игрока, забившего гол, покажи его и объясни, почему ты считаешь, что именно он забил гол». Кого испугался охотник? Цель: развитие объема и устойчивости внимания. Оборудование: рисунок с изображением леса, зверей и охотника. Описание. Ребенку предлагается рисунок с изображением охотника в лесу. Необходимо найти того, кого испугался охотник. Инструкция: «Посмотри внимательно на рисунок. На нем изображен бегущий по лесу охотник. Он кого-то испугался. Кого мог испугаться охотник в этом лесу? Покажи и объясни: — почему?» Корова Маня и ее хозяйка Цель: развитие устойчивости внимания. Оборудование: рисунок с изображением лабиринта, простой карандаш. Описание. В предлагаемом лабиринте ребенок должен пройти ювилистую линию, проводя по ней пальцем или оборотной стороной карандаша, найти короткий путь, по которому могла бы двигаться хозяйка к своей корове Мане. Инструкция: «Посмотри внимательно на этот рисунок. На нем изображен лабиринт, по которому необходимо найти короткий путь. Однажды корова Маня заблудилась — забрела в глухой лес и не знала, как вернуться домой. Она проголодалась и начала искать сочную и вкусную травку. По какой тропинке должна двигаться хозяйка, чтобы как можно быстрее встретить корову?» Танграм Цель: закрепление представлений о геометрических фигурах, способах видоизменения их путем составления новых геометрических фигур из двух-трех имеющихся по образцу. Оборудование: вырезанные геометрические фигуры для выкладывания целой фигуры; образцы фигур-силуэтов. Описание. Ребенку предлагают самостоятельно выложить по образцу фигуру-силуэт из геометрических фигур. Инструкция: «Внимательно посмотри на рисунок. Из всех геометрических фигур составь рядом с образцом точно такую фигуру». Примечание. Несмотря на инструкцию, некоторые дети пытаются выкладывать части на образец. Необходимо остановить ребенка и попросить выложить фигуру рядом с образцом. Образцы фигур-силуэтов получаются путем разрезания квадрата 7x7 см определенным образом. При составлении фигур-силуэтов использовать все части, присоединяя одну к другой, не накладывая одну на другую. Найди тень Цель: развитие наблюдательности. Оборудование: рисунок с изображением фигурки и отбрасываемой ею тени. Описание. Ребенку предлагают рисунок с изображением снеговика и четырех его теней; рыцаря и трех его теней. Инструкция: «Посмотри на этот рисунок внимательно. На нем изображен рыцарь и его тени. Необходимо отыскать среди этих теней его настоящую». Сравни, назови, сосчитай Цель: развитие наблюдательности. Оборудование: рисунок — рыбы в аквариуме. Описание. Ребенку предлагают рисунок, на котором изображен аквариум с рыбками. Необходимо найти двух одинаковых рыбок. Инструкция: «Посмотри на эту картинку внимательно. На ней изображен аквариум с рыбками, две из которых одинаковые. Найди их, покажи и дай объяснение». Строители Цель: развитие наблюдательности, концентрации и распределения внимания. Оборудование: бланк с четырьмя рисунками, один из которых — образец, а три остальные отличаются от образца; недостающими деталями; простой карандаш. Описание. Ребенку предлагают лист с четырьмя рисунками, содержащими элементы башни. Первый рисунок — образец, остальные три отличны между собой и образцом. Надо дорисовать недостающие элементы, чтобы все три рисунка соответствовали образцу. Инструкция: «Посмотри внимательно на эти четыре рисунка. На первом из них изображена готовая башня, а на трех остальных детали башни не дорисовали. Тебе необходимо дорисовать недостающие детали к каждой башне так, чтобы все четыре башни стали одинаковыми. Приступай к работе». Найди героев передачи Цель: развитие наблюдательности, распределения, переключения и объема внимания. Оборудование: картинки с изображением героев детской передачи — Хрюши, Степашки, Фили, замаскированных в рисунке; простой карандаш. Описание. Ребенку необходимо найти и обвести обратной стороной простого карандаша каждую из замаскированных в рисунке фигурок героев. Инструкция: «Посмотри внимательно на этот рисунок. В нем замаскированы фигурки знакомых героев детской передачи: Хрюши, Степашки, Фили, Каркуши. Необходимо найти и обвести пальцем или обратной стороной карандаша каждого из героев». Найди дорожку Цель: развитие произвольного внимания. Оборудование : бланк с изображением простого лабиринта, карандаш. Описание. Ребенок должен пройти извилистую линию лабиринта, проводя по ней пальцем либо обратным концом карандаша. | Инструкция: «Посмотри на этот рисунок, на нем изображен лабиринт. Необходимо помочь Зайке пройти по этому лабиринту и добраться к морковке (к елочке). Проходить лабиринт необходимо, не выходя за контуры линии, не пропуская петель». Найди двух одинаковых животных Цель: развитие произвольного внимания. Оборудование: рисунок с изображением животных (мышек, петухов, жирафов, слонов). Описание. Ребенку предлагают отыскать на рисунке двух одинаковых животных. Инструкция: «Посмотри внимательно на рисунок. На нем изображены мышки (петухи, жирафы, слоны). Необходимо найти среди всех мышек одинаковых». Воспроизведение геометрических фигур Цель: развитие произвольного внимания, памяти, мышления. Оборудование: карандаш, чистый лист бумаги, соответствующий размеру образца (13x10 см). Описание. Ребенку предлагают рассмотреть разные геометрические фигуры, запомнить их расположение с тем, чтобы через 10 секунд по памяти воспроизвести их на чистом листе. Инструкция: «Посмотри внимательно на эти геометрические фигуры и постарайся запомнить их расположение. Через некоторое время я уберу карточку, и ты на листе бумаги должен будешь по памяти нарисовать эти же геометрические фигуры, расположив и раскрасив их так, как было на образце». Кто внимательнее? Цель: развитие объема внимания, наблюдательности. : картинки с изображением разного количества звезд. Описание. Ребенку предлагают на несколько секунд рассмотреть картинки с нарисованными звездами и ответить (не считая), где самое большее (меньшее) количество предметов. Инструкция: «Посмотри внимательно на картинки. Здесь нарисованы звезды. На какой картинке расположено самое меньшее (большее) количество предметов? Объясни свой выбор. Начинай играть». Построй дорожку Цель: развитие устойчивости внимания: способности обобщать объекты по признаку формы, величины; закрепление представлений о геометрических формах. Оборудование: таблица с различным расположением геометрических фигур по строчкам, фишки). Описание. Ребенку предлагают помочь герою сказки добраться до определенного места путем построения дорожки. Чтобы построить дорожку, необходимо закрывать фишками названные взрослым определенные геометрические фигуры. Инструкция: «Посмотри внимательно на эту таблицу. Помоги герою сказки добраться по дорожке к нужному ему месту. А для этого закрой фишками слева направо: а) все треугольники (круги, квадраты); б) только заштрихованные треугольники (круги, квадраты). Примечание. Если ребенок самостоятельно не справляется с заданием, то рассмотрите с ним таблицу. Особо выделите те признаки геометрических фигур, на которые он должен ориентироваться при выполнении задания. Проанализируйте ошибки вместе с ребенком. Когда задание освоено, можно предложить усложненный вариант: в группе провести игру «Кто быстрее». Отзовись, не зевай! Задача игры . Развитие у детей устойчивого сосредоточенного внимания. Описание игры. Дети садятся в два ряда друг против друга. Взрослый раздает детям картинки с изображением животных, детей, птиц, причем у детей из одного ряда должны быть те же самые картинки, что и у детей из второго ряда, т.е. каждая картинка должна иметь пару. Взрослый объясняет детям, что у каждого зверя, птицы или человечка на картинке есть дружок, т.е. точно такая же картинка. Каждый персонаж должен позвать своего друга соответствующим голосом (если на картинке корова, то помычать, если собачка, то полаять, если мальчик или девочка — позвать по имени). Вся инструкция наглядно поясняется. Каждый, кого позвали, должен быстро отозваться на зов. Друзья должны подойти ко взрослому, показать друг другу свои картинки и убедиться в том, что они одинаковые. Затем игру продолжают другие дети. Правила игры Подает голос и вызывает свою пару только тот, кого назвал взрослый. Нужно быть внимательным и вовремя откликнуться на зов своей пары. Назови предмет Цель: развитие целостности восприятия, формирование умения классифицировать, включать части в целое, концентрировать внимание. Оборудование: рисунки с замаскированным изображением предметов (игрушек, фруктов, посуды, овощей). Описание. Ребенку предлагают рисунок с замаскированным изображением предметов. Необходимо увидеть и показать каждый из предметов в отдельности. Инструкция: «Посмотри внимательно на этот необычный рисунок. На нем изображены замаскированные предметы. Необходимо увидеть и показать каждый предмет в отдельности. Приступай к выполнению задания». Примечание. На первом этапе работы целесообразно предложить ребенку водить по контуру каждого предмета указкой. В дальнейшем, когда ребенок освоит задание с указкой, можно предложить ему следить за контуром предмета взглядом. Быстрее нарисуй Цель: развитие умения переключать внимание. Оборудование: простой хорошо отточенный карандаш, таблица с изображением по строчкам знакомых детям предметов. Описание. Ребенку предлагают таблицу с изображением по строчкам знакомых предметов и дают задание дорисовать определенные недостающие детали к каждому из изображенных предметов. Инструкция: «Посмотри внимательно на эту картинку. Дорисуй у каждого яблока листик, а на в каждом домике окошко. Приступай к выполнению задания». Примечание. Необходимо проанализировать допущенные ошибки вместе с ребенком во избежание повторения этих же ошибок в дальнейшем. Нарисуй круг и треугольник Цель: тренировка распределения внимания. Оборудование: два простых остро заточенных карандаша (2М) и по 1/2 альбомного листа (формат А-4 размер, 20x14,5 см) для каждого ребенка. Описание. Ребенок должен рисовать одновременно двумя руками, на одном, листке: круг — одной рукой, треугольник — другой рукой (причем начинать и заканчивать рисовать обе фигуры одновременно). Инструкция: «Сейчас ты будешь рисовать сразу двумя руками. Возьми два карандаша. На отдельном листе бумаги попробуй одновременно рисовать одной рукой круг, а другой треугольник. Неважно, какой рукой, какую фигуру ты будешь рисовать. Делай, как тебе удобно! Но только помни, что начинать и заканчивать рисовать обе фигуры надо в одно время». Примечание. Упражнение можно использовать как при индивидуальной работе, так и при групповой. «Будь внимателен!» (25 мин.) Цель игры. Стимулировать внимание; обучение быстрому и точному реагированию на звуковые сигналы. Процедура игры Дети стоят группой, свободно. Каждый ребенок находится на расстоянии от другого примерно 0,5 м. Звучит маршевая музыка (исполнение на фортепьяно или в записи, рекомендуется «Марш» С. Прокофьева). Дети маркируют под музыку свободно, у кого как получается. В ходе марширования руководитель игры произвольно, с разными интервалами и вперемешку дает команды. Дети реализуют движение в соответствии с командой. Команда-движение. «Зайчики!» Дети прыгают, имитируя движение зайца. «Лошадки!» Дети ударяют ногой об пол, как будто лошадь бьет копытом. «Раки!» Дети пятятся, как раки (спиной). «Птицы!» Дети бегают, раскинув руки (имитация полета птицы). «Аист!» Стоять на одной ноге. «Лягушка!» Присесть и скакать вприсядку. «Собачки!» Дети сгибают руки (имитация движения, когда «собака служит») и лают. «Курочки!» Дети ходят, «ищут зерна» на полу и произносят «ко-ко-ко». «Коровки!» Дети встают на руки и ноги (4 ноги у коровы) и произносят «му-у-у». Занятия производятся в большой комнате, на ковре. Обязательно следует иметь инструмент (фортепьяно) и музыкального работника (тапера) или магнитофон с записями. «Слушай звуки!» (25 мин.) Цель игры. Развитие активного внимания. Процедура игры. Ведущий договаривается с детьми о том, что когда он нажмёт определенную клавишу, они примут соответствующую позу. Когда ведущий будет исполнять музыку, дети свободно двигаются в пространстве комнаты (можно предложить им ходить по кругу). «Слушай хлопки!» Цель игры. Развитие активного внимания. Процедура игры. Дети двигаются свободно в шеренге или ходят по кругу. Когда ведущий хлопает в ладоши определенное количество раз, дети принимают соответствующую позу (на 10—20 сек.) хлопок- поза аиста ( ребёнок стоит на одной ноге, поджав другую; хлопка- поза «лягушки» (присесть, пятки вместе, носки врозь и колени в стороны, руки — между ногами на полу). хлопка- дети возобновляют движение (ходьбу). Примечания: До начала игры рекомендуется «выучить» каждую позу и прорепетировать: хлопки—поза. Желательно, чтобы дети двигались в играх свободно, без нормирования. Для этого проводить игровые занятия следует в большой комнате (зале) и на ковре, паласе. Расстояние между детьми должно быть примерно 0,5м. Если помещение небольшое, "предложите детям двигаться по кругу. Каждая предполагаемая игра «прокручивается» несколько раз с разными заданиями, участниками. Общая продолжительность игры -25 мин. «Канон» (25 мин.) Цель игры. Развитие волевого (произвольного) внимания. Процедура игры. Звучит музыка. («Кавалькада» Ф. Бургмюллера или любая другая, но с хорошо акцентированными тактами. Необходимо выбирать такую музыку, в которой акценты ставятся на первый ударный звук такта) Дети стоят друг за другом по кругу. На первый такт поднимает руку первый ребенок. На второй — второй, на третий — третий и т. д. Когда правую руку поднимут все дети, они так же по порядку начинают поднимать левую руку. После того, как левую руку поднимут все дети, они начинают снова друг за другом поднимать правую руку. «Зеваки» (25 мин.) Цель игры: Развитие волевого (произвольного) внимания. Процедура игры Дети идут по кругу, друг за другом, держась за руки. По сигналу ведущего («Стоп!») останавливаются, делают четыре хлопка, поворачиваются на 180 градусов и начинают движение в другую сторону. Направление меняется после каждого сигнала. Если ребенок запутался и ошибся, он выходит из игры и садится на стул. Игра может закончиться, когда 2—3 детей остаются в игре. Они торжественно объявляются победителями, все хлопают. «Буквы алфавита» (25 мин для детей, знающих буквы) Цель игры: Развитие внимания. Процедура игры. Каждому ребенку присваивается определенная буква алфавита Ведущий называет букву, тот ребенок, которому присвоена буква-один хлопок. «Четыре стихии» (25 мин.) Цель игры. Развитие внимания, связанного с координацией слухового и двигательного анализа. Процедура игры. Дети сидят на стульях и по команде ведущего ыполняют определенное движение руками. Команда «Земля» - дети опускают руки вниз. «Вода» -дети вытягивают руки вперед. «Воздух»-дети поднимают руки вверх. «Огонь»- дети вращают руками в локтевых и луч запястных суставах.