Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие "Будь природе другом"»
Внеклассное мероприятие для учащихся начальных классов
«БУДЬ ПРИРОДЕ ДРУГОМ»
Цель, задачи:
Оборудование
Воспитывать любовь к природе, бережному отношению к ней;
Воспитывать любовь к родному краю, патриотические чувства
т.с.о – видеофильмы – фрагменты о Красной книге, о первоцветах; грамзапись птичьих голосов; детский телефон (сотовый); плакаты: «Экологическая конференция», «Будь природе другом», «Охранять природу – значит охранять Родину».
Выставка книг о животных, детских рисунков о защите животных, картинки – отгадки.
Стихи А. Токаревой «Родному городу», «Первоцветы», «Не дразните собак».
Эмблемы для каждого участника конференции; костюмы муравья и кузнечика, «Красная книга»
- Приветствие участников и гостей экологической конференции
Чтение стихотворения Я. Акима участниками конференции:
Есть одна планета – сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелетных.
Лишь на ней одной увидишь
Ландыши в траве зеленой
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивленно
Береги свою планету,
Ведь другой на свете нету!
- О какой планете говорится в стихотворении?
Почему сказано, что она одна?
Где бы вы хотели оказаться?
Каких животных вы бы могли там встретить?
- Не настораживают ли вас последние строки стихотворения?
(После ответа детей исполняется песня «Просьба»)
- Ученые подсчитали, только за последние 200 лет полностью уничтожено, стерто с лица Земли более двухсот видов животных. По одному в год. В наши дни гибель видов животных идет еще быстрее. И все потому, что люди, не зная, а часто попросту не желая признавать законы природы напористо и грубо вмешиваются в нее.
В 1948 году ученые мира создали Международный союз охраны природы. По созданию этого союза зоологи, ботаники, экологи стали изучать каким животным и растениям планеты надо помочь. Составили списки и эти списки издали в виде книги. это была первая «Красная книга»
(Видеофильм)
- Вероятно, и в нашем городе и районе назрела необходимость создания Красной книги.
Сегодня мы проводим экологическую конференцию «Будь природе другом», посвященную защите животных и растений нашего края. Егорьевского района.
- На нашей конференции присутствуют члены Комитета защиты природы учителя начальных классов
- Вам предстоит определиться в своем отношении к природе.
Помните, что вы решаете очень серьезную проблему защиты братьев своих меньших от жестокости, равнодушия, пренебрежительности злых людей. Вы тот щит, который защитит и укроет природу нашего края и поможет ей расцвести и засиять яркими красками.
«Охранять природу – значит охранять родину»
Каждое решение в защиту природы вы должны поместить в нашу Красную книгу, выбрав цвет листа, на котором поместите свое решение.
(Показ Красной книги, ее страниц.)
- Итак, начнем работу отделов
-Слово предоставляется отделу защиты зверей. (Члены отдела защиты зверей знакомят присутствующих с животными родного края.)
- Члены Комитета защиты природы, какие у вас вопросы к отделу защиты зверей?
Члены Комитета защиты природы загадывают загадки о животных:
«Не сидят они без дела,
Чтобы речка не мелела,
Без простоев, без авралов
Из подручных материалов
Сделают каскад запруд
Тут же на воде живут.»
(Бобры)
«Кто по елкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орешки прячет,
Сушит на зиму грибы?»
(Белка)
«Лесом катится клубок,
У него колючий бок,
Он охотится ночами
За жуками и мышами».
(Еж)
«»Горбоносый, длинноногий,
Великан ветвисторогий,
Ест траву, кустов побеги,
С ним тягаться трудно в беге,
Коль такого довелось встретить
Знайте это…»
(Лось)
«Он как елка, весь в иголках
Ловит смело страшных змей.
И хотя он очень колкий
Обижать его не смей
(Еж)
Рисунки с изображением зверей выставляются
- О каком из животных (зверей) вы бы хотели рассказать.
Ответ детей:
Лось – самый крупный современный олень, это главное чудо наших лесов. Окраска его шерсти – темно-бурая, он высоконогий, с большим горбатым носом, у самца на голове рога. Лоси доживают до 20 лет, но большинство их погибают раньше.
Питается лось травами, корой деревьев, грибами.
- Спасибо Отделу защиты зверей предстоит определить каких зверей надо взять под охрану и занести в Красную книгу.
- Слово предоставляется отделу защиты птиц
Звучит запись голосов птиц
Ответ детей:
Большое разнообразие птичьих голосов можно услышать в лесу, в скверах и парках. Это и чириканье воробьев, трели соловья, пересвисты малиновок. Прячутся в листве синицы, чечевицы, трудятся скворцы, ласточки и многие другие перелетные птицы в летнее время года.
(Раздается телефонный звонок. Передается сообщение о том, что бабушка идя по городу увидела на снегу замерзающего воробья.)
- Ребята, поступил сигнал тревоги. Найден замерзший воробей. Почему это случилось?
Ответ детей:
Зимой птицы погибают не только от холода, но и от голода. Им очень трудно найти корм.
-А как мы можем им помочь, спасти от гибели?
Дети – Повесить кормушки.
Кто из вас подкармливает зимующих птиц?
Ответы детей. Чтение стихотворения «Покормите птиц».
- Слово членам Комитета защиты природы: Загадки
«Он прилетает каждый год
Туда где домик его ждет
Чужие песни петь умеет,
А все же голос свой имеет».
(Скворец)
«Угадайте, что за птичка –
Тоненькая невеличка?
Беленькая с живота,
Хвост раздвинут в два хвоста?»
(Ласточка)
«Спинкою зеленовата
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка
И полоска шарфика».
(Синица)
«Кто в беретке ярко-красной,
В черной курточке атласной?
На меня он не глядит,
Все стучит, стучит, стучит».
(Дятел)
-О какой из этих птиц вы хотели бы рассказать…
Ответ детей:
Дятел. Дятлы бывают разные. самый крупный из них – черный. У него черное оперение, только «шапочка» на голове ярко-красная. Клюв длинный, острый. У большого пестрого дятла спина черная, на крыльях белые пятна, «плечи» белые, на голове красная «шапочка», сдвинутая на затылок. Он то и прилетал к нам прошлую зиму, чтобы лечить дерево, что растет за окном нашего класса.
Дятел – лесной доктор, он спасает деревья от личинок вредных насекомых и жуков.
- Спасибо. Вашему отделу предстоит тоже определить, каких птиц нашего края следует взять под защиту.
- Слушаем отдел защиты насекомых
Ответ детей:
Летом в лесу, на лугу, в парках нашего города слышны жужжание, стрекотание и свист насекомых. Здесь скапливается много бабочек, жуков, пчел, кузнечиков. Среди насекомых есть как полезные, так и вредные. Большую пользу лесу приносят жужелицы, божьи коровки, муравьи. Но очень редко можно встретить в лесу муравьиную кучу – муравейник.
(Сценка) Семья муравья
Кузнечик встретился в лесу
С рабочим муравьем.
Он нес такой огромный сук,
Что не поднять вдвоем.
- Давай попрыгаем с тобой! –
Кузнечик предложил,
- Нет, не могу, спешу домой
-А где твой дом, скажи?
- Наш дом под елкой, возле пня, -
Ответил муравей.
- А какова у вас семья?
- На свете нет дружней!
- И много вас?
- Не сосчитать!
Наверно, тысяч двадцать пять
Работников и воинов
У нас под крышей хвойною
- Мы познакомились с кузнечиком и муравьем. А теперь постарайтесь узнать и этих насекомых.
Не моторы, а шумят
Не пилоты, а летят.
Не змеи, а жалят
(Пчелы, осы)
Голубой аэропланчик
Сел на белый одуванчик.
(Стрекоза)
- О каком насекомом вы нам расскажите?
Осы. Существует много видов ос: дорожные, роющие, золотые, лесные и другие. Осы приносят пользу, истребляя мух и других насекомых. Свои личинки они кормят личинками жуков – листоедов, долгоносиков. Осы жалят своего врага жалом.
- Спасибо. Ваш отдел готовит слово в защиту насекомых.
- Прежде, чем дать слово последнему отделу защиты растений, просмотрим видеофильм.
Просмотр видеофильма о первоцветах
- Ребята, а что бы вы сказали этой девочке, да и другим ребятам, просмотрев фильм?
Ответы детей. В дополнение к ответу чтение стихотворения членом комиссии «Первоцветы Подмосковья» А. Токаревой
Далее дети дают характеристику растительного мира нашего района
Территория нашего района наполовину занята лесами и кустарниками. Хвойные породы – ель, сосна; лиственные – береза, липа, дуб, осина. В большей части района леса молодые. В районе села Троица сохранилось несколько могучих дубов в три человеческих обхвата. Им более 500 лет.
Леса богаты лесными ягодами, лекарственными растениями. Много черники, земляники, на болотах – клюква, растут белые грибы, подосиновики, былые грузди.
- Спасибо. Ответьте, о каких растениях эти загадки.
«По округе славится
Зеленая красавица:
Сарафан – как колокол,
По земле да волоком,
Шапочка с опушечкой
С острою макушечкой.»
(Ель)
«Листики с глянцем,
Ягодки с румянцем,
А сами кусточки –
Не выше кочки»
(Брусника)
- О каком из этих растений вы бы хотели рассказать?
(Ответ). Ель – это вечнозеленое стройное дерево. Ель растет очень медленно. У ели листья иголки. Хвоя опадает через 6-7 лет. Взамен появляется новая. На концах веток взрослой ели расположены шишки. Семенами шишек питаются птицы. В еловых лесах прохладно и хорошо дышится.
У ели есть враги: это огонь – самый опасный враг. Новогодний праздник не обходится без нарядной елки. Люди безжалостно рубят ели.
Ель дает строевой лес, идет на изготовление бумаги.
- Спасибо, думаем, что ваш отдел определил, какое растение следует взять под защиту.
- А сейчас приглашаю от каждого отдела защиты природы участников конференции. Слушаем ваши решения, которые вы приняли.
(Слушаем отчеты учеников: считают, что под защиту необходимо взять лосей, муравьев, ели, синиц и помещают рисунки этих животных и растений на желтые страница Красной книги).
Исполняют песню-гимн братьев меньших «Не дразните собак»
- Сегодняшняя конференция является началом создания Красной книги нашего Егорьевского района. И свою лепту внесли участники экологической конференции.
О создании Красной книги узнают учащиеся всей школы, а мы с вами продолжим с ней на нашем экологическом кружке.