Целью мероприятия является закрепления и обобщения знания детей о жанрах фольклора для этого используется презентация по теме"Устное народное творчество",карточки.
Воспитание любви к русской литературе, к народному творчеству;
Воспитывать любовь к русской литературе, к народному творчеству;
Воспитывать чувство патриотизма;
– Здравствуйте, гости дорогие!
– Веселья вам да радости!
– Давно мы вас ждем-поджидаем, праздник не начинаем.
– Припасли мы вам забавушек на всякий вкус. Кому – правда, кому – сказка, кому – песенка.
– Если все готовы – отправляемся в путешествие по стране! Устное народное творчество”.
Сообщение темы и целей урока.
Вы живете в огромной стране, имя которой Россия. У каждого народа своя мудрость, другими словами свой фольклор. Вы поколение русского народа, его будущее. Всем известно, что именно русский народ славится своими талантами, самобытностью. И проявляется это в их умении трудиться (это видно по вещам, которые хранятся в ваших семьях и изготовлены руками ваших бабушек и даже прабабушек). Свой талант также народ проявляет в умении веселиться и отдыхать.
В то давнее время, когда не было ни телевизоров, ни видео, ни компьютеров, народная мудрость и знание передавались через произведения устного народного творчества.
И сегодня наша с вами задача выяснить для чего создавались произведения устного народного творчества, чему они нас учат.
Но сначала давайте вспомним, что же такое устное народное творчество?
– Что означают слова “Устное народное творчество”?
- Что значит устное?
- Это значит, что эти произведения передавались из уст в уста, т.е. мама рассказывала детям, бабушка внукам своими словами. Каждый рассказывал по-своему, поэтому произведения постоянно изменялись.
- Что значит народное?
- Это значит, что сочинял не один какой-то человек, а народ.
- Что такое творчество?
- Творчество произошло от слова творить, т.е. создавать, делать.
- А как называются и пословицы, и песни, и сказки?
- жанры устного народного творчества.
- Молодцы, ребята!
– Посмотрите на схему нашего путешествия. Путешествовать мы будем по станциям.
– Какие сказочные волшебные средства передвижения вы знаете?
(Ковер-самолет, сапоги-скороходы, ступа и метла)
– На чем ездил Емеля –дурачок? (На печи.).
– Мы тоже будем путешествовать на печи.
– Кто помнит заклинание? Чтобы добраться до первой станции, нам тоже надо произнести это заклинание! (По щучьему веленью, по нашему хотенью, ступай печь на первую станцию “пословицы”.)
1-я станция: “Пословицы”
1-е задание: «Закончи пословицу”
1 . Любишь кататься,…………………….
(люби и саночки возить).
2.Нет друга - ищи, а………………………………….
(нашел – береги).
3.Что летом родится,……………………………………………
(то зимой пригодится).
4. Старый друг……………………………………………
(лучше новых двух).
5.Дружба крепка не лестью,……………………………..
(а правдой и честью).
6.Береги землю родимую,…………………………………………….
(как мать любимую).
7.Родина –мать,………………………………………………
(умей за нее постоять).
8.Сам кашу заварил,…………………………………
(сам ее и расхлебывай).
2-е задание: по двум словам отгадай пословицу.
Кончил-смело. (Кончил дело-гуляй смело.)
Дело – мастер. (Дело мастера боится.).
Труд – лень. (Труд человека кормит, а лень портит.)
Читает-знает. (Кто много читает, тот много знает.)
3-е задание: Игра: “Семь и один”.
Назвать по одной пословице, в которых употреблены числа 1 и 7.
4-е задание: Игра«Соберите пословицу»
Молодцы, ребята. Отправляемся в следующую станцию. Скажем заклинание. Следующая станция « Считалки»
2-я станция “Считалки”
Считалки были частью игры. Считалка в простейшей форме – счет. Счетом решали – кому водить. Считалку отличает четкий ритм, и всюду он выразителен.
– Какие считалки знаете, мы сейчас проверим.
Задание:1 За одну минуту команде подготовить интересную считалку и представить на суд жюри.
Задание2:
Игра «дружеское рукопожатие»
Со считалкой каждая команда выбирает одного участника игры и завязываются глаза.
Физминутка.
Молодцы, ребята. Отправляемся в следующую станцию. Скажем заклинание. Следующая станция « Песни»
3-я станция “Песни”
1. – Русская народная песня .
2. –Песенка-Мамонтенка.
3. - Настоящий друг.
Молодцы, ребята. Отправляемся в следующую станцию. Скажем заклинание. Следующая станция « Скороговорок и загадок»
4-я станция:: «Скороговорок и загадок»
Задание:1 проговорить четко всей командой скороговорки. Подготовка – одна минута.
Кот ловил мышей и крыс
Кролик лист капустный грыз.
Зимним утром от мороза
На заре звенят березы.
Задание2: Игра «Ромашка»
Скороговорки написаны на листах ромашки. Дети отрывают лепесток и в течении 1 минуты, тренируются приговаривать скороговорку.
Загадки:
Задание3: Игра «Ты мне я тебе»
Вам было домашнее задание проготовить по 5 загадок.
Молодцы, ребята. Отправляемся в следующую станцию. Скажем заклинание. Следующая станция «Сказки»
5-я станция: «Сказки»
Задание1: Ответить на вопросы.
В этой сказке всего по три: три героя, по три предмета у каждого. Назовите сказку. (Три медведя.)
Где спрятался седьмой козленок? (В печи.)
Героя какой сказки все хотели съесть? (Колобок.)
Кто может позвать словами Ивана Сивку-Бурку? (“Сивка-бурка, вещая каурка! Стань передо мной, как лист перед травой!”)
Чем играл братец Иванушка из сказки”Гуси-лебеди” у бабы Яги? (Золотыми яблочками.)
Как в сказках лиса обычно называла волка? (Кум, куманек.)
Из какой сказки выражение”Как аукнулось, так и откликнулось”? (Лиса и журавль.)
Из чего солдат варил кашу? (Из топора.)
Кто выручил из беды Петушка в сказке “Кот, Петух и лиса”? (Кот.)
Чем ловил волк рыбу в сказке “Лисичка-сестричка и серый волк”? (Хвостом.)
Задание2: « Узнай героя и его сказку »
Мы из сказки - ты нас знаешь.
Если вспомнишь - отгадаешь!
А не вспомнишь - ну так что ж...
Сказку заново прочтешь!
1. Скок-поскок, скок-поскок –
Через море и лесок!
По пути нашел Жар-птицу
И красавицу-девицу,
Ну а глупого царя
Обмануть сумел не зря.
Так Иванушке помог
" Умный маленький конек,
Всем известный... (Горбунок.)
2. Кто работать не хотел,
А играл и песни пел?
К братцу третьему потом
Прибежали в новый дом.
От волка хитрого спаслись,
Но долго хвостики тряслись.
Сказка известна любому ребенку
И называется... («Три поросенка».)
3. Удивляется народ:
Едет печка, дым идет,
А Емеля на печи
Ест большие калачи!
Чай сам наливается
По его хотению,
А сказка называется... («По щучьему велению».)
4. Прямо в болото упала стрела,
А в этом болоте царевна жила,
Как звали царевну, скажи мне на ушко.
Я знаю, ты помнишь - Царевна-... (Лягушка.)
5. Сидит в корзине девочка
У мишки за спиной.
Он сам, того не ведая.
Несет ее домой.
Ну, отгадал загадку?
Тогда скорей ответь!
Названье этой сказки... («Маша и медведь».)
6. «Не пей, Иванушка, если устанешь...»
А братец все выпил до донышка.
«Не пей, Иванушка, козленочком станешь!»
-Плачет... (Сестрица Аленушка.)
Задание3: Игра «Найди сказочных персонажей»
На этом наш праздник кончается, дадим слово нашим гостям.