kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Интегрированный урок литературного чтения и технологии по сказке Аленький цветочек""

Нажмите, чтобы узнать подробности

Комбинированный, интегрированный, с элементами творческой работы учащихся, урок  направлен на  обобщение материала  по сказке, решает задачи развития речи, воображения, увлеченного творчества.  Он построен на интеграции, которая позволяет показать мир сказки во всём её многообразии, с привлечением  музыки, живописи, что способствует эмоциональному развитию учащихся и формированию творческого мышления. В ходе  урока применяется один из самых распространенных и привычных видов работ с бумагой - аппликация.  Данная техника выбрана осознанно,  располагает большими учебными возможностями: способствует развитию художественного вкуса, развивает внимание, мышление, воображение, воспитывает аккуратность и терпение, развивает глазомер и моторику рук.

      Содержание урока соответствует образовательной программе и используется для обогащения субъективного опыта учащихся.

 На уроке применялись разные методы обучения, такие как деятельностный, объяснительно-иллюстративный, проблемный и др. Использовались такие формы обучения, как рассказ, беседа, викторина, исследование, творческое дело. В ходе проведения занятия были реализованы принципы деятельности, целостности, вариативности, а также принцип творчества и психологической комфортности.

 На уроке использовался  мультимедийный проектор, компьютер, материалы презентации к уроку «Аленький цветочек», дидактический материал для индивидуальной и групповой работы на уроке, напечатанный на компьютере.

 Данный  урок позволяет сделать процесс обучения доступным, увлекательным и эффективным.   Конспект урока может быть использован учителями начальных классов на уроке литературного чтения, внеклассного чтения, внеклассного занятия во внеурочной деятельности, на занятиях ОРКСЭ при изучении тем «Милосердие и сострадание», «Зачем творить добро», а также на часах общения  по духовно-нравственному воспитанию в 3-4 классах  школы. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок литературного чтения и технологии по сказке Аленький цветочек"" »

Интегрированный урок литературного чтения.

Тема: С.Т. Аксаков. Аленький цветочек (систематизация и обобщение)

Цель урока: нравственное и эстетическое воспитание посредством вовлечения каждого ученика в активный познавательный и творческий процесс, с чётким осознанием: мир прекрасен, как и прекрасен человек с любящим сердцем, добрыми делами его рук и поступками.

Задачи:


  • Обобщить знания сказки С.Т.Аксакова «Аленький цветочек».

  • Прививать любовь к книгам и народному творчеству;

  • Вызывать у детей положительные эмоции, развивать фантазию, воображение.

  • Воспитывать умение любить в человеке его душу, хорошее отношение к другим людям.

  • Активизировать творческий и духовный потенциал учащихся.

Формирование УУД:

Предметные

Умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию; умение использовать простейшие виды анализа различных текстов.

Метапредметные

Личностные: Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;

Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;

Познавательные УУД:

извлекать информацию, представленную в разных формах

(сплошной текст; не сплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

осуществлять анализ и синтез;

Коммуникативные УУД:

высказывать и обосновывать свою точку зрения;

слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

Регулятивные УУД:

составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

Оборудование:

  • тексты книги "Аленький цветочек",

  • викторина по сказке (образец правильных ответов )

  • сочинения «Волшебные свойства цветка»

  • печатный текст песни «Волшебный цветок»

Музыка Ю. Чичкова .
Слова М. Пляцковского .

  • компьютер и проектор,

  • презентация

  • цветная бумага и картон для изготовления аленького цветочка

  • клей,

  • ножницы











Ход урока

Организационный момент.

Снег летает и сверкает

В золотом сиянии дня,

Словно пухом устилает

Все дороги и дома.

Сыплет, сыплет снег – снежок,

Начинаем наш урок.

Зима – время года, когда каждый из нас ждет чудес. А чудеса могут быть разными. Это и пушистый белый снег, морозные кружевные узоры на окнах, бескрайние белые просторы, елки, укутанные снежным покрывалом, блестящие на солнце сугробы,

веселые игры, удивительные сказки…

Мотивация учебной деятельности

- А вы бы хотели побывать в сказке?

Побывать мы в сказке сможем,

Собирайтесь в дальний путь.

Кот ученый нам поможет

Книгу сказок распахнуть!

-Давайте попробуем догадаться , о какой сказке пойдет речь?


АFЛYЕRНSЬКWИQЙ ЦLВVЕNТRОWЧYЕZК

Кот-ученый:

Я - кот ученый. Много лет

С тех пор, как написал поэт,

Все по цепи хожу, друзья,

Рассказываю сказки я.

Ну, что ж, начну я свой рассказ.

А мне подспорьем будут сказки,

В них мудрость жизни,

Счастья краски.

Давайте будем торопиться,

Откроем первую страницу!


Первая страница: «Викторина по сказке»

- А теперь поработаем по группам. Постарайтесь вспомнить содержание сказки ответить на вопросы.

1. Кто рассказал Аксакову сказку про Аленький цветочек?

  • Ключница Пелагея

  •  Его мама 

  • Его нянька

  •   Его бабушка





2. Отрывком из какого произведения является сказка «Аленький цветочек»

  • "Детские годы Багрова - внука"

  • "Семейная хроника"

  • "Буран"

  • "Детство Тёмы"





3. На какой палец надо было надеть волшебный перстень, чтобы очутиться во дворце чуда морского, зверя лесного?

  • На левый безымянный 

  •  На правый мизинец

  •   На правый средний 

  •  На левый указательный

4. Что случилось с купцом в дороге?

  • Корабль с товаром утонул

  •   На корабле случился пожар 

  •  На его караваны напали разбойники 

  • Его люди погибли в пустыне



5. Через какое время обещала вернуться к чудищу купеческая дочь?

  • Через двенадцать часов

  •   За час до истечения 3 дней и 3 ночей

  •   Через неделю 

  •  Через два дня

6. Какой по счёту пленницей была во дворце у чудовища купеческая дочь?

  • Первой 

  •  Десятой  

  • Двенадцатой 

  •  Пятнадцатой

7. Какой волшебный предмет дал зверь лесной, чудо морское, чтобы купец мог быстро очутиться дома?

  • Медный браслет

  •  Изумрудное ожерелье 

  • Бриллиантовую серьгу

  •   Золотой перстень

8. Сколько лет провёл принц в образе зверя лесного, чуда морского?

  • 30 лет

  •  50 лет 

  •  100 лет 

  •  Меньше года

9. Дочь купца вернулась во дворец с опозданием, потому что…

  • Долго прощалась с отцом 

  •  Долго не могла решить, возвращаться или нет

  •  Сестры перевели часы назад  

  • Ее заперли в доме

10. Кем оказался зверь лесной, чудо морское?

  •  Злым колдуном 

  •  Карликом 

  •  Медведем 

  • Заколдованным принцем

-Проверьте правильность выполнения по образцу. Оцените работу группы.

Отметка5-9-10 заданий;

Отметка4-7-8 заданий;

Отметка3-5-6 заданий;

-Молодцы! Вы замечательно справились с заданиями.

Кот-ученый:

Чтобы сказки не обидеть-

Надо их почаще видеть .

Их читать и рисовать,

И любить , и создавать!

-Откроем вторую страницу!

Вторая страница «Творческая мастерская »

Мир преображается в минуты озаренья,

И сразу начинаются, как в сказке, превращения.


(звучит песня «Волшебный цветок»)

-Опишите цветок словами из песни. ( Можно предложить детям использовать печатный текст песни.)

( Алый-алый, яркий, пламенный, сказочный, как заря, небывалый, волшебный, самый красивый, свежий).

-Замечательно! В песне вы услышали много красивых слов о цветке.

-А теперь давайте послушаем сочинения-эссе «Волшебная сила цветка», которые вы написали дома.


«…Аленький цветочек - самый красивый, самый прекрасный цветок в мире, Все о нём знают, но никто из современных людей его не видел. Каждый человек представляет Аленький цветочек по- своему, сравнивают его с мечтой, с зарей. Аленький цветочек способен творить чудеса, дарить красоту и любовь »

«…. Аленький цветочек - волшебный. Он светится днём и ночью. Если прислушаться – можно услышать очень нежную музыку. О его благоухании в сказке говорится: «Запах от цветка по всему саду бежит».

« …Аленький цветочек волшебный – может переносить человека из одного мира в другой, может изменять и останавливать течение времени, делать человека невидимым и счастливым, исцелять от болезней и защищать его от врагов и многое-многое другое.»

«…В сказке Аленький цветочек таинственным образом связан с заколдованным царевичем – «зверем», который своим внешним видом «чудища» пугает и отгоняет непрошеных гостей, а на самом же деле – лелеет и охраняет божественный цветочек. Аленький цветочек является символом доброты, верности, любви.»

«…Цветок этот прекрасный и чудесный. Он воплощает собой красоту мира, высшее возможное на земле счастье, красоту человеческой души. Словно он кем-то принесён в наш мир из обители светлых богов и оставлен здесь в дар людям.»

«…Редко кто может встретить и увидеть Аленький цветочек – для человека это большое счастье. Но суметь его удержать, хотя бы на время, и научится им пользоваться, дано только самым чистым душой людям.»

«…Мне кажется, что чудище не смогло бы превратиться в принца, если б на месте младшей дочери купца оказалась другая из дочерей, даже если бы получила цветочек. Младшая дочь очень любила отца. Ради него она отправилась к чудищу и ни разу не нарушила слово. Я думаю , что сердце младшей дочки и есть цветочек, а аленький, потому, что это цвет любви. Значит, каждый любящий человек может творить чудеса.»

-Замечательно! Вы написали очень красивые слова о цветке. Мне было приятно и радостно слышать вас. Молодцы!

-Можно ли создавать чудеса своими руками ?

-Чем для этого нужно обладать?

(терпением, фантазией, трудолюбием, аккуратностью, выдумкой)

-Волшебными могут стать кисти, карандаши и обыкновенные ножницы, если мы хотим создавать чудеса на бумаге. А чудом станет «Аленький цветочек», созданный нашими руками, с помощью бумаги.

После небольшого отдыха приступим к работе.

Физминутка

Говорит цветку цветок:

Подними-ка свой листок.

(Дети поднимают и опускают руки.)

Выйди на дорожку

Да притопни ножкой.

(Дети шагают на месте, высоко поднимая колени.)

Да головкой покачай,

Утром солнышко встречай.

(Вращение головой.)

Стебель наклони слегка —

Вот зарядка для цветка.

(Наклоны.)

А теперь росой умойся,

Отряхнись и успокойся.

(Встряхивания кистями рук.)

Наконец готовы все

День встречать во всей красе.


-Давайте вспомним правила работы с ножницами.

С ножницами не шути,

Зря в руках их не крути,

И, держа за острый край,

Другу их передавай.




Лишь окончена работа –

Ножницам нужна забота:

Не забудь ты их закрыть

И на место положить.















-Вырезать можно по шаблону или произвольно, но чтобы работа отличалась особой четкостью форм и линий контура, на помощь нам приходит волшебная линия.

-Что это за линия?

( линия симметрии)

Итак, приступаем!

- Какие части есть у цветка?

-Какие детали нам нужно вырезать?

( Стебель, листья, цветок)

1).Стебель может быть прямой или изогнутый

Прямой стебель вырезать просто: отрезаем от края листа полоски с зауживанием вверху.

Изогнутый стебель вырезаем следующим образом: линию среза нужно отвести немного от края бумаги так, чтобы она получилась изогнутой, вырезаем с постепенным зауживанием .

2)Листья.

Складываем бумагу пополам. Легкой линией наносим половину листа, вырезаем и разворачиваем.

3).Цветок.

Складываем бумагу пополам. Рисуем половину цветка. Для этого вы можете воспользоваться любой формой.

Молодцы, а теперь давайте возьмем и порадуем стебельки, наклеим на них наши цветочки.

-Расположите детали на цветном картоне. Аккуратно наклейте.

-Добавьте что-нибудь свое.


Кот-ученый:

Вся сказочных чудес полна,

Всегда волнуя, сердце.

На свете есть одна страна,

Страна в прекрасном детстве.


Страну не ищите на карте,

Где реки, озера и лес.

За вашею школьною партой

Откроется море чудес.

Откроем третью страницу!


Третья страница «Чудесные аппликации».

Выставка работ.

-Посмотрите, какие чудесные аппликации у нас получились.

Какой же смысл вложил писатель в образ волшебного аленького цветочка?

- Какой смысл вложил каждый из вас?

Аленький цветочек - символ настоящей любви. Настоящая любовь видит душу человека, ее внутреннюю, скрытую от глаз, красоту и доброту. Любовь, доброта и сострадание - самые главные человеческие чувства. Они могут изменить не только человека, но и мир вокруг сделать лучше, чище, красивее.

В душе у каждого человека должен быть свой Аленький цветочек. Посмотрите, сколько у нас Аленьких цветочков! Пусть они расцветут и в душе каждого из нас. Свои прекрасные работы можете подарить родным и близким людям .


Пройдена дорога непростая,

За чудесной сказкой по пятам.

Мы еще не раз перечитаем

Книгу, полюбившуюся, нам.


Сказки всех отучат злиться,

А научат веселиться,

Быть добрее и скромнее,

Терпеливее, мудрее.


Рефлексия. На столах в каждой группе лежат алые лепестки.

Напишите на лепестке, чему научила вас сказка. А теперь соберем аленький цветочек, который будет цвести в нашем классе.

Домашнее задание: Предлагаю выбрать любое из предложенных заданий.

1задание. Напишите небольшое сочинение на тему: "Почему появилось на свет чудище?"

2 задание. Проведите исследовательскую работу. Определите, что связывает сказку С.Т Аксакова «Аленький цветочек» и поэму А. С. Пушкина «Руслан и Людмила»

3 задание. Нарисуйте одного из героев сказки, например, младшую дочь или чудище.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Интегрированный урок литературного чтения и технологии по сказке Аленький цветочек""

Автор: Чуркина Татьяна Николаевна

Дата: 19.10.2015

Номер свидетельства: 241530

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(170) "презентация к интегрированному уроку литературного чтения и технологии "Аленький цветочек" "
    ["seo_title"] => string(107) "priezientatsiia-k-intieghrirovannomu-uroku-litieraturnogho-chtieniia-i-tiekhnologhii-alien-kii-tsvietochiek"
    ["file_id"] => string(6) "241492"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1445261073"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства