Внеклассное занятие : «Ах , эта шляпка.»
Цель : познакомить с историей создания головных уборов, особенностями их внешнего вида и их применением в быту. Способствовать развитию речи, мышления, воображения. Воспитывать эстетические качества личности учащихся.
Ход занятия
Одежда появилась еще в первобытном обществе. Она была необходима для укрытия от холода, солнца, ветра. Эстетическое представление об одежде появилось
позже, когда человек освоил орудия труда. При разделение общества на богатых и бедных, одежда создавалась в интересах богатых.
Сегодня мы поговорим о головных уборах. Наша тема «Ах, эта шляпка !»
Как и одежду головной убор человек носил, чтобы защитить голову от дождя и снега, а также от солнечных лучей. Со временем у каждого народа развивается свой стиль
головных уборов.
(показ стр. 25 «Одежда и украшения.»)
Только 5 или 6 столетий назад люди всерьез занялись изготовлением головных уборов.
Головные уборы разделяются, нарядные, повседневные, спортивные. По роизводственному признаку г. у. подразделяются на мужские, женские, подростковые и детские. Мужской г. у. изготовляют в основном из овчины, шкурок кролика, каракуля, норки ,лисы.
Женские- из шкурок норки, песца, лисы и другого меха, а также из фетра, драпа, вельвета, соломки, замши и т. д. Если заглянуть в историю, то самым повседневным и в тоже время нарядным г. у. всегда была меховая шапка.
Из-за сурового климата большого количества пушного зверя издревле наши предки шили теплые шапки. Многие г. у. названы в честь людей, которые впервые изобрели и одели, или места где их носили. -А о каких г.у. можете рассказать вы? (шапокляк, цилиндр, шляпа, шапка, панама, чепец) Раз уж сегодня мы с вами говорим о шляпах ,то послушайте историю этого предмета гордироба. Во все времена женщины хотели быть красивыми и нарядными. Они украшали себя различными способами. Надевая роскошные платья, представительницы прекрасного пола не забывали и о своих волосах. Ко второй половине 18 века в шляпок еще не было и женщины сооружали на голове невероятные прически. А поскольку своих волос не хватала, приходилось дополнять их конским волосом и шерстью. Такая прическа нередко становилась настоящим произведением парикмахерского искусства. На женских головах расцветали сады с птицами, плыли корабли и даже устраивались комнаты с мебелью. Парикмахерам приходилось трудиться над такими прическами целыми днями, да и стоили они очень дорого. Носили такое сооружение несколько месяцев. Вот женщины и решили избавить себя от таких неудобств. Супер сложные убранства были заменены богато раскрашенными шляпами.
С самого этот г. у. делился на 2 категории: « от непогоды» и для « выхода». Кроме того, различались открытые и закрытые модели.
Многое могла рассказать шляпка о своей хозяйке. Только стоило посмотреть на ее г. у., и сразу становилось ясно, как вести себя его обладательницей. Сдвинутая набекрень, шляпка со страусиными перьями призывала : « Ну, посмотрите на мою хозяйку, подойдите к ней, она хочет с вами познакомиться!»
А другая модель с широкими полями и сдвинутая на глаза- служила укрытием от чужих глаз и взора и сообщала : « Не подходите к моей хозяйке, она не хочет с вами разговаривать!»
По названиям г.у. можно было догадаться об их истории, нравах, характеристиках: шляпы-насмешницы, шляпы-скромницы. В 19 веке все они были огромных размеров, их украшали перьями, цветами, драгоценностями. В начале 20 века мода на широкополые шляпы мода прошла, их перестали украшать блестками, искусственными цветами, лентами, перьями. Все клумбы и корзины, которые ,царили на дамских головах исчезли. На смену им пришла шляпа-колпак, берущая начало от мужской фетровой шляпы. Одно поле опущено, другое приподнето.И не каких украшений.
Сейчас шляпы и шляпки снова в моде. Сколько их кругом-разных, необычных и как они хороши! Просто глаза разбегаются: соломенные, фетровые, вязанные!
Вот такая история у этого г. у.
- Ну, а сейчас я вам предлагаю проверить свои знания о г. у. Мы с вами сейчас проведем « Шляпное сражение.», а вот чего-нибудь прошляпить, нам будут помогать помощники которые по совместительству будут выполнять функции вычислительной машины, это наше жюри.
И так начинаем наше сражение.
1 конкурс «Головной убор.»
Пришло время проверить мою шляпу на прочность. В эту шляпу я положила тяжелые вопросы, с помощью которых мы проверим что вы запомнили о г. у.
- Какой г,у, предпочитал носить Пушкин?
(цилиндр) - Какое государство молено носить на голове?
(Панама)
3) Из чего папа Карло сделал г. у. для Буратино и как он
назывался?
(колпак)
- Какую шапку нельзя нарисовать?
(шапка-невидимка) - Головной убор почтальона Печкина?
(шапка-ушанка)
6) Головной убор Мурзилки?
(берет)
2 конкурс «Сенокосная пора,»
-Представите жаркое лето, раскаленное солнце, пора
сенокоса.
Как защитить голову от солнечного пекла?
Из чего молено сделать шляпу или панаму? Правильно из
газеты.
За 1 минуту команды должны из газеты изготовить г.у.,
побеждает кто больше изготовит г.у.
3 конкурс «Узнай гостей по головным уборам,»
На доске изображены сказочные герои. На столе силуэты головных уборов. Нужно назвать героя, головной убор.
4 конкурс «Творческий,»
-Бывает так, что вам хочется, одеть, шляпку, а ее у вас нет. Что делать? Не огорчайтесь: в шляпку молено превратить все что угодно. Мы с вами, знаем что дажерассеиный с улицы Бассейнов вместо шляпы на ходу он надел сковороду. А вот мы с вами не будем ее брать, а возьмем например ... дуршлаг. Попробуем его превратить в шляпу, (на столе атрибуты для украшения )
Ваши модели были красивы Мы скажем всем «Спасибо!»
5 конкурс «Шляпное ателье,»
Уважаемое жюри приглашаем вас, посетить наше ателье. Здесь представлены эскизы головных уборов. Просим, Вас, оценить наши работы по следующим номинациям. *Самая смешная *Самая экзотическая * Самая оригинальная
* Самая стильная
(вручение наградных дипломов, медалей)
Ну, а пока наше жюри занято мы с вами поиграем
-Подходит к концу наше занятие.
- О чем мы с вами говорили сегодня?
Для чего нужны головные уборы?
-Молено сказать, что головные уборы завершают
ансамбль одежды. И не просто завершают, но и придает
определенный характер внешности человека.
Слово жюри.