Внекалассное мероприятие, на котором учащиеся знакомятся с нелегким трудом хлеборобов, с блокадой Ленинграда, с дневником Тани Савичевой. На занятии звучат стихотворения о хлебе, притчи, пословицы и поговорки, приметы. Ученики перед мероприятием проводят исследование: узнают, какое количество хлеба ежедневно уходит в отходы в школьной столовой. Итог занятия - плакаты, нарисованные учащимися и размещенные в школьной столовой.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие "Велика истинная цена хлеба" »
Цели мероприятия:
Воспитание у детей бережного отношения к хлебу.
Создание благоприятных условий для формирования у учащихся положительного отношения к хлебу.
Знакомство с историческими сведениями о блокадном Ленинграде.
Знакомство с произведениями о хлебе.
Задачи:
Воспитывать интерес к истории родной страны, умение слушать, развивать творческие способности.
Приобщить учащихся к исследовательской деятельности.
Оборудование:
Мультимедийная презентация.
125 грамм хлеба (блокадная норма)
Ватманы, краски для создания плакатов.
Подготовительная работа:
Проведение исследования.
Работа со стихотворениями, притчами, воспоминаниями.
Велика истинная цена хлеба.
Хлеб – один из самых удивительных продуктов человеческого труда. Недаром народ создал пословицы о хлебе: (слайд №1)
Земля – матушка, а хлеб – батюшка.
Хлеб – это жизнь.
Без золота проживёшь, а без хлеба – нет.
Худ обед, коли хлеба нет.
Хлеб в закромах – счастье в домах
Хлеб в пути не тягость.
Покуда есть хлеб да вода – всё не беда.
Хлеб на стол – и стол – престол, хлеба ни куска – и стол – доска.
Каждая такая пословица, а их великое множество, выстрадана людьми во время неурожая, бесхлебья. И глубокий смысл слов : «Нет хлеба, нет жизни» - человек познаёт сполна, лишь на себе испытав, что такое голод.
У русского народа есть множество примет, связанных с хлебом. (учащиеся рассказывают и приметах)
Нельзя оставлять нож, воткнутый в хлеб: хлеб может «обидеться» и покинуть дом.
Оставить недоеденный хлеб – оставить своё счастье.
Если кто-то, не закончив есть один ломтик, начинал есть следующий, значит, кто-то из близких страдает от голода и нужды.
Тех, кто выбрасывает хлеб ожидает суровое испытание – голод, недуги, нужда.
Если в начале обеда и в конце обеда съедать ломтик хлеба с солью: человек будет счастливым.
Если при выпечке хлеба часть отломилась от остального каравая, значит, кому-то из членов семьи предстоит поездка.
Если хлебом со стола во время трапезы угощать собаку, это чревато бедностью.
Образ хлеба есть и в загадках:
Не море, а волнуется. (хлебное поле)
В поле тычина – золотая вершина (колос)
Что на сковороду наливают да вчетверо сгибают? (блин.)
Ценность хлеба нашла своё отражение и в притчах (учащиеся рассказывают притчи)
Однажды добрый молодец нашёл золотой самородок. Обрадовался, поднял его и понёс к ювелиру. Спросил:
- Сколько стоит мой самородок?
- 1000 рублей, - ответил ювелир.
Не поверил молодец, пошёл к другому торговцу. Тот оценил его самородок в 5 тысяч рублей. Третий же ювелир сказал:
- Стоит твоя находка 10 тысяч рублей.
Совсем растерялся юноша и решил пойти к мудрецу за советом.
- Я знаю, что ничего нет дороже золота на земле, - сказал он седобородому старцу, - но не могу я установить истинную цену самородку.
Взял в руки золото мудрец: «Твоя находка, добрый молодец, стоит целого состояния. Но не гордись этим, потому, что ты ошибаешься, что золото дороже всего на свете. Попробуй неделю не поесть – отдашь самородок за кусок хлеба. Вот и разумей теперь, что самое ценное в нашей жизни.
Есть ещё одна народная сказка, очень мудрая, про богача, который был так жаден, что согласился продать душу дьяволу, если он выполнит одно его условие: всё, к чему он будет прикасаться, должно превращаться в золото! Дом у него стал золотым, стулья были из золота, спал на золотой кровати, укрывался золотым покрывалом. Захотелось богачу покушать, потребовал себе еду, но, что ни брал в руки, всё становилось золотым. Так и умер богач от голода.
Какой вывод можно сделать из этих притч?
Изобилие хлеба – заветная мечта миллионов людей, живущих на земле.
Мы порой забываем об истинной цене хлеба, о том, что сравнительно недорогие булки, буханки, такие привычные, всякому доступные, вобрали в себя великий труд не одного человека, не двух, не трёх (слайд №2, картины поля; слайд №3 картины работы)
День и ночь – и в палящий зной, и в дождь идёт битва за урожай. Истинные хлеборобы постоянно в тревоге за него. Тысячи людей трудятся, чтобы зерно вырастить, собрать, обмолотить, смолоть и, наконец, выпечь хлеб! В нашей стране построены крупные хлебозаводы производительностью до 300 тонн в сутки. Советский хлебокомбинат выпекает 70 сортов хлеба и хлебобулочных изделий (слайд №4)
Чтение стихотворения учеником:
Вот он – хлебушко душистый,
С хрусткой корочкой витой;
Вот он - тёплый, золотистый,
Словно солнцем налитой!
В каждый дом, на каждый стол
Он пожаловал, пришёл.
В нём здоровье наше, сила,
В нём душевное тепло;
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло!
Хлеб дешев и доступен всем. И заменить нам его ничто не может. По данным учёных-медиков взрослый человек съедает обычно в день около 500 гр. хлеба, а при тяжёлой работе – 800. В хлебе есть белки, углеводы, витамины, минеральные соли, необходимые для организма.
В нашей стране, залечившей тяжёлые раны войны, выросло не одно поколение людей, которые не знают, что такое хлебные карточки, бессонные очереди за хлебом, которым неведомо чувство голода, не знаком вкус хлеба с примесью мякины, сена, соломы, коры, кореньев, желудей, семян лебеды… Но никто из нас не остаётся равнодушным, читая исторические документы, статьи в газетах или слушая рассказы ветеранов войны о фронтовом хлебе (слайд №5 о фронтовом хлебе)
Во время войны в армию были призваны почти все труженики колхозов. Были заняты врагами многие посевные площади. В деревнях остались лишь старики, женщины и дети. Стране, фронту нужен был хлеб, и люди самоотверженно трудились, выращивая его.
Сообщение учащегося.
Во время войны жители села Ивановки Липецкой области готовились к весеннему севу. Государство выделило им семенное зерно. Оно находилось на станции, до которой от села было 20 километров. Везти зерно было не на чем. Утром около склада собралось более 100 женщин с мешками. Кладовщик отвешивал каждой из них по 20 килограмм зерна, и потянулась по размытой распутицей дороге, по непролазной грязи цепочка женщин в ватниках. Давили им на плечи мешки с зерном, гнула их тяжесть.
На станции в это время остановился на несколько минут военный эшелон. Командир, увидев женщин, выстроил у вагона бойцов и сказал: «Смотрите, солдаты, и запоминайте лица этих женщин. Какие прекрасные у вас матери, жены, сестры! Спасибо вам, дорогие женщины, за ваш труд, за ваш подвиг! Земной поклон вам от всех бойцов и командиров!»
И низко поклонился полковник колхозницам.
Во время Великой Отечественной войны жителям Ленинграда выпала страшная доля (слайд №6) В это время рабочие и инженерно-технические работники получали по 259 граммов хлеба, а все остальные жители всего по 125 граммов хлеба (показать кусочек хлеба) Он состоял из муки низкого качества, мякины, отрубей, жмыха, обойной пыли. И всё-таки этот хлеб помог ленинградцам не только выстоять, но и победить. История борьбы и сопротивления ленинградцев – образец стойкости человеческого духа ( слайды с Таней Савичевой, блокадным Ленинградом)
Сообщение учащегося.
Помню тёмный, вязкий, маленький кусочек хлеба. Только один кусочек! На всех – взрослых и детей. На весь день. И мама медленно режет его на одинаковые кубики… Помню, как я на коленках ползала по полу в надежде найти хоть какую-нибудь крошку хлеба. Помню свою бабушку, старенькую, худенькую. Она часто отдавала нам, детям, свой паёк. Помню маму, больную, обессиленную… И эта память все годы жжёт моё сердце ненавистью к войне.
641 803 ленинградца умерли во время блокады от голода (слайд Пискарёвского кладбища) На Пискарёвском кладбище – тысячи могил. Около одной всегда много людей. Они стоят молча и плачут. На могиле среди цветов лежит ломтик чёрного хлеба. А рядом записка «Доченька, если бы я могла дать его тогда…»
Сообщение учащегося.
Спустя несколько лет после войны на Невском проспекте, около Мойки, вдруг затрезвонили трамваи, засигналили машины, засвистели милиционеры, и как-то резко остановилось всё движение. По проезжей части дороги шла пожилая женщина, вытянув вперёд руку. Ругались водители, шумела толпа, но женщина шла вперёд, преграждая путь транспорту. Потом она что0то подняла и , прижав к груди, пошла обратно… Подойдя к шумевшей толпе, протянула руку, и все увидели кусок изуродованного хлеба, вернее, остатки того, что было хлебом. Как он попал на проезжую часть дороги – объяснить трудно. Видимо, кто-то слишком сытый, не переживший блокаду, бросил этот кусок хлеба. А потом у поэта Роберта Рождественского родились такие строки:
Стихотворение читает учитель
На Невском замерло движенье…
Не ночью, нет – средь бела дня.
На мостовой, как изваянье,
Фигура женщины видна.
Там на дороге, как во сне,
Седая женщина стояла –
В её протянутых руках
Горбушка чёрная лежала.
Нет, не горбушка, а кусок,
Обезображенный бездушьем,
Размятый множеством машин
И всё забывшим равнодушьем…
А женщина держала хлеб
И с дрожью в голосе шептала:
_Кусочек этот бы тогда-
И сына б я не потеряла.
-Кусочек этот бы тогда,
Кусочек этот бы тогда…
Кто осквернил? Кто позабыл?
Блокады страшные года…
Кто, бросив на дорогу хлеб,
Забыл, как умирал сосед?
Детей голодные глаза
С застывшим ужасом, в слезах.
А Пискарёвку кто забыл?
Там персональных нет могил…
Там вечный молчаливый стон
Терзает память тех времён.
Им не достался тот кусок,
Лежащий здесь – у ваших ног.
Кусок, не подаривший жизнь…
Кто бросил хлеб – тот отнял жизнь.
Кто предал хлеб?
«При сытости помни голод», - этот завет-предостережение наших предков, который мы не должны забывать. И заходятся от гнева, боли, жалости сердца людей старшего поколения, переживших голод, когда они видят на помойках выброшенный хлеб. И задают эти люди вопрос, полный негодования и недоумения «Как же такое может происходить?»
А в нашей столовой?
Исследовательская работа учащихся, сколько хлеба уходит в отходы? (В течение недели группа учащихся подсчитывает в школьной столовой количество хлеба, ушедшего в отходы. Остальные ученики подсчитывают количество хлеба, выброшенного дома. Делают выводы).
Обращайтесь с хлебом бережно, никогда не выбрасывайте его. Помните, что хлеб и через 2-3 дня не утрачивает своих вкусовых качеств. Не покупайте лишнего хлеба, а купленный старайтесь съесть.
А что можно приготовить из черствого хлеба? (сообщения учащихся)
А в завершение нашей беседы вам предлагается нарисовать плакаты, призывающие беречь хлеб. Потом мы их развесим в нашей школьной столовой.