Цель: показать истинную цену хлебу, воспитывать у учащихся бережное отношение к нему, прививать уважение к нелегкому, но почетному труду хлебороба.
Открытое внеклассное мероприятие «Слава миру на Земле! Слава хлебу на столе!» приурочено к празднованию Дня работника сельского хозяйства.
Данная разработка рекомендована для среднего и старшего школьного возраста. В ней воспитываются качества патриотизма, любви к малой родине, бережному отношению к хлебу, прививается любовь не только к своему труду, но и к труду работников сельского хозяйства и работников хлебопекарной промышленности.
Актуальность: Мы живём в сельской местности. Из рассказов родителей, а чаще всего из рассказов бабушек и дедушек многие ребята узнают о том, что в нашем посёлке был колхоз «Украина». Сеяли рожь, овёс, пшеницу. Была пекарня, где пекли душистый и вкусный хлеб, когда ранним утром весь посёлок окутывал аромат свежей выпечки.
К великому сожалению прошло то время, когда поля были полями, а не заростали как сейчас кустами и травой. Но большее разочарование наступает, когда дети думают, что хлеб – это просто товар на прилавке магазина. Они не знают сколько труда, пота, сил, вкладывается в этот продукт питания, пока тот дойдёт до нашего стола.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Слава миру на земле,слава хлебу на столе»
Александровская общеобразовательная школа І-ІІІ ст
Марьинского района
Работа на республиканский конкурс методических разработок массовых
мероприятий, посвящённых бережному отношению к хлебу
«Русский каравай»
Внеклассное мероприятие «Слава миру на Земле! Слава хлебу на столе!»
Подготовила
Учитель русского языка
и литературы
Александровской ОШ І-ІІІ ст
Марьинского района
Любовская И.А.
Донецк, 2015 г.
Аннотация
Открытое внеклассное мероприятие «Слава миру на Земле! Слава хлебу на столе!» приурочено к празднованию Дня работника сельского хозяйства.
Данная разработка рекомендована для среднего и старшего школьного возраста. В ней воспитываются качества патриотизма, любви к малой родине, бережному отношению к хлебу, прививается любовь не только к своему труду, но и к труду работников сельского хозяйства и работников хлебопекарной промышленности.
Актуальность: Мы живём в сельской местности. Из рассказов родителей, а чаще всего из рассказов бабушек и дедушек многие ребята узнают о том, что в нашем посёлке был колхоз «Украина». Сеяли рожь, овёс, пшеницу. Была пекарня, где пекли душистый и вкусный хлеб, когда ранним утром весь посёлок окутывал аромат свежей выпечки.
К великому сожалению прошло то время, когда поля были полями, а не заростали как сейчас кустами и травой. Но большее разочарование наступает, когда дети думают, что хлеб – это просто товар на прилавке магазина. Они не знают сколько труда, пота, сил, вкладывается в этот продукт питания, пока тот дойдёт до нашего стола.
Поэтому данное мероприятие направлено на привитие любви и бережного отношения к хлебу у детей в образовательных учреждениях ДНР.
Слава миру на Земле! Слава хлебу на столе!
Цель: показать истинную цену хлебу, воспитывать у учащихся бережное отношение к нему, прививать уважение к нелегкому, но почетному труду хлебороба.
Ход мероприятия.
Ведущий:
Дороже и злата, и соболя
Он - всем и всему голова.
У хлеба значенье особое:
Державные держит права
И так повелось это исстари!
Изба пирогами красна,
Хлеб - наиглавнейшая исповедь
Пред жизнью во все времена.(Слайд 3)
Испокон веков хлеб был не простой едой. Он был мерилом не только общественного благосостояния, но и человеческой совести. Хлебом - солью встречали друзей. За хлеб бились с врагом насмерть. Хлебом, как именем матери, клялись. Хлеб был продуктом, вызывающим особое, можно сказать, святое чувство.
Учитель:
Нет, кажется, на земле человека, который пренебрегал бы хлебом, не знал его вкуса, не дорожил им. У нас хлеб, как и в далекие времена - всему голова. Вот он лежит перед нами во всем многообразии, от сухаря, до пышного каравая, лежит, словно одушевленный верой поколений в его животворную силу: румяный, пышущий земной и солнечной энергией.(Слайд 4)
А как мы относимся к хлебу? Любовно? Бережно? Или может быть сегодня он нам достается не очень легко? Война… А забежишь в булочную и через, минуту выходишь с хлебом! Поэтому сегодня мы будем говорить о цене хлеба, о нелёгком труде хлеборобов. (Слайд 5)
Чтец 1. Если мы хотим кого-то
Встретить с честью и почётом,
Встретить щедро от души,
С уважением большим,
То гостей таких встречаем
Пышным, круглым караваем.
Чтец 2.Он на блюде расписном
С белоснежным рушником!
С караваем соль подносим,
Поклонясь отведать просим, -
Дорогой наш гость и друг,
Принимай хлеб-соль из рук!
Вместе: Милости просим на праздник наш, гости!
Учитель: Хлеб наше богатство, наша сила. Ни один день нашей жизни не обходится без хлеба. Не зря в народе говориться: «Есть хлеб – есть и песня…». (Звучит песня «Хлеб да соль»)А знаете ли вы,какой нелегкий путь проходит маленькое зернышко,прежде чем попасть к нам на стол в пышном ,румяном и вкусном каравае?(Слайд 6)
Посмотри на него. Какое оно маленькое и твердое, чуть больше капли воды на ветке, а его цвет напоминает о солнце, что согревало хлебный колос, когда созревало это зёрнышко.(Слайд 7) Оно такое крохотное, но в нем великая сила. Настанет момент. Когда оно попадет в гостеприимную землю.
Землю-матушку – как ласково называли её во все времена русские хлеборобы. И тут начнутся удивительные превращения маленького зёрнышка (Слайд 8)
Мы с вами только что узнали, какой непростой и длинный путь проходит зёрнышко пшеницы пока попадет на наш стол в виде хлеба. А сейчас мы послушаем стихотворение о рождении хлеба.
Чтец 1. Хлеб начинается с заснеженных полей,
Где сладко спят зелёные ростки,
Чтобы не скоро, через много дней
Взойти и превратиться в колоски!
Их будет ветер бить, сушить жара.
Дожди их заливают через край,
Но явиться желанная пора
И колос превратиться в урожай!
Чтец 2. Созревшее зерно грузовики
На элеватор дружно повезут,
А из сухой просеянной муки
Ковриги хлеба пекари спекут.
Чтец 3. И снова отберут отборное зерно,
Что будет ждать распаханной земли,
И скажем мы: «Озимые взошли!»
Вот так родиться хлеб
И белый и ржаной.
И в именины – радость пирога.
Поэтому от хлеба нам с тобой
Крупица каждая должна быть дорога!
Учитель. Мудрость народа отражена в легендах, сказаниях и былях. Великое множество их посвящено хлебу. Послушайте народную притчу о хлебе.
«Это не хлеб, а солома» - ответил умудрённый опытом отец.
Выехало семейство на жатву.
«Ну, не говорил ли я, что будем с хлебом! Можно и свадьбу играть!» - обрадовался сын.
«Погоди», - прервал его отец и с тревогой поглядел на тёмную тучу в небе. Вдруг налетел шквал, ветром и ливнем смыло с нивы, все что стояло на корню…
И сказал понурившись отец: «Хлеб, сын, тогда хлеб, когда он в закромах».
Давайте заглянем в историческую летопись.
Летописец 1
Ещё в древние времена человек узнал, как с одного высаженного в землю зерна можно собрать множество спелых зёрен. Потом он попробовал растирать эти зёрна между двумя камнями и получил первую муку. А когда добавил воды – получилось первое тесто. Солнце высушило его и человек впервые попробовал пресную лепёшку. Потом человек попробовал испечь эту кашицу на костре –это и был древний прародитель нашего хлеба. Учёные полагают, что первый хлеб был испечен не менее 15 тыс. лет назад.(Слайд 10)
Летописец 2
Слово «ХЛЕБ» пришло к нам из Древней Греции, где он выпекался в специальных глиняных горшочках «хлибаносах». Вместе с древним хлебом появилась и профессия «пекарь». Пекари всегда пользовались особым почётом и уважением у всех народов. В Риме даже стоит памятник Марку Вергилию Эврикасу – пекарю и торговцу хлебом.(Слайд 11) А на основании памятника изображён весь процесс выпечки хлеба. Особенно ценился тот пекарь, который умел делать хлеб на дрожжах, Этот сорт хлеба был очень дорогим. Его могли себе – позволить купить только очень богатые люди. В Индии преступника лишали права есть хлеб, считалось, что человек без хлеба обречён на несчастье.В музее швейцарского города Цюриха хранится найденная на дне осушенного озера буханка хлеба, испеченная 6 тысяч лет назад.(Слайд 12)
Учитель.У русского народа во все времена было самое почтительное отношение к хлебу. Прежде чем начать резать новый хлеб, его осеняли крестным знамением, а если вдруг хлеб падал на пол, его поднимали и извинившись целовали. В народных пословицах, поговорках отразилось, бережное и уважительное отношение к хлебу.
А вы знаете пословицы и поговорки о хлебе?
Тогда пора собирать наш «урожай пословиц».
Игра «Собери урожай».
Пословицы разделены на 2 части, каждая из которых написана на отдельном колоске. Нужно найти колоски и составить пословицу верно.
У кого хлеб родился, тот всегда веселится.
Без хлеба сыт не будешь.
У кого хлебушко, у того и счастье.
Плох обед, коль хлеба нет.
Хлебушко - от земли, силушка - от хлеба.
Хлебушко - калачу дедушка.
Кто пахать не лениться, у того хлеб уродиться.
Рыбе - вода, ягодам - трава, а хлеб всему голова!
1 ученик:
Богата нивами страна,
Наш хлеб, о нем мои слова.
Он слава Родины и сила
Всему он в жизни голова.
Наш хлеб,
О нем мои слова.
Идет уборка, сроки сжаты,
И вижу я, и видишь ты:
Темп и динамика на жатве,
И нет в работе суеты.
Хлеб полновесный убран будет,
Коль в закрома ему пора.
Ты посмотри,
Какие люди, какие чудо - мастера!(Слайд 13)
Мы живём в поселке Александровка. Наш поселок богат нивами и хліборобами. Из рассказов родителей, а чаще всего из рассказов бабушек и дедушек многие ребята узнают о том, что в нашем посёлке был колхоз «Украина». Сеяли рожь, овёс, пшеницу. Была пекарня, где пекли душистый и вкусный хлеб, когда ранним утром весь посёлок окутывал аромат свежей выпечки.
2 ученик:
Богата нивами страна
Наш хлеб, о нем мои слова.
Он слава Родины и сила,
Всему он в жизни голова.
Наш хлеб, о нем мои слова.
Он пахнет солнцем и цветами.
Он пахнет утренней росой.
Какими добрыми руками (Слайд 14)
Добыт он, друг, для нас с тобой.
И как он вкусен,
Как он сладок,
Извечный дар родных полей,
Когда его в семье достаток,
Тогда и радость у людей.
3 ученик:
Богата нивами страна,
Наш хлеб, о нем мои слова.
Он слава Родины и сила
Всему он в жизни голова.
Наш хлеб,
О нем мои слова.
Учитель: Чтобы в каждом доме на столе был дешевый кусок хлеба наша землячка,заслуженный агроном Украины Вера Степановна Чуль-Гладчук всю свою жизнь присвятила выращиванию зерновых культур. Благодаря ее труду наш колхоз Украина стал передовиком в Марьинском районе.
Ведущая:
Колосья пшеницы наливаются тугой спелостью, клоня к земле непокрытые головки. В золотом душном Мареве плывет комбайн, медленно вбирая в себя звонкое зерно. Мама - перепелка суетливо поторапливает малышей - несмышленышей, переводит их в безопасное место. Идиллия - для человека непосвященного, а для крестьянина - труд, приносящий радость.
О труде хлебороба
Все колосья поют -
Значит, это особый,
Замечательный труд.
И живут не случайно
Среди наших друзей
Капитаны комбайнов,
Адмиралы полей.(Слайд 15)
Перед вами передовики сельского хозяйства,трактористы-машинисты колхоза «Украина» Яценко Иван Кириллович и Кроливей Александр Николаевич.
1 ученик:
Хлеб - не волшебник, но все может. Мы еще спим в своих постелях, а машины с крытыми кузовами, на которых написано это самое слово «хлеб», развозят его по магазинам. В утреннюю свежесть воздуха вплетается непередаваемо живительный и сладостный запах теплого хлеба. И все это зависит прежде всего от хлебороба. (Слайд 16)
2 ученик:
Поклонимся же ему и будем честны и совестливы перед его великим подвигом, великим и скромным одновременно; перед тем, как выйти из булочной с батоном или кирпичиком хлеба, ещё раз вспомним о руках, посеявших, вырастивших этот хлеб и положивших его на стол.
Ученица
Совсем недавно мне в библиотеке на глаза попалась книга о Великой Отечественной войне, сначала я заинтересовалась иллюстрациями, а потом меня потрясли факты из жизни жителей осаждаемого немцами Ленинграда, поразило их мужество и стойкость. (звучит песня «Баллада о хлебе»)
Учитель: Хлеб был всегда в почете на Руси Ее просторов главное богатство Его ты хочешь цену знать? Спроси: Тебе ответить могут “ленинградцы”. (Слайд 17)
1ведущий. Во время блокады Ленинграда пришлось резко снизить нормы выдачи хлеба жителям города. Рабочие получали в день 250 гр,, а остальные жители – 125 гр. Этот хлеб состоял из небольшого количества муки, древесной целлюлозы, жмыха, отрубей и других примесей. И все-таки он помог ленинградцам не только выстоять, но и победить.
3ведущий. (Слайд 18)
Это было в Ленинграде, в 50-е годы. На Невском проспекте около реки Мойки вдруг затрезвонили трамваи (тогда они еще ходили по Невскому проспекту), загудели машины, засвистели милиционеры, и как-то резко остановилось все движение. По проезжей части дороги шла пожилая женщина, вытянув вперед руки. Ругались водители, что-то кричал вагоновожатый, шумела толпа, но женщина шла вперед, преграждая путь транспорту. Потом она что-то подняла, прижав руки к груди, пошла обратно. Подойдя к шумевшей толпе, протянула руки, и все увидели кусок изуродованного хлеба, вернее, остатки того, что было хлебом. Как он попал на проезжую часть дороги – объяснить трудно. Видимо кто-то слишком сытый не переживший блокаду, бросил кусок хлеба. А, потом, у поэта Р. Рождественского родились такие строки.
На Невском замерло движенье... Не ночью, нет – средь бела дня. На мостовой, как изваянье, Фигура женщины видна. Там, на дороге, как во сне, Седая женщина стояла – В ее протянутой руке Горбушка черная лежала. Нет, не горбушка, а кусок, Обезображенный бездушьем, Размятый множеством машин. И все забывшим равнодушьем... А женщина держала хлеб. И с дрожью в голосе шептала: Кусочек этот бы тогда И сына б я не потеряла. Кусочек этот бы тогда… Кто осквернил? Кто позабыл? Блокады страшные года… Кто, бросив на дорогу хлеб, Забыл, как умирал сосед? Детей голодные глаза
Учитель: Сопереживать людям, брать на себя их душевную боль – значит понимать ценность хлеба.
Рассказ учителя: Есть еще одна народная сказка, очень мудрая, про богача, который был так жаден, что согласился продать душу дьяволу, если он выполнит одно его условие: все, к чему он будет прикасаться, должно превращаться в золото!
Дом у него стал золотым, стулья были из золота, спал на золотой кровати, укрывался золотым покрывалом. Захотелось богачу покушать. Потребовал себе еду, но что ни брал в руки, все становилось золотым. Так и умер богач от голода. - Какой вывод можно сделать? (Ответы учащихся) Русский народ никогда не считал главным в жизни деньги.
Учитель: Ребята, давайте вместе с вами составим «Правила бережного обращения с хлебом». Всегда будем бережно относиться к хлебу и учить на своём примере других.
Помните, ребята, такие правила:
Бери хлеба столько, сколько съешь.
Остатки хлеба отдай птицам, домашним животным.
Нельзя играть с хлебом.
Уважай хлеб и труд хлеборобов сам и учи этому других.
Учитель. Ребята, а вы любите загадывать и отгадывать загадки. Наш конкурс «Отгадай-ка!»
2 уч. - Золотист он и усат,
В ста карманах - сто ребят.
(Колос)
3 уч. - Он идет - волну сечет
Из трубы зерно течет.
(Комбайн)
4 уч. - Кто там в поле, угадай,
Режет черный каравай?
(Плуг)
5 уч. - Овсом не кормят,
Кнутом не гонят,
А как пашет -
Семь плугов тащит.
(Трактор)
1 уч. - Замок с башнями до неба
Сохранит все море хлеба.
(Элеватор)
2 уч. - Был он зернышком давно -
Смотрит солнышком в окно.
(Каравай)
1 уч. – Железный нос в землю врос,
Роет, копает, землю разрыхляет (Плуг)
2 уч. Меня бьют, колотят,
Режут, ворочают,
А я всё терплю,
И всем добром плачу. (земля)
Учитель: Мы немало рассказал,
Много нового узнали.
Знаем главные слова:
«Хлеб всей жизни голова!»
Учитель: Бережное, уважительное отношение к хлебу всегда считалось священным. В русских деревнях после обеда собирали крошки, а упавший кусок целовали и отдавали ближнему. Существовало поверье – если упал хлеб, значит рядом голодают. Выбрасывать хлеб, а тем более играть им – большой грех, так учит народная мудрость. К хлебу должно быть особое трепетное отношение. А как же иначе, ведь он – всему голова!
Учитель: (Слайд 19)Хлеб выступает не только в роли основного продукта питания (даже в главной христианской молитве просят дать «хлеб насущный днесь»), но и участвует во всех без исключения обрядах. При помощи хлебов даже определяли место постройки нового дома. «Лечебник» 17 века описывает такой способ: вынь из печи и положи один хлебец за пазуху, а другой – под другую, а третий положи на сердце; и вышедши на то место, где хочешь избу ставить, спусти на землю те три хлебца. И если все три хлебца лягут коркою верхнею, то место доброе…»
Давайте вспомним народные обряды, связанные с хлебом. (Слайды 20-26) Например, хлеба свадебные (каравай и курник), рождественские (коровушки, козюли), великопостные (кресты), весенние (жаворонки, пичужки, колобки), пасхальные (куличи, просфоры), поминальные (пирожки),маслиничные блины.
Учитель: Помните, какой ценой выстрадан хлеб, помните о людях, которые вложили в него свой труд. Рыба – вода, Ягода – трава, А хлеб голова. Хлеб будет – всё будет!(Слайд 27)
Учитель:
Так повелось на моей земле
Из года в год, из рода в род - веками.
Тот хлеб, что в каждом доме на столе
Согрет был человечьими руками.
Он их теплом, он их добром пропах,
И песней той, что жаворонком спета,
Под синим небом, в золотых хлебах,
В июльский полдень солнечного лета.
Пройдется пахарь утром по жнивью,
И сыну, указав рукой, на поле негромко молвит:
«Ты поклонись ему, как матери, как
Нашей общей доле».
Ты вырастишь через много лет
Опять сюда вернешься на рассвете
И скажешь: «Ничего интересней нет,
Чем теплый хлеб, на этом белом хлебе.
К вам обращаюсь, сыновья,
Мои или чужие.
Отчизна, хлеб, любовь, семья –
Понятия святые.
Приложение
Список использованной литературы:
Барыкина К.К. Хлеб который мы едим. М. 1998
Степаненко В.И. Вечный хлеб. М. 1999
Сборник произведений о хлебе
Газета «Працелюбы» 1976 год
Журнал «Позакласний час» №7, 2000
Песни «Шумят хлеба» муз. А.Пахмутовой, сл. Гребенникова, «Хлеб всему голова» муз. А.Кудрина,сл. Балачан, «Баллада о хлебе» муз. Н.Кудрин, сл. А Гундарев