kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Слава миру на земле,слава хлебу на столе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: показать истинную цену хлебу, воспитывать у учащихся бережное отношение к нему, прививать уважение к нелегкому, но почетному труду хлебороба.     

 

         Открытое внеклассное мероприятие «Слава миру на Земле! Слава хлебу на столе!» приурочено к празднованию Дня работника сельского хозяйства.

         Данная разработка рекомендована для среднего и старшего школьного возраста. В ней воспитываются качества патриотизма, любви к малой родине, бережному отношению к хлебу, прививается любовь не только к своему труду, но и к труду работников сельского хозяйства и работников хлебопекарной промышленности.

         Актуальность: Мы живём в сельской местности. Из рассказов родителей, а чаще всего  из рассказов бабушек и дедушек многие ребята узнают о том, что в нашем посёлке был колхоз «Украина». Сеяли рожь, овёс, пшеницу. Была пекарня, где пекли душистый и вкусный хлеб, когда ранним утром весь посёлок окутывал аромат свежей выпечки.

         К великому сожалению прошло то время, когда поля были полями, а не заростали как сейчас кустами и травой. Но большее разочарование наступает, когда дети думают, что хлеб – это просто товар на прилавке магазина. Они не знают сколько труда, пота, сил, вкладывается в этот продукт питания, пока  тот дойдёт до нашего стола.

      

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Слава миру на земле,слава хлебу на столе»

Александровская общеобразовательная школа І-ІІІ ст

Марьинского района





Работа на республиканский конкурс методических разработок массовых

мероприятий, посвящённых бережному отношению к хлебу

«Русский каравай»





Внеклассное мероприятие «Слава миру на Земле! Слава хлебу на столе!»





Подготовила

Учитель русского языка

и литературы

Александровской ОШ І-ІІІ ст

Марьинского района

Любовская И.А.









Донецк, 2015 г.

Аннотация

Открытое внеклассное мероприятие «Слава миру на Земле! Слава хлебу на столе!» приурочено к празднованию Дня работника сельского хозяйства.

Данная разработка рекомендована для среднего и старшего школьного возраста. В ней воспитываются качества патриотизма, любви к малой родине, бережному отношению к хлебу, прививается любовь не только к своему труду, но и к труду работников сельского хозяйства и работников хлебопекарной промышленности.

Актуальность: Мы живём в сельской местности. Из рассказов родителей, а чаще всего из рассказов бабушек и дедушек многие ребята узнают о том, что в нашем посёлке был колхоз «Украина». Сеяли рожь, овёс, пшеницу. Была пекарня, где пекли душистый и вкусный хлеб, когда ранним утром весь посёлок окутывал аромат свежей выпечки.

К великому сожалению прошло то время, когда поля были полями, а не заростали как сейчас кустами и травой. Но большее разочарование наступает, когда дети думают, что хлеб – это просто товар на прилавке магазина. Они не знают сколько труда, пота, сил, вкладывается в этот продукт питания, пока тот дойдёт до нашего стола.

Поэтому данное мероприятие направлено на привитие любви и бережного отношения к хлебу у детей в образовательных учреждениях ДНР.











Слава миру на Земле! Слава хлебу на столе!

Цель: показать истинную цену хлебу, воспитывать у учащихся бережное отношение к нему, прививать уважение к нелегкому, но почетному труду хлебороба.

Ход мероприятия.

Ведущий:

Дороже и злата, и соболя

Он - всем и всему голова.

У хлеба значенье особое:

Державные держит права

И так повелось это исстари!

Изба пирогами красна,

Хлеб - наиглавнейшая исповедь

Пред жизнью во все времена.(Слайд 3)

Испокон веков хлеб был не простой едой. Он был мерилом не только общественного благосостояния, но и человеческой совести. Хлебом - солью встречали друзей. За хлеб бились с врагом насмерть. Хлебом, как именем матери, клялись. Хлеб был продуктом, вызывающим особое, можно сказать, святое чувство.

Учитель:

Нет, кажется, на земле человека, который пренебрегал бы хлебом, не знал его вкуса, не дорожил им. У нас хлеб, как и в далекие времена - всему голова. Вот он лежит перед нами во всем многообразии, от сухаря, до пышного каравая, лежит, словно одушевленный верой поколений в его животворную силу: румяный, пышущий земной и солнечной энергией.(Слайд 4)

А как мы относимся к хлебу? Любовно? Бережно? Или может быть сегодня он нам достается не очень легко? Война… А забежишь в булочную и через, минуту выходишь с хлебом! Поэтому сегодня мы будем говорить о цене хлеба, о нелёгком труде хлеборобов. (Слайд 5)

Чтец 1. Если мы хотим кого-то

Встретить с честью и почётом,

Встретить щедро от души,

С уважением большим,

То гостей таких встречаем

Пышным, круглым караваем.

Чтец 2.Он на блюде расписном

С белоснежным рушником!

С караваем соль подносим,

Поклонясь отведать просим, -

Дорогой наш гость и друг,

Принимай хлеб-соль из рук!

Вместе: Милости просим на праздник наш, гости!

Учитель: Хлеб наше богатство, наша сила. Ни один день нашей жизни не обходится без хлеба. Не зря в народе говориться: «Есть хлеб – есть и песня…». (Звучит песня «Хлеб да соль»)А знаете ли вы,какой нелегкий путь проходит маленькое зернышко,прежде чем попасть к нам на стол в пышном ,румяном и вкусном каравае?(Слайд 6)

Посмотри на него. Какое оно маленькое и твердое, чуть больше капли воды на ветке, а его цвет напоминает о солнце, что согревало хлебный колос, когда созревало это зёрнышко.(Слайд 7) Оно такое крохотное, но в нем великая сила. Настанет момент. Когда оно попадет в гостеприимную землю.

Землю-матушку – как ласково называли её во все времена русские хлеборобы. И тут начнутся удивительные превращения маленького зёрнышка (Слайд 8)

Мы с вами только что узнали, какой непростой и длинный путь проходит зёрнышко пшеницы пока попадет на наш стол в виде хлеба. А сейчас мы послушаем стихотворение о рождении хлеба.

Чтец 1. Хлеб начинается с заснеженных полей,

Где сладко спят зелёные ростки,

Чтобы не скоро, через много дней

Взойти и превратиться в колоски!

Их будет ветер бить, сушить жара.

Дожди их заливают через край,

Но явиться желанная пора

И колос превратиться в урожай!

Чтец 2. Созревшее зерно грузовики

На элеватор дружно повезут,

А из сухой просеянной муки

Ковриги хлеба пекари спекут.

Чтец 3. И снова отберут отборное зерно,

Что будет ждать распаханной земли,

И скажем мы: «Озимые взошли!»

Вот так родиться хлеб

И белый и ржаной.

И в именины – радость пирога.

Поэтому от хлеба нам с тобой

Крупица каждая должна быть дорога!


Учитель. Мудрость народа отражена в легендах, сказаниях и былях. Великое множество их посвящено хлебу. Послушайте народную притчу о хлебе.

Вышли на ниву весной отец и сын.(Слайд 9)

«Хорош хлеб взметнулся!»- воскликнул сын, любуясь дружными всходами.

«Это не хлеб, а трава», - поправил его отец.

Прошло время, снова вышли они в поле.

«Какой хлеб колосится!» - порадовался сын.

«Это не хлеб, а солома» - ответил умудрённый опытом отец.

Выехало семейство на жатву.

«Ну, не говорил ли я, что будем с хлебом! Можно и свадьбу играть!» - обрадовался сын.

«Погоди», - прервал его отец и с тревогой поглядел на тёмную тучу в небе. Вдруг налетел шквал, ветром и ливнем смыло с нивы, все что стояло на корню…

И сказал понурившись отец: «Хлеб, сын, тогда хлеб, когда он в закромах».

Давайте заглянем в историческую летопись.

Летописец 1

Ещё в древние времена человек узнал, как с одного высаженного в землю зерна можно собрать множество спелых зёрен. Потом он попробовал растирать эти зёрна между двумя камнями и получил первую муку. А когда добавил воды – получилось первое тесто. Солнце высушило его и человек впервые попробовал пресную лепёшку. Потом человек попробовал испечь эту кашицу на костре –это и был древний прародитель нашего хлеба. Учёные полагают, что первый хлеб был испечен не менее 15 тыс. лет назад.(Слайд 10)

Летописец 2

Слово «ХЛЕБ» пришло к нам из Древней Греции, где он выпекался в специальных глиняных горшочках «хлибаносах». Вместе с древним хлебом появилась и профессия «пекарь». Пекари всегда пользовались особым почётом и уважением у всех народов. В Риме даже стоит памятник Марку Вергилию Эврикасу – пекарю и торговцу хлебом.(Слайд 11) А на основании памятника изображён весь процесс выпечки хлеба. Особенно ценился тот пекарь, который умел делать хлеб на дрожжах, Этот сорт хлеба был очень дорогим. Его могли себе – позволить купить только очень богатые люди. В Индии преступника лишали права есть хлеб, считалось, что человек без хлеба обречён на несчастье. В музее швейцарского города Цюриха хранится найденная на дне осушенного озера буханка хлеба, испеченная 6 тысяч лет назад.(Слайд 12)

Учитель.У русского народа во все времена было самое почтительное отношение к хлебу. Прежде чем начать резать новый хлеб, его осеняли крестным знамением, а если вдруг хлеб падал на пол, его поднимали и извинившись целовали. В народных пословицах, поговорках отразилось, бережное и уважительное отношение к хлебу.

А вы знаете пословицы и поговорки о хлебе?

Тогда пора собирать наш «урожай пословиц».

Игра «Собери урожай».

Пословицы разделены на 2 части, каждая из которых написана на отдельном колоске. Нужно найти колоски и составить пословицу верно.

  • У кого хлеб родился, тот всегда веселится.

  • Без хлеба сыт не будешь.

  • У кого хлебушко, у того и счастье.

  • Плох обед, коль хлеба нет.

  • Хлебушко - от земли, силушка - от хлеба.

  • Хлебушко - калачу дедушка.

  • Кто пахать не лениться, у того хлеб уродиться.

  • Рыбе - вода, ягодам - трава, а хлеб всему голова!

1 ученик:

Богата нивами страна,

Наш хлеб, о нем мои слова.

Он слава Родины и сила

Всему он в жизни голова.

Наш хлеб,

О нем мои слова.

Идет уборка, сроки сжаты,

И вижу я, и видишь ты:

Темп и динамика на жатве,

И нет в работе суеты.

Хлеб полновесный убран будет,

Коль в закрома ему пора.

Ты посмотри,

Какие люди, какие чудо - мастера!(Слайд 13)

Мы живём в поселке Александровка. Наш поселок богат нивами и хліборобами. Из рассказов родителей, а чаще всего из рассказов бабушек и дедушек многие ребята узнают о том, что в нашем посёлке был колхоз «Украина». Сеяли рожь, овёс, пшеницу. Была пекарня, где пекли душистый и вкусный хлеб, когда ранним утром весь посёлок окутывал аромат свежей выпечки.

2 ученик:

Богата нивами страна

Наш хлеб, о нем мои слова.

Он слава Родины и сила,

Всему он в жизни голова.

Наш хлеб, о нем мои слова.

Он пахнет солнцем и цветами.

Он пахнет утренней росой.

Какими добрыми руками (Слайд 14)

Добыт он, друг, для нас с тобой.

И как он вкусен,

Как он сладок,

Извечный дар родных полей,

Когда его в семье достаток,

Тогда и радость у людей.

3 ученик:

Богата нивами страна,

Наш хлеб, о нем мои слова.

Он слава Родины и сила

Всему он в жизни голова.

Наш хлеб,

О нем мои слова.

Учитель: Чтобы в каждом доме на столе был дешевый кусок хлеба наша землячка,заслуженный агроном Украины Вера Степановна Чуль-Гладчук всю свою жизнь присвятила выращиванию зерновых культур. Благодаря ее труду наш колхоз Украина стал передовиком в Марьинском районе.

Ведущая:

Колосья пшеницы наливаются тугой спелостью, клоня к земле непокрытые головки. В золотом душном Мареве плывет комбайн, медленно вбирая в себя звонкое зерно. Мама - перепелка суетливо поторапливает малышей - несмышленышей, переводит их в безопасное место. Идиллия - для человека непосвященного, а для крестьянина - труд, приносящий радость.

О труде хлебороба

Все колосья поют -

Значит, это особый,

Замечательный труд.

И живут не случайно

Среди наших друзей

Капитаны комбайнов,

Адмиралы полей.(Слайд 15)

Перед вами передовики сельского хозяйства,трактористы-машинисты колхоза «Украина» Яценко Иван Кириллович и Кроливей Александр Николаевич.

1 ученик:

Хлеб - не волшебник, но все может. Мы еще спим в своих постелях, а машины с крытыми кузовами, на которых написано это самое слово «хлеб», развозят его по магазинам. В утреннюю свежесть воздуха вплетается непередаваемо живительный и сладостный запах теплого хлеба. И все это зависит прежде всего от хлебороба. (Слайд 16)


2 ученик:

Поклонимся же ему и будем честны и совестливы перед его великим подвигом, великим и скромным одновременно; перед тем, как выйти из булочной с батоном или кирпичиком хлеба, ещё раз вспомним о руках, посеявших, вырастивших этот хлеб и положивших его на стол.

Ученица

Совсем недавно мне в библиотеке на глаза попалась книга о Великой Отечественной войне, сначала я заинтересовалась иллюстрациями, а потом меня потрясли факты из жизни жителей осаждаемого немцами Ленинграда, поразило их мужество и стойкость. (звучит песня «Баллада о хлебе»)


Учитель:
Хлеб был всегда в почете на Руси
Ее просторов главное богатство
Его ты хочешь цену знать?
Спроси:
Тебе ответить могут “ленинградцы”. (Слайд 17)


1ведущий.
Во время блокады Ленинграда пришлось резко снизить нормы выдачи хлеба жителям города. Рабочие получали в день 250 гр,, а остальные жители – 125 гр. Этот хлеб состоял из небольшого количества муки, древесной целлюлозы, жмыха, отрубей и других примесей. И все-таки он помог ленинградцам не только выстоять, но и победить.


3ведущий. (Слайд 18)

Это было в Ленинграде, в 50-е годы. На Невском проспекте около реки Мойки вдруг затрезвонили трамваи (тогда они еще ходили по Невскому проспекту), загудели машины, засвистели милиционеры, и как-то резко остановилось все движение. По проезжей части дороги шла пожилая женщина, вытянув вперед руки. Ругались водители, что-то кричал вагоновожатый, шумела толпа, но женщина шла вперед, преграждая путь транспорту. Потом она что-то подняла, прижав руки к груди, пошла обратно. Подойдя к шумевшей толпе, протянула руки, и все увидели кусок изуродованного хлеба, вернее, остатки того, что было хлебом. Как он попал на проезжую часть дороги – объяснить трудно. Видимо кто-то слишком сытый не переживший блокаду, бросил кусок хлеба. А, потом, у поэта Р. Рождественского родились такие строки.

На Невском замерло движенье... 
Не ночью, нет – средь бела дня. 
На мостовой, как изваянье, 
Фигура женщины видна. 
Там, на дороге, как во сне, 
Седая женщина стояла – 
В ее протянутой руке 
Горбушка черная лежала. 
Нет, не горбушка, а кусок, 
Обезображенный бездушьем, 
Размятый множеством машин. 
И все забывшим равнодушьем... 
А женщина держала хлеб. 
И с дрожью в голосе шептала: 
Кусочек этот бы тогда
И сына б я не потеряла.
Кусочек этот бы тогда…
Кто осквернил? Кто позабыл?
Блокады страшные года…
Кто, бросив на дорогу хлеб,
Забыл, как умирал сосед?
Детей голодные глаза

Учитель: Сопереживать людям, брать на себя их душевную боль – значит понимать ценность хлеба.


Рассказ учителя: Есть еще одна народная сказка, очень мудрая, про богача, который был так жаден, что согласился продать душу дьяволу, если он выполнит одно его условие: все, к чему он будет прикасаться, должно превращаться в золото!

Дом у него стал золотым, стулья были из золота, спал на золотой кровати, укрывался золотым покрывалом. Захотелось богачу покушать. Потребовал себе еду, но что ни брал в руки, все становилось золотым. Так и умер богач от голода.
- Какой вывод можно сделать? 
(Ответы учащихся) 
Русский народ никогда не считал главным в жизни деньги.


Учитель: Ребята, давайте вместе с вами составим «Правила бережного обращения с хлебом». Всегда будем бережно относиться к хлебу и учить на своём примере других.

Помните, ребята, такие правила:

  • Бери хлеба столько, сколько съешь.

  • Остатки хлеба отдай птицам, домашним животным.

  • Нельзя играть с хлебом.

  • Уважай хлеб и труд хлеборобов сам и учи этому других.


Учитель. Ребята, а вы любите загадывать и отгадывать загадки. Наш конкурс «Отгадай-ка!»

2 уч. - Золотист он и усат,

В ста карманах - сто ребят.

(Колос)

3 уч. - Он идет - волну сечет

Из трубы зерно течет.

(Комбайн)

4 уч. - Кто там в поле, угадай,

Режет черный каравай?

(Плуг)

5 уч. - Овсом не кормят,

Кнутом не гонят,

А как пашет -

Семь плугов тащит.

(Трактор)


1 уч. - Замок с башнями до неба

Сохранит все море хлеба.

(Элеватор)


2 уч. - Был он зернышком давно -

Смотрит солнышком в окно.

(Каравай)

1 уч. – Железный нос в землю врос,

Роет, копает, землю разрыхляет (Плуг)


2 уч. Меня бьют, колотят,

Режут, ворочают,

А я всё терплю,

И всем добром плачу. (земля)


Учитель: Мы немало рассказал,

Много нового узнали.

Знаем главные слова:

«Хлеб всей жизни голова!»


Учитель: Бережное, уважительное отношение к хлебу всегда считалось священным. В русских деревнях после обеда собирали крошки, а упавший кусок целовали и отдавали ближнему. Существовало поверье – если упал хлеб, значит рядом голодают. Выбрасывать хлеб, а тем более играть им – большой грех, так учит народная мудрость. К хлебу должно быть особое трепетное отношение. А как же иначе, ведь он – всему голова!


Учитель: (Слайд 19)Хлеб выступает не только в роли основного продукта питания (даже в главной христианской молитве просят дать «хлеб насущный днесь»), но и участвует во всех без исключения обрядах.
При помощи хлебов даже определяли место постройки нового дома.
«Лечебник» 17 века описывает такой способ: вынь из печи и положи один хлебец за пазуху, а другой – под другую, а третий положи на сердце; и вышедши на то место, где хочешь избу ставить, спусти на землю те три хлебца. И если все три хлебца лягут коркою верхнею, то место доброе…»

Давайте вспомним народные обряды, связанные с хлебом. (Слайды 20-26)
Например, хлеба свадебные (каравай и курник), рождественские (коровушки, козюли), великопостные (кресты), весенние (жаворонки, пичужки, колобки), пасхальные (куличи, просфоры), поминальные (пирожки),маслиничные блины.

Учитель:  Помните, какой ценой выстрадан хлеб, помните о людях, которые вложили в него свой труд.
Рыба – вода,
Ягода – трава,
А хлеб голова.
Хлеб будет – всё будет!(Слайд 27)


Учитель:

Так повелось на моей земле

Из года в год, из рода в род - веками.

Тот хлеб, что в каждом доме на столе

Согрет был человечьими руками.

Он их теплом, он их добром пропах,

И песней той, что жаворонком спета,

Под синим небом, в золотых хлебах,

В июльский полдень солнечного лета.

Пройдется пахарь утром по жнивью,

И сыну, указав рукой, на поле негромко молвит:

«Ты поклонись ему, как матери, как

Нашей общей доле».

Ты вырастишь через много лет

Опять сюда вернешься на рассвете

И скажешь: «Ничего интересней нет,

Чем теплый хлеб, на этом белом хлебе.

К вам обращаюсь, сыновья,

Мои или чужие.

Отчизна, хлеб, любовь, семья –

Понятия святые.



































Приложение




















Список использованной литературы:

  1. Барыкина К.К. Хлеб который мы едим. М. 1998

  2. Степаненко В.И. Вечный хлеб. М. 1999

  3. Сборник произведений о хлебе

  4. Газета «Працелюбы» 1976 год

  5. Журнал «Позакласний час» №7, 2000

  6. Песни «Шумят хлеба» муз. А.Пахмутовой, сл. Гребенникова, «Хлеб всему голова» муз. А.Кудрина,сл. Балачан, «Баллада о хлебе» муз. Н.Кудрин, сл. А Гундарев

  7. Интернет-ресурсы

http://polpoz.ru/umot/hleb-vsemu-golova-vneklassnoe-meropriyatie/

http://www.metod-kopilka.ru/vneklassnoe_meropriyatie_hleb__vsemu_golova-20007.htm






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Классному руководителю

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Слава миру на земле,слава хлебу на столе

Автор: Любовская Ирина Анатольевна

Дата: 16.12.2015

Номер свидетельства: 266976


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства