Данное внеклассное мероприятие разработано с целью расширения представлений о многообразии культурных и исторических достижений России через различные источники информации. На занятии ярко прослеживается интеграция различных школьных предметов, таких как история и география, воспитываются патриотические чувства к красоте природы и могуществу духа своей Родины. Развивается познавательная активность, общекультурный кругозор и тематический словарь детей. Данная разработка может стать стимулом для развития дальнейшей исследовательской деятельности учащихся.
Мероприятие проходит в сопровождении Презентации.
(38 слайдов. Слайды меняются по щелчку)
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие «Семь чудес России» »
Внеклассное мероприятие «Семь чудес России»
Плюхина Людмила Геннадьевна,
учитель начальных классов
Пояснительная записка
Данное внеклассное мероприятие разработано с целью расширения представлений о многообразии культурных и исторических достижений России через различные источники информации. На занятии ярко прослеживается интеграция различных школьных предметов, таких как история и география, воспитываются патриотические чувства к красоте природы и могуществу духа своей Родины. Развивается познавательная активность, общекультурный кругозор и тематический словарь детей. Данная разработка может стать стимулом для развития дальнейшей исследовательской деятельности учащихся.
Мероприятие проходит в сопровождении Презентации. (38 слайдов. Слайды меняются по щелчку)
Конспект занятия
Тема урока: Семь чудес России.
Цель: познакомить учащихся с историческими, культурными и природными чудесами современной России. Задачи: Обучающая: сформировать и углубить знания учащихся об особенностях историко-культурных объектов на территории России, учить интегрировать знания из различных областей наук. Развивающая: развивать познавательный интерес; совершенствовать знания и умения самостоятельной работы с информационными источниками и картами. Воспитательная: воспитывать патриотические чувства гордости за свое Отечество. Форма проведения: внеклассное мероприятие, мультимедийное путешествие. Возраст учащихся:3-4 класс
Оборудование:ПК, мультимедийный проектор, физическая карта Российской Федерации, карточки с фотографиями «чудес Росси», таблички с названиями «чудес России», магниты, карточки с заданиями)
Ход занятия.
(звучит фонограмма к песни "Как упоительны в России вечера")
Ученик: Россия, Россия, Россия
Нет края на свете красивей, Нет Родины в мире светлей! Россия, Россия, Россия, - Что может быть сердцу милей?
Кто был тебе равен по силе? Терпел пораженья любой! Россия, Россия, Россия, - Мы в горе и счастье - с тобой!
Россия! Как синюю птицу, Тебя бережём мы и чтим, А если нарушат границу, Мы грудью тебя защитим!
И если бы нас вдруг спросили: "А чем дорога вам страна?" - Да тем, что для всех нас Россия, Как мама родная, - одна! (В. Гудимов)
Учитель:Родина, Россия - это наш общий дом. Дом, который имеет своё прошлое, настоящее и будущее. Дом, который имеет свои ценности и традиции. А ещё ребята у нашей огромной Родины есть свои чудеса. И сегодня наша задача познакомиться с историческими, культурными и природными чудесами современной России.
В 2008 году газета «Известия», телеканал «Россия» и радиостанция «Маяк» проводили конкурс «Семь чудес России». Выборы семи “чудес России” происходили через SMS и интернет голосование В нем приняли участие около 26 миллионов человек. В редакцию газеты, так же пришло очень много писем от населения страны с предложениями «кандидатур» и были выбраны самые лучшие «Семь чудес России».
Слайд 1.
12 июня 2008 года в День независимости России на Красной площади были объявлены победители конкурса. Ими стали…
23,18,1,14 - 3,1,19,10,13,10,33 - 2,13,1,8,6,15,15,16,4,16 (храм Василия Блаженного)
14,1,14,1,6,3 – 12,21,18,4,1,15 – 10 – 18,16,5,10,15,1 – 14,1,20,30 (Мамаев курган и Родина – Мать)
Учитель: Кто-то чуть быстрее, кто-то чуть медленнее, но вы справились с этим непростым заданием и абсолютно правильно назвали победителей.
Слайд 2.
Ими стали: озеро Байкал, гора Эльбрус, Петергоф, долина гейзеров, столбы выветривания, храм Василия Блаженного, Мамаев курган и Родина – Мать. О некоторых из них мы уже говорили на уроках и внеклассных мероприятиях, возможно, кто-то был на экскурсиях в этих местах, кто-то читал о них в книгах или смотрел фильмы.
Учащиеся хором читают названия «Семи чудес света»
Слайд3.
Учитель: Итак, начинаем наше путешествие с востока, с долины Гейзеров.
Слайд4,5-7.
Ученик: Ученые геологи открыли на Камчатке – Долину гейзеров. Гейзер – это фонтан горячей воды и пара, вырывающийся из-под земли. В долине более 20 крупных гейзеров. Самый большой гейзер «Великан» во время извержения выбрасывает до 30 тонн кипятка.
Есть гейзеры, которые фонтанируют каждые 10-12 минут, другие один раз в 4-5 часов. Один из самых красивых гейзеров называется «Сахарный», он извергается каждые 2-3 минуты, а гейзеры «Факел» и «Вечный фонтан» работают почти непрерывно.
Учитель: (Вопрос классу) Ребята, на каком полуострове находится Долина гейзеров? (Ответы детей) Работа с картой. (Желающие ученики выходят для работы с картой, отмечают карточкой «Чудо №1» полуостров Камчатка)
Учитель: Продолжим наше путешествие и встретимся на берегах озера Байкал.
Слайд 8- 14.
Ученик: Почти в центре огромного материка Евразия находится узкий голубой полумесяц - озеро Байкал. В Байкальской горной области, окруженной со всех сторон высокими хребтами. По площади Байкал равен площади таких стран, как Бельгия, Нидерланды или Дания.
В Байкал впадает 336 постоянных рек и ручьев. Вытекает из Байкала единственная река - Ангара.
Байкал - самое глубокое озеро в мире. На Байкале 30 островов, самый крупный - остров Ольхон.
Вопрос о возрасте Байкала следует считать открытым. Обычно в литературе приводится цифра в 20-25 млн. лет. Однако применение различных методов определения возраста дает значения от 20-30 миллионов до нескольких десятков тысяч лет. Но, если допустить, что верна традиционная точка зрения, то Байкал можно считать и самым древним озером на Земле.
Байкальская вода уникальна и удивительна, как и сам Байкал. Она необыкновенно прозрачна, чиста и насыщена кислородом. В не столь уж и давние времена она считалась целебной, с ее помощью лечили болезни.
Исключительность многих особенностей озера явилась причиной необычайного разнообразия его растительного и животного мира. Местные жители и многие в России традиционно называют Байкал морем.
Учитель: (Вопрос классу) Ребята, площади каких стран равна площадь водной поверхности Байкала? Как называют Байкал местные жители и многие в России? (Ответы детей)
Работа с картой. (Желающие ученики выходят для работы с картой, отмечают карточкой «Чудо №2» озеро Байкал)
Учитель: Отправляемся в Дворцовый комплекс Петергофф.
Слайд 15- 19.
Ученик: Наверное, в мире мало людей, которые бы никогда не слышали о городе Санкт-Петербурге и о его достопримечательностях. И – я уверена – совсем нет таких людей, которые бы, услышав однажды о Петербурге, не мечтали бы съездить в этот волшебный, единственный в своем роде, город. И одно из наиболее поразительных мест Санкт-Петербурга это – город Петергоф или конкретно – Петродворец.
Создать загородную резиденцию, которая могла бы не только конкурировать с Версалем, но в чем-то даже и превзойти его, Петр I задумал в 1714 г. И уже в августе 1723 года произошли торжества, посвященные открытию Петродворца. К этому времени уже было сделано очень многое – функционировало 16 фонтанов.
Самым тяжелым и даже страшным периодом истории Петергофа была Великая Отечественная война, когда город был оккупирован фашистами. За время оккупации фашистами было уничтожено, вывезено в Германию, разворовано практически всё, что было создано за прошедшие столетия. После освобождения Петергофа от фашистов усилиями саперов и простых ленинградцев проводилась кропотливая работа по разминированию и расчистке парков. И только 17 июня 1945 г. Нижний парк был открыт для посетителей.
Петергоф - дворцово-парковый ансамбль на южном берегу Финского залива в 29 километров от Санкт-Петербурга.
Декоративным подножием дворца служит Большой грот с обрамляющими его каскадами. Большой каскад спускается к бассейну и морскому каналу.
В центре бассейна - фонтан со скульптурой "Самсон, разрывающий пасть льва"
Важная часть ансамбля - парки с фонтанами: Верхний парк с пятью фонтанами и Нижний парк, где находится крупнейший в мире комплекс фонтанов.
Учитель: (Вопрос классу) Кто запомнил, на берегу какого залива был построен Петергоф? (Ответы детей)
Работа с картой. (Желающие ученики выходят для работы с картой, отмечают карточкой ГОРОД Санкт-Петербург)
Учитель: Четвертое чудо природы нашей страны — это геологический памятник расположенный на территории Троицко-Печерского района Коми, между реками Ичотляга и Печора.
Слайд 21-23.
Ученик: Природа порой играючи создает такие чудеса, сотворить которые не под силу даже самой высокоразвитой цивилизации. К таким нерукотворным шедеврам можно смело отнести и каменные останцы на плато Мань-Пупу-Нер — семь столбов с причудливыми очертаниями высотой от 30 до 42 метров.
Уральский Стоунхендж возвышается на 900 метровой горе, отчего кажется он еще более величественным. Семерых болванов природа обтачивала морозом и жарой, ветром, дождями и снегом более 200 миллионов лет. А когда-то на месте застывших мансийских великанов были высокие горы. Капризный северный климат со временем разрушал самые слабые породы. А твердые серицитокварцитовые сланцы, из которых сложены столбы, сохранились до наших дней, благодаря их большей переносимости к играм матушки природы.
Вблизи болваны производят поистине грандиозный эффект. Кажется, что один из гигантов поднял руку с огромным мечом. Другая скала напоминает женщину, волосы которой убраны на затылке, и руки сложены на груди, будто перед началом схватки. А может ладони соединились в процессе молитвы? Третий пугает своей ехидной улыбкой. Точно забавный персонаж был срисован с этого истукана!
Зимой они запорошены снегом, слово огромные воздушные снеговики. Осенью болваны любят играть с туристами в прятки, то выглядывают сквозь дымку тумана, то исчезают на время. Летом они пугают своей мощью и нерушимостью.
Учитель: (Вопрос классу) Ребята, как называется выветривание, с помощью которого и образовалось это чудо природы? (Ответы детей)
Работа с картой. (Желающие ученики выходят для работы с картой, отмечают карточкой расположение Столбов)
Учитель: Если двигаться на юго-запад через Восточно-Европейскую (Русскую) равнину, то мы попадаем на Кавказ, где нас ждёт шестое чудо – это гора Эльбрус!
Слайды 24- 29.
Ученик:Гора Эльбрус - это две вершины потухшего вулкана - Восточная высотой 5621 м над уровнем моря, Западная 5642 м.
Поверхность от высоты 3500м в основном покрыта ледниками.
Ледники изрезаны трещинами и в нижней части обрываются ледопадами. Южные и восточные склоны более ровные. Ниже 3500 м скалы, каменные осыпи и часто и летом, покрытые тающими снежниками.
Вершины Эльбруса – два самостоятельных вулкана.
Огромная снежная шапка Эльбруса образует более пятидесяти ледников; извергающиеся из них потоки, сливаясь, дают начало трем основным рекам района – Кубани, Баксану, и Малке.
Слава Эльбруса как высочайшей и прекраснейшей горы Кавказа идет с незапамятных времен. У народов Кавказа и Ближнего Востока об Эльбрусе сложены песни и легенды. Ему посвятили вдохновенные строки А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, многие кавказские поэты.
В 1829 году человек впервые поднялся на одну из вершин Эльбруса. Это был кабардинец Килар Хаширов, проводник экспедиции Российской Академии наук. С тех давних пор на Эльбрус взошли многие: Эльбрус стал популярной вершиной, на которую устраивают спортивные массовые восхождения.
Учитель: (Вопрос классу) Ребята, кто запомнил высоту Эльбруса? (Ответы детей)
Работа с картой. (Желающие ученики выходят для работы с картой, отмечают карточкой «Чудо №5» горы Кавказа)
Физминутка
Учитель: Сейчас, прошу вашего внимания! Мы отправляемся на берега реки Волги в город-герой Волгоград (Сталинград). Здесь расположен памятник героям Великой Отечественной войны. В память о Сталинградской битве и первой великой победе советских солдат над грозным врагом, положившей начало краху завоевательным планам Гитлера, установлен мемориальный комплекс с величественным памятником «Родина-мать».
Слайды 30 – 37.
Ученик: Мамаев Курган — главная высота России, святое место для всех славян, именно здесь произошел коренной поворот в ходе Великой Отечественно войны. Воздвигнутый на Мамаевом кургане памятник – монументальный и величественный ансамбль «Героям Сталинградской битвы» – запечатлел эпопею о мужестве и бесстрашии защитников Сталинграда во время ожесточенной битвы за город.
Cвоё название Мамаев курган получил во времена татаро-монгольского ига. Уже в те времена Мамаев курган был важнейшей высотой – на его вершине располагалась застава, учреждённая ханом Мамаем. Дозор охранял от внезапных нападений на столицу ханства Сарай-Берке.
В годы Великой Отечественной войны Мамаев курган, господствующий над центральной частью города, являлся важным звеном в общей системе обороны Сталинградского фронта, так как позволял тому, кто контролировал вершину Мамаева кургана, контролировать почти весь город, переправы через Волгу.
Борьба за Мамаев курган продолжалась 135 суток из 200 дней Сталинградской битвы. Склоны Мамаева Кургана были перепаханы бомбами, снарядами, минами. Мамаев курган и в снежную пору оставался чёрным: снег здесь быстро таял и перемешивался с землей от огня артиллерии, разрывов бомб. Плотность огня здесь была огромной: на каждый квадратный метр Мамаева кургана приходилось от 500 до 1250 пуль и осколков.
После окончания Битвы на Мамаевом кургане хоронили погибших со всего города, по приблизительным данным там похоронено около 34,5 тысяч человек (позднее на месте этой огромной братской могилы и был возведён главный монумент – Родина-мать, ставший памятником всем погибшим в Сталинградской битве). Именно тогда это место стало настоящим курганом – местом захоронения.
В 1959 году на Мамаевом кургане началось грандиозное строительство - памятник-ансамбль «Героям Сталинградской битвы» (автор Евгений Вучетич ). Это самый крупный монумент, посвящённый событиям Второй мировой войны, из всех, построенных где-либо в мире.
Здесь же находится мемориальная стела, посвященная городам-героям. В 12 нишах-урнах из красного гранита хранятся капсулы с легендарной землей городов-героев: Москвы, Ленинграда, Киева, Минска, Одессы, Севастополя, Новороссийска, Керчи, Тулы, Брестской крепости, Мурманска, Смоленска.
На Аллею пирамидальных тополей выводит широкая лестница. Аллея проложена по гребню искусственной земляной насыпи, возвышающейся на 10 м, над входной площадью — проспектом им. В. И. Ленина. Протяженность Аллеи — 223 м, ее ширина — 10м. Пешеходная часть выложена гранитными плитами на бетонной подушке. Склоны насыпи имеют травяной покров, посажены кустарники, деревья. Аллея выводит на площадь "Стоять насмерть".
Площадь "Стоять насмерть" символизирует самые трудные этапы Сталинградской битвы. В её центре расположен бассейн со скульптурой "Стоять насмерть». Как бы из самой великой русской реки поднимается советский воин-богатырь и, презирая смерть, становится на защиту родного города. Его фигура высечена из монолита, из огромной глыбы. Мужественное, волевое лицо. Губы тронула презрительная улыбка. В глазах непреклонная решимость. Мускулы напряжены. Это советский человек, человек труда. Война ворвалась в его дом. В грохоте взрывов, в лязге гусениц увидел он смерть. Но не ужас, не страх вызвала она в нём. Неугасимая ненависть к врагу, жажда победы стали сильнее смерти. Словно сама земля поднялась вместе с ним навстречу врагу.
Стены-руины — каменная книга, героическая летопись. Длина стен 46 м, высота достигает 18 м. Стены-руины озвучены, исполняются песни периода войны, сводки информбюро и хода боевых действий.
Площадь героев размещена между стенами-руинами и подпорной стеной с монументальным рельефом. С левой стороны развернулось знамя с надписью: "Железный ветер бил им в лицо, а они все шли вперед и снова чувство суеверного страха охватывало противника: люди ли шли в атаку, смертны ли они?!" Длина знамени более 100 м. Справа — шесть скульптурных композиций, посвященных подвигам сталинградцев.
Площадь героев завершается подпорной стеной - Монументальный рельеф. Художником в виде отдельных картин-эпизодов в рельефном изображении воспроизведен рассказ о наступлении советских войск под Сталинградом, радости победы, пленении немецких генералов и солдат, митинге победителей. Картина создает впечатление объемности, завершенности, рассказывает о героической истории великого подвига советского народа.
С Площади героев через вход в стене с монументальным рельефом по ступенчатому подъему галереи путь ведет в Зал воинской славы. По всему периметру стены круглого зала свисают 34 символических красных знамени, выполненные также из золотой смальты. На этих мозаичных знаменах — имена воинов, павших в Сталинградской битве (7200 человек). Потолок зала украшен изображениями орденов. В центре зала — 5-метровая скульптура-рука держит факел с огнем Вечной славы.
На площади — скульптура «Скорбь матери». Над погибшим воином, склонилась мать. Трудно передать словами, что чувствует эта женщина,— она потеряла сына. Лицо воина закрыто знаменем— символом последних воинских почестей. Война принесла советскому народу неизмеримое горе — 20 млн. погибших. Скорбящая мать на Мамаевом кургане — это собирательный образ советских женщин, потерявших своих близких на войне. И в то же время это гневный протест против войн, уносящих миллионы молодых жизней.
От площади Скорби начинается подъем на вершину кургана к основанию главного монумента — «Родина-мать зовет!». Скульптура «Родина-мать зовет!» является композиционным центром всего ансамбля. Это — женщина, держащая в руке меч, которая стоит в позе призыва к борьбе. Статуя стоит на плите высотой всего 2 метра. Ночью статуя освещается прожекторами.
Учитель: (Вопрос классу) Ребята, скажите, сколько дней длилась Сталинградская битва, сколько ступеней ведет на вершину кургана? (Ответы детей) Работа с картой. (Желающие ученики выходят для работы с картой, отмечают карточкой с фотографией монумента «Родина-Мать» город Волгоград)
Учитель: Вот и осталась наша последняя остановка в Москве – столице нашей Родины.
Слайды 38-40.
Ученик: «Официальное» название храма - Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву. Построен он был в 1561 году по указу Ивана Грозного в честь победы в войне с Казанским ханством.
По самой распространенной версии, церковь построили два псковских мастера – Барма и Постник. Увидев столь великолепный храм, Иван Грозный повелел ослепить строителей, дабы они не смогли больше нигде повторить свой шедевр.
Собором Василия Блаженного храм стали называть в народе после того, как в 1588 году к нему был пристроен придел в честь этого московского святого.
Этот собор состоит из 9 разных церквей, помещённых на одном основании. В храме захоронены останки «святого человека» нищего Василия Блаженного, от его имени возникло народное название собора.
Учитель: (Вопрос классу) В каком году был построен храм Василия Блаженного? (Ответы детей) Работа с картой. Учитель:Надо подойти к карте и показать место расположения «Чуда №7». На точку на карте прикрепляется небольшая карточка с фотографией Храма.
III. Актуализация знаний. Учитель: Давайте ещё раз назовём «Семь чудес России»!
Задание №1
Работа с раздаточными картами(формат А-4) (время выполнения задания 3 мин.) (Правила. На полях карты помещены маленькие фотографии семи культурно-исторических и природных чудес России. У каждой фотографии стоит цифра, на карте белые кружочки обозначают место, где находится тот или иной памятник. Задача ученика – найти на карте место, где должно находится каждое «Чудо» и поставить цифру, какая стоит на его фотографии.)
Задание №2
Проверочное тестирование.
1.В каком году был построен Храм Василия Блаженного? А) 1555 — 1560г., Б) 1600 — 1605г., В) 1707- 1709г. 2.При каком царе и когда был задуман Петергоф? А) При Иване IV Грозном в 1534 г., Б) При Екатерине II в 1762 г., В) При Петре I в 1714 г. 3.В память, о каких событиях был воздвигнут монумент «Родина–Мать»? А) В память о Куликовской битве, Б) В память об Отечественной войне 1812 г., В) В память о Сталинградской битве 1942-1943г. 4.Какое озеро имеет самую прозрачную и чистую воду в мире? А) Чудское озеро, Б) озеро Байкал, В) озеро Тенгиз. 5. Где находятся Столбы выветривания? А) В Омской области, Б) На Кавказе, В) В Республике Коми. 6.Какова высота горы Эльбрус? А) 5642 м., Б) 4302 м., В) 7700 м. 7.Что такое гейзер? А) Вулканическое озеро, Б) Фонтан горячей воды и пара, В) Это потухший вулкан. Учитель: Подпишите и сдайте тесты на проверку.
IV. Подведение итогов
Учитель: Давайте вспомним цель нашего занятия: «Познакомиться с историческими, культурными и природными памятниками России».
Как вы считаете, мы достигли нашей цели? (Ответы ребят)
У вас есть чувство гордости за свою большую и очень красивую страну? В итоге занятия давайте заполним таблицу на доске и разделим наши «чудеса» на две группы «Культурно-исторические чудеса России» и «Природные чудеса России»
(Ребята по очереди берут карточки с названиями «чудес» и
прикрепляют их на доску в две колонки)
Подведение итогов.
Спасибо за внимание. До свидания. Примерный список интернет источников. http://www.epochtimes.ru/content/view/40198/8/ http://www.russia-miracles.ru/ http://www.turism.irnd.ru/page414.html http://www.mandalay.ru/7-chudes-rossii-itogi.html http://www.tomovl.ru/painting.htm http://lifeglobe.net/blogs/details?id=415 http://ru.wikipedia.org