Цели и задачи: воспитание чувства любви к русскому языку и русской литературе, поэзии Пушкина, анализировать текст лирического стихотворения, отрабатывать навыки выразительного чтения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие "Пушкин"»
Преподаватель русского языка и литературы
Жамантаева Жамиля Мирзабековна
Кызылординская область ,
Шиелийский район , село Бала би
cредняя школа № 50 имени
Цели и задачи: воспитание чувства любви к русскому языку и русской литературе, поэзии Пушкина, анализировать текст лирического стихотворения, отрабатывать навыки выразительного чтения.
Оборудование: интерактивная доска, иллюстрации, монеты с изображением А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, М. Горького, Мухтара Ауезова, Сабита Муканова. Бумажные купюры с изображением Абая, Чокана Валиханова, электронные учебники, слайды.
Организационный момент.
Вступительное слово учителя.
Добро пожаловать ,друзья! Здравствуйте дорогие учителя! Тема сегодняшнего вечера посвящается замечательному русскому писателю Александру Сергеевичу Пушкину. На каждом году мы более подробно знакомимся с жизнью и творчеством А. С. Пушкина. А сегодня мы узнаем, какое влияние оказало творчество Пушкина на развитие национальных литератур.
Александр Сергеевич Пушкин – великий русский национальный поэт. Как Ломоносов был «отцом русской науки», так А.С. Пушкин стал родоначальником новой русской литературы.
В1:Александр Сергеевич Пушкин –великий русский национальный поэт.Пушкин родился в Москве 26 мая 1799 году.Отец его ,Сергей Львович, происходит от старинного дворянского рода .Мать Пушкина , Надежда Осиповна , была внучкой «арапа Петра Великого».Пушкин отлично знал французский язык . В 1811 году поступил в Царскосельский лицей .Его первые стихи «К Чаадаеву», «Узник», «Деревня».
В2:Александр Сергеевич Пушкин !Всевышний наградил его всем: мужеством прозрения мысли и великодушием гения.Он вырос в свое время , и время это уже невозможно представить себе без его песни.
В1:Истинный поэт! Чтобы им быть, мало одаренности ,нодо чувствовать все звенья бесконечной цели жизни и обладать творческой верой в себя , в мир , в человека.
Он боролся за чистоту русского литературного языка , он ценил дружбу и был очень влюбчив, его жизнь была полна событий, его судьба была трагичной , его лира стала вечной.
Поэт жил горем и трагедией, величием и тоской своей Родины. Тематика его произведений разнообразна.О сочетал а себя талант и самоотверженный труд . Поэтому он и сегодня любим и стихи его узнаваемы.
Пушкин был образованным человеком своего времени. Он глубоко изучил историю и культуру, как своего народа, так и культуру других государств.
Что говорил Толстой о стихах Пушкина?
Мы читаем у Пушкина стихи такие гладкие, такие простые, и нам кажется, что у него так и вылилось это в такую форму. А нам не видно, сколько он употребил труда для того, чтобы вышло так просто и гладко… Л.Н. Толстой.
В1:А что же говорил Тургенев о заслугах Пушкина?
Пушкину одному пришлось исполнить две работы, а именно: установить язык и создать литературу.
Заслуги Пушкина перед Россией велики и достойны народной признательности. Он дал окончательную обработку нашему языку, который теперь по своему богатству, силе, логике и красоте формы признается едва ли не первым после древнегреческого; он отозвался бессмертными звуками на все деяния русской жизни. И.С. Тургенев
В2:Что именно отметил о творчестве Пушкина писатель М. Горький?
Без Пушкина были бы долго невозможны Гоголь, Лев Толстой, Тургенев, Достоевский, -- все эти великие люди России признавали Пушкина своим духовным родоначальником.
Творчество Пушкина – широкий, ослепительный поток стихов и прозы. Пушкин как бы зажег новое солнце над холодной, хмурой страной, и лучи этого солнца сразу оплодотворили ее.
В творчестве Пушкина чувствуется нечто вулканическое, чудесное сочетание страстности и мудрости, чарующей любви к жизни и резкого осуждения ее пошлости, его трогательная нежность не боялась сатирической улыбки, и весь он – чудо. М. Горький
В1:А теперь послушайте слова великого дагестанского поэта Расула Гамзатова о творчестве А. С. Пушкина .
Пушкин сопровождает нас всю сознательную жизнь, но на исходе лет мы как бы возвращаемся к нему, будто на исповедь. Помню, как в больнице Твардовский перечитывал письма Пушкина. В годы моей молодости старый Маршак посоветовал: читайте Пушкина! Теперь я понимаю, как глубоко и Твардовский и Маршак были правы. Нравственные заветы Пушкина – на всю жизнь, на века!
Прав был тот, кто изрек, что гений – это символ. Пушкин стал символом света и совести.
Р. Гамзатов
В2-: Влияние произведений Пушкина на творчество поэтов и писателей других народов было огромным для развития литературы своих стран. Эти поэты переводили произведения Пушкина. Среди них были: И. Абашидзе, Абай Кунанбаев и др.
Послушайте, ребята, при каких обстоятельствах узнал о творчестве А. С. Пушкина грузинский переводчик И. Абашидзе.
В мою жизнь он вошел наводнением. И не в метафорическом, а в самом реальном смысле. Мы жили в Западной Грузии на берегу быстрой реки. Весной, когда в горах таял снег, она вырывалась из своего тесного ложа и стремительно неслась мимо нашего дома. Отец, стоя у окна, читал:
Прибежали в избу дети,
Второпях, зовут отца:
«Тятя, тятя! Наши сети
Притащили мертвеца».
Так я узнал, что такое стихи, так я узнал, кто такой Пушкин. Он поразил мое детское воображение не игрой красок, не яркостью картин или напевностью строчек, а той простотой, за которой – тайна.
Потом пришло желание переводить его. Переводить Пушкина – кажется, все легко, все получается, а потом глядишь – не он! Тайна Пушкина по-прежнему остается необъяснимой. И. Абашидзе
В1:И конечно нельзя не отметить слова Гоголя о творчестве Пушкина. Давайте вспомним слова Гоголя о силе влияния его творчества на русскую литературу.
- Пушкин есть явление чрезвычайное, и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет. В нем русская природа, русская душа, русский язык, русский характер отразились в такой же чистоте, в такой очищенной красоте, в какой отражается ландшафт на выпуклой поверхности оптического стекла. Н. Гоголь
В2: Мы только что вспомнили слова Толстого, что у Пушкина стихи такие гладкие, такие простые. Давайте сейчас послушаем эти стихотворения.
Ученики читают стихотворения Пушкина…
Произведения Абая – сокровищница казахской культуры.
В1:В 1845 г., через восемь лет после смерти Пушкина, в долине Жидебай, у подножия Чингизских гор, у степного султана Кунанбая родился сын, которому и суждено было впоследствии стать достойным учеником великого русского поэта.
Счастливый случай свел Абая с такими образованными людьми как Михаэлис, Долгополов, Гросс. Сосланные из России за революционную деятельность, они только что прибыли в Семипалатинск. Последователи Белинского, Чернышевского и Добролюбова, новые друзья Абая увидели в нем человека исключительно одаренного и решили помочь ему поднять общий культурный уровень но для этого, прежде всего, надо было знать русский зык.
Я Вам пишу – чего же боле?
Что я могу еще сказать?
Теперь, я знаю, в вашей воле
Меня презреньем наказать.
В переводе Абая это выглядит так:
Амалжоқ – қайттым білдірмей,
Япырм-ау, қайтып айтамын!
Қоймады дертің күйдірмей,
Не салсаң да тартамын.
В2: Отрывок из романа «Евгени Онегин» «Письмо Татьяны» - Акжан
В1:Посмотрите на доску Пушкин и Абай. Что их объединяло?
Не только своими мыслями, стихами Абай был близок великому Пушкину. Их объединяло и то, что у колыбели их поэтического таланта стояли умудренные жизнью добрые женщины, владевшие красотой народной речи, знавшие фольклор и сумевшие передать это богатство своим воспитанникам. У А.С. Пушкина – это его няня Арина Родионовна, у Абая – бабушка Зере. Оба поэта любовь к тем, кто вырастил их, выразили в своем творчестве. Неигладимый след в душе Александра оставила няня Арина Родионовна . Благодаря ей он узнал мир волшебных народных сказок, старинных былей и небылиц.Няня одарила маленького Сашу любовью, стала ему ближе матери. Послушайте знаменитое стихотворение Пушкина «Няне».
«Няне» -
- Абай уже с детства жил в разлуке с семьей. Мальчику было 10 лет, когда его отдали на обучение в город Семипалатинск. Возвращаясь домой на каникулы, он особенно рад был встрече со старой матерью Зере. О встрече Абая с его родными – матерью Улжан, отцом Кунанбаем и бабушкой Зере описывается в романе М. Ауэзова «Путь Абая».
И Арина Родионовна, и бабушка Зере научили своих воспитанников чувствовать красоту поступков и человеческих отношений. Оба поэта воспели и зимние метели, и знойные дни лета, и хмурое осеннее ненастье, и весеннее обновление природы.
Мухтар Ауэзов в статье, напечатанной в 1949 г., писал, что «грамотные девушки из абаевской среды, выходя замуж, увозили в числе своего приданного рукописный сборник стихов Абая, в котором неизменно присутствовали пушкинские, лермонтовские стихи».
«Через Абая я узнал о Пушкине, Лермонтове, Некрасове, и тогда я решил научиться русскому языку», - вспоминает известный казахский писатель Сабит Муканов.
Переводы усиливали интерес молодежи к русской литературе и к русскому языку.
Хочется верить, что, прильнув к источнику пушкинской поэзии, вы, ребята, не впустите в свои души пошлость, неверие в красоту и величие человеческого духа. И пусть у каждого из вас будет в жизни БОЛДИНСКАЯ ОСЕНЬ - пора вдохновения и побед, когда все у вас получается и вы - счастливы!
А Александр Сергеевич, надо только этого захотеть, всегда будет рядом и протянет по-дружески руку. А, возможно, и скажет, лукаво улыбаясь:
«Здравствуй, племя !
Младое, незнакомое!..
На этом внеклассное мероприятие «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» подошел к концу. Слово предоставляется директору нашей школы .