Разработка внеклассного мероприятия " Ох, уж эта математика!"
Цель: Развивать познавательный интерес к математике. Показать связь между другими школьными предметами.
Вступление.
С тех пор, как существует мирозданье,
Такого нет, кто б ни нуждался в знанье.
Какой мы не возьмем язык и век -
Всегда стремился к знанью человек…
Мы рады приветствовать всех собравшихся. Приветствуем всех, кто любит математику, кто учит математике, кто занимается и увлекается математикой.
1 тур. Разминка. Кроссворды. Если верно разгадать, то в выделенных клетках получится замечательная фраза. Слайды. Затем проверка ответов. Слайд..
Ученик – ведущий: Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами проведем необычные уроки математики. Вы посмотрите на привычные вещи другими глазами. Итак, первый урок -
УРОК ЛИТЕРАТУРЫ.
Сообщение учащегося
Математика и литература не так далеки друг от друга, как многие думают. Искусство и наука требуют фантазии, творческой смелости, зоркости в наблюдении различных явлений жизни. Служение математике С.В.Ковалевская представляла себе неотрывным от служения литературе.
"Мне кажется, - говорила она, - что поэт должен видеть то, чего не видят другие, видеть глубже других. И это должен математик".
Для многих казалось странным, как она сочетает математику с поэзией. По этому поводу Ковалевская писала: "Многие, которым никогда не представлялось случая более глубоко узнать математику, считают её наукой сухой. В сущности же это наука, требующая наиболее фантазии, и один из первых математиков нашего времени говорит совершенно верно, что нельзя быть математиком, не будучи в то же время и поэтом в душе".
Великий русский поэт М.Ю.Лермонтов был большим любителем математики и в своих вольных и невольных переездах из одного места службы в другое всегда возил с собою учебник математики.
Английский писатель XIX века Льюис Кэрролл, он же - Чарльз Лутвидж Доджсон, автор "Алисы в стране Чудес" и он к тому же был ещё профессор математики.
А теперь посмотрим как вы сочетаете в себе знания математики и литературы.
ПРАВИЛА: Время на обсуждение - 20 секунд. Готовность - поднятая рука.
ВОПРОСЫ ЛИТЕРАТУРНЫЕ. Слайд.
Ученик – ведущий. Произведение одного среднеазиатского астронома и математика (787-850) называлось "Китаб мухтасар аль джебр ва-л-мукабала". Переводчик перевел все слова, слово "аль джебр" просто записал латинскими буквами. У него получилось слово - алгебра. Многие понятия и математические термины имеют иностранное происхождение. Посмотрим, как вы знаете иностранные языки.
УРОК ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА . Слайд.
УРОК МУЗЫКИ.
Ученик – ведущий: Как вы думаете, математика имеет отношение к музыке?
Нет? Напрасно вы так думаете . Еще древнегреческий математик Пифагор относил к математике арифметику, геометрию, астрономию и музыку. Именно Пифагор ввел понятие гамма , которое окрестили -пифагоров строй.
Вопросы музыкальные. Слайд.
Сообщение учащихся.
В. Гюго заметил, что разум человеческий владеет 3 ключами, позволяющими людям знать, думать и мечтать. Ключи эти следующие - буква, нота и цифра. Давайте, определим, как вы можете сочетать буквы и цифры.
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА - тема урока " числительные". Слайд.
1.Команды должны будут по очереди говорить пословицы и поговорки, в которых используются названия чисел. Эстафета заканчивается, если какая-либо команда замолкает.
.
УРОК ИСТОРИИ. Слайд.
ВОПРОСЫ ДЛЯ БОЛЕЛЬЩИКОВ: (информатика- математика). Слайд.
Блиц - вопросы на заключение. Слайд.
Итоги.
Просмотр содержимого презентации
«Ох, уж эта математика!»
Турнир эрудитов
1. Арифметическое действие.
2. Предмет, изучаемый в
школе, но не
математика.
3. Известная геометрическая
фигура.
4. Одна из тем математики,
изучаемой в 5 классе.
5. Что обязаны делать, но не
всегда этого хотят ученики?
6. Если к разности прибавить вычитаемое, то получится…
7. Что есть у людей, зверей,
птиц, у некоторых рыб?
1. Прямоугольник, у
которого все стороны равны?
2. Если из суммы вычесть одно из слагаемых, то получится…
3. Первое достижение техники.
4. Если не кривая, то…
5. Арифметическое действие.
6. От перестановки слагаемых … не меняется.
У
М
Н
О
Ж
Е
Н
И
Е
А
А
Р
У
Т
Р
Е
Т
И
Л
Л
К
И
Н
Ь
Г
О
У
Е
Р
Т
Е
И
Н
Е
Ж
Р
Ы
А
В
С
Я
Ь
Т
И
Ч
У
М
Е
А
Ш
Ь
М
Е
У
Н
Е
О
Г
С
О
О
Л
Д
А
А
К
В
Т
Р
Е
С
М
Л
О
Е
А
А
Г
Б
О
О
Р
Т
Я
А
М
Я
Р
П
Т
Н
И
И
Е
Ы
Ч
В
А
М
М
У
С
А
ВОПРОСЫ ЛИТЕРАТУРНЫЕ:
- 1.Назовите имя известного поэта, математика, автора этих слов:"Яд,
мудрецом тебе предложенный прими,из рук же дурака не принимай
бальзама!"
(Омар Хайям)
- 2.Какой русский писатель окончил физико - математический факультет?
(А.С. Грибоедов)
- 3.В сказке "Конек-горбунок" мы встречаем следующие слова:"Приезжаю –
тьма народу! Ну ни выходу, ни входу!". Сколько было народа?
(10 000)
- 4.Название какой кривой является в то же время литературным
термином?
(гипербола)
- 5.Кто из великих русских писателей составлял задачи по арифметике?
( Л.Н. Толстой)
- 6."В математике есть своя красота, как в поэзии". Кто произнес эти
слова, даже не любя математику?
(А.С. Пушкин )
Урок иностранного языка:
- 1.Переведите на русский язык греческие слова - моно, ди, поли и
латинские - уни, би, мульти.
(один, два, много)
- 2.Какая цифра в переводе с латинского означает " никакая"?
(0)
- 3.Скажите по-гречески окружность, если для нас это часть страны,
области, города, отдаленная от центра.
(периферия)
- 4.У греков это натянутая тетива , а у нас?
(гипотенуза)
- 5.Какая математическая единица измерения в переводе с латинского
обозначает "ступень, шаг, степень" ?
(градус)
- 6.какой геометрический термин образовался от латинского слова
"отвесный"?
(перпендикуляр)
Вопросы музыкальные:
- 1.Без чего не могут обойтись охотники, барабанщики и
математики?
(без дроби)
- 2.Люди какой профессии постоянно смотрят на 5 параллельных
линий ?
(музыканты или дирижеры)
Урок русского
языка:
Пословицы и поговорки, в которых используются названия чисел:
(СЕМЬ раз отмерь, ОДИН раз отрежь;
Не имей СТО рублей, а имей СТО друзей;
СЕМЕРО ОДНОГО не ждут;
Опять ДВАДЦАТЬ ПЯТЬ;
ОДИН в поле не воин;
Старый друг лучше новых ДВУХ;
ДВА сапога — пара;
СЕМЬ бед - ОДИН ответ;
СЕМИ смертям - не бывать, а ОДНОЙ не миновать;
У СЕМИ нянек дитё без глазу;
СЕДЬМАЯ вода на киселе;
Лучше ОДИН раз увидеть, чем СТО раз услышать;
От горшка ТРИ вершка;
Палка о ДВУХ концах;
Меж ДВУХ огней;
Скупой платит ДВАЖДЫ;
ДВУМ смертям не бывать, а ОДНОЙ не миновать;
За ДВУМЯ зайцами погонишься - ни ОДНОГО не поймаешь;
За ОДНОГО битого ДВУХ небитых дают;
ОДНА голова хорошо, а ДВЕ лучше;
ТРИ волосинки в ШЕСТЬ рядов;
ДВАЖДЫ в ОДНУ и ту же реку не войдёшь.)
Урок истории:
- 1.Петр Первый хорошо знал адицию, субстракцию, мультипликацию и
дивизию. В его времена эти действия знали далеко не все, и Петр
настойчиво заставлял изучать это своих сподвижников. Сейчас это
знает каждый школьник. Как он это называет?
( + - * /)
- 3.Сколько подвигов совершил Геракл?
(12)
- 4.О какой науке Цицерон сказал: " Греки изучали её, чтобы познать мир,
а римляне -для того, чтобы измерять земельные участки«
(геометрия)
- 5.Летописец сообщает, что строительство Успенского Собора в Кремле
велось "в кружало и а правило". К помощи каких инструментов
прибегли мастера?
(циркуль и линейка)
- 6.Почему в Египте строители пирамид использовали веревку с 12
узелками?
(образ. прямоугольный треугольник со сторонами 3,4,5)
- 2. Что на Руси раньше называли " ломаными числами"?
(дроби )
Вопросы
болельщикам:
- 1.в 7-8 веках нашей эры один ирландский монах изложил способ счета от 0
до1 млн, которым до сих пор пользуются биржевые маклеры на
чикагской хлебной бирже. Чем они пользуются?
(пальцами)
- 2.У южноамериканского племени таманаки число 6 -это один палец
другой руки, 11- один палец ноги, А как по-таманакски будет 21?
(один палец руки другого человека)
- 3.Каков вклад английского поэта Байрона в историю вычислений?
(его дочь -Ада Лавлейс -первый программист- помощница Ч. Беббиджа)
- 4.В каком м/ф главному герою помогло знание техники для борьбы со
злыми силами?
("Ивашка из Дворца пионеров")
- 5.Петр Первый издал указ: " Учить всех дворянских детей "цифири и
геометрии", а тем, кто не усваивал этих премудростей он запрещал …
(жениться)
- 6.Леонардо да Винчи записывал в блокнот числа после встречи с людьми,
которые представляли для него художественный интерес. Что
означали эти числа?
(это был способ запомнить их лица)
- 7.Как назывался прибор, используемый для арифметических вычислений
в Др. Греции, Риме?
(абак)
- 8.Как называлось устройство, которой имело в своем составе контору,
фабрику и склад?
(разностная вычислительная машина Ч. Беббиджа)
- 9.Каков девиз фирмы IBM и каждого успешного ученика?
("Думай!")
- 10. У известного русского поэта есть такие строки " Мы почитаем всех
0 , а единицами - себя". Кто, таким образом, воспевал числа двоичной
системы?
( А.С. Пушкин)
- 11. Что больше - сумма арабских цифр или их произведение?
(сумма)
- 12.Какая дробь находится между каникулами?
(1/4-четверть)
- 13.Какая страна является родиной арабских цифр?
(Индия)
- 14.Сколько десятков получится, если умножить 3 десятка на 3
десятка?
(90 десятков)
- 15.Какой угол образует с экватором меридиан ?
(прямой)
- 16.Назовите любимую фразу Евклида, которую вы часто произносите
на уроках геометрии.
(что и требовалось доказать)
- 17.Где находится ноль в любом городе?
(главпочтамт)
- 1.Что есть у каждого слова, растения и уравнения?
(корень)
- 2.Какие прилагательные русского языка в математике становятся
именами существительными ?
(прямая,
кривая,
ломаная,
касательная,
секущая,
наклонная)
- 3.Какая цифра в русском языке является глаголом повелительного
наклонения единственного числа ?
(три!)
- 4.С буквой "и" -это глагол русского языка настоящего времени,
являющийся синонимом глагола "движет". С буквой "е" – это
существительное, обозначающее сторону треугольника.
(катит-катет)