Внеклассное мероприятие
(Разработка предназначена для учащихся 1 класса)
Разработка выполнена
Талановой Натальей Алексеевной,
учителем начальных классов
МОУ «СОШ им. Г.И Марчука р.п. Духовницкое
Духовницкого района Саратовской области»
Пояснительная записка
Внеклассное мероприятие «Удивительный мир космоса» посвящен Дню космонавтики. Мероприятие проводится в форме беседы с элементами лекции, викторины. Используется презентация с музыкальным сопровождением. Класс оформлен в космическом стиле: рисунки планет, ракет и других космических объектов. Мероприятие проводится в 4 классе. Оно расширяет представление школьников о космосе, космонавтике, способствует воспитанию уважения к людям, посвятившим свою жизнь освоению космоса.
Цель занятия: познакомить ребят с выдающимися основателями
космонавтики, с первым космонавтом Земли, развивать навыки самостоятельной работы с научным материалом, пробуждать любознательность.
Оборудование: книги о космосе, презентация, рисунки на космическую тематику, звездочки.
Ход мероприятия.
Создание психологической комфортности на занятии.
(Дети стоят в кругу.)
Что пожалел, - потерял безвозвратно,
Все – не твое, все пришло ниоткуда.
Все, что отдал, - приобрел многократно.
В этом и тайна, в этом и чудо.
- Ребята, а вам хочется делиться друг с другом в школе на занятиях? (Да.)
- Что вы можете «отдать» другим? (Знания, жизненный опыт, хорошее настроение, радость.)
- Как здорово, что отдавая кусочек своей души, мы приобретаем во много раз больше. В этом действительно есть непостижимая тайна.
Давайте возьмемся за руки и передадим всю теплоту наших сердец друг другу, мысленно пожелаем себе и всем, кто рядом, любви, радости и удачи. Присаживайтесь на свои места.
(Дети рассаживаются.)
Вступительная беседа.
Учитель перед занятием раздает детям звездочки, вырезанные из листов бумаги так, чтобы ребята могли сделать на них короткую запись.
Учитель: Кто из вас мечтает попасть в космос? Как вы думаете, что такое космос? (Ученики пытаются ответить на вопросы.)
Учитель: Как видите, у всех представление о космосе разное. Сегодня мы с вами отправляемся в космическое путешествие. Прослушав небольшие сообщения о космосе, космических кораблях, космонавтах, вы можете на своей звездочке написать название темы, которая вас все больше всего заинтересовала, и ответить на вопрос: «Что я хотел(а) бы еще узнать о космосе?»
(Звучит песня «Земля в иллюминаторе» из репертуара ВИА «Земляне». 1-2 слайды)
Космонавт.
Такого слова не было
Среди многих, многих тысяч слов.
Привезли его на Землю с неба
Летчики Гагарин и Титов.
Я. Аким.
Учитель: Ребята, вы знаете, что 12 апреля наша страна отмечает праздник – День космонавтики. Сегодня мы, конечно, очень коротко, поговорим о том, как люди стали осваивать космическое пространство и почему именно 12 апреля мы отмечаем День космонавтики.
С давних времен загадочный мир планет и звезд притягивал к себе внимание людей, манил их своей таинственностью и красотой.
(3 слайд)
Раньше, давным – давно, когда люди только начинали узнавать Землю, они представляли ее перевернутой чашей, которая покоится на трех гигантских слонах, важно стоящих на панцире огромной черепахи. Эта чудо – черепаха плавает в море – океане, а весь мир накрыт хрустальным куполом неба со множеством сверкающих звезд.
С тех пор прошло несколько тысяч лет. На нашей Земле выросло много поколений добрых и умных людей. Они построили корабли и, совершив кругосветные путешествия, узнали, что наша Земля – шар. А астрономы доказали, что Земля летит в космосе, вращаясь вокруг Солнца, делая оборот вокруг него за год.
Потом люди построили самолеты и стали летать в воздушной оболочке Земли (атмосфере). Но люди не останавливались на достигнутом: их манил космос.
Что такое космонавтика?
Учитель: Космонавтика. Что это такое? Сегодня подобный вопрос кажется странным. Ведь любой школьник знает, что слово «космонавтика» связано с полетами в космическое пространство. А до этого у большинства людей с этим словом были связаны представления о полете на Луну. На этом уровне человеческого пребывало в течение всей первой половины 20 века, как и столетия до этого. А между тем уже в самом начале 20 века были заложены основы космонавтики как науки. И как бы ни были грандиозны свершения космонавтики настоящего и в особенности будущего времени, человечество всегда будет благодарно ее основоположнику – замечательному советскому ученому Константину Эдуардовичу Циолковскому. ( 4 -5 слайды)
Ученик рассказывает о Циолковском и Королеве.
Ровно за сто лет до того, как над Землей появился первый искусственный спутник, в сентябре 1857 года, родился Константин Эдуардович Циолковский. Работая учителем провинциальной школы, в свободное время он читал, думал, вычислял, фантазировал, мечтал о покорении человеком космоса.
Очень много интересных идей выдвинул скромный учитель из Калуги. Им придуманы газовые рули для укрепления ракетой в космос. Работами Циолковского интересовались ученые всего мира. Ученики Циолковского и его последователи создали первые в мире космические корабли. Циолковский «научил» ракеты летать в космос. Он рассчитал, сколько нужно ракете топлива. Она должна поднять себя, поднять запас топлива, грузы, приборы, людей, она должна развивать необходимую скорость для отрыва от Земли. Циолковский изобрел ракетный поезд – многоступенчатую ракету. В передней ракете находятся приборы и экипаж. Но чтобы человек смог оторваться от Земли и выйти в космическое пространство, должен был прийти генеральный конструктор космических кораблей. Таким конструктором был Сергей Павлович Королев. За 60 лет жизни замечательный ученый Королев много успел сделать не только для нашей родины, но и для всего человечества. Обладая необыкновенным умом, смелостью, он горячо верил в беспредельные возможности человека, в то, что освоение космоса принесет людям благо и счастье.
Учитель: В создании ракетно – космической техники участвуют тысячи ученых, инженеров, рабочих, масштабы работ требуют объединения усилий людей многих областей науки и техники.
Ребята, разгадав кроссворд, вы узнаете дальнейший путь развития космонавтики. (6 слайд)
Кроссворд
Вопросы:
Летательный аппарат, на котором летали герои в сказках. (Ковер – самолет.)
Летит птица – небылица, а внутри народ сидит. (Самолет.)
Летательный аппарат, на котором летают инопланетяне. (Тарелка.)
Заворчу, зажурчу, в небеса улечу. (Вертолет.)
Первый космический аппарат, выведенный на орбиту Земли в 1957 году. (Спутник.)
Летательный аппарат, на котором летала Баба Яга. (Ступа.)
Воспитатель: Какое слово получилось по вертикали? (Ракета.)
Физминутка «Запуск ракет»
Все готовы к полету. Осталось запустить наши ракеты. Экипажи возьмитесь за руки, закройте глаза. 5,4,3,2,1 – пуск! Представьте, что вы летите. Вокруг невесомость, кругом сияние звезд. Наш корабль выходит на орбиту.
Что такое ракета?
Продолжаем наше путешествие. Ученик рассказывает о ракете.
Ракета была изобретена значительно раньше электромотора и паровой машины. В небольшом семействе ракет у каждой свои обязанности. Самые большие и мощные открыли человеку путь во вселенную. Ракеты поменьше, с меньшими скоростями и на меньших высотах выполняют более скромную, но очень полезную работу: они информируют о состоянии верхних слоев атмосферы, космических лучах, фотографируют облака. Ракеты не только помогают предсказать погоду, но и делают ее: грозовые тучи сейчас можно расстрелять ракетами со специальным химическим зарядом, и в нужное время в нужном месте пойдет, например, вместо губительного града дождь. ( 7 слайд. Показ иллюстраций ракет.)
Космодром Байконур.
Учитель: В 1955 году было принято решение о строительстве стартовой площадки для космических ракет в Казахстане, вдали от крупных населенных пунктов. Так появился космодром Байконур.
( 8 - 9 слайды.)
Ученик рассказывает о строительстве Байконура.
Байконур – главный космодром начала космической эры. Его строительство развернулось очень быстро. В тяжелейших условиях – температура до + 45°С, пыль, грязь, очень много змей – люди строили космодром. Подчас в жуткой жаре отказывала техника, не заводились моторы, а люди выдерживали. Требования к качеству строительства были очень высокие. Конструкции должны быть прочными и долговечными.
Учитель: О великих событиях 20 века написано много книг(показать книги), им посвящены документальные и художественные фильмы. Думаю, вы без особого труда ответите на вопросы сегодняшней викторины об основателях космической техники. (10 слайд)
Викторина.
Вопросы:
Назовите русского ученого, основоположника космонавтики. (К.И.Циолковский.)
Изобретатель первых советских космических кораблей. (С.П.Королев.)
Назовите первый в мире космический корабль – спутник, выведенный на орбиту Земли с человеком на борту. («Восток».)
Главный космодром, с которого стартуют космические корабли. (Байконур.)
Место, где готовят к полету в космос и откуда запускают космические ракеты и аппараты.(Космодром.)
Первый космонавт Земли.
Учитель: Давайте перенесемся на 50 лет назад. По радио передают сообщение, по всей стране люди собрались у радиоприемников: «Говорит Москва! Работают все радиостанции Советского Союза! Московское время – 10 часов 2 минуты. Передаем сообщение ТАСС о первом в мире полете человека в космическое пространство. 12 апреля 1961 года в Советском Союзе выведен на орбиту Земли первый в мире космический корабль – спутник «Восток» с человеком на борту. (11 слайд)
Мир затаил дыхание. Мир слушал голос человека, пролетавшего над океанами и странами, и люди в этих странах повторяли: «Гарагин», «Юрий». Земля узнала простого, обаятельного человека, проложившего дорогу к звездам. Пилотом – космонавтом космического корабля – спутника «Восток» был гражданин Советского Союза летчик Юрий Алексеевич Гагарин.
Он облетел земной шар за 108 минут.
Поэтому именно 12 апреля мы отмечаем День космонавтики.
После Юрия Гагарина много и других космонавтов побывали в космосе. Кого из советских и российских космонавтов вы знаете? (Ю. Гагарин, В. Терешкова, Г. Титов, А. Леонов, Г. Гречко, С. Савицкая и другие). (12-13 слайды)
Учитель: В полете каждый космонавт должен выполнять космические правила. Назовите их.
Ученики (по очереди).
Космонавтом хочешь стать –
Должен много – много знать!
Любой космический маршрут
Открыт для тех, кто любит труд.
Только дружных звездолет
Может взять с собой в полет.
Скучных, хмурых и сердитых
Не возьмем мы на орбиты.
Ученики (хором).
Ждут нас быстрые ракеты
Для полетов на планеты.
На какую захотим,
На такую полетим.
Итог занятия.
Учитель: Итак, мы совершили космическое путешествие и вернулись на нашу планету. (Звучит песня «Звездопад». Слова Н. Добронравова, музыка А. Пахмутовой. На фоне песни ученик читает стихотворение.) (14 слайд)
Когда над Землей летит космонавт,
Глядят ему вслед миллионы ребят.
Вечерней порою глядят в небеса,
Сияют, сияют ребячьи глаза.
И в них отражаются, ярко горят
Те звезды, к которым они полетят!
Мчатся ракеты к дальним мирам.
К подвигам сердце рвется.
Кто верит крылатым, как песня, мечтам,
Тот цели своей добьется!
Учитель: Вот и подошло к концу наше знакомство с удивительным миром космоса. До новых встреч.
Вывод
Внеклассное мероприятие «Удивительный мир космоса» расширяет и углубляет знания учащихся начальных классов в области астрономии и космонавтики, что позволяет использовать эти знания в дальнейшей учебной деятельности; развивает творческие способности и расширяет кругозор. Целесообразно проводить такое мероприятие в рамках предметной или межпредметной недели, посвященной Дню космонавтики.
Литература.
Гайдина Л.И., Кочергина А.В. Группа продленного дня: конспекты занятий, сценарии мероприятий: 3-4 классы. – М.: ВАКО, 2009.
Пашнина В.М. (и др.). Занятия в группе продленного дня. 1 – 4 классы: конспекты, занимательные материалы, рекомендации. – Волгоград: Учитель, 2011.
Педсовет. Газета для учителей начальной школы. №8, 2006.