Оборудование: презентация «Лес – наш друг», компьютер, проектор.
Ход мероприятия
1. Объявление темы и цели мероприятия.
Тема сегодняшнего мероприятия «Берегите лес». Мы с вами ответим на вопросы:
- почему лес называют другом?
-какое значение имеет лес в жизни человека и всей планеты?
-обратим внимание на экологическую проблему – уничтожение лесов.
-будем учиться любить и беречь природу родного края.
2. Беседа о лесе.
Ведущий:
Мы сегодня входим в лес,
Полный сказок и чудес.
Кто в глуши его таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все узнаем без утайки!
Разгадаем леса тайны!
Итак, отправляемся в путь. А девизом нашего мероприятия будут слова: «Наблюдай и восхищайся, Изучай и береги!».
На экране проектора появляется Лесовичок.
Ведущий: А вот и хозяин леса – Лесовичок.
Лесовичок: Стоп-стоп, дети. В лес нельзя войти, пока не скажете, как нужно себя в нем вести! Мы с вами вспомним правила поведения в лесу, а я вам помогу.
Ведущий: Лесовичок доволен вашими ответами и приглашает в свое царство. Так, что же такое лес?
(Ответ детей: Лес – это природное сообщество).
Ведущий: Лес всегда служил источником вдохновения поэтов, писателей, художников. Вспомните стихи о лесе.
(Дети читают стихи).
Лес – это сказка, лес – это дом,
Лес – это друг, с которым вдвоем
всегда интересно и радостно быть,
Забыв про невзгоды, обиды забыв.
Лес – это книга, лес – это мир.
Лес словно счастье увидеть хотим.
Все тайны свои лес откроет тебе,
И радостней станет от них тебе.
Ведущий: Территория нашего Алтайского края покрыта в основном лесной растительностью.
Лесовичок: Какие виды растений произрастают в моем царстве вы узнаете, если отгадаете загадки:
Стоит дерево, цветом зелено; в этом дереве четыре угодья: первое –больным на здоровье, другое – от темени свет, третье – дряхлых, вялых пеленанье, а четвертое – людям колодец (береза).
Что за дерево стоит – ветра нет, а лист дрожит? (осина)
Стройная и прекрасная, на ней ягода красная (рябина).
Высока, стройна, душиста,
В небо тянется она.
Вся одежда золотиста,
Только шапка зелена (сосна)
Все детки на ветках –
С рождения в беретках.
С дерева упадут –
Береток не найдут (дуб).
А как называется самое высокое хвойное растение и где она произрастает? (секвоя, просмотр небольшого видеофильма)
Лесовичок: Молодцы, все отгадали.
Ведущий: Здравствуй, вольная природа,
Лес – великая страна!
Удивительным народом
Та страна населена.
Кто живет в лесу? (звери, насекомые, птицы).
Итак, начинаем:
С ветки на ветку
Быстрый как мяч,
Прыгает по лесу
Рыжий циркач.
Вот на лету он
Шишку сорвал,
Прыгнул на ствол
И в дупло убежал (белка –1)
А этот красавец
На беленькой ножке,
Он в красненькой шляпке,
На шляпке горошки (мухомор – 4)
Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка
И полоска шарфика (синичка – 2)
Эх, звоночки, синий цвет –
С язычком, а звону нет! (колокольчик – 3)
Шелестя, шурша травой
Проползает шнур живой.
Вот он встал и зашипел:
Подходи, кто очень смел (змея – 4)
Растут на ветках группами,
Покрытые скорлупками (орехи – 2)
Ловит солнышко лучистое,
Зрея на опушке.
Покраснеет и душистая
Попадает в кружки (земляника – 3)
Угадайте что за птица
Света яркого боится.
Клюв крючком,
Глаза пятачком,
Ушастая голова.
Это... (сова –1)
Лесовичок: Молодцы, отгадали все загадки про лес и его обитателей.
Разминка:
Мы к лесной полянке вышли,
Поднимая ноги выше,
Через кустики и кочки,
Через ветки и пенечки.
Очень долго мы шагали, сейчас сядем, отдохнем,
А потом гулять пойдем.
Определение роли леса в жизни человека.
Ведущий: Какую пользу приносит лес человеку и животным?
(ответы детей)
1. Лес - источник древесины. Деревянный пол, оконные рамы, двери, мебель – все это можем видеть в каждой квартире. Кинофильмы и фотопленка, газеты и журналы, скрипка и пианино, и еще многое, многое другое все это «выросло» в лесу!
(Ученик читает стихотворение)
Почему мы с лесом дружим?
Для чего он нужен людям?
Вот стоит обычный стол. Это лес.
Двери, рама, пол – тоже лес.
И пенал красивый наш – лес.
Посмотри, все вокруг –
Это наш зеленый друг!
2. Но лес – это не только источник древесины. Посмотрите на наш лес: для кого он является домом?
(ответы детей: Для животных, птиц, растений, грибов)
Ведущий: Да, верно.
3. Что еще полезного находит человек в лесу?
(Лес – это не только источник древесины, это смола, ягоды, плоды, лекарственное сырье, орехи, звери, птицы, сено и т. д.).
4. Почему на отдых люди стремятся в лес?
(Лес притягивает человека своей неповторимой красотой, тишиной, загадочностью; в лесу можно встретить много интересного и необычного, лучше узнать о жизни животных, их повадках...)
5. Кто, кроме человека, пользуется лесными ресурсами?
(Лесными ресурсами пользуются все животные, птицы)
6. Как дышится в лесу?
(В лесу легко дышится, потому что воздух в лесу очень чистый, пахнет травами, сосной, ягодами, грибами...)
Каким воздухом лучше дышать?
(Чистым)
Как вы думаете, какие деревья лучше сажать в городе?
(Лиственные, потому что широкие листья лиственных деревьев лучше задерживают частицы пыли).
Ведущий:
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если, будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
Ведущий: Человек должен быть в лесу не хозяином, а гостем, приходить сюда с добром и не мешать лесным жителям.
Чтение и обсуждение рассказа В. Сухомлинского "Стыдно перед соловушкой"
Оля и Лида пошли в лес. После трудной дороги сели на траву отдохнуть и пообедать.
Вынули из сумки хлеб, масло, яйца. Когда девочки закончили обед, недалеко от них запел соловей. Оля и Лида сидели, боялись пошевельнуться.
Соловей перестал петь.
Оля собрала остатки своей еды и обрывки бумаги и бросила под куст.
Лида же завернула в газету яичные скорлупки и положила кулёк в сумку.
– Зачем ты берёшь с собой мусор? – сказала Оля. – Брось под куст. Ведь мы в лесу. Никто не увидит.
– Стыдно... перед соловушкой, – ответила тихо Лида.
Ведущий: Соблюдают ли законы природы девочки из рассказа?
Кому стало стыдно перед соловушкой? Почему?
Ведущий: Лес – это праздничный стол. А на нем ягоды, орехи и грибы. Мы пришли в гости к природе, надо хорошо знать, как себя вести в лесу, выполнять определенные правила поведения. Что же это за правила?
Дети:
- Не оставлять мусор в лесу.
- Не ломать ветки и деревья.
- Не разорять птичьи гнезда и муравейники.
- Не разжигать костры, беречь лес от пожара.
Ведущий: Весной и летом радуют глаз пёстрые головки цветов, и все они просятся в букет. Здесь и лиловые колокольчики, и розовая кашка, и белые ромашки с золотой серединкой. И многие, возвращаясь домой, несут охапки увядающих цветов. Ребята, надо ли рвать цветы?
(Ответы детей.)
Ведущий: Многие растения становятся редкими из-за того, что люди рвут их, совсем не жалея. Срывая красивые цветки, мы лишаем их будущих плодов, разрываем цепь питания в природе. Сорванные растения быстро вянут. Лучше любоваться цветами в лесу. Сколько погибло бы растений, если каждый из 25 учеников нашего класса сорвал бы хотя бы по 1 цветку?
Если увидел в лесу маленького ежика, можно ли его брать домой?
Если увидел мухомор, надо ли его растоптать?
Если вы пошли в поход ,что надо сделать после того, как отдохнули в лесу и собираетесь домой?
(Ответы детей.)
Вывод: В природе нет ничего лишнего. В ней все взаимосвязано.
Ведущий: Вы знаете пословицы о лесе?
(Дети рассказывают):
Лес кормит, лечит, укрывает и согревает.
Много леса – не губи, мало леса – береги, нет леса – посади.
Кто лес любит – тот его не губит.
Лес богатство и краса, береги свои леса.
Враг природы тот, кто её не бережёт.
Поиграем в игру "Можно-нельзя" (дети отвечают хором).
Ломать деревья и ветки (нельзя)
Сажать больше деревьев (можно)
Ходить и топтать на лугах цветы (нельзя)
Ходить только по тропинкам (можно)
Рвать большие букеты цветов (нельзя)
Любоваться ими (можно)
Оставлять мусор в лесу (нельзя)
Собрать мусор в яму и закопать (можно)
Разжигать костры в лесу (нельзя)
Беречь лес от пожара (можно)
В лесу шуметь (нельзя)
Ведущий: Наше занятие заканчивается. Я надеюсь, что знания, которые вы сегодня получили, помогут вам в жизни, и вы более внимательнее будете относиться к окружающей природе, ведь она – наш дом, а о своём доме человек должен заботиться.
Ученик читает стихотворение Е. Шклавского "Ты береги нас, береги!"