Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие "Мои права и обязанности"»
Внеклассное мероприятие
по теме «Мои права и обязанности»
Цели:
- Воспитание правовой грамотности учащихся;
- формировать коммуникативные умения школьников;
- учить детей определять, что такое « можно», а что такое « нельзя» в школе.
- закрепить знания у учащихся своих прав и обязанностей
Задачи:
- познакомить учащихся с основными правами и свободами, изложенными в Конвенции о правах ребёнка;
- помочь детям осознать, что нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав.
- содействовать воспитанию чувства уважения к социальным и правовым нормам;
- развивать навыки групповой работы, публичного выступления.
Социальный педагог:
Ребята, сегодня мы собрались с вами, чтобы ещё раз вспомнить права и обязанности школьника, те документы, в которых говорится о ваших правах и обязанностях. Каждый человек является членом общества, в котором он живёт. В каждом обществе есть свои права и обязанности, которые обязательны для каждого члена общества.
Давно и очень давно, ещё в древние времена у людей возникла необходимость отстаивать свои права. Право древний человек отстаивал силой. Слабый не имел никаких прав, если не имел заступника, желающего отстоять его право на собственность и на жизнь. Не так-то быстро люди поняли, что сильным заступником может быть государство. Долгое время в истории человечества царил закон « око за око, зуб за зуб». Но как только появилось государство, у слабых, обманутых и обиженных появился могущественный заступник.
После того, как в 1945 году закончилась вторая мировая война- самая жестокая и кровопролитная за всю историю человечества, когда наступил мир, народы многих стран решили: нужно объединиться. Чтобы разногласия и противоречия заставляли людей не драться, а вступать в переговоры, чтобы конфликты можно было решать мирным путём. Именно с этой целью в октябре 1945 года была создана Организация Объединённых Наций (ООН). В 1948 году государства, входящие в ООН подписали Всеобщую декларацию прав человека – документ, в котором пообещали друг другу и своим народам гражданские права и свободы: равенство всех перед законом, личную неприкосновенность, свободу совести и многое другое.
Первым документом ООН, касающимся только прав детей, стала принятая Генеральной Ассамблеей в 1959 году декларация прав ребёнка. Декларация провозгласила, что «человечество обязано давать ребёнку лучшее, что оно имеет», гарантировать детям пользование всеми правами и свободами на их благо и благо общества.
СЛАЙД 3
I.А теперь я предлагаю Вам дать определение следующим понятиям:
- права;
- обязанности;
- долг;
- ответственность;
-свобода.
( Дети должны дать свою версию этих определений).
Скажите, ребята, в каких документах говорится о правах и обязанностях человека?
( Декларация прав человека, Конвенция по правам ребёнка, Конституция РФ, Устав школы)
Ребята, какие даты, связанные с правами человека вы знаете?
( 1 июня - Международный день защиты детей;
4 июня - международный день детей - жертв агрессии;
20 ноября - Всемирный день прав ребёнка;
12 декабря - день Конституции РФ.)
II. Давайте более подробно поговорим о правах и обязанностях. Вы по цепочке называете сначала права, потом обязанности.
Права школьника:
- право на бесплатное образование;
- право на получение дополнительного образования;
- право на охрану жизни и здоровья;
-право свободы выражения своих убеждений;
- право на защиту;
-право на отдых;
-право пользоваться библиотекой;
- право избирать и быть избранным;
- право на обучение по индивидуальным программам;
- право на выбор образовательного учреждения;
- право вступать в общественные организации;
- право на уважение собственного достоинства.
Обязанности школьника:
- добросовестно учиться;
- беречь школьное имущество;
- уважать учащихся и работников школы;
- выполнять устав школы;
-выполнять правила внутреннего распорядка.
СЛАЙД 4
III. Теперь мы поговорим о свободе. Что такое свобода?
Учащимся раздаются карточки с определением Свободы, нужно выбрать правильные варианты.
Свобода – это:
- возможность делать всё, что хочешь;
- независимость от кого-то;
-отсутствие стеснения, ограничений;
- возможность выбора;
- право делать всё, что не вредит другим.
Итак, свобода человека ограничивается запретами, но в то же время, каждый запрет защищает чьи-то права.
IV. Ответьте на вопрос – чью свободу данные запреты ограничивают, а чьи права защищают?
СЛАЙД 5
Запрет курить в общественных местах;
Запрет пропускать занятия без уважительных причин;
Запрет играть на проезжей части дороги.
V. Сейчас я предлагаю вам вспомнить сказки, нужно назвать права, которые нарушались в сказках.
СЛАЙД 6-18
Задача № 1
Демонстрируется фрагмент из м/ф «Гуси - Лебеди»: эпизод о похищении мальчика.
Какое преступление совершили Гуси-Лебеди? Какие права Иванушки были нарушены?
Задача № 2
Сказка В. Г. Аршина «Лягушка-путешественница».
Каким правом воспользовалась лягушка, отправившись в путешествие?
Задача № 3
А.Пушкин «Сказка о попе и его работнике Балде».
Каким правом воспользовался Балда, нанявшись на работу к попу?
Задача № 4
Демонстрируется фрагмент из м/ф «Приключения Чиполлино». Сцена: выселение дядюшки Тыквы из его домика.
Какие права одного из героев сказки Д. Родари «Приключения Чиполлино» - дядюшки Тыквы были нарушены?
Задача № 5
Сказка Ш. Перро «Золушка».
Какое право нарушала мачеха, не пуская Золушку на бал?
СЛАЙД 19
VI. Следующий наш конкурс « Подумай-ка!».
Я предлагаю Вам пословицы, которые вы должны соотнести с правами.
Правда суда не боится (право на защиту своих интересов и свобод с помощью суда).
Жить- Родине служить ( право принимать участие в управлении своей страной, право на гражданство).
Грамоте учиться- всегда пригодится( право на образование ).
Всякому мила своя сторона (право на свободу передвижения).
Делу- время, а потехе-час (право на отдых и досуг).
Дело мастера боится (право на труд).
При солнышке тепло, при матери- добро ( право на достойный уровень жизни).
Петь хорошо вместе, а говорить врозь ( право наслаждаться искусством).
Дружба дружбой, а денежки врозь ( право на достойное вознаграждение за труд).
Волка ноги кормят ( право на свободу передвижения, право на труд).
Хочешь есть калачи, так не сиди на печи (право на труд).
По заслугам и почёт ( право принимать участие в управлении страной, право на труд).
Тот герой – кто за Родину горой ( право на гражданство).
Один в поле – не воин ( право на свободу мирных собраний).
Любишь кататься- люби и саночки возить ( право на труд ).
СЛАЙД 20
VII. Конкурс: “Угадай-ка!”
Угадай героя по описанию: командам зачитываются характеристики героев, и учащиеся должны угадать, о ком идёт речь (какая команда больше даст письменных правильных ответов, та и победила).
1.«В этой сказке маленькую героиню преследовали неудачи. Несмотря на свободное передвижение по лесу, свободу слова и мысли, она подвергалась дискриминации, на ее жизнь было совершенно покушение, а ее бабушка лишилась права на неприкосновенность жилища». (Красная шапочка)
2.«Герой этой сказки содержится в неволе. Он потерял сестру, на его жизнь покушалась ведьма, нарушая его право на личную неприкосновенность и жизнь». (Козленочек)
3.«Он имел право на свободное передвижение в пределах станы, свободу мысли и совести, право на защиту от посягательства на честь и репутацию, но, в итоге, лиса нарушила его право на личную неприкосновенность и жизнь». (Колобок).
«Этот герой многих русских сказок постоянно нарушал права других персонажей: покушался на их жизнь, содержал в рабстве, подвергал жестокому обращению, посягал на неприкосновенность жилища, вмешивался в личную жизнь других героев». (Кощей Бессмертный).
«Эта героиня русских сказок очень хитра и плутовата. Нарушая права других героев, она очень часто попадала сама в неприятные ситуации, в которых ее жизнь была в опасности». (Лиса).
«Ему очень не везло в жизни: сначала он был собственностью одного человека, затем стал сыном другого. Разбойники не раз нарушали личную неприкосновенность этого героя, право на жизнь и свободу, попытались завладеть его имуществом, а вот правом на образование он сам не воспользовался». (Буратино)
«Эта девушка имела право на брак, но ее разлучили с женихом. Поскольку она была очень красива, злая женщина нарушила ее право на жизнь и свободу, право на защиту от посягательств. Но настойчивость жениха привела сказку к счастливому концу». (Белоснежка, Спящая красавица)
«Она родилась в знатной семье, но старшие сестры жестоко с ней обращались, нарушали ее права, заставляли ее прислуживать им (т.е. рабство подневольный труд). Воспользовавшись своим правом на создание семьи, девушка была счастлива». (Золушка)
«Она жестоко обращалась со своим мужем, дискриминация его прав проявлялась во всем ее отношении к нему: она заставляла его унижать собственное достоинство, но, обогащаясь, она осталась у разбитого корыта». (Старуха)
VIII.ТЕСТ
1 задание
1. Что такое Конституция?
а) книга о приключениях.
б) основной закон России.
в) название шоколада.
2. В каком возрасте начинается административная ответственность?
а) с 16 лет.
б) с 18 лет.
в) с рождения.
3. Чем занимается УК РФ?
а) защитой отношений между людьми.
б) регулированием отношений между преступником и государством.
в) оба варианта подходят.
4. Кто подлежит призыву на военную службу?
а) только мужчины.
б) мужчины и женщины.
в) только мужчины с 18 лет по 27 лет.
5. Ребенок - это человек ...
а) который ходит в школу;
б) не достигший 18 лет;
в) достигший 18 лет.
2 задание
1. Могут ли законы РФ противоречить Конституции РФ?
а) могут.
б) не могут.
в) могут, если необходимо.
2. В чем цель наказания?
а) посадить человека в тюрьму.
б) предотвратить новые нарушения закона.
в) наградить правонарушителей.
3. Правонарушение - это… а) нарушение закона;
б) нарушение распорядка дня;
в) нарушение режима питания.
4. В РФ кто пользуется правами и свободами?
а) все граждане РФ.
б) только пенсионеры.
в) все живое в нашей стране.
5. Конвенция о правах ребенка была принята
а) 20 ноября 1989 года;
б) 100 лет назад;
в) 20 ноября 2002 года.
3 задание
С какого возраста граждане начинают осуществлять свои права
полностью?
а) с 18 лет.
б) с 7 лет. в) с 20 лет.
2. С какого возраста начинается уголовная ответственность?
а) с 16 лет.
б) с 14 лет в особых случаях.
в) с 18 лет.
3. Из каких частей состоит власть в РФ?
а) законодательная, исполнительная, судебная.
б) законодательная, исполнительная
в) власть едина.
4. Какие дети имеют право на особый уход и защиту?
а) дети-инвалиды и дети, лишенные семьи.
б) дети в возрасте с 15 до 18 лет.
в) все дети имеют такое право.
5. Ребенок, совершивший преступление ...
а) виновен в любом случае;
б) вообще не может быть обвинен в преступлении;
в) невиновен, пока его вина не доказана по закону.
СЛАЙД 21-23
IX. Кроссворд (за каждое верно угаданное слово 1 б.).
По горизонтали:
3. По Конвенции им является каждое человеческое существо до 18 лет.
4. То, на что имеет право ребенок, и что он обязан получать в школе в течение 11 лет.
5. Вид уголовного наказания, предусматривающий денежное взыскание, назначаемое в пределах, предусмотренных УК РФ.
6. Определенное действие, возложенное на кого-либо и безусловное для выполнения.
По вертикали:
1.Кодекс, устанавливающий преступность и наказуемость деяний на территории РФ.
2. Возраст, с которого наступает уголовная ответственность за особо тяжкие преступления.
Ответы:
По горизонтали: 3. Ребенок, 4. Образование, 5. Штраф, 6. Обязанность.
По вертикали: 1. Уголовный, 2. Четырнадцать.
X. Работа с цитатами.
На столах у вас карточки с цитатами. Внимательно изучите их, выберите наиболее понравившуюся вам. Объясните, почему вы сделали такой выбор.
В конечном итоге люди друг другу равны, только не всегда, не везде и не во всем.
(Владислав Бисегорчик)
Все люди рождены равными и до смерти против этого борются. (Лешек Кумор)
Люди рождаются свободными и неравными. (Грант Ален)
Нет закона, который удовлетворил бы всех. (Катон)
Власть и право нераздельно связаны между собой и вместе с тем находятся в постоянной борьбе. (Б. Вышеславцев).
Обсуждение цитат. Итогом может быть утверждение, что каждая точка зрения имеет право на существование.
Учитель благодарит семиклассников за активное участие.
Подведение итогов:
После всего того, о чём мы говорили, я хочу чтобы вы ответили на вопрос:
- Как сделать так, чтобы и ваши права выполнялись и права других людей не нарушались?
( по мере ответов детей на доску вывешиваются высказывания)
СЛАЙД 35-37
- чтобы твои права не нарушались, они не должны ущемлять права других;
- заявляя о своих правах, помни, что права есть у всех;
- уважай окружающих так же, как ты хочешь, чтобы уважали тебя.
СЛАЙД 38
Представители жюри подводят итоги конкурса, объявляют победителей номинаций, вручают каждому визитку - символ маленького человечка с надписью « Живи по закону, поступай по совести».