МИНОБРНАУКИ Челябинской области государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования (среднее специальное учебное заведение) «Южноуральский энергетический техникум»
ГБОУ СПО (ССУЗ) ЮЭТ
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ –ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?»
ПО ДИСЦИПЛИНЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ЦИКЛА «ЭКОНОМИКА»
Разработчик: Есина О.В.,
преподаватель высшей
квалификационной категории
2014
АННОТАЦИЯ
В методической разработке отражена внеаудиторная работа со студентами в целях расширения и углубления экономических знаний, пробуждения у студентов стремления к творчеству. В свою очередь увлеченность своей профессией, возросшее уважение к самому себе заставят изучить дальше не только экономические дисциплины, но и выбранную специальность, открывать в ней новые тайны, становиться знатоком своего дела.
Данная методическая разработка отражает один из видов внеаудиторной работы со студентами в период проведения «Недели предмета» по дисциплинам общепрофессионального цикла (дисциплина
экономика).
Методическая разработка может быть рекомендована преподавателям для проведения внеклассных мероприятий.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
1.Методические рекомендации по организации внеклассных
мероприятий по дисциплине 5
2. Сценарий мероприятия - игра "Что? Где? Когда?" 8
Заключение 11
Список используемой литературы 12
ВВЕДЕНИЕ
Мы живем во время перемен. Перемены касаются и образования. Во всех учебных заведениях появилось новое оборудование. Современным студентам интересны уроки, мероприятия на которых применяются ИКТ. Поэтому эффективное мероприятие должно сочетать в себе игровые моменты, использование ИКТ и правильный выбор методов и приемов. Тогда можно рассматривать игру, как средство повышения эффективности обучения. Игры с использованием ИКТ вызывают наибольшую заинтересованность у ребят, следовательно, они являются мощным стимулом к овладению предметом.
Трудоемкость организации игровой деятельности зависит от типа игры. Одни игры не требуют специальной подготовки, для других же учителю необходимо готовить раздаточный материал. Некоторые игры предусматривают выполнение предварительных заданий студентами. Для организации игр с использованием ИКТ требуется специальное оборудование (компьютер, проектор). Для разработки игр преподавателю нужна большая подготовка.
Игры являются ценным средством воспитания умственной активности обучающихся, активизируют психические процессы. Но из-за практического отсутствия методических разработок по этому вопросу и из-за катастрофической нехватки личного времени педагога для разработки и режиссуры игр, которые требуют повышенного методического и профессионального мастерства, игру используют чаще на внеклассных мероприятиях, недооценивая ее роль в учебном процессе.
В современном образовании, делающем ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровую деятельность можно применять на уроках, используя игру в качестве элементов урока или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля). Наиболее целесообразно ее применение на уроках по закреплению, систематизации или повторению материала.
Интерес к предмету можно повышать, используя разные методы, но самым привлекательным для детей является занимательность. Даже у самых слабых студентов можно вызвать интерес к предмету, используя занимательный материал. А особенно интересны им игровые уроки,мероприятия. Вот тут-то мы и имеем возможность в увлекательной, игровой форме дать тот материал, который в традиционной форме усваивается очень слабо и без интереса. В процессе игры можно выработать у ребят умение сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивать внимание и стремление к знаниям. Увлекшись, студент и не замечает, что учится — он познает, запоминает новое, ориентируется в необычной ситуации.
Экономике как учебному предмету отводится большая роль в социализации студентов. Поэтому при изучении курса важно решать такие задачи, как развитие экономического мышления студентов, раскрытие механизмов эффективного учения, технологии саморазвития, создание условий, при которых студент чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность.
Предлагаемый материал представляет собой разработку внеклассного мероприятия и призван помочь преподавателям эффективнее организовать учебный процесс по усвоению студентами экономических знаний и сформировать у них систематическое представление об основах организации хозяйственной деятельности и истории возникновения различных институтов рыночной экономики.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕКЛАССНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Вопросы планирования и организации самостоятельной работы студентов приобретают в последнее время особое значение. Самостоятельную работу как проблему можно рассматривать с различных точек зрения; как составную часть учебного процесса и как элемент процесса воспитательного; как способ развития самостоятельного мышления и формирования навыков самостоятельного умственного труда и как путь к профессиональной карьере на основе самообразования и активных самостоятельных действий.
На этапе обучения в образовательном учреждении среднего профессионального образования речь идет в первую очередь о том, как научить студентов самостоятельно учиться, приобретать знания из различных источников информации и получить навыки владения различными видами самостоятельной работы. Самостоятельно добытое знание усваивается лучше и помнится дольше, чем знание «готовое», сообщенное преподавателем.
Цель: создание условий для развития познавательной активности, умения работать в команде, повышение кругозора.
Тип: Игра
Методы: проблемный, частично-поисковый, эвристический, беседа, наглядно-иллюстративный, дедуктивный, аналитический
Форма: Фронтальная, групповая
Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска.
Результаты:
- осознание студентами своих потребностей и способностей в частности по экономическим дисциплинам;
- осознание зависимости становления специалиста от качества учебы;
- осознание своих способностей как «товара» в условиях рыночной экономики.
Методическое обеспечение: ход проведения игры, задания
Участники: студенты 1-го курса всех специальностей техникума.
Ход проведения
Организационный момент.
Вступительное слово преподавателя.
Оглашение темы и постановка целей.
Основная часть.
Рефлексия.
Заключительное слово преподавателя.
Подведение итогов интерактивной игры.
Игровая технология помогает отойти от авторитарности в процессе обучения и воспитания, всегда ориентирована на самостоятельную работу в сочетании с групповой организацией деятельности, что позволяет приобретать коммуникативные навыки и умения. Это становится тем актуальней, чем интенсивней развиваются средства информационных коммуникаций, деловое и культурное сотрудничество между людьми.
Рассмотрим этапы организации внеаудиторного мероприятия в форме образовательной игры. В отличие от деловых игр интерактивная игра нацелена на усвоение информации и на развитие навыков мышления.
Первый этап очень важен для успеха работы методом игровой технологии. В этот момент важно подать идею, но не определять ее содержание. Задача ставится только в общих чертах. Ощущение свободы выбора, участие в выборе и определение направления деятельности обеспечивают сознательную работу студентов, создают положительную мотивацию над идеей, принятую коллективно. Подготовительная работа начинается задолго до самого мероприятия. Это и подбор вопросов к игре и разработка сценария; музыкальные репетиции; составление видеослайдов к вопросам. Отбор и подготовка двух команд, можно и более. Необходимо подготовить «черный ящик» и предметы для него.
2-й этап – непосредственно мероприятие
Команды рассаживаются за отдельные столы. Жюри предоставляется место таким образом, чтобы можно было наблюдать игру в команде и выявить не только сильную команду, но и игрока. Проходит объяснение правил.
На втором этапе идет выстраивание организации деятельности студентов в коллективной работе – распределение задач между группами участников.
Каждое действие обсуждается коллективно. Студенты включаются в коллективную деятельность, т.е. социализация как средство воспитания через формы правовой культуры (нормы поведения) являются важнейшим процессом обучения.
В обязанности педагогов входит организация работы всех групп, в процессе проведения игры, помощь в освоении игровой технологии, оценка проделанной работы.
Роль педагогов заключается в решении педагогических задач и координации работ большого творческого коллектива.
Завершающий этап. Подводится итог работы студентов, дается качественная оценка проделанной работы, которая должна быть положительной.
В процессе работы педагог стремится привлечь студентов к активной ценностно-ориентирующей деятельности.
Самое главное, чтобы в ходе обучения у студента появилась потребность формирования качеств личности профессионала. Не менее важная цель – научить студента ставить и решать тактические и стратегические цели, проводить самоанализ достигнутого и составлять программу личностного саморазвития. Только такой подход к процессу становления личности студента поможет достичь поставленной цели: сформировать и профессионально и духовно развитого специалиста, востребованного на современном рынке.
СЦЕНАРИЙ МЕРОПРИЯТИЯ - ИГРА "ЧТО? ГДЕ? КОГДА?"
Ведущий: Добрый день. Сегодня у нас необычное внеклассное занятие. Мы собрались здесь, чтобы сыграть в интеллектуальную игру «Что? Где? Когда?». Мы будем говорить о материалах дисциплины экономика, которые вы в той или иной мере затрагивали во время обучения.
Зрители против знатоков. Давайте поприветствуем наших игроков.
И капитан(ы) команды____________________
Сегодня против Вас играют преподаватели Южноуральского энергетического техникума
Уважаемые капитаны, какой настрой у ваших игроков?
Несмотря на то, что вы собрались из разных групп, у Вас довольно большой запас знаний. Поэтому, я думаю, что Вам не составит особого труда ответить даже на самые замысловатые вопросы ваших соперников.
Хочу напомнить правила игры.
На экране 12 секторов.
Номер сектора указывает на номер вопроса.
Счёт идёт до 6 очков.
Время обсуждения вопроса 1 минута.
В случае неверного ответа участников продолжают игру другие команды.
В случае досрочного ответа, время идет в копилку команды и они смогут его использовать при обсуждении другого вопроса.
В ходе игры предполагается сектор ЗЕРО, который состоит из трех вопросов и на них отвечает один из знатоков. В это время команда покидает стол.
Сектор «черный ящик» предполагает угадывание предмета, который находится в ящике.
Подсказывать знатокам ЗАПРЕЩЕНО!
Если я услышу подсказку, очко присуждается команде зрителей.
Один раз Вы можете воспользоваться музыкальной паузой.
Капитан выбирает того игрока, который будет отвечать.
Все вопросы и ответы появляются перед игроками на интерактивной доске
Пожелаем друг другу удачи.
И так, поехали.
Выбираем сектор
У нас выпал 12 сектор. Внимание на экран.
Зачитывается первый вопрос
В какой цвет «окрашена» наивысшая цена, которую можно дать за что-то? (Красный)
Звучит гонг и включается время на обсуждение
Звучит гонг, оповещающий команду, о том, что время обсуждения закончилось. Команда дает свой ответ.
Ведущий: внимание правильный ответ, звучит гонг
После ответа команды на экране появляется правильный ответ.
Дальше выбор делает следующая команда, и зачитываются вопросы из списка ведущего.
Какую деталь одежды очень не любят все банкиры? (Чулок)
С каким городом можно познакомиться с помощью российской купюры достоинством 10 рублей? (Красноярск)
Кто являлся поставщиком сырья, из которого «лили монету» на сказочном острове князя Гвидона? (Белка, которая грызла орешки с золотыми скорлупками)
Назовите любимую монету попугая капитана Флинта. (Пиастры)
В названии какого вида спорта слышится английское слово десять? (ТЕНнис)
Назовите литературного героя, о котором написаны эти «экономические» пушкинские строки
«И был глубокий эконом,
То есть умел судить о том,
Как государство богатеет,
И чем живёт, и почему
Не нужно золота ему,
Когда простой продукт имеет»
(Евгений Онегин)
Какую страну называют «банкиром» всего мира? (Швейцария)
Именем какого насекомого назван рынок, на котором торгуют старыми вещами и мелкими товарами с рук? (Блоха. Блошиный рынок).
ЗЕРО
Как называют ожерелье из монет (Монисто)
Какую валюту возят а автомобилях марки «Шевроле» (Евро)
«Экономическая» порода собак (Такса).
ЧЁРНЫЙ ЯЩИК В Японии богатые гребут деньги граблями (бамбуковыми). А чем наши богачи гребут деньги? (Лопата)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Внеаудиторная работа студентов на современном этапе развития педагогики выступает как важнейшее средство повышения профессионально-познавательной и творческой активности будущих специалистов. Именно в ней проявляется мотивация студента, его целенаправленность, самостоятельность, самовоспитание и другие качества. Интерактивная игра развивает у студентов альтернативное мышление, аналитические способности максимально приближение к реальным ситуациям, навыки работы с персональным компьютером.
Курс на активную внеаудиторную работу студентов становится необходимостью в процессе подготовки современных специалистов, которые в игровой форме осваивают материал.
В целом внеаудиторное мероприятие ориентировано на высокую мотивацию студентов к реализации своих профессиональных намерений, что создает возможность использовать интерактивную игру как основу проявления себя как «товара».
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Савченко Е.В. «Классные часы». М., ВАКО 2006
Угринович Н.Д. «Педагогические технологии». М., БИНОМ 2004
Журнал «Среднее профессиональное образование» №4- 2006, № 11- 2006, № 1 – 2007, № 10 – 2007.
10