Игра для младших школьников «12 июня – День России».
Задачи игры:
воспитывать чувство патриотизма
прививать любовь к Родине, чувство гордости за страну, в которой живешь;
ознакомить с государственными символами России;
Наглядный материал:
изображение герба России;
флага России;
запись гимна Российской Федерации;
портрет президента России;
Презентация
Фломастеры
Мяч
Набор букв
кроссворд
Ход мероприятия
Отряд делится на 2 команды, за каждый правильный ответ и правильно выполненное задание команда получает очки.
У: На столе у вас карточки с буквами, составьте из них 2 слова. (Учащиеся составляют слова ДЕНЬ РОССИИ)
О каком событии мы с вами будем сегодня говорить?
Д: О дне России
У: Когда отмечается этот праздник?
Д: 12 июня.
У: Мы живем с вами в России или иначе Российской Федерации. Посмотрите на карту. Наша страна очень большая и состоит из множества областей, краев и республик, которые называются субъектами федерации. Назовите субъекты федераций, которые вы знаете. Слайд 2
Д: Челябинская, Свердловская область, Башкортостан.
У: Нашу страну населяют люди различных национальностей. Назовите, какие вы знаете.
Д: Русские, башкиры, татары, удмурты, украинцы, мордва.
У: У каждой страны есть своя столица. Как называется столица Российской Федерации.
Д: Москва. Слайд 3
У: Кроме Москвы в нашей стране еще много прекрасных городов. Сейчас мы поиграем с вами в города. 1крманда называет город, задача второй назвать город, название которого начинается на последнюю букву, например: Москва – Астрахань. ( Учащиеся играют, победившая команда получает очко)
У: У всех стран есть своя конституция. Для чего она нужна? Слайд 4
Д: Конституция – основной закон, который должны выполнять все.
У: А теперь вам нужно заполнить коротенькие кроссворды, в них нужно записать основные символы государства. Какие слова вы записали? (слайд 5-6)
Д: Герб, флаг, гимн
У: Молодцы, кто скажет, что изображено на нашем гербе?
Д: Двуглавый орел.
У: Двуглавый орел – это один из древнейших в истории человечества символ власти, верховенства, силы и мудрости.
Государственный герб Российской Федерации представляет собой четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх расправленные крылья. Орел увенчан двумя малыми и – над ними – одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе орла – скипетр, в левой – держава. На груди орла, в красном щите – серебряный всадник, в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного, опрокинутого навзничь и попранного конем дракона.
В соответствии с Федеральным конституционным законом «О Государственном гербе Российской Федерации» допускается воспроизведение Герба России без геральдического щита, а также в одноцветном варианте.
Теперь подскажите мне, пожалуйста, где может изображаться герб? (Слайд 7)
Д: Герб изображается на официальных документах России.
У: А что изображено на гербе Челябинской области?
Д: Верблюд.
У: Следующий символ – флаг. Нарисуйте Российский флаг (дети рисуют флаг) Молодцы, а теперь посмотрим, правильно ли вы нарисовали флаг. (Слайд 8)
5 ноября 1990 года правительство РСФСР постановило создать новую российскую символику.
Чрезвычайная сессия Верховного Совета РСФСР 21 августа 1991 года постановила считать исторический флаг России – полотнище из разновеликих горизонтальных полос: верхняя – белая, средняя – синяя, нижняя – красного цвета, – официальным флагом Российской Федерации», а 31 октября 1991 года этот флаг был утвержден Съездом народных депутатов.
Бело-сине-красный флаг стал снова государственным.
Трехцветный флаг – символ свободы и независимости, гражданского равенства всех народов, населяющих Российскую республику. Что обозначают цвета Российского флага?
У: Есть у каждого государства и гимн.
Гимн – это официально принятая торжественная песнь в честь государства.
Мы слышим его множество раз за свою жизнь, всегда, когда есть торжественный повод.
Гимн России должен исполняться в точном соответствии с утвержденными редакцией текстом и музыкой.
Кто-нибудь из вас, ребята, знает гимн наизусть? (слайд 10) Учащиеся слушают и исполняют гимн.
Государственный гимн Российской Федерации
Россия – священная наша держава,
Россия – любимая наша страна.
Могучая воля, великая слава –
Твое достоянье на все времена!
Припев:
Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!
От южных морей до полярного края
Раскинулись наши леса и поля.
Одна ты на свете! Одна ты такая –
Хранимая Богом родная земля!
Припев.
Широкий простор для мечты и для жизни
Грядущие нам открывают года.
Нам силу дает наша верность Отчизне.
Так было, так есть и так будет всегда!
Припев.
А кто автор нашего Гимна
Д: Гимн Российской Федерации написали два человека: Сергей Михалков – слова и А. Александров – музыку.
У: Кроме официальных символов существуют еще неофициальные символы. Назовите их (ожидаемые ответы Кремль, Красная площадь, Спасская башня, Волга, береза, матрешка)
Красная площадь, как символ единства России, героизма российского народа, боевой и трудовой славы многих наших соотечественников, а также как место многочисленных исторических и судьбоносных событий является гордостью каждого и олицетворяет величие России. Красная площадь – символ центра страны, ее средоточие (слайд 12),
Кремль является символом высшего руководства России. (слайд 13), Кремлевские куранты на Спасской башне, давно уже стали символом не только Красной площади, но и точности, надежности и незыблемости России (слайд 14),
У: Матрешки – неофициальный символ России. Символ ее загадочной для всех души (слайд 15), а теперь давайте нарисуем символ России матрешку.
У: А теперь ответьте мне, какой символ изображен на гербе Нязепетровска?
Д: Медведь.(слайд 16)
Как правило, в народном сознании медведь - величественное животное, занимающее исключительное положение среди других зверей. Во многом оно обусловлено биологическими качествами медведя, его размерами, силой, мощью, сметливостью, переходами от движений ленивых и неуклюжих - к быстрым и точным. Не случайно его изображение имеют на своих гербах многие русские города (Ярославль, Новгород и др.), а сам медведь является неофициальным символом России и русского народа (слайд 17), О тройке поэты слагали стихи, народ сочинял частушки, художники увековечили ее в живописи и лаковой миниатюре, ваятели - в скульптуре. Тройка превратилась в достойный символ России, олицетворяющий русскую удалую и загадочную душу. Тройка - символ русского народа и его культуры с ее безудержной удалью и пронзительной лиричностью (слайд 18), Тульский самовар является символом русского гостеприимства. Самовар олицетворял бытовые стороны русского образа жизни (слайд 19),
Символом России является так же самая величественная река Волга (слайд 20) А какие реки вы еще знаете?
Далее проводится игра в мяч, чья команда назовет больше российских рек. Участник команды называет реку и бросает мяч участнику из команды соперника.
У: Назовите мне дерево, которое является неофициальным символом России.
Д: Береза
У: Теперь давайте вспомним одно из самых замечательных стихов о березе и дополним пропущенные строки. (слайд 21)
«Берёза»
Автор: С.Есенин
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась …
Точно серебром
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой ….
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом ….
А заря, лениво
Обходя кругом,
обсыпает ветки
Новым ….
Дети дополняют стихотворение и зачитывают вслух.
У: Кто знает еще стихи о березе. (Ученики рассказывают стихи.) Молодцы.
У: Молодцы, пришло время вспомнить все, что мы узнали. (рефлексия)
Назовите символы государства. (Герб, флаг, гимн.)
Торжественная песня - символ государства. (Гимн.)
Назовите цвета Государственного флага РФ в порядке их расположения. ((Белый, синий, красный)
Куда смотрит двуглавый Орёл на гербе России? (На Запад и на Восток.)
Кто написал й гимн России? (Сергей Михалков – слова и А. Александров – музыку.)
Кто в России утверждает флаг? (Государственная дума и Президент.)
Назовите неофициальные символы России.
У: Наша игра подошла к концу. Давайте послушаем еще одно стихотворение о России. ( слайд 22)
В-1: Е. Синицын
БЕРЕГИТЕ РОССИЮ
Берегите Россию, нет России другой.
Берегите её тишину и покой,
Это небо и солнце, этот хлеб на столе
И родное оконце в позабытом селе.
Берегите Россию, чтобы сильной была,
Чтобы нас от беды в трудный час сберегла.
Ей неведомы страхи, и крепка её сталь.
И последней рубахи ей для друга не жаль.
Берегите Россию, без неё нам не жить.
Берегите её, чтобы вечной ей быть
Нашей правдой и силой, нашей гордой судьбой.
Берегите Россию, нет России другой.
Литература.
1.И.В.Синова. Герб, гимн, флаг России. – Санкт – Петербург; Издательский Дом «Литература», 2007
4.Н.Ф.Виноградова, С.А.Козлова. Наша Родина. – М., «Просвещение», 1984
5. М.М.Малахова. «Я – гражданин» \\Дни наук в начальной школе. – Волгоград., «Учитель», 2006
6 Н. И. Еременко «Символы России»
Издательство «Учитель» Классные часы в школе http://www.uchitel-izd.ru/