"День птиц"
Цель:
познакомить учащихся с многообразием и жизнедеятельностью птиц,
показать огромное значение птиц в природе и жизни человека,
раскрыть роль охраны птиц и окружающей природы.
Оформление: выставка рисунков и плакатов.
Оборудование: ПК, мультимедийный проектор.
(Звучат голоса птиц)
Ученик 1: Весна идет!
Рассеялись туманы -
Кто знает, где теперь их пелена
И вновь видны луга, поля, поляны.
Весна идет!
В наш край идет весна!
Ученик 2: Весна идет!
Уже расцвел подснежник -
Зовет весь мир очнуться ото сна
Снимают горы белые одежды.
Весна идет!
В наш край идет весна.
Ведущий С приходом весны возвращаются к нам наши друзья - перелётные птицы.
Они привлекают причудливым оперением, пением, движениями, полётом, и, конечно, загадочным образом жизни. Недаром весной, а именно 1 апреля отмечается Всемирный день птиц, но об этом позже. Нашу сегодняшнюю викторину мы посвящаем птицам. Я представляю наше справедливое жюри:
1.
2.
3.
«Представление команд»
Слилися речи в шум невнятный;
Жужжит гостей веселый круг;
Но вдруг раздался глас приятный,
И начинаем мы игру!
Здесь чудеса, здесь знанья бродят,
Умы ученые сидят.
И мы начнем с названия команд.
(название, девиз, эмблема)
«Пташки»,
Хоть в лепешку разобьемся,
Но победы мы добьемся!
«Ястребки»
Соперники знают – ястребки всегда побеждают
Ведущий: сегодняшнюю викторину мы проведём по расписанию:
Разминка
История
Русский язык
Рисование
География
Музыка
Театральный кружок
1 конкурс: «Разминка»
Ученик: С юга ласточки явились,
Прилетели к нам с весной,
Хлопотливо закружились
Над беседкой вырезной.
Нривить-ти-вить-сную проворно,
День-другой, ещё денек, -
И под крышей узорной
Вырос ласточкин домок.
Ведущий: А что знают команды о прилёте птиц?
Команда 1:
Вслед за грачами прилетают скворцы. Первыми прилетают самцы, а за ними, через несколько дней, самки. К их прилету самцы подыскивают скворечник, нередко выселив из домиков воробьёв. Устроившись, скворушка с увлечением громко поет, поджидая подружку.
Команда:2
Порой почти одновременно со скворцами прилетают звонкие голосистые жаворонки. Найдет жаворонок ямку где-нибудь в поле, поросшем реденькой травой, - вот и гнездо. Такие же гнезда-ямки у перепелки среди лугов и у серой куропатки в полях.
Команда 1:
Но среди птиц много и искусных строителей. В нашей стране на побережьях озер и рек обитает маленькая птичка обыкновенный ремез. Ее гнездо, подвешенное над водой, имеет вид мешочка, к которому приделан трубообразный вход в гнездо. Гнездо строят совместно самец и самка из пуха растений - ивы, тополя, осины, рогоза. Ремез подвешивает гнезд при помощи крепких волокон крапивы, конопли.
Команда:2
Нелегко строить гнездо камышовке, как правило, оно висит на трех стеблях тростника. А все дятлы - настоящие плотники, они выдалбливают свои дупла изнутри древесных стволов.
Ведущий: К встрече желанных гостей надо хорошо подготовиться. День прилёта птиц - весенний праздник. А знаете ли вы, ребята, какую пользу приносят птицы человеку?
Команда 1:
Дятлы, скворцы, синицы истребляют огромное количество насекомых.
Синица за сутки съедает столько насекомых, сколько весит сама.
Семья скворцов за день уничтожает 350 гусениц, жуков и улиток. А кукушка за лето поедает до 270 тыс. крупных гусениц и майских жуков.
Команда:2
Грач, следуя за плугом, способен уничтожить за день 400 червей, вредителей растений. Семья ласточек за лето уничтожает около миллиоа различных вредных насекомых.
Ушастая сова способна съесть за день до 10 полёвок.. Кроме того, многие птицы - овсянки, зеленушки, жаворонки, щеглы - склевывают семена и плоды сорняков, снижая засоренность полей.
Ведущий: спасибо командам за интересные факты, а теперь вопросы: (за каждый правильный от веет - балл)
1. У какой птицы самый длинный язык? (У дятла)
2. У каких птиц крылья покрыты не перьями, а чешуей? (У пингвинов)
3. Чем выкармливает птенцов дрозд-рябинник? (Насекомыми)
4. Самая маленькая птичка нашей страны. (Королек)
5. Кого называют "водяной воробей"? (Оляпку)
6. Зачем птицы заглатывают камешки? (С их помощью они перетирают твердую пищу)
7. Где синица вьет гнездо? (В дупле дерева)
8. Почему гусь выходит сухим из воды? (Перья птицы смазаны жиром)
9. Какую птицу в народе называют воровкой? (Сороку)
10. У кого не жизнь, а малина? (У малиновки)
Вопросы для команды 2
1. Что общего у птицы и корабля? (Киль)
2. Какая птица может летать хвостом вперед? (Колибри)
3. Самая большая птица в мире. (Африканский страус)
4. Вьют ли наши перелетные птицы на юге гнезда? (Нет)
5. Какая птица умело подражает голосам многих птиц? (Скворец)
6. Какая птица выводит птенцов в дождь? (Лебедь)
7. Какие птицы роют норы для гнезда? (Ласточки)
8. Как называется домик для птиц, сделанный человеком? (Скворечник)
9. Название какого ядовитого растения леса связано с названием птицы? (Вороний глаз)
10. Назовите птицу – символ России. (Орел)
(жюри подводит итоги)
2 конкурс: «История»
Ведущий: Сначала хотелось бы послушать, что команды знают об истории праздника птиц?
Команда 1:
Впервые День птиц, как массовый детский праздник, стал проводиться в США в штате Пенсильвания. Вскоре День птиц стал проводиться как народный праздник во всех штатах, а затем он пришел и в Россию.
В мае 1925 года в Москве был проведен официальный День птиц, в котором принял участие даже В.В. Маяковский. В последующие годы праздник стал проводиться по всей стране.! Официально международный день птиц празднуется 1 апреля.
Команда 2:
Международный день птиц отмечается с 1906 года. В этом году 1 апреля была подписана Международная конвенция по охране птиц, к которой Россия присоединилась в 1925 году.
По традиции в это время в ожидании пернатых развешиваются скворечники, синичники, гоголятники и прочие «птичьи домики».
Команда 1:
В России этот праздник имеет давнюю традицию. В старом "месяцеслове" есть такие праздники, как День встречи перелетных птиц, День закликания птиц (Герасим-грачевник, Сороки), День ласточки (Егорий весенний). 22 марта на Руси пекли фигурки жаворонков, встречая этих птиц, а с ними и весну. На Благовещенье было принято выпускать птиц из клеток на волю.
Команда 2:
Ежегодно общероссийская некоммерческая общественная организация Союз охраны птиц России избирает эмблему "Птица года". Так, в 1996 году "птицей года" был назван коростель, в 1997 году – полевой жаворонок, в 1998 году – серый журавль, в 1999 году – деревенская ласточка, в 2000 году – синица, в 2001 году – скворец, в 2002 году – пустельга, в 2003 году – кроншнеп, в 2004 году – белый аист, в 2005 году – сова, в 2006 году – чайка, в 2007 году – зимородок, в 2008 году – снегирь, 2009 - лебедь.
Птица 2010 года - чибис
Ведущий: Про птиц с древних времён до наших дней дошло много легенд. Вот одна из них: К Долине алмазов около Голконды в IVвеке до н.э. приблизились воины Александра Македонского. Но заветное место охраняли ядовитые змеи, и спуститься туда было невозможно. Тогда полководец приказал бросить туда вниз куски жирного мяса. Алмазы прилипли к ним, а прирученные орлы, спланировав вниз, схватили их и положили к ногам царя Македонии. Вы скажите, что такого быть не может, но почему же?!
1.Пожалуй, ни об одной птице не сложено столько легенд, ни с одной не связано столько поверий, как с этой. Одни народы возвеличивали ее, другие проклинали. Китайцы считали ее символом благосостояния, полинезийцы – ночным злым богом, а у древних греков она олицетворяла мудрость. В середине века церковь объявила эту птицу « нечистым животным», слугой дьявола. Что это за птица? (Сова)
2.Послушайте вторую легенду. Именно эти птицы прилетели и выдернули клювом гвозди, которыми Иисус Христос был прибит к кресту. За это бог наградил их перекрещивающимся клювом и причислил к лику святых. Действительно, погибшие птицы долго не разлагаются и, сохраняя красоту оперения, могут лежать годы без изменения. (Клест)
3.В одном из самых распространенных преданий об этой птице говорится, что одна женщина погубила своего мужа и в наказание была обращена богом в птицу, которой не суждено иметь своей семьи. Горько плачет с тех пор птица, ее слезы превращаются в траву, а грустный голос слышен далеко вокруг. Сердобольные люди называют ее бедной вдовушкой, а каково же настоящее имя этой птицы. ( Кукушка)
4.А вот еще одна легендарная птица. Она ведет ночной образ жизни .У нее необычная внешность: большие выпуклые глаза, маленькие, не приспособленные для ходьбы ноги, а главное – огромный рот. По вечерам эта птица часто вьется над стадами, шныряет прямо у самого вымени коз и коров. В Испании его зовут обманщиком пастухов. А как ее называют у нас? (Козодой)
(жюри подводит итоги)
3 конкурс: «Русский язык»
Ведущий: Птицы дороги нам не только приносимой ими большой пользой, но и как украшение нашей чудесной Родины. Нужно охранять их. Охранять и преумножать богатства всей природы, чтобы вся наша планета была красивым, огромным садом. К сожалению, многие птицы исчезают и попадают в Красную книгу. Об этих птицах мы и поговорим.
Дается 6 названий птиц, внесенных в Красную книгу Челябинской области без гласных букв.
Вы должны восстановить названия птиц.
БОЛЬШАЯ БЕЛАЯ ЦАПЛЯ
ЛЕБЕДЬ-ШИПУН
СТЕПНОЙ ОРЕЛ
ДРОФА
ПЕСТРЫЙ ДРОЗД
ФИЛИН
А капитаны садятся отдельно и ищут среди буквенной неразберихи названия птиц:
(кукушка, скворец, орел, цапля, грач, попугай, соловей, дятел, павлин, гусь.)
(пока команды работают проводится игра со зрителями. Вопросы:
1. Какая птица рождается на свет сразу со специальностью. (Секретарь)
2. Птица, живущая на южном полюсе. ( Пингвин)
3. Задние конечности у уток превращены в (ласты)
4. Птицы произошли от (пресмыкающихся)
5. Самый большой отряд по числу видов (воробьинообразные 5000в.)
6. Рябчик относится к отряду (куриных)
7. Передние конечности у птиц превращены в (крылья)
8. Единственная кожная железа у птиц (копчиковая)
9. Есть ли у птиц зубы (нет)
10. Птица- санитар леса (Дятел)
11. У какой лесной птицы глаза сдвигаются к затылку (Вальдшнеп)
12. Голос этой птицы похож на шипение змеи (Вертишейка)
13. У этой певчей птицы поют самки и самцы (снегирь)
14. Птица, которая может питаться жалящими насекомыми (щурка)
15. Страна – зимний рай для птиц (Египет)
16. Наука, занимающаяся изучением птиц (орнитология)
17. Другое название чёрного дятла (желна)
18. Птица, поющая ночью (соловей)
19. Птица, не имеющая голоса (аист)
20. Эту птицу называют пернатой кошкой (сова)
21. У каких птиц крылья не покрыты перьями, а чешуёй (пингвин)
22. Когда температура тела у воробья высокое – летом или зимой (одинаковое)
23. Самая маленькая птица (колибри)
24. У какой птицы все четыре пальца обращены вперёд (стриж)
25. У какой птицы самцы жёлтые, а самки зелёные (иволга)
Эти вопросы можно разделить на несколько пауз)
(жюри подводит итоги)
4 конкурс: «Рисование»
Ведущий: существует выражение «как курица лапой…». Как Вы думаете, что оно означает?
Но наши участники не подходят под это выражение и это мы сейчас увидим. Командам сейчас предстоит нарисовать обложки к книгам или произведениям, предложенным на следующих карточках, которые выберут капитаны.
Примеры книг: Гуси-лебеди, Дикие лебеди, Лебединое озеро, Курочка Ряба, Гадкий утенок, Лисица и журавль, Золотой петушок…
(Пока команды работают проводится игра со зрителями. Вопросы см. выше.)
(жюри подводит итоги)
5 конкурс: «География»
Ведущий: Знаете ли вы, что из европейской части России 201 вид птиц улетает зимовать в Африку, 14 – в тропическую Азию, 1 – в Северную Америку.
Из азиатской части России 26 видов отправляется в Австралию, 16 – в Северную Америку, 5 – в Южную Америку, 95 – в Африку. Полярная крачка – единственная, кто летит к берегам Антарктиды, преодолевая при этом 13-15 тыс. км.
Вам сейчас нужно написать как можно больше названий перелётных птиц.
(для зрителей можно провести конкурс загадок:
Сзади – вильце,
Сверху – синее суконце,
Снизу – белое полотенце. (Ласточка)
Крылатый, горластый, красные ласты. (Гусь).
Среди деревьев кузнецы куют. (Дятлы)
Мать, отца не знаю, но часто называю,
Детей знать не буду – чужим сбуду. (Кукушка)
Днем спит, ночью летает, прохожих пугает. (Филин)
Верится, стрекочет, весь день хлопочет. (Сорока)
Шапочка алая, жилеточка нетканая,
Кафтанчик рябенький. (Курица)
Он живет на крыше дома –
Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту
За лягушками к болоту. (Аист)
Ищут корма по пути.
На бегу ли, на ходу ли
Им с ходулей не сойти. (Журавль)
Зимовать у вас хочу.
И еще красней зимой
Ярко-красный галстук мой. (Снегирь)
(Команды закончили конкурс и сдают ответы в жюри. Жюри подводит итоги).
6 конкурс: «Музыка».
Ведущий: Птицы везде – над вами, вокруг вас, вдали, рядом. Встретить их можно и в лесу, и в поле, и на речке, и в горах. Птиц в природе очень много. Только в России их насчитывается более 760 видов. Чтобы только посмотреть на всех птиц, целой жизни не хватит. Но тех, которые живут в лесу или в парке неподалеку от вашего дома, надо знать.
Шумят, галдят, кричат с утра до вечера. Разговаривают пернатые друг с другом и с нами. Давайте прислушаемся. (звучат птичьи голоса)
Ученик 1:
Пусть птицы нам поют без нот,
Пускай поют без слов.
Я знаю все, о чем поют
Щегол и реполов.
Поют на ветке соловей,
Малиновка и дрозд:
"Ты гнезда разорять не смей.
Не трогай птичьих гнезд!
Ученик 2:
Поют щегол и соловей,
Малиновка и дрозд:
"Ты гнезда разорять не смей,
Не трогай птичьих гнезд!"
И мы не будем разорять! –
Вот слово всех ребят.
Пусть птичьи песенки опять
В саду у нас звенят.
(звучат голоса птиц – дети отгадывают)
(жюри подводит итоги)
7 конкурс: «Театральный кружок»
капитан выбирает карточку со сценкой из птичьей жизни, нужно с выражением прочитать сценку, включая импровизацию, театральное действие, если это возможно. Команды готовятся 1 минуту.
Примеры сценок:
Сыч и Удод
- Почему ты, Удод, без конца кричишь: «Худотут! Худотут! Худотут!»
- А потому, Сыч, что тут хорошо!
- Вот и кричал бы тогда: «Хорошотут! Хорошотут!»
- Ишь какой! Чтобы другие Удоды услышали и меня с хорошего места согнали? Ни за что! Худотут! Худотут!
Орленок и Воробьенок
- Ты чей, Орленок, чей, чей?
- Известно чей – сын Орлов! Орлы у меня родители.
- А у меня обыкновенные воробьи. Как я тебе, Орленок, завидую.
- И напрасно! Твои воробьи с утра до вечера кормят тебя, а мои орлы – только утром да вечером. Это я тебе, Воробьенок, завидую.
Ворон и Дятел
- Скажи, Ворон, мудрая птица, чего это кулик над болотом кричит?
- каждый кулик свое болото хвалит.
- А лиса чего с утра до вечера рыщет?
- Голод не тетка.
- А чайки ворон от гнезда почему отгоняют?
- На чужой каравай рот не разевай.
- А ласка – то рябчиков гоняет, то сама от совы удирает?
- Не все коту масленица.
- До чего же ты умный, Ворон, все-то знаешь!
- Век живи – век учись. Вот и я сто лет прожил и научился.
Воробей и Скворец
- Угадай, Скворец, какое оружие самое страшное?
- Знаю, знаю – ружьё!
- Не угадал!
- Знаю, знаю – пушка!
- Снова не угадал!
- Знаю, знаю… Не знаю.
- Рогатка! Из пушки-то по воробьям стрелять не станут, а из рогатки – только успевай отскакивать! Уж я-то знаю, я-то стреляный воробей!
Ведущий: Уважаемые гости и участники, наш праздник подошёл к концу. Мы поделились своими знаниями, показали всё, что нам известно о птицах. Обратили внимание на то, что он нам приносят пользу, а мы в ответе за них, мы должны им помогать. Пока жюри подводит итоги сегодняшней викторины исполним песню "Просьба", сл. Р. Рождественского, муз. А. Пахмутовой.
1.
Раненая птица в руки не давалась,
Раненая птица птицей оставалась.
Этот сон давнишний до сих пор мне снится.
На траве кровавой вздрагивает птица.
Припев:
Птица, рыбы и звери в души людям смотрят.
Вы их жалейте, люди. Не убивайте зря!
Ведь небо без птиц - не небо!
А море без рыб - не море!
А земля без зверей - не земля!
2.
Люди - исполины, люди - великаны,
Есть у вас винтовки, сети и капканы.
Есть у вас бесстрашье, сила есть навечно.
И должно быть сердце, сердце человечье.
Припев:
3.
Люди - человеки, страны и народы,
Мы теперь навечно должники природы,
Надо с этим долгом как-то расплатиться,
Пусть расправит крылья раненая птица.
Припев:
Жюри зачитывает итоги.
Награждение участников
Заключительная часть
Все участники праздника "День птиц" идут с плакатами, со скворечниками в ближайший лес и развешивают скворечники.