Автор: Перегудова Наталья Алексеевна, учитель русского языка и литературы МКОУ «Борщенская СОШ» Большесолдатского района Курской области.
Эпиграф на доске: Не то, что мните вы, природа,
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.
Ф. И. Тютчев
( На доске прикреплены картины И. Шишкина «Сосны», В. Поленова «Заросший пруд», А. Куинджи «Берёзовая роща», рисунки обучающихся с изображением пейзажей, фотографии картин природы).
Звучит музыка П. И. Чайковского «Времена года».
Ведущий 1: Красота русской природы всегда трогает и волнует сердце каждого человека, любящего свою Родину. По отношению человека к природе можно судить о нём самом, так как он является её частью. Задумывались
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие "Человек и природа" »
Сценарий внеклассного мероприятия
«Человек и природа»
(с использованием краеведческого материала)
Автор: Перегудова Наталья Алексеевна, учитель русского языка и литературы МКОУ «Борщенская СОШ» Большесолдатского района Курской области.
Эпиграф на доске: Не то, что мните вы, природа,
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.
Ф. И. Тютчев
( На доске прикреплены картины И. Шишкина «Сосны», В. Поленова «Заросший пруд», А. Куинджи «Берёзовая роща», рисунки обучающихся с изображением пейзажей, фотографии картин природы).
Звучит музыка П. И. Чайковского «Времена года».
Ведущий 1: Красота русской природы всегда трогает и волнует сердце каждого человека, любящего свою Родину. По отношению человека к природе можно судить о нём самом, так как он является её частью. Задумывались ли вы, почему так часто поэты, писатели, художники в своём творчестве обращаются к природе? Находят в ней созвучия своим мыслям и чувствам, настроению, в ней черпают вдохновение. Почему же мы зачастую равнодушно скользим взглядом по пейзажу известного художника, обходим вниманием стихи о природе? А часто ли мы любуемся красивым видом реки, леса, пруда, таинственными лунными ночами? Часто мы не знаем, какую радость может принести человеку общение с природой.
Ведущий 2: Мы должны научиться видеть в природе себя и других. Тогда станут ближе и родней слова Ф. И. Тютчева, ставшие эпиграфом нашего мероприятия (читается эпиграф). Фёдор Иванович умел восхищаться величием и красотой природного царства, природа в стихах поэта – живое, мыслящее существо, оно дышит, чувствует, радуется и грустит. Природа всегда достойна преклонения.
Ведущий 1: Не всем дано услышать язык природы, понять её. Для творческих людей она – неиссякаемый источник вдохновения. И многие художественные и музыкальные произведения появились благодаря любви к природе.
Ведущий 2: Певец русской природы, писатель М.М.Пришвин не уставал говорить о том, что природа и человек – это одно целое, о необходимости нашего согласия с ней. Как в природе всё стремится к совершенству, гармонии, так и в человеке есть эта неистребимая потребность. Очень важно, чтобы каждый человек научился любить и ценить природу. И жизнь станет для него богаче и интереснее. Он не будет равнодушным, чёрствым, бессердечным человеком. Послушайте стихотворение «Берёзка». О каких людях оно рассказывает?
Чтец 1: На заре зелёную берёзку
На краю весеннего села
Полоснул ножом своим подросток
Мимоходом, в шутку, не со зла.
Может быть, с сегодняшнего утра
Ей не встать бы, сбитой наповал,
Только кто-то, ласковый и мудрый,
Рану у неё забинтовал.
И ушёл, оставшись безымянным,
Доброглазый этот человек.
И огонь ликующий, зелёный
С той поры в ветвях её не гас,
Очень уж хотелось знать спасённой,
Кто её от смерти спас.
Ведущий 1: Мы живём в селе Борщень, которое летом утопает в зелени деревьев, а весной здесь цветут пышные яблоневые сады. На школьном дворе и неподалёку от общеобразовательного учреждения «доживают» свой век огромные клёны, величественные тополя, на верхушках которых красуются крупные грачиные гнёзда.
Ведущий 2: К большому сожалению, это всё, что осталось от былого величия этого удивительного уголка природы. По словам местных жителей, десятки лет назад, когда здесь проживал помещик Евреинов, он заботился о красоте и порядке деревни. Были посажены яблоневые сады, разбиты парки, аллеями посажены каштаны, липы, тополя, сирень, также среди кустарников встречается жасмин и барбарис. В скверах стояли скамьи для отдыхающих, был создан фонтан, построена оранжерея, а дно пруда выложено белым камнем. Каждый день люди любовались лебедями, важно плавающими по зеркальной водной глади.
Ведущий 1: Сейчас всё это похоже на сказку. Нам так хочется хоть одним глазком посмотреть на эту удивительную картину, но, увы, это невозможно. Невольно вспоминаются слова Сергея Залыгина:
Люди… надо же понять…
Когда-то природа решила: быть или не быть человеку.
Теперь человек решает: быть или не быть природе.
Если люди не сумели сохранить красоту, приумножить её, позаботится о ней, то что же будет дальше? А ведь человек – царь природы!
Ведущий 2: Люди в древности поклонялись матушке – Природе. Они понимали, что полностью зависят от неё, что земля их поит, кормит, одевает, веселит и карает. Но постепенно человек стал отгораживаться от окружающего его мира. Всё чаще мы видим неухоженные поля, горы мусора, загрязнённые реки, высохшие озёра, вырубленные леса. Мы дышим отравленным воздухом, едим отравленные удобрениями овощи и фрукты.
Сценка с микробами.
Микроб 1: Ну, вот, наконец-то мы и добрались сюда.
Микроб 2: Мы уже везде побывали. Да мы везде и есть: в воздухе, в воде… а сколько нас на руках!
Микроб 3: Да что от нас бы осталось, если бы не ребята! Они нам помогают! Без них мы никуда! Спасибо вам, ребята!
Микроб 1: Ведь наши главные враги кто? Чистота, зелёные насаждения. Они этот… кислород вырабатывают, пыль задерживают.
Микроб 2: Помнишь, сколько они деревьев поломали? Листьев сколько оборвали? Травы сколько вытоптали? Будто стадо слонов паслось, вот красота была!
Микроб 3: А помнишь, на мопедах гоняли? Как сели, да с ветерком, с дымом по городу. А сколько шума! Все от нас шарахаются, а мы летим, как на ракете, следом клубы пыли, дыма. Вот здорово было!
Микроб 1: А летом мы в лес ходим. Сколько мусора там люди оставляют – банок, бумаги…
Микроб 2: Я тоже знаю, где можно найти много мусора! Пройдись по микрорайону. Полюбуйся, какая красота: особенно возле мусорных баков!
Микроб 3: Я так думаю, всем, кто нам помогает, медали нужно вручить, без них бы мы пропали.
Микроб 1: А вы, ребята, руки не мойте, деревья ломайте, цветы топчите, мусор бросайте. Ведь чистота – наш враг!
(Входит уборщица ). «Ой, сколько грязи! А микробов! Нужно срочно убирать! Ребята, не надо мусорить, вы меня слышите, нельзя!».
Ведущий 1: Давайте прислушаемся к словам Василия Фёдорова, который предлагает свою программу спасения природы и человека:
Чтобы себя и мир спасти, нам нужно, не теряя годы,
Забыть все культы и ввести непогрешимый культ природы.
Ведущий 2: И пусть никогда в жизни, даже во сне, мы не увидим ужасающую картину, подобную той, которую описал В. Шефнер в своём стихотворении «Странный сон».
Чтец 3: Мне сон приснился мрачный,
Мне снилась дичь и чушь,
Мне снилось, будто врач я
И бог ещё к тому ж.
Ко мне больные реки
Явились на приём,
Вползли ручьи-калеки
В мой сумеречный дом.
К ногам моим припали,
Чтоб спас я от беды,
От едких химикалий
Ослепшие пруды.
Явились мне на горе
За помощью моей
Тюльпаны плоскогорий
И лилии полей.
Топча мою жилплощадь,
Пришли, внушая страх,
Обугленные рощи
На чёрных костылях.
Я мучился с больными –
Ничем помочь не мог.
Я видел – горе с ними,
Но я ведь только бог.
И я сказал: - Идите
Из комнаты моей
И у людей ищите
Защиты от людей.
Ведущий 1: Через обращение с природой поэты и писатели нередко раскрывают сложный мир человеческой души.
Чтец 4: (читается стихотворение В. Солоухина «Теперь-то уж плакать нечего»)
Теперь-то уж плакать нечего,
С усмешкой гляжу назад,
Как шёл я однажды к вечеру
В притихший вечерний сад.
Деревья стояли сонные,
Закатные, все в огне.
Неважно зачем, не помню я,
Но нужен был прутик мне.
Ребёнок я был, а нуте-ка
Возьмите с ребёнка спрос!
И вот подошёл я к прутику,
Который так прямо рос.
Стоял он один, беспомощен,
Под взглядом моим застыл.
Я был для него чудовищем.
Убийцей зловещим был.
А сад то вечерней сыростью,
То лёгким теплом дышал.
Не знал я, что может вырасти
Из этого малыша.
Взял я отцовы ножницы,
К земле я его пригнул
И по зелёной кожице
Лезвием саданул.
Стали листочки дряблыми,
Умерли, не помочь…
А мне,
Мне приснилась яблоня
В ту же, пожалуй, ночь.
Ветви печально свесила,
Снега и то белей!
Пчёлы летают весело,
Только не к ней, не к ней!
Что я с тех пор ни делаю,
Каждый год по весне
Яблоня белая-белая
Ходит ко мне во сне!
Ведущий 2: На этом, дорогие друзья, мы сегодня заканчиваем наше мероприятие, главное, чтобы все поняли, что мир прекрасен, но эта красота хрупка и уязвима. Сохранить её можно, если взяться всем вместе и начать с себя!