Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие "Вечные родники"»
ФОЛЬКЛОРНЫЙ ПРАЗДНИК
«ВЕЧНЫЕ РОДНИКИ»
Цель мероприятия:
-способствовать воспитанию у учеников любви к своим родным местам;
-уважение к традициям своих предков;
Задачи:
воспитательная: формировать у учащихся эстетическое отношение к действительности, стремление творчески преобразовывать окружающую жизнь и самого себя;
развивающая: развивать у детей творческое воображение навыки практического творчества;
познавательная: расширить и углубить знания учеников об истории, традициях, народных промыслах родного края
Участники мероприятия: учащиеся, родители, учитель истории
Организатор мероприятия: учитель истории Протасова Р.М.
Сценарий составила: Протасова Р.М.- учитель истории Б-Устинской школы
Содержание подготовительного этапа:
-анкетирование детей и родителей с целью выявления творческих семей, культивирующих народные традиции;
-формирование творческих детско-взрослых групп для проведения ;
-сбор информации об истории заселения края, ремеслах и обычаях, традициях наших предков;
-подготовка угощения для чаепития.
Фольклорный праздник проводится в актовом зале. С одной стороны сцены зала размещаются палатки творческих мастерских:
А) Хохломская роспись
Б) Рукодельница
В) Народные умельцы
С другой стороны сцены интерьер крестьянской избы: стол, печь, красный угол с образами, лавки, ухват и т.д.
Интерьер орнаментировать в русском стиле
Ход мероприятия: в русских национальных костюмах под веселую плясовую участники выходят на сцену и рассаживаются. Тихо звучит песня о России
Ведущий: много у русского народа чудесных напевных песен, красивых зажигательных танцев, старинных обычаев и традиций. А в каком народе живешь- таких обычаев и держишься. Пожалуй, самый красивый и интересный из них-это деревенские посиделки. В старые добрые времена собирались вместе красны девицы да добры молодцы, коротать долгие зимние вечера.
Время проводили за любимым занятием: кто за прялкой, кто вышивает, кто вяжет, кто из глины посуду лепит.
А затем отложат на время свои дела и начинают все веселиться: песни петь да плясать, игры разные затевать, шутки да прибаутки рассказывать.
Хотели бы вы на таких посиделках побывать да своими глазами увидеть? Ну тогда закройте глаза и считайте все до 10…
Звучит русская народная песня «Пряха» I
Ведущий. Оказались мы с вами в русской деревенской избе. А вот и хозяин с хозяюшкой. Всякий дом хозяином и хозяюшкой держится.
Сцена в деревенской избе.
Хозяйка хлопочет у печи, дочка вышивает.
Хозяйка: Дом вести- не головой трясти. Все надо припасти . Акуля, Акуля, что шьешь не оттуля?
Дочка: Да я матушка, еще пороть буду.
Х-ка: Поспешишь -людей насмешишь.
Дочка- Знаю, матушка, знаю семь раз отмерь- один раз отрежь!
Хозяин: Домом жить- обо всем надо тужить (плетет лапти, учит сына)
Ведущий: Родители трудолюбивы- и дети в этом доме неленивы.
Сын: Тятенька, а тятенька, а давай с тобой в рифмы играть
Х-н: А чего такое- рифмы?
Сын: А это надо так говорить, чтоб складно было. Вот скажи как твоего отца звали?
Х-н: моего папашу Кузьмой звали.
Сын: Вот я твоего Кузьму за бороду возьму?
Х-н: Это зачем же ты моего папашу за бороду брать будешь?
Сын: Тятенька, ну это же шутка. Так для рифмы говорят, а как твово дедушку звали, тятенька?
Х-н: Моего дедушку звали Иваном.
Сын: Твой дедушка Иван посадил кошку в карман. Кошка плачет и рыдает-твово дедушку ругает.
Х-н (сердито): Это зачем мой дедушка будет кошку в карман сажать? Ты зачем такие пустяки перебираешь?
Сын: Да это же для рифмы, тятенька.
Х-н: Вот я тебе сам рифму скажу! Тебя как зовут?
Сын: Федя!
Х-н: Если ты Федя, то поймал в лесу медведя, на медведя полезай, а с моей скамьи слезай!
Х-ка: будет вам ругаться до ссориться, лучше загадку отгадайте.
Раздается стук в дверь.
Х-ка: Добрые гости всегда в пору!
Дочка (выглядывает за дверь)
-Ах, тара, тара-ра-ра! Идут девки со двора!
Девочки заходят, кланяются и хором:
Пришли мы песни петь, да плясать, да себе показать
Мир вашему дому (прихорашиваются, рассаживаются на лавке)
1-ая девочка: Хозяюшка, а что ты гнам сегодня делать дашь?
Х-ка: Красным молодушкам дам вышивать белый ленок.
(раздается пяльцы, звучит русская народная песня).
В-щий: Сидят девушки вышивают, вышивают себя песней забавляют, каждая мастерица- трудиться, не ленится.
Не даром говорят люди добрые: «Какова пряха, такова на ней и рубаха»
Продолжается песня, девушки вышивают.
Стук в дверь, шум за дверью.
В-щий: Расступись, частной народ, не пыли, дорожка, добры молодцы идут погулять немножко.
Шутят рассаживаются
1-й мальчик: Мороз, не велик, а стоять не велит.
2-й мальчик: Молодо-зелено-погулять велено
3-й мальчик: Эй, девчонки -беляночки, где вы набелилися?
Девочки: Мы вчера коров доили, молоком умылися
Х-ка: Ну что же, пришла пора-отложи дела, Делу время-потехе час!
Мальчики: Эх, возьмем в руки балалайку! Да потешим хозяина с хозяйкой! Эй, Тимоха, эй Иван, Николай, Демьян . Сядем братцы –то рядком да частушки попоем!
Д-ки: Балалайка, балалайка, свое дело знает, она в Ваниных руках хорошо играет!
Мал-ки: Мы свеселой песней дружим, по Устински, говорим, Хорошо живем не тужим, без сметаны хлеб едим.
Д: Эх, сторонушка родная, дорогая сторона, здесь повсюду нас встречает. Эх Устинска старина.
М: Эх, березонька, березка, раскудри , кудрявая, хороша ты, речка наша Уста величавая! Вы послушайте, девчата, Нескладуху будем петь. На дубу свинья пасется в бане парится медведь.
Д: На горе стоит телега, слезы капают с дуги, по горой стоит корова, надевает сапоги.
М: Запрягу я кошку в дрожки, а котенка-в тарантас, повезу свою подружку, всем соседям напоказ!
Д: По деревне нашей шла И Федюшу видела-под кустам сидел и плакал, курица обидела.
М: Если б не было воды, не было бы кружки Если б не было девчат Кто бы пел частушки? Ты играй повеселее Балалайка три струны, подпевайте кто умеет не стесняйтесь, плясуны.
Д: Не хотела я плясать, стояла стеснялася, но гармошка так играла, я не удержалася.
Эх топну ногой Да притопну другой-устоять не могу: характер такой . Хороши у нас частушки?
Хороши припевочки?
Хорошо учиться в школе, мальчики и девочки?
В-щий: Складно добры молодцы поют, да и девицы от них не отстают
Приглашаем всех поиграть свою удаль показать.
II Игры
На сцену выходят ведущие в национальных костюмах, Они набирают две команды из зрительного зала по 5 человек путем загадывания загадок.
Загадки: 1). На стене висит болтается, за него всяк хватается /Полотенце/
2). Что во рту не удержишь? /Кипяток/
3). Посреди двора-золотая голова /Подсолнух/
4). Мохнатенька, усатенька, сядет-песенки поет /Кошка/
5). Белая морковка зимой растет (сосулька)
Набрав команды, проводят первый конкурс:
а). «Национальный костюм» -Назвать элементы национального костюма.
б). Интерьер крестьянской избы.
Второй конкурс для зала «Календарно-обрядовая деятельность». Требуется определить обряд или праздник по следующим словам или словочетаниям:
круг, хороводы, окликание молодых, прощеный день.
пост, первая звезда, кутья.
сапог, курица, ворота, жених
Христосование, смотреть «игру солнца».
Костры, сыр, снежные городки
мыть в бане, полоскание рта, выбрасывать посуду, понедельник
В русских национальных костюмах под веселую плясовую участники выходят на сцену и рассаживаются на скамейках.
Звучит русская народная песня «Во поле береза стояла» и исполняется танец: хоровод (см. Приложение №1)
IV Обереги в жизни славян
Сказатель знакомит посетителей о значении оберегов в жизни славян и демонстрирует эти элементы. Что же такое народный промысел? Прежде всего это жизненно необходимый труд, ведь все что производится, непосредственно связано с устроением жизни человека, будь то посуда или дом, или девичье украшение. Но в тоже время это искусство. Ведь украсить дом деревянными кружевами и полотенцами, посадить конька на крышу и петуха на ворота, да причем так, чтобы люди в восторге останавливались перед таким творением, сможет не каждый, а лишь народный умелец, мастер.
Изначально украшение жилища, утвари, одежды имело не только эстетическое, но и мифологическое значение.
Например, петух, обозначавший чаще всего благополучие и процветание дома, в то же время был символом, оберегом от нечистой силы. В сказаниях говорится-первые петухи прогоняют нечистую силу. Петух открывает новый день, который должен быть счастливым и добрым. Поэтому петух- один из основных элементов в вышивках, орнаментах.
Венчающий крышу народов севера конек - охлупень - древний славянский символ солнца.
Из века в век, из поколения в поколение сохранялись и развивались народные промыслы. Каждый мастер передавал собственное умение детям, а те - своим детям. Были и талисманы от сглаза, огня, воды- сделанные своими руками.
Группа из детей и родителей показывают мастерскую «Народные промыслы» и рассказывают о местных умельцах. А также показывают обереги
–выполненные дома родителями и детьми -из глины, бисера, ниток и т.д.
-обучают желающих своему ремеслу.
V обряды
Выходит сказатель.
-В старину свадьба была одним из самых замечательных праздничных обрядов. Играли свадьбы обычно в осеннее или зимние мясоеды, после уборки урожая.
Свадьба знаменовала собой утверждения жизни, плодородие, продолжение человеческого рода.
ЭТАП I начинается обряд сватовства
ЭТАП II Глядение места где будут жить «Чадушко не наглядное»
ЭТАП III в случае удачи-рукобиты, сговор, запорученье. Это момент когда семьи окончательно решили породниться, намечая день венчания, место, где будут жить молодые, количество приданного.
Девушка начинает готовить приданое (шить, вышивать и т.д.) и часто бывают девичники, когда девушки помогают своей подруге шить приданое.
ЭТАП IV Приезд за дарами .
И завершает весь обряд венчание и свадебный пир.
Фрагменты обряда смотри ПРИЛОЖЕНИЕ №2
VI
Действие в крестьянском доме. Все сидят за столом.
Х-ка: Я иду, иду, иду, самовар в руках несу, прибауточку пою. Вот чай, чай, чай…Гость хозяюшку встречай!
Гости угощаются пирогами, чаем.
Вед-щий: Ну, гости дорогие, пора и честь знать. Хозяину с хозяюшкой пора отдыхать.
Гость1. Стол «спасибом» красится.
Гость2. Спасибо, вам, хозяин с хозяюшкой.
Гость3 Пироги у вас хорошие. Сердца ваши приветливые.
Гость4 Спасибо этому дому, пойдем к другому.
Музыка. Все парами уходят под музыку «Светит месяц»
Вед-щий: вот и шуткам, прибауткам конец, а кто здесь был, да нас слушал-молодец!
ВЫВОДЫ:
Данное мероприятие нацелено на сближение семьи и школы, повышения активности родителей в воспитании детей, для совместной творческой деятельности, создания праздничной атмосферы непринужденного общения, разнообразия видов деятельности, позволяющей каждому найти себе занятие по душе.