грамотности, закрепить и осмыслить изученный материал; закрепить умения анализировать;
доказывать различные точки зрения;
развивать познавательную активность и творческое начало личности, критического;
мышления и адаптивные возможности к изменяющимся внешним условиям;
совершенствование методики воспитательного воздействия на личность;
обучающегося через групповые и игровые формы, воспитание интереса к игре, предмету;
экономике, уметь применять знания экономических понятий в жизни;
Оборудование, оформление и реквизит: карточки с кроссвордами, ребусами, заданиями; листы бумаги для выполнения задания, фломастеры, мультимедийная презентация “Мир денег”.
Ведущий. Каждый день мы имеем дело с деньгами, постоянно от них зависим. С детства знаем, что деньги всегда нужны и что чаще всего их не хватает. Но мало кто задумывается о таинственной силе этих обычных цветных бумажек. Откуда они взялись? Как к ним относиться? Чего больше - добра или зла приносят они людям?
Давным-давно, когда люди, чтобы выжить, охотились, выращивали зерно, разводили скот, строили хижины. У них появилась необходимость обмениваться вещами, предметами. Те, у кого было много овец. Меняли их на одежду. Охотники меняли мясо на зерно. Рыбаки, наловившие много рыбы, меняли её на орудия труда. На современном языке это называется бартером – обменом товара на товар. Но постепенно люди поняли, что удобнее при обмене сравнивать товары не друг с другом, а с каким-то одним товаром. В роли такого товара выступали то соль, то мех, то редкие ракушки, то животные (например, коровы). На современном языке товары, которые применяются не только по своему прямому назначению, но и как деньги, называют товарными деньгами. Гораздо позже в качестве товарных денег стали использовать металл в слитках, а потом перешли к чеканке монет из драгоценных металлов.
Сообщения о происхождении слов, которые обозначают название денег.
1-й ребёнок: Что означает слово “монета”? Это имя (а точнее прозвище) древнеримской богини Юноны Моneta – по латыни “советчица”. Жрецы храма Юноны-Монеты должны были во время войн давать мудрые советы от её лица римским властям. При храме находился монетный двор, где чеканились деньги. По имени “хозяйки” храма они стали называться монетами. (Слайд 2)
2-й ребёнок: А слово “деньги” (в древнерусском языке употреблялось и единственное число – деньга) известно у нас с конца XIV в. Учёные предполагают, что оно могло быть занесено на Русь из Ирана торговыми людьми или путешественниками. (Слайд 3)
Ведущий: В Древней Руси рублей и копеек еще не знали. Стоимость вещей оценивались в таких денежных и весовых единицах, как гривны. Ногаты, куны. (Слайд 4).
Гривна – это слиток серебра примерно в 200 гр.
Ногата и куна – это часть гривны.
3-й ребёнок: Часто так получалось, что нужно было уплатить не гривну, а половину гривны, треть, четверть. От слова “рубить” (древнее – рубь – край, грань) и произошло название. (Слайд 5)
4-й ребёнок: При Иване Грозном в XYI веке появилась копейка. Тогда были выпущены монеты, на которых изображался всадник с копьем в руке. В народе быстро прозвали их “копейными деньгами” или копейками.
I. Задание. (Слайд 6).
Расположить по степени возрастания старинные деньги. (Слайд 7)
(Командам раздаются карточки с названиями старинных денег.)
Ответ: копейка, алтын, гривенник, пятиалтынный, двугривенный, рубль.
Подведение результатов “Лесенка от А до Я”. (Слайд 14)
YI. Задание. Аукцион пословиц.
О труде, бережливости, экономии, смекалки.
Команды по очереди называют по одной пословице.
Копейка рубль… бережет.
Даром… ничего не дается.
Ничто не возникает из... ничего.
Одна пчела немного меда... натаскает.
Всякий человек в деле… познается.
Скупой платит… дважды.
Без труда нет... плода.
Глаза боятся, а руки… делают.
Доброе начало – половина… дела.
Мало хотеть – надо… уметь.
Игра со зрителями. Продолжи пословицу. (Слайд 15)
Награждение.
Ведущий: Некоторые люди думают, что счастье – это много иметь денег. Но деньги – это только средство, чтобы купить какие-нибудь вещи. За деньги счастье не купишь, не купишь и друзей. (Слайд 16)