Цели мероприятия:
Образовательная – познакомить учащихся 5 класса с Рождественским обрядом – колядованием.
Развивающая – развитие творческих способностей, умения войти в сценический образ
Воспитательная – вызвать интерес к народным традициям; умения вести себя в гостях; способствовать воспитанию дружбы и взаимопомощи
Форма проведения: театрализованное представление
1. Вводная беседа
Рождественские праздники сопровождались колядованием – обрядом, который известен на Руси с языческих времен. Коляда – языческий бог пиршества и мира. Для его прославления парни и девушки прятали свое лицо под традиционными масками козы, медведя и т.д. такие маски в народе называли «харя». Именно маска – обязательнейшая святочная принадлежность – помогала человеку оставаться неузнаваемым на празднике. Ряженые парни и девушки обычно собирались группами, и, переходя от одного двора к другому, пели под окнами домов и в избах песни-колядки в честь праздника или поздравляли хозяев. За это хозяева давали им сладости и деньги.
Не нарушая традиции издревле, мы также с вами пойдем сегодня поздравлять людей с праздником, желать здоровья. Счастья и благополучия. Примем участие в этом замечательном обряде.
2. Основная часть (дети в сопровождении классного руководителя ходят по квартирам, поздравляют с праздником, желают здоровья, счастья, принимая от хозяев угощения)
Ведущий: В Рождество на Руси всегда колядовали.
Дети: Коляда, Коляда, отворяй-ка ворота.
Пришла Коляда накануне Рождества,
С пышками, с лепешками,
Со свиными ножками.
Коляда, Коляда, подавай пирога!
Подавай, не ломай, а по целому давай.
Кто даст пирога – тому скот, живота,
Кто не даст пирога – уведем корову за рога.
Вместе: Хозяин и хозяйка, с праздничком!
Наделите, подарите колядовщиков!
С амбару решетом или с печи пирогом!
Олеся: сыпь на них зерно, счастьем прорастет оно!
Надя: сыпь на них пшеницу, пусть им счастье уродится!
Аня: Коляда – моляда, ты пришла на двор
Накануне Рождества по снежному полю
Гулять на просторе.
Вера: Коляда, коляда,
Выходила коляда из Нова – города.
Как искала коляда Государева двора.
Нашла коляда вот этот двор.
Наташа: Славите, славите, сами-то не знаете –
Мы зачем пришли.
Мы за подарками пришли,
Да за красивыми пришли.
Открывай сундучок, продай товар за пятачок.
Или так одари.
Настя: Не пора ли-то, Хозяин,
Колядовщиков одарить?
Да чего же ты, Хозяюшка, пожалуешь:
Или денег мешок,
Или каши горшок?
Ваня: Ты нас будешь дарить,
Мы будем хвалить.
А не будешь дарить,
Мы будем бранить.
Вася: Золотая голова,
Шелковая борода.
Ты подай пирожка,
Ради Праздничка Христова,
Пирожка-то хоть пресного,
Хоть кисленького,
Да пшеничненького!
Отрежь потолще,
Подай побольше!
Степа: Хозяин с Хозяюшкой!
Слезайте с печки,
Зажигайте свечки,
Открывайте сундучок,
Вынимайте пятачок.
Нам славить некогда,
Мы озябли.
Ведущий: Сею-вею, посеваю,
С Рождеством вас поздравляю!
Вместе: Чтоб здоровеньки были,
Много лет жили.
Что ж, Хозяин и Хозяюшка,
Открывайте сундучок,
Подавайте пятачок.
Хоть блин, хоть сала клин.
( Дети вместе с хозяевами поют частушки)
3. Заключительный момент.
(приходим в школу, делим угощение поровну)
Анализ мероприятия: для проведения внеклассного мероприятия я выбрала данную тему, потому что она очень интересна и многообразна тем, что очень занимательная, веселая и в каком-то моменте серьезная. Дети активно выступали, пели, рассказывали стихи. Хозяева принимали очень радушно, угощали, благодарили. Данное мероприятие прошло интересно. Дети высказывали пожелание на следующий год снова ходить колядовать.