Слайд 1– название мероприятия (пока все рассаживаются)
Звучит музыка (слайд 2)
Учитель.Когда-то, миллиарды лет назад, в беспокойном и холодном космосе произошла вспышка яркого света.
Это вся любовь и теплота вселенной, собравшись вместе, создали наш с вами дом - планету Земля.
В те далёкие времена она совсем не походила на ту, которую мы видим и знаем сейчас.
Представьте себе!
Кругом темнота, повсюду вода и грязь, неприятный запах. В небе сверкают молнии, грохочет гром. Днем - нестерпимая жара, а ночью ужасный холод.
Земля была беззащитна. И ничто не могло защитить землю от жгучих солнечных лучей, от ледяного космического холода. Только спустя миллионы лет Землю постепенно окутает нежный, тонкий слой атмосферы - это озоновый барьер, который и сейчас защищает всё живое на Земле от ультрафиолетовых лучей солнца, от метеоритов и сохраняет тепло планеты.
Стихотворение «Притча о создании Земли»
1 ученик (на фоне медленной музыки рассказывает притчу):
Когда-то, собравшись с последними силами,
Создал Господь планету красивую.
Дал ей форму шара большого
И посадил там деревья, цветы,
Травы невиданной красоты.
Много животных там стало водиться.
Змеи, слоны, черепахи и птицы.
Вот вам подарок, люди, владейте,
Землю вспашите, хлебом засейте.
Всем завещаю вам я отныне –
Вы берегите эту святыню!
Стихотворение
2 ученик (в руках держит глобус)
Взгляни на глобус – шар земной
Ведь он вздыхает, как живой, и шепчут нам материки:
Ты береги нас, береги! В тревоге рощи и леса,
Роса на травах, как слеза, и тихо просят родники:
Ты береги нас, береги!
Учитель. В мире много разнообразных праздников, но есть среди них особые, которые включены в ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КАЛЕНДАРЬ. (слайд 3)
16 сентября
Международный день охраны озонового слоя Земли.
20 сентября
День леса.
27 сентября
День моря.
4 октября
День защиты животных.
29 декабря
День 6иологического разноо6разия.
22 марта
Всемирный день воды.
1 апреля
День птиц.
18-22 апреля
Дни заповедников и национальных парков.
22 апреля
День Земли.
5 июня
День охраны окружающей среды.
17 июня
День борьбы с опустыниванием и засухой.
Человечество стремится сохранить природу в первозданном виде, чтобы передать потомкам в целости и сохранности здоровый воздух, чистую воду и благодатную почву.
Но к сожалению экологическая ситуация на планете складывается все хуже и хуже год от года.
По оценкам Всемирной Организации Здравоохранения: (слайд 4)
· 70% населения планеты дышат воздухом, вредным для здоровья.
· Вода 75 % водоемов не пригодна для питья.
· Ежегодно от плохого качества воды умирает 25 тыс. человек.
· Ежегодно пустыня поглощает 27 млн гектар плодородных земель.
ТРЕВОЖНЫЕ ФАКТЫ! (слайд 5)
А знаете ли вы, что
- бумага до полного разложения в земле будет лежать 2 года,
- консервная банка – 90 лет,
- полиэтиленовый пакет – 200 лет,
- стеклянная банка – 2000 лет.
Вдумайтесь в эти цифры.
Ведь природа для нас – это источник жизни, природных ресурсов и, конечно же, источник красоты, вдохновения и творческой деятельности. (слайд 6)
Лев Николаевич Толстой в свое время писал: « Счастье – это быть с природой, видеть ее, говорить с нею». Чтобы сохранить удивительный и многообразный мир природы нужно знать ее и любить всем сердцем.
Учитель: Наблюдая этот прекрасный мир, человек учится и перенимает красоту природы. Художники рисуют пейзажи, скульпторы выбивают из камня цветы, мастерицы вышивают одежды растениями, портнихи шьют одежду, беря необходимые формы и силуэты из природы. Вот и вы сделали выставку экологических буклетов. Вы можете внимательно рассмотреть её после нашего занятия.
Итак, сегодня мы с вами окунемся в увлекательный, завораживающий мир природы и проведем конкурс: «Берегите Землю, берегите!» В конкурсе участвуют команды – представители от двух классов -5 и 6. В каждой команде – 6 участников. Команда 5 класса – «Юные экологи» (представляют девиз команды), 5 – «Юные натуралисты» (представляют девиз команды). Капитаны команд (представление капитанов). Прошу команды занять свои места. Остальные ребята – болельщики. Вы тоже можете помочь своей команде, участвуя в конкурсах для болельщиков и набирая бонусные баллы. Также ваша команда может заработать штрафные очки, если болельщики будут нарушать правила и мешать своим командам.
Оценивать работу команд будет компетентное жюри в составе (представление членов жюри):
Тур 1. Разминка.
Учитель читает вопросы, команды отвечают (кто быстрее поднимет руку). За каждый правильный ответ – 1 балл.
1. Какое млекопитающее строит дом с бассейном? (Бобр)
2. Кто бежит ногами вперёд? (Заяц)
3. Это есть и у холма, и у ботинка (Подошва)
4. Утром падаю всегда –
не дождинка, не звезда –
И сверкаю в лопухах,
на опушках и в лугах. (Роса)
5. Этого дикого всеядного зверя можно встретить и на небе. (Большая медведица)
Команды болельщиков –конкурс «Цветочный калейдоскоп»
Узнай растение (СЛАЙД-ШОУ 11 – 20)
1. росянка Она невзрачна и мала. Но поймала комара.
2. ландыш В рассветный час, сырой и сумрачный. Когда роса во тьме блестит, Горят фарфоровыелюстрочки. Да так, что глаз не отвести.
3. пастушья сумка Много беленьких цветочков по четыре лепестка. Плод стручочек, как мешочек на спине у пастуха.
4. тысячелистник Тысяча долек в зеленом листе. Белых цветочков в корзинке не счесть.
5. ромашка Нарядные платьица. Желтые брошки. Ни пятнышка нет на красивой одежке.
6. шиповник Цветок мой ярко-розовый, но осторожен будь. Шипами огорожен я, об этом не забудь.
7. дуб Он раскидист и могуч. Головой коснулся туч.
8. черемуха Не туманов дымных всполохи над рекою поднялись, Над рекой кусты душистые белым цветом занялись.
9. береза В белом сарафане стояла на поляне. Прилетели сестрицы сели на косицы.
10. ель Ее всегда в лесу найдешь, стоит колючая как еж.
Тур 5. Конкурс капитанов «Экологический светофор»
Экологический светофор установлен для того, чтобы охранять природу и помогать детям соблюдению правил разумных взаимоотношений с природой.
· Красный цвет – стой! Твои действия приносят вред окружающей среде.
· Желтый цвет – будь осторожен! Постарайся не нанести вреда природе своими действиями! Соблюдай меру и правила!
· Зеленый цвет – ты настоящий друг и защитник природы! Твои действия полезны для неё! Продолжай помогать природе!
Капитаны должны показать кружки красного, желтого, зеленого цвета в зависимости от того решения, которое принимается. За каждый правильный ответ – 1 балл.
1. Ребята наблюдают за муравьями. (з)
2. Дети оставили костёр в лесу. (к)
3. Ребята огородили муравейник. (з)
4. Ученики очищают парк от мусора. (з)
5. Ребята увидели гнездо в траве. (ж)
6. Ребята бросают мусор на дорогу. (к)
7. Мальчик гуляет с собакой по газонам. (к)
8. Девочка рвёт цветы на клумбе. (к)
9. Ребята ходят в парке только по тропинкам. (з)
10. Мальчик полез в кусты за мячом. (ж)
11. Ребята поймали снегиря и посадили в клетку. (к)
12. Дети вешают кормушку. (з)
13. Мальчики рассматривают жука. (ж)
Дети развешивают скворечники в парке. (з)
Тур 6. «Есть проблема».
Из предложенных вариантов выбрать одно правильное решение экологической ситуации или несколько, дополняющих друг друга. Каждая команда решает две проблемные ситуации, необходимо объяснить свое решение. За правильный ответ – 2 балла. Максимум за конкурс – 4 балла.
Ситуация 1. Если нужно проехать расстояние в несколько километров, то каким транспортом предпочтительнее пользоваться для сохранения чистоты окружающей среды?
1. Легковой машиной.
2. Автобусом.
3. Мотоциклом.
4. Велосипедом.
Ситуация 2. Твой младший брат принёс из леса ёжика. Что Вы посоветуете брату?
1. Оставить ёжика себе и позаботиться о нём.
2. Поиграть с ним и отпустить.
3. Внимательно рассмотреть ежа и вынести во двор.
4. Отнести в лес.
Ситуация 3. Вы увидели красивого жука на дороге. Что вы будете делать?
1. Остановитесь и понаблюдаете.
2. Пройдёте мимо.
3. Отбросите в сторону палкой. Руками трогать не станете, вдруг он ядовитый.
4. Посадите сначала на травинку, а потом на дерево.
5. Отнесёте домой и посадите в банку, попробуете его откормить.
Ситуация 4. Птенец прыгает по дорожке. Что ты будешь делать?
1. Пройду мимо.
2. Поглажу, покормлю птенца.
3. Понаблюдаю немного за ним.
4. Посажу обратно в гнездо.
Команды болельщиков –конкурс «Бюро погоды» (слайд 21)
А: ХОРОШАЯ ПОГОДА; В: ПЛОХАЯ ПОГОДА
По поведению животных и растений предскажите погоду.
1. Рыба не клюет – она сыта (п);
2. пчелы сидят в улье и громко гудят (п);
3. ласточки и стрижи летают высоко (х);
4. птицы /ВОРОБЬИ/ купаются в пыли (п);
5. благоухают цветы сирени, жасмина, акации (п);
6. Божья коровка, взятая на руку, быстро слетает (х);
7. раскрыты цветы кувшинки (х);
8. одуванчик складывает свой пушистый зонтик (п);
9. поздно вечером сильно трещат кузнечики (х);
10. крот нагребает высокие холмики (п);
11. паук усиленно плетет паутину (х);
12. голуби разворковались (х).
ОТВЕТ: A) 3, 6, 7, 9, 11, 12; B) 1, 2, 4, 5, 8, 10.
Команды представляют свои решения проблемных ситуаций.
Учитель. Итак, наш конкурс подошел к концу. Прошу жюри подвести итоги. Члены жюри подводят итоги.
(мероприятие продолжается)
Я вам предлагаю выучить вместе со мной Клятву юного эколога: (слайд 9)
Я, юный гражданин Казахстана, клянусь:
- любить и беречь окружающую среду:
- всегда готов помочь растениям и животным;
- не разводить огонь в лесу;
- не нарушать покой лесных обитателей;
- не разорять птичьи гнёзда и муравейники;
- не обращаться жестоко с животными;
- не оставаться равнодушным, если вижу, что кто – то вредит природе!
Учитель. Прошу членов жюри подвести итоги нашего конкурса. (Члены жюри подводят итоги, вручают командам грамоты)
Учитель. Земля. В этом коротком слове история, труд, судьбы миллионов людей прошлых, настоящих и будущих поколений нашей Планеты. Помните! Вся сила человека в Земле. Храните связь с Землей. Берегите и охраняйте ее.