Внеклассное мероприятие. 8 класс. Мораль и нравственность
Внеклассное мероприятие. 8 класс. Мораль и нравственность
Цели: продолжать формировать у восьмиклассников высокие нравственные качества совместно с родителями, опираясь на принципы и правила, законы морали; прививать интерес к чтению литературы, используя краеведческий материал; учить владеть словом, вырабатывать умение участвовать в беседе, в диспуте.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие. 8 класс. Мораль и нравственность»
Внеклассное мероприятие, 8 класс. Мораль и нравственность
Диспут для учащихся 8 класса «Поговорим о морали и нравственности».
Участники мероприятия: ученики 8 класса, родители.. Место проведения: учебный кабинет. Реквизиты: компьютер, экран, книга Шевченко Н.Д. «В галактике жизни», тексты рассказов, примеры из жизни, портрет. Цели: продолжать формировать у восьмиклассников высокие нравственные качества совместно с родителями, опираясь на принципы и правила, законы морали; прививать интерес к чтению литературы, используя краеведческий материал; учить владеть словом, вырабатывать умение участвовать в беседе, в диспуте. Материал полезен для учителей, классных руководителей.
Ход диспута
Учитель: - Сегодня мы поговорим о том, каким должен быть в идеале человек, что нужно делать и чего надо избегать. Как вы думаете, чем руководствуется человек, идя по жизни? Ученик: - Он должен ориентироваться на законы морали, свод правил и принципов. Учитель: - Посмотрите на экран. На нём даётся несколько толкований по значению слова «мораль». Прослушайте тексты и подумайте, на каком варианте нужно остановиться. (Читает учитель). 1. Мораль – это свод правил, принципов, оценок, норм. 2. Это совокупность правил поведения в обществе, соотнесённая с восприятием положительного и отрицательного. Учитель: - Какой вариант выбрали? (После того, как несколько человек высказались, учитель поддерживает мнение тех учеников, которые сказали, что надо взять во внимание оба толкования). Учитель: - Для чего нужна мораль? Ученик: - Она нужна для того, чтобы было благополучное существование. Учитель: - То есть, чтобы была хорошая жизнь. А от чего она зависит? Ученики: - От многих факторов, от соблюдения правил, законов поведения. Учитель: - Какие нам известны нормы морали? Ученики: - Честность, милосердие, терпение к различиям (толерантность), щедрость, ответственность, любовь к Родине, уважение… Учитель: -Ежедневно, ежечасно нам приходится сталкиваться с вопросами морали. Человек живёт в обществе, где возникают разные ситуации, из которых нужно выходить с честью: обидели словом - не затевай драку, оскорбили, обозвали – не отвечай тем же, попытались сделать соучастником неблаговидного поступка – найди верное решение, всё взвесь, подумай о последствиях… - На каком материале надо учиться поступать правильно, не теряя своего достоинства, не унижая человека, не огорчая своих близких, не делая жизнь своих окружающих невыносимой? Ученик: -На жизненном материале. Учитель: - С какими негативными действиями мы сталкивались в этом году в своём коллективе? (Дети приводят примеры : кто – то кого – то побил, кто – то грубит всем подряд, кто – то обидел малыша…) Учитель: - Да, это, к сожалению, было у нас, это факты, взятые из нашей жизни. Когда мы ещё вспоминаем о морали, правилах поведения? Ученик: - Когда смотрим телепередачи, читаем газеты, книги, встречаемся с ветеранами войны, писателями, поэтами. Учитель: -Каждый поэт, писатель берёт материал для своих произведений из окружающей действительности. Вы помните с раннего детства стихи Агнии Львовны Барто «Мишка - воришка», «Мальчик наоборот», Григория Бенционовича Остера «Попался, который кусался!», «Вредные советы», Владимира Владимировича Маяковского… Переходя из класса в класс, познакомились с произведениями Василия Владимировича Быкова «Дожить до рассвета», Бориса Львовича Васильева «В списках не значился», Виктора Платоновича Некрасова «Сталинград». В их произведениях идёт речь о любви к Родине, о мужестве, отваге. Одновременно осуждаются жестокость, трусость, предательство. Вы смотрели кинофильмы и читали повесть Валентина Григорьевича Распутина «Живи и помни», где главный герой Андрей Гуськов не выполнил свой воинский долг, дезертировал. За это был наказан последующими событиями. Вам знакомо произведение Гавриила Николаевича Троепольского «Белый Бим Чёрное ухо», в котором говорится о любви к животным…
Сегодня мы проведём диспут, опираясь на рассказы поэтессы и писательницы, члена Российского Союза писателей Шевченко Нины Дмитриевны «В самый раз», «И это жизнь», «Под впечатлением», "Скорми деду», «Пшла!», «Рэм». (На доске портрет Шевченко Нины Дмитриевны и названия рассказов её новой книги «В галактике жизни»). Наша задача – определить, какие проблемы рассматриваются в этих рассказах, что надо делать, чтобы не нарушались законы морали. Итак, первый рассказ «В самый раз». Вспомните, пожалуйста, о чём в нём говорится. (Ученик кратко передаёт содержание этого рассказа). Учитель: - Какие чувства вы испытали, когда познакомились с содержанием? (Дети говорят, что испытали огорчение и досаду).
Учитель: - Почему? Ученики: - Девочка – подросток, используя нецензурные слова, вызывает отрицательное к себе отношение. С детства нам внушают дома, в школе, что употреблять неблагозвучную лексику нельзя. Это обедняет нашу речь. Озлобленная ученица плохо воспитана. Мы все знаем эти слова, но, понимая, что это нехорошо, не произносим их. Она взрослая. Может сдержаться. Учитель: - Как вы думаете, какую роль сыграли в этом её родители? Ученики: - Плохую. С них она берёт пример. Как они, она считает, что браниться можно. За это её не накажут. Учитель: - Прочитайте цитаты. Дети зачитывают отрывки из рассказа: «Меня поразил правдивый ответ бойкой девчушки: -Мне матом ругаться в самый раз : у меня все дома матерятся. -Но мы – то не ругаемся, могла бы и не произносить непристойные слова,-одёрнула её блондиночка»; «Радужное моё настроение покинуло меня. Всё – таки лет пятнадцать назад ученики не ругались матом, по крайней мере, при взрослых, при учителях, а сейчас это вошло в моду». Учитель: -Как вы смотрите на то, что, к сожалению, маты можно услышать в кабинетах, в школьном коридоре, во дворе? Ученик: - Я против такого явления, потому что произносить непристойные слова – это безнравственно. Учитель: - Второй рассказ, который вы прочитали, называется «И это жизнь». У семиклассника после тренировки пропали вещи. Кто – то обокрал его. Свой пустой пакет мальчик нашёл на дереве. Как вы думаете, какие поступки вызывают у большинства из нас чувство протеста, почему мы возмущаемся? Ученики: - Пропали необходимые предметы, вещи. Родителям снова придётся тратить большую сумму денег, чтобы купить новые. Учитель: - Как называется такое явление? Ученик: - Воровство. Учитель: - Каким должен быть человек? Ученик: - Честным, конечно! Учитель: -Это первая проблема. А какая вторая? Ученик 1: - Иногда учителя испытывают чувство гнева. В состоянии негодования совершают то, что совершать нельзя. В данном случае классный руководитель постоянно обзывает мальчика наркоманом. Она не имеет права так поступать. Надо быть сдержанной. Ученик 2: - Может этот мальчишка до того насолил учительнице, что она обозвала его так. Может он похож на наркомана тем, что злословит, отвлекается, часто ведёт себя непристойно, как наркоман? Ученик 3: - Я согласен с мнением первого выступающего: ни при каких обстоятельствах мы не должны обзываться. Учитель: - Верно. Такие действия учителя вызывают отрицательные эмоции у всех, в том числе и у родственников. Прочитайте, что сказал мальчику его дедушка. Ученик зачитывает цитату: «Бабушка сообщила дедушке. Тот сказал: - Ещё раз так назовет – голову ей оторву!» Учитель: - Чем вредна такая ситуация? Ученики: - Чтобы воспитать положительные черты характера у детей, учителя и родители должны направлять совместные усилия на формирование честности, доброты, чувства ответственности. А при таком подходе исчезает взаимопонимание и будет отрицательный результат. Учитель: - Правильно вы всё понимаете. На что ещё обратили внимание? Ученица: - Один ученик проявил неуважение к учителю. Я зачитываю цитату: «А ещё у нас была недавно контрольная работа по математике,- говоря это, Валерка засмеялся.- Один ученик не стал выполнять задания, написал: «Решай сама». И сдал. Представляете?» Я согласна с мнением репетитора: «Глупый мальчик. Видно , нет у него серьёзных планов на будущее. Иначе стремился бы получать хорошие знания». Учитель: - В наш век развития кибернетики, экономики, образования…нельзя уподобляться нерадивому ученику. Не получит необходимый объём знаний – ничего не добьётся в жизни. В третьем рассказе писательница обращает внимание читателей на новую проблему. Кто кратко перескажет содержание? Учитель: - О чём говорится в рассказе «Под впечатлением»? Ученик: - О необходимости проявлять милосердие, не проходить мимо чужой беды. Учитель: - Почему писательница загрустила, когда проходила мимо церкви? Ученик: - Она увидела бедного человека. Учитель: - Что по – вашему, надо делать, чтобы не было такого явления, как нищенство? Ученик 4: - Проявлять заботу о людях. Социальной службе больше внимания уделять таким людям: помогать материально, устроить бездомного в дом престарелых, устроить на работу безработного. Нельзя проходить мимо чужой беды. Ученик 5: - А почему ты решил, что окружающие виноваты? Может он не хочет трудиться? Зачем помогать тунеядцу? Ученик 4: - Вот поэтому – то и надо разбираться в судьбе каждого подобного человека. Учитель: - Мыслите верно. Бывает и такое. Поэтому в государственном масштабе решаются такие вопросы. Что говорит о том, что автор пережил потрясение от увиденного? Ученик: - Были написаны проникновенные строчки. (Ученик зачитывает стихотворение Шевченко Н.Д.: Не прост твой путь, о человек! Пока продлится жизни век, Преград немало встретишь ты. Преодолей. Найди ходы.
Мечтала я. Передо мной Возник, о странник, образ твой. Взлохмачен волос. Грязен вид. Лохмотья ветер шевелит.
В морщинах боль нашла приют. Не до веселья, ясно, тут. И тянет грязная рука Грамульку хлеба. Как мелка!
В плену своих страданий, бед Даю сама себе обет: «Забыть, забыть наверняка!» В сознанье – нищий. И рука…).
Учитель: - Четвертый рассказ называется «Скорми деду». Почему у него такое название? Ученица: - Это ещё одно произведение, где автор призывает быть гуманными, отзывчивыми, добрыми. Молодая женщина, красивая, статная, привлекает внимание прохожих до тех пор, пока по сотовому телефону грубо не произносит: «Что?! Получились плохие оладьи? Скорми их деду! Деду скорми, я сказала! Оглохла что ли?» Такое обращение с пожилым человеком достойно осуждения. Я так считаю. Ученик: - Сейчас в рекламных роликах можно увидеть, как призывают молодых людей взять на себя заботу о пожилых родственниках. Мне стыдно это слушать. Нам не надо ждать, когда кто – то напомнит нам, что у нас стареют, к сожалению, родители, бабушки и дедушки. Они заслужили жить в достойных условиях, чтобы мы, дети и внуки, постоянно заботились о них. И без чьего- либо напоминания об этом. Учитель: - С одной стороны, верно сказано, что о пожилых людях должно заботиться государство. Так оно и есть: пенсии, льготы… С другой стороны, большое чувство ответственности должно быть у тех, кого они воспитали, выучили, кому помогали укрепиться в жизни. Пятый и шестой рассказы будем рассматривать вместе. Как вы думаете почему? Ученики: - И в рассказе «Пшла!», и в рассказе «Рэм» внимание автор обращает на одну и ту же проблему: как должен относиться человек к тому, кого приручил. - Назовите главные образы, пожалуйста. Ученик 7: - В первом рассказе это бездомный пес породы ретривер, во втором – это домашний пёс Рэм. Когда я читал эти произведения – миниатюры, испытывал двоякое чувство: хотелось заплакать оттого, что в собачьих «глазах столько печали и тоски, даже, показалось, выступившие слёзы»(«Пшла!»), и радоваться, потому что Рэму повезло с хозяйкой(«Рэм»). Ученик 8: - Да, иногда, к сожалению, на улицах видишь бездомных собак. Судьба их трагична. Вместе с автором я, страдая, произношу: «Кто же, кто с тобой, божья тварь, поступил так немилостиво: приручил, потом отправил в неизвестность, обрекая тем самым на голодное и холодное существование? Где ты (ау!), бывший хозяин? Выйди, забери того, кого когда – то обогрел, кто готов был всегда защитить тебя, спасти, ведь «преданнее собаки нет в жизни никого». Ученик 9: -Тут было сказано, что Рэму повезло. Да, это так. Когда коварный человек отравил собаку, его хозяйка постоянно выхаживала его: отпаивала молоком, кормила, поднимала овчарку, ставила на задние лапы, делала массаж. Это длилось долгое время. И пёс выжил! Пусть больше будет людей подобного рода! Учитель: -Вот и подошёл к концу наш диспут. Из всего сказанного делаем главный вывод: ЧЕЛОВЕК ВСЕГДА ДОЛЖЕН ОСТАВАТЬСЯ ЧЕЛОВЕКОМ, СТРЕМЯЩИМСЯ БЫТЬ ЧЕСТНЫМ, МИЛОСЕРДНЫМ, БЫТЬ ПРЕДАННЫМ РОДИНЕ, ЖИТЬ ПО ЗАКОНАМ МОРАЛИ.