Цели: - развивать интерес, бережное отношение и любовь к окружающему миру, уточнить и расширить знание детей о лекарственных растениях; формировать умения и навыки применения лекарственных растений с целью оздоровления организма; воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края.
Ход занятия.
Слово педагога: ЗДАВСТВУЙТЕ дорогие ребята и гости мы рады приветствовать вас у нас на мероприятии «Зеленая аптека»
Сегодня я вам расскажу какие есть лекарственные растения, как их нужно собирать. Раньше, когда не было таблеток, люди лечились травами. Из поколения поколению люди передавали разные рецепты и способы, которые помогают вылечить больного при помощи трав.
В настоящее время делают таблетки из синтетических препаратов. Но и лекарственные травы не забыты.
Из лекарственных трав получают: отвары, сиропы, порошки, мази, капли, настои.
Лекарственные растения используют при изготовлении зубных паст и лечебных кремов, косметике.
Лекарственные растения нужно собирать внимательно и аккуратно. Правша: В сухую погоду.
Не смешивать разные лекарственные растения. Нельзя сушить на солнце. Нельзя собирать с песком, землей.
Замечательное богатство, которым наделена наша планета-это природа. Нет на Земле человека, чья ;жизнь не была бы связана с природой. Животные и растения окружают нас повсеместно. Они дают нам возможность любоваться га красотой, приносят пользу, дают пищу, одежду.
Человек всегда должен помнить о том, что он не один на планете. Другие обитатели имеют право на жизнь. Все чаще животные и растения нуждаются в нашей помощи, охране, бережном отношении.
И растения, и животные смогли бы прожить без человека. А человек может обойтись без та?
Сообщение целей занятия. - Сегодня мы поговорим о том, как растения помогают человеку в охране и укреплении здоровья.
Выступление ученика 1:
Травы лечебные, травы целебные! Нет на земле бесполезной травы! Все растения надо знать, Их беречь и охранять. Ведь из трав лесного царства Люди делают лекарства.
Выступление ученика 2:
Растения - постоянные спутники человека. Они встречаются в любых природных зонах. Многие из них полезны для человека и животных. Некоторые имеют лекарственные свойства. В нашей местности тоже растут лекарственные растения. Дикорастущие лекарственные растения - наше богатство. Сбор редких и охраняемых лекарственных растений запрещен. Растения, которые встречаются достаточно часто, люди тоже должны оберегать, чтобы они не стали редкими. Некоторые виды лекарственных растений, человек научился выращивать.
Выступление ученика 3:
В научной медицине России используются около 200 видов лекарственных растений. Люди используют листья, семена, почки, кору, корни, корневища, клубни, луковицы. Из них готовят сырье для лекарственных препаратов.
Знания о лекарственных растениях пришли к нам из древности. Лечебные свойства растений узнавали, наблюдая за животными.
Каждый человек знает некоторые лекарственные растения и умеет использовать их свойства в повседневной жизни.
2. Основная часть.
Ребята, а какие лекарственные растения вы можете назвать?
Какое растение вы считаете самым необходимым человеку?
просмотр инсценировки стихотворения Руси Белой Учитель: Я сегодня услыхала жаркий спор целебных трав.
Как черника с земляникой разбирались, кто же прав: Кто кого из них полезней, кто от всех спасёт болезней.
Земляника: «Я черники много лучше», -
Хоть расту в лесу дремучем, улучшаю аппетит. Ещё жажду утоляю и желудку помогаю. Мой лекарственный настой от простуд рецепт простой. Я давление снижаю, биться сердцу помогаю, Раны быстро заживлю, коже молодость продлю!» Учитель: Возразила ей черника:
«Я полезней, спору нет.
Потому что для людей я на сто бед один ответ.
Мой сироп снижает резко в крови сахар у людей.
Обладаю я уменьем лечить горло у детей.
При гастрите и колите мой настой поможет всем.
При ожогах, стоматите всех избавлю от проблем!»
«С вами, девочки, поспорю,-
Встрял вдруг ландыш в этот спор,-
Никто лучше меня сердце не лечил с далёких пор.
Пусть нас кто-нибудь рассудит»,-
Майский ландыш предложил.
И пошли они все вместе искать, кто б их рассудил.
Все, кого они встречали, только стеблями качали:
Говорили, что они и полезны, и нужны.
И багульник, и душица, клевер, спаржа, медуница,
И лаванда, и чабрец, и фиалка, наконец.
Оказался всех мудрей лишь лекарственный шалфей.
Он сказал:
«Все вы полезны, вы - лекарства для людей, Помогаете от болезней, только каждый от своей. Спорить быстро перестаньте и не тратьте время зря, А в дорогу собирайтесь: ждёт вас каждая семья!»
Черника.
«Я полезней, спору нет.
Потому что для людей я на сто бед один ответ.
Мой сироп снижает резко в крови сахар у людей.
Обладаю я уменьем лечить горло у детей.
При гастрите и колите мой настой поможет всем.
При ожогах, стоматите всех избавлю от проблем!»
«С вами, девочки, поспорю,-
Встрял вдруг ландыш в этот спор,-
Никто лучше меня сердце не лечил с далёких пор.
Пусть нас кто-нибудь рассудит»,-
Майский ландыш предложил.
И пошли они все вместе искать, кто б их рассудил.
Все, кого они встречали, только стеблями качали:
Говорили, что они и полезны, и нужны.
И багульник, и душица, клевер, спаржа, медуница,
И лаванда, и чабрец, и фиалка, наконец.
Оказался всех мудрей лишь лекарственный шалфей.
Он сказал:
«Все вы полезны, вы - лекарства для людей, Помогаете от болезней, только каждый от своей. Спорить быстро перестаньте и не тратьте время зря, А в дорогу собирайтесь: ждёт вас каждая семья
Ландыш: Учитель: Ландыш:
Учитель:
Шалфей:
-Давайте и мы вспомним о некоторых лекарственных растениях и назовем их свойства.
делятся на 2 команды, выбрав фишки красного или зеленого цвета.
проведение викторины «Зеленая аптека» среди двух команд:
Чтобы начать викторину, необходимо дать командам названия и выбрать капитанов.
совещание команд, выбор названия, капитанов ответы на вопросы викторины поочередно.
Задания для викторины:
Это лекарственное растение растет у дорог, его листья заживляют раны. Если ты натер ногу в пути, оно поможет облегчить боль?
(Слайд 2) Ответ: Подорожник
Какое растение получило название «мяун-пграва»? Какое лекарство из него изготавливают?
(Слайд 3) Ответ: Валериана. Сердечные капли.
3. Какая ягода заменит лимон?
(Слайд 4) Ответ: Клюква, в ней есть лимонная кислота.
Какими лечебными свойствами обладает мать-и-мачеха?
(Слайд 5) Ответ: Отвар из цветков и листьев мать-и-мачехи —хорошее
средство от кашля. 1
Это растение, с шипами и красивыми цветами, придает человеку силы и снабжает организм витаминами.
(Слайд 6) Ответ: Шиповник.
Название этого растения говорит само за себя - оно лечит многие кожные заболевания.
О каком растении в народе говорят: «Оно одно семерых врачей заменит». Его используют в качестве кровоостанавливающего средства, как ранозаживляющее. Оно помогает при лечении авитаминозов, малокровия.
(Слайд 9) Ответ: Крапива двудомная
Почему крапива жжется?
Ответ: В острых волосках на листьях крапивы есть муравьиная кислота. При прикосновении к коже кончик волоска ломается, стенки волосков делают ранку на коже, жидкость выливается в ранку и вызывает жжение.
Нарядные платьица, желтые брошки, Ни пятнышка нет на красивой одежке, Если случится тебе простудиться: Привяжется кашель, поднимется жар - Подвинь к себе кружку, в которой дымится Слегка горьковатый, душистый отвар.
(Слайд 10) Ответ: Нивяник обыкновенный.
Это растение в медицине применяется как гигроскопический и перевязочный материал, который в экстренных случаях можно использовать без стерилизации.
(Слайд 11) Ответ: Сфагнум.
Целебное растение из Южной Африки. Мякоть листа заживляет ранки и ожоги. Сок растения закапывают в нос при насморке. Другое его название столетник.
(Слайд 12) Ответ: Алоэ.
Быстро убивают вредные бактерии.
(Слайд 13) Ответ: Лук и чеснок.
Эти резные листочки лечат сердечко и почки. Улучшают аппетит, боль прогонят, где болит.
* Быстро смывают веснушки, и лысины нет на макушке.
(Слайд 14) Ответ: Петрушка.
Масло этого комнатного растения хорошо помогает справиться с инфекциями органов дыхания. Им успешно лечатся от гриппа, кашля и других заболеваний, если, конечно, нет аллергии на это растение. Растение помогает лечить сердечно- сосудистую систему.
(Слайд 15) Ответ: Герань.
Сок этого комнатного растения применяют для лечения долго не заживающих ран, язв, при воспалении десен и слизистой оболочки полости рта (стоматитах). Хорошо помогает он при лечении ангины, гнойного воспаления среднего уха, при ожогах и травмах глаз.
(Слайд 16) Ответ: Каланхоэ перистое.
С этим растением каждый день встречается тот, кто любит чистить зубы. Оно придает приятный запах и свежесть зубной пасте.
(Слайд 17) Ответ: Мята.
Вроде сосен, вроде елок, а зимою без иголок.
Хвоя этого дерева содержит множество витаминов. Дерево выделяет фитонциды - летучие вещества, которые очищают воздух от вредных микробов. При попадании в дыхательные пути человека фитонциды предотвращают простудные и вирусные заболевания.
(Слайд 18) Ответ: Лиственница.
Плоды каких кустарников очень богаты витамином С?
(Слайд J 9) Ответ: Плоды чёрной смородины.
Слово педагога: Молодцы, ребята! А сейчас мы с вами немного поиграем.
Хотелось бы поблагодарить вас за активное участие и за дисциплину. Спасибо за внимание!
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Викторина «Зеленая аптека».»
Викторина «Зеленая аптека»
Цели: - развивать интерес, бережное отношение и любовь к окружающему миру, уточнить и расширить знание детей о лекарственных растениях; формировать умения и навыки применения лекарственных растений с целью оздоровления организма; воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края.
Ход занятия.
Слово педагога: ЗДАВСТВУЙТЕ дорогие ребята и гости мы рады приветствовать вас у нас на мероприятии «Зеленая аптека»
Сегодня я вам расскажу какие есть лекарственные растения, как их нужно собирать. Раньше, когда не было таблеток, люди лечились травами. Из поколения поколению люди передавали разные рецепты и способы, которые помогают вылечить больного при помощи трав.
В настоящее время делают таблетки из синтетических препаратов. Но и лекарственные травы не забыты.
Из лекарственных трав получают: отвары, сиропы, порошки, мази, капли, настои.
Лекарственные растения используют при изготовлении зубных паст и лечебных кремов, косметике.
Лекарственные растения нужно собирать внимательно и аккуратно. Правша: В сухую погоду.
Не смешивать разные лекарственные растения. Нельзя сушить на солнце. Нельзя собирать с песком, землей.
Замечательное богатство, которым наделена наша планета-это природа. Нет на Земле человека, чья ;жизнь не была бы связана с природой. Животные и растения окружают нас повсеместно. Они дают нам возможность любоваться га красотой, приносят пользу, дают пищу, одежду.
Человек всегда должен помнить о том, что он не один на планете. Другие обитатели имеют право на жизнь. Все чаще животные и растения нуждаются в нашей помощи, охране, бережном отношении.
И растения, и животные смогли бы прожить без человека. А человек может обойтись без та?
Сообщение целей занятия. - Сегодня мы поговорим о том, как растения помогают человеку в охране и укреплении здоровья.
Выступление ученика 1:
Травы лечебные, травы целебные! Нет на земле бесполезной травы! Все растения надо знать, Их беречь и охранять. Ведь из трав лесного царства Люди делают лекарства.
Выступление ученика 2:
Растения - постоянные спутники человека. Они встречаются в любых природных зонах. Многие из них полезны для человека и животных. Некоторые имеют лекарственные свойства. В нашей местности тоже растут лекарственные растения. Дикорастущие лекарственные растения - наше богатство. Сбор редких и охраняемых лекарственных растений запрещен. Растения, которые встречаются достаточно часто, люди тоже должны оберегать, чтобы они не стали редкими. Некоторые виды лекарственных растений, человек научился выращивать.
Выступление ученика 3:
В научной медицине России используются около 200 видов лекарственных растений. Люди используют листья, семена, почки, кору, корни, корневища, клубни, луковицы. Из них готовят сырье для лекарственных препаратов.
Знания о лекарственных растениях пришли к нам из древности. Лечебные свойства растений узнавали, наблюдая за животными.
Каждый человек знает некоторые лекарственные растения и умеет использовать их свойства в повседневной жизни.
2. Основная часть.
Ребята, а какие лекарственные растения вы можете назвать?
Какое растение вы считаете самым необходимым человеку?
просмотр инсценировки стихотворения Руси Белой Учитель: Я сегодня услыхала жаркий спор целебных трав.
Как черника с земляникой разбирались, кто же прав: Кто кого из них полезней, кто от всех спасёт болезней.
Земляника: «Я черники много лучше», -
Хоть расту в лесу дремучем, улучшаю аппетит. Ещё жажду утоляю и желудку помогаю. Мой лекарственный настой от простуд рецепт простой. Я давление снижаю, биться сердцу помогаю, Раны быстро заживлю, коже молодость продлю!» Учитель: Возразила ей черника:
«Я полезней, спору нет.
Потому что для людей я на сто бед один ответ.
Мой сироп снижает резко в крови сахар у людей.
Обладаю я уменьем лечить горло у детей.
При гастрите и колите мой настой поможет всем.
При ожогах, стоматите всех избавлю от проблем!»
«С вами, девочки, поспорю,-
Встрял вдруг ландыш в этот спор,-
Никто лучше меня сердце не лечил с далёких пор.
Пусть нас кто-нибудь рассудит»,-
Майский ландыш предложил.
И пошли они все вместе искать, кто б их рассудил.
Все, кого они встречали, только стеблями качали:
Говорили, что они и полезны, и нужны.
И багульник, и душица, клевер, спаржа, медуница,
И лаванда, и чабрец, и фиалка, наконец.
Оказался всех мудрей лишь лекарственный шалфей.
Он сказал:
«Все вы полезны, вы - лекарства для людей, Помогаете от болезней, только каждый от своей. Спорить быстро перестаньте и не тратьте время зря, А в дорогу собирайтесь: ждёт вас каждая семья!»
Черника.
Ландыш: Учитель: Ландыш:
Учитель:
Шалфей:
-Давайте и мы вспомним о некоторых лекарственных растениях и назовем их свойства.
делятся на 2 команды, выбрав фишки красного или зеленого цвета.
проведение викторины «Зеленая аптека» среди двух команд:
Чтобы начать викторину, необходимо дать командам названия и выбрать капитанов.
совещание команд, выбор названия, капитанов ответы на вопросы викторины поочередно.
Задания для викторины:
Это лекарственное растение растет у дорог, его листья заживляют раны. Если ты натер ногу в пути, оно поможет облегчить боль?
(Слайд 2) Ответ: Подорожник
Какое растение получило название «мяун-пграва»? Какое лекарство из него изготавливают?
(Слайд 3) Ответ: Валериана. Сердечные капли.
3. Какая ягода заменит лимон?
(Слайд 4) Ответ: Клюква, в ней есть лимонная кислота.
Какими лечебными свойствами обладает мать-и-мачеха?
(Слайд 5) Ответ: Отвар из цветков и листьев мать-и-мачехи —хорошее
средство от кашля. 1
Это растение, с шипами и красивыми цветами, придает человеку силы и снабжает организм витаминами.
(Слайд 6) Ответ: Шиповник.
Название этого растения говорит само за себя - оно лечит многие кожные заболевания.
О каком растении в народе говорят: «Оно одно семерых врачей заменит». Его используют в качестве кровоостанавливающего средства, как ранозаживляющее. Оно помогает при лечении авитаминозов, малокровия.
(Слайд 9) Ответ: Крапива двудомная
Почему крапива жжется?
Ответ: В острых волосках на листьях крапивы есть муравьиная кислота. При прикосновении к коже кончик волоска ломается, стенки волосков делают ранку на коже, жидкость выливается в ранку и вызывает жжение.
Нарядные платьица, желтые брошки, Ни пятнышка нет на красивой одежке, Если случится тебе простудиться: Привяжется кашель, поднимется жар - Подвинь к себе кружку, в которой дымится Слегка горьковатый, душистый отвар.
(Слайд 10) Ответ: Нивяник обыкновенный.
Это растение в медицине применяется как гигроскопический и перевязочный материал, который в экстренных случаях можно использовать без стерилизации.
(Слайд 11) Ответ: Сфагнум.
Целебное растение из Южной Африки. Мякоть листа заживляет ранки и ожоги. Сок растения закапывают в нос при насморке. Другое его название столетник.
(Слайд 12) Ответ: Алоэ.
Быстро убивают вредные бактерии.
(Слайд 13) Ответ: Лук и чеснок.
Эти резные листочки лечат сердечко и почки. Улучшают аппетит, боль прогонят, где болит.
* Быстро смывают веснушки, и лысины нет на макушке.
(Слайд 14) Ответ: Петрушка.
Масло этого комнатного растения хорошо помогает справиться с инфекциями органов дыхания. Им успешно лечатся от гриппа, кашля и других заболеваний, если, конечно, нет аллергии на это растение. Растение помогает лечить сердечно- сосудистую систему.
(Слайд 15) Ответ: Герань.
Сок этого комнатного растения применяют для лечения долго не заживающих ран, язв, при воспалении десен и слизистой оболочки полости рта (стоматитах). Хорошо помогает он при лечении ангины, гнойного воспаления среднего уха, при ожогах и травмах глаз.
(Слайд 16) Ответ: Каланхоэ перистое..
С этим растением каждый день встречается тот, кто любит чистить зубы. Оно придает приятный запах и свежесть зубной пасте.
(Слайд 17) Ответ: Мята.
Вроде сосен, вроде елок, а зимою без иголок.
Хвоя этого дерева содержит множество витаминов. Дерево выделяет фитонциды - летучие вещества, которые очищают воздух от вредных микробов. При попадании в дыхательные пути человека фитонциды предотвращают простудные и вирусные заболевания.
(Слайд 18) Ответ: Лиственница.
Плоды каких кустарников очень богаты витамином С?
(Слайд J 9) Ответ: Плоды чёрной смородины.
Слово педагога: Молодцы, ребята! А сейчас мы с вами немного поиграем...
Конкурс: «Сортировка»
Выбрать 2 команды;
В тазах смешаны картинки, нужно разобрать лекарственные растения от сорняков и прикрепить их к нужному ватману.
Подведение итогов, отметить лучшую команду.
Кроссворд (Презентация)
Растет зеленою стеной, Ее обходят стороной, Колючая и злая дива. А как зовут траву? (крапива) (слайд 1)
Он сорняк, он цветок. От болезни мне помог. Как присяду на диванчик, Вспомню желтый (одуванчик) (слайд 3)
Вдоль дорожек его встретишь, Ранки, ссадины излечишь, Сорвешь листочек осторожно. Кто нас излечит? (подорожник) (слайд 5)
Любит сад и огород, Вдоль дорог она растет. Если влажно и тепло, Хорошеет всем назло! Ей на радость, вам - беда. Что в огороде? (лебеда) (слайд 7)
Шарик нежно-голубой, Хоть колючий, но не злой. И в букете он не плох. Кто такой? (чертополох) (слайд 9)
Если травку ты сорвешь, Руки, знай, не ототрешь. Доктор всех аптечных дел, Кто лечит ранки? (чистотел) (слайд 11)
Если что-то заболит, Даже зверь не устоит.
С какой же травкой пить настой?
С чудо-травкой... (зверобой) (слайд 13)
Неприметна среди трав, У нее спокойный нрав.
Кто полезностью гордится?- Ароматная... (душица) (слайд 15)
Конкурс: «Собери букет» (участие принимают воспитатели групп)
Две команды воспитателей;
Команды стоят за ватманами и не видят что делает предыдущий участник;
Задание: наклеить цветы в корзину формируя букет ...
Яодведение итогов, отметить лучшую команду.
Слово педагога:
- Молодцы, ребята! Вы показали хорошие знания растений. Эти знания непременно пригодятся вам в жизни.
В зарослях лесных,
В полях и на лугах,
Где все для сердца мыло,
Где чистым воздухом
Так сладостно дышать,
Есть в травах и цветах
Целительная сила.
Для всех, умеющих
Их тайну разгадать.
подведение итогов.
Всегда помните о том, что каждый человек должен бережно и внимательно относиться не только к тем растениям, которые нас лечат, ной к тем, которые повсюду окружают нас -ив природе, и в саду, и дома...
Выступление ученика 4:
... Давай про йдёмся медленно по лугу И «здравствуй!» скажем каждому цветку. Я должен над цветами наклониться Не для того, чтоб рвать или срезать, А чтоб увидеть добрые их лица И доброе лицо им показать. Самед Вургун
Просмотр мультфильма: «с Юсем на природе часть восьмая «Юсь рассказывает о лечебных растениях»»
Итог мероприятия. Рефлексия.
Дорогие ребята вот и подошло к концу наше мероприятие, за это время мы с вами познакомились с лечебными растениями, научились отличать их от сорняков. Узнали какие растения для чего предназначены.
Вам понравилось наше мероприятие?
Наши конкурсы?
Хотелось бы поблагодарить вас за активное участие и за дисциплину. Спасибо за внимание!