Для знакомства с народной культурой, показа ее национального своеобразия в объединениях начального технического моделирования проводятся занятия, приуроченные к календарным праздникам и обрядам, чаще всего они совпадают с каникулами и имеют нравственно воспитывающее значение.
Изучение их дает возможность воспитывать у детей уважение к традиционному укладу жизни, быту, обычаям наших предков, стремление сохранить то ценное, что живет в памяти народа. Эти занятия проходят в форме конкурсов, праздников, на которых используются формы коллективные работы воспитанников на разные темы: «Рождество Христово», «Рождественские колядки», «Зимние забавы», «Встречаем Масленицу», «Весенний праздник Пасхи» и др.
Занятия требуют значительной подготовительной работы, поэтому проводятся в два этапа. Первый начинается на 2-3 недели до намеченного дня. Воспитанники объединяются в небольшие группы, каждая из которых выбирают предложенные педагогом вопросы по теме для подготовки сообщения. Следующий этап – собственно конкурс, в ходе которого представители групп выступают с кратким рассказом о том, что они узнали, и каждая группа выполняет практическое задание (составление новогодней композиции из растительного материала или роспись яиц, или приготовление поделок на заданную тему). Жюри из состава воспитанников оценивают выполненные работы.
Так при подготовке праздника «Рождество Христово» были заранее обдуманы участники праздника, ведущие, составлен сценарий и отобраны костюмы, сделаны эскизы и изготовлены поделки. Воспитанниками были собраны загадки, поговорки, стихи на темы праздника, подготовлены небольшие рефераты на данную тему. Лучшие из них были вставлены в сценарий праздника. Воспитанникам были предложены книги на данную тематику, журналы и сайты для тех, у кого есть интернет.
В поисках материалов для сообщений, дети нашли интересные сведения о происхождении обычая украшать елку на Новый год. Почему совпадает этот праздник с Рождеством Христовым, что они символизируют. Дети узнают, что Елка, как новогоднее дерево стала использоваться в Германии лишь в XVIII веке, а в России этот обычай стал известен в середине XIX века.
Представленный сценарий поможет педагогам дополнительного образования и педагогам-организаторам, учителям и классным руководителям организовать оригинальный рождественский праздник, а также придумать игры, призы и развлечения для своих воспитанников. Содержание сценария может варьироваться педагогами в зависимости от возраста воспитанников. Праздник можно проводить для детей как младшего и среднего возраста, так и для старшеклассников, усложнив вопросы, атрибуты и конкурсы.
Каждый год можно менять сценарий, добавляя новые стихи, действующих лиц, вопросы викторины в соответствии с психолого-педагогическими особенностями воспитанников и своими наработками.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Веселый праздник Рождество Христово »
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ г. ОРСКА
Муниципальное образовательное автономное учреждение дополнительного образования детей
Центр детского технического творчества
СССССССССС
Орск, 2014
Составитель: педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории
Гарновой В.В.
КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ
Данная разработка адресована всем педагогам дополнительного образования детей она содержит сценарий и дидактический материал, подготовленный с учетом современного подхода и составления методической продукции.
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка 4 - 5
Сценарий 6 - 16
Список литературы 17
Приложения 18 - 38
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Для знакомства с народной культурой, показа ее национального своеобразия в объединениях начального технического моделирования проводятся занятия, приуроченные к календарным праздникам и обрядам, чаще всего они совпадают с каникулами и имеют нравственно воспитывающее значение.
Изучение их дает возможность воспитывать у детей уважение к традиционному укладу жизни, быту, обычаям наших предков, стремление сохранить то ценное, что живет в памяти народа. Эти занятия проходят в форме конкурсов, праздников, на которых используются формы коллективные работы воспитанников на разные темы: «Рождество Христово», «Рождественские колядки», «Зимние забавы», «Встречаем Масленицу», «Весенний праздник Пасхи» и др.
Занятия требуют значительной подготовительной работы, поэтому проводятся в два этапа. Первый начинается на 2-3 недели до намеченного дня. Воспитанники объединяются в небольшие группы, каждая из которых выбирают предложенные педагогом вопросы по теме для подготовки сообщения. Следующий этап – собственно конкурс, в ходе которого представители групп выступают с кратким рассказом о том, что они узнали, и каждая группа выполняет практическое задание (составление новогодней композиции из растительного материала или роспись яиц, или приготовление поделок на заданную тему). Жюри из состава воспитанников оценивают выполненные работы.
Так при подготовке праздника «Рождество Христово» были заранее обдуманы участники праздника, ведущие, составлен сценарий и отобраны костюмы, сделаны эскизы и изготовлены поделки. Воспитанниками были собраны загадки, поговорки, стихи на темы праздника, подготовлены небольшие рефераты на данную тему. Лучшие из них были вставлены в сценарий праздника. Воспитанникам были предложены книги на данную тематику, журналы и сайты для тех, у кого есть интернет.
В поисках материалов для сообщений, дети нашли интересные сведения о происхождении обычая украшать елку на Новый год. Почему совпадает этот праздник с Рождеством Христовым, что они символизируют. Дети узнают, что Елка, как новогоднее дерево стала использоваться в Германии лишь в XVIII веке, а в России этот обычай стал известен в середине XIX века.
Представленный сценарий поможет педагогам дополнительного образования и педагогам-организаторам, учителям и классным руководителям организовать оригинальный рождественский праздник, а также придумать игры, призы и развлечения для своих воспитанников. Содержание сценария может варьироваться педагогами в зависимости от возраста воспитанников. Праздник можно проводить для детей как младшего и среднего возраста, так и для старшеклассников, усложнив вопросы, атрибуты и конкурсы.
Каждый год можно менять сценарий, добавляя новые стихи, действующих лиц, вопросы викторины в соответствии с психолого-педагогическими особенностями воспитанников и своими наработками.
Цель разработки:
- создание развивающей среды для творческой активности воспитанников.
- создание среды для укрепления психического и физического здоровья воспитанников;
Задачи разработки:
- вовлекать воспитанников в досуговую деятельность, использовать разнообразные игровые способы воспитания, познакомить детей с традициями своего народа.
Атрибуты: костюмы действующих лиц: «журавлик», «цыганка», «мужик», «старик», «козочка» мягкая игрушка "собака" декорации для создания атмосферы «Рождества», зал тематически украшен: стены выставочного зала украшены «Вифлеемскими звездами» в центре выставочного зала располагается праздничная, нарядная ёлка, музыкальное сопровождение - красивая новогодняя мелодия. Подарки и «сладкие» призы для участников праздника.
СЦЕНАРИЙ
Ведущий.
В этот день даже время течет иначе, так, словно на землю спустилась сказка. Вот наступило 6 января, вечереет... Дома, в русской печи давно румянится поросенок. Мама без устали подает разносолы, ставит на стол лишние приборы: плошки да ложки. "Мало ли кто на огонек заглянет, — отвечает она на вопросы любопытных детей, — может быть, кому-то одиноко. А у нас всего вон сколько. Как не поделиться? Как радость не умножить?"
Догадались, о чем речь? Настает один из самых любимых народных праздников. Когда все веселы и нарядны, а столы так и ломятся от яств. Кругом торжествуют любовь да согласие. Что же это за праздник такой? Верно — Рождество! (Кстати, на наш школьный праздник тоже разосланы приглашения папам и мамам, дедушкам и бабушкам, а также всем пожилым и одиноким людям, которых, наверное, немало в округе. Праздничные лица приглашенных легко угадать в толпе. Пусть сегодня дети попробуют сделать каждому из них что-нибудь доброе. И если они поймут при этом, как это прекрасно, то наша цель достигнута!)
Складно и весело проводили этот праздник наши предки. И вовсе не потому, что знали много анекдотов и небылиц. Знали-ведали они свой секрет веселья. (Слышны подсказки из публики.) Нет, нет, не было у них ни магнитофонов, ни видаков. Впрочем, что тут толковать, давайте сами от души повеселимся, отдохнем, а потом, может быть, и вернемся к этому вопросу.
Действующие лица: Новый год, святочники, ряженые, хозяйка, мужик, пес, петух, медведь, Баба Яга, можно пригласить и Деда Мороза со Снегурочкой...
Костюмы — яркие рубахи, полушубок, сарафаны, цветы и ленты, пригодятся маски зверей. Дух русской избы можно воссоздать с помощью импровизированной печи, нескольких простых деревянных лавок, да не забудьте про красный угол — там хорошо было бы повесить икону...
В сценарий добавьте отысканные ребятами загадки, пословицы, поговорки, варианты подвижных игр, сочиненные всем классом колядки.
При входе в фойе каждый получает пропуск. Это листок календаря. Девушкам вручают четные числа, юношам — нечетные. Листки прикрепляются булавкой на грудь. Позже эти пропуска вам пригодятся. К их обладателям вы сможете обратиться с множеством хитрых предложений. Например, таких: собраться по дням недели, по месяцам, составить число 1999, собрать команду из семи понедельников и семи пятниц, всем числам 7 найти свой "вчерашний день", т.е. число 6. При этом образуются "парочки": девушка — юноша. Их можно попросить потанцевать и т.п.
Все толпятся в фойе. Двери в зал все еще закрыты. Не войдешь. Вот так сюрприз. Пригласили и не пускают! Перед дверьми появляются святочники.
Два святочника.
Здорово, брат!
Здорово, коли не шутишь!
Ты откуда?
Из Сенцова.
Так он цел? А говорили, что сгорел!
Было дело. Аж вода вся забурела.
Как же так?
Гуляли двое просто так. Глядь — мост, встали, покурили, бычки в реку бросили. Ну вода-то и сдурела, как нефть, загорела, выкипела бы до дна, кабы не бабочка одна. Летела, крылышком махнула, огонь и угас...
Ого! А не враки ли это?
Живут же другие враками, так и мне не усохнуть.
Ладно! А что в город-то возил?
Возил, брат, серебро. Мешки только вот завязал худо. Серебро сыпалось, да сыпалось. Приехал, а воз пуст. "Слышно, как песни поем, не слышно, как воем".
Худо ж твое дело!
Худо, да не совсем: серебро потерял — медяков набрал. В банк положил проценты нажил...
Хорошо ж твое дело!
Хорошо, да не совсем: банк-то лопнул, нет кредиту — быть биту...
Худо ж твое дело!
Худо, да не совсем: я тех банкиров сыскал, за шкирку взял и деньги отобрал.
Хорошо ж твое дело!
Хорошо, да не совсем: денег всего копейка. Спустил я ту копейку, потом умыкнул и соседскую шубейку, били меня, колотили.
Худо ж твое дело!
Да не совсем. "Битого" любят, слыхал: "за одного битого двух небитых дают"? Как раз про меня!
Хорошо ж твое дело! На работу пойдешь. Денежки вернешь. Кто горя не знал, тому и счастье не улыбнется! Давай веселиться!
А кто унывает?
Глянь-ка, дом. Аида колядовать! За работу пора!
Святочники.
Всех поздравляем с Рождеством, желаем успехов, радости, здоровья. (Бросают по старинному обычаю в гостей зерном.
Читают колядки.)
Сею, вею, посеваю,
С Новым годом поздравляю!
На новое счастье
Уродись, пшеничка,
Горох, чечевичка.
На поле — копнами,
На столе — пирогами.
С Новым годом, с новым счастьем!
С Новым годом, со всем родом,
Чтобы здоровы были.
Чтобы долго жили!
Первый. На крылечко и в сенец
Прибыл месяц овсенец.
Второй. Дома ли, дома
Хозяйка дома?
Оба вместе.
Желаем счастья и здоровья дому сему. Дома ли, дома хозяюшка дома? (В ответ тишина).
Оба вместе.
Желаем счастья и достатка, уйди, горе, без остатка. Дома ли, дома хозяюшка дома? (В ответ мертвая тишина! В зал запыхавшись, вбегает хозяйка.)
Хозяйка.
Ох, ребята! Уж я бежала-бежала. На улице темень, ничего не видно. А почему вы в избу не заходите?
Школьники и колядовщики.
Там закрыто!
Хозяйка.
Как закрыто? Кто там закрылся? Отоприте сейчас же! Что за шутки?
(Раздается шум — звуки бубна, дудки, трещотки. Это шагают мужик, пес, медведь и петух.)
Хозяйка.
А, ряженые! Здравствуйте. Куда путь держите?
Мужик.
Идем шутить, народ веселить, песни петь, да Христа славить!
Хозяйка.
Аида ко мне! (Показывает на двери.)
Мужик (открывает суму).
А хлебца дадите? Ведь нам неча горевать, будем петь и танцевать! А ну-ка, давай "барыню". (Играет музыка. Все ряженые весело танцуют.)
Хозяйка.
Молодцы ребята! Дам чего душе угодно! Ведь на Рождество больше отдашь — больше получишь, веселее год пройдет. А ну еще разок спляшем. (Танцуют, поют. Ряженые советуются.)
Ну что, друзья, остаемся?!
О-с-т-а-е-м-с-я...
Хозяйка.
Ах, бедная я, бедная, забыла: в избе кто-то заперся.
Мужик.
Не беда. Знать, нас поджидают. Ребята, начинай колядовать!
Хозяйка. (в зал). Ох и любят же у нас под Новый год колядовать! Целую ночь по всем дворам. Бога славят, хозяев тешат. Приветишь шалунов, глядь, и тебе заслуга — в хозяйстве все на лад пойдет. Куры несутся, кони жеребятся, хлеб колосится, в семье мир да лад... Что крестьянину еще надо?
Ну-ка я попробую: глухая тетеря, Отворяй ворота! Подавай пирога, Изломаю весь порог! Коли не дашь нам пирог. (Петух обиженно бормочет себе под нос.) Не открывают. Ни в грош не ставят колядовщиков...
Мужик.
Грех-то какой — не принять ряженых!
Пес (подбегает к двери, нюхает). Фу, фу, да тут нечистой силой пахнет!
Хозяйка (хватается за голову). Ах, как я запамятовала. Под Рождество вся нечисть подымается, на шабаш собирается. Не то что избу — крынку нельзя оставить, хоть лучинкой накрой. Всяка дрянь себе место ищет, что пусто — то и ее. Надо было избу пуще глаза стеречь.
Медведь. А ну посторонись, старуха, сейчас я их на одну лапу посажу, а другой прихтопну!
Петух.
Нет, Миша, ты хоть и герой, но "зачем, же стулья ломать", тут хитростью надо! Нечисть тоже слабость имеет, она до чужого охоча. Давай-ка что-нибудь под дверью поставим. Ну, хоть этот ящик. (Ряженые шумно ставят вертеп* и делают вид, будто отходят. Дверь медленно приоткрывается. Высовывается рука, она пытается ухватить, что подвернется. Но хватает воздух. Наконец высовывается любопытная голова. Это Баба Яга... Петух хватает ее за нос.)
Баба Яга. Караул! Из дома выселяют. Буду жаловаться! (Вырывается, убегает, но напоследок сердито пророчествует.) Все равно никому в дом не войти. Мои девочки не откроют.
Святошники. Скоро полночь. Не пора ли нам Христа славить? Что с нечистью торговаться?
Хозяйка. И верно, кто нам мешает. Станем петь — колядовать.
Ряженые (поют).
Коляда, коляда,
Накануне Рождества.
Коляда пришла, Рождество принесла.
Коляда, коляда, Горе — не беда.
Вот пришла коляда —
На селе праздник родства.
(Далее звучат частушки.)
Коляда, коляда,
Во печи стоит еда:
Каша гречневая,
Голова свиная.
Коляда, коляда,
В небе уж взошла звезда,
К нам катит на Святки,
Подпалила пятки.
Коляда, коляда,
Нам подай пирог сюда!
Сладко закусили —
Хозяев не честили!
Петух. Кстати, а что это за ящик? Не подарки ли?
Колядовщики.
Это не просто ящик, это вертеп. Вон, там разные фигурки. Как на маленькой театральной сцене или как на картинке в книге. Вот животные. Они стоят в своих яслях, это нечаянные свидетели рождения Спасителя Мира. Вот волхвы, они пришли на поклон к Младенцу
и принесли свои знаменитые дары. А вот Вифлеемская звезда, освещающая им путь... С помощью такого ящичка оживает рождественская история.
Петух. А я знаю стихотворение. Его Саша Черный написал. Оно так и называется — Рождественское. (Читает.)
В яслях спал на свежем сене
Тихий крошечный Христос.
Месяц, вынырнув из тени,
Гладил лен его волос...
Бык дохнул в лицо младенца
И, соломою шурша,
На упругое коленце
Засмотрелся, чуть дыша.
Воробьи сквозь жерди крыши
К яслям хлынули гурьбой,
А бычок, прижавшись к нише,
Одеяльце мял губой.
Пес, прокравшись к теплой ножке,
Полизал ее тайком.
Всех уютней было кошке
В яслях греть дитя бочком...
Присмиревший белый козлик
На чело Его дышал,
Только глупый серый ослик
Всех беспомощно толкал.
"Посмотреть бы на ребенка
Хоть минуточку и мне!"
И заплакал звонко-звонко
В предрассветной тишине...
А Христос, раскрывши глазки,
Вдруг раздвинул круг зверей
И с улыбкой, полной ласки.
Прошептал: "Смотри скорей!.."
Хозяйка.
Молодец. Вот тебе за это (Дарит бублик.) Подарков у меня полным-полно, они дорогих гостей ждут. Только, чур, верно отвечать на мои вопросы.
РОЖДЕСТВЕНСКАЯ ВИКТОРИНА
Хозяйка.
Не знаю, как вам, ребята, а мне вся эта история с пропавшим месяцем что-то напоминает. Словно читала про это... А где не припомню. Кто подскажет?
Гости.
"Ночь перед Рождеством" Николая Васильевича Гоголя.
Хозяйка. (берет книгу из мешка с подарками и читает).
"Последний день перед Рождеством прошел. Зимняя ясная ночь наступила. И тут через трубу одной хаты клубами повалил дым и вместе с дымом поднялась ведьма верхом на метле..." Вспомнила, потом еще эта ведьма месяц с неба украдет, кругом станет темным-темно, точь- в точь как у нас. Кто угадал? Молодец, получай! (Книжка в виде подарка перекочевывает в руки счастливца.)
Святочник.
Вы уже знаете, что праздник Рождества наступает в ночь с 6 на 7 января. Знаете и о том, что случилось в этот день согласно древнему преданию. А чем этот день интересен с точки зрения современной науки? (Из зала доносится: новый год в январе приходит.) Ну, хорошо. А почему? Ну, начинался бы он себе весной — все было бы понятно. А тут зима, да еще январь... Волчье время какое-то. Вся природа цепенеет. Даже "солнце накидывает свиную шкуру" — укрывается туманом. (Слышен ответ: начало января — время зимнего солнцестояния) Действительно, ночь в эти дни самая длинная, день короток. Тьма, как бы достигнув наибольшего могущества, пошла на попятную. Рождество положило предел власти тьмы. "Январь прибавил дня на куриный переступ", — говорили в народе.
Второй святочник. А теперь такие вопросы.
Как зовут Деда Мороза в Англии? (Санта Клаус.)
Как зовут Деда Мороза во Франции? (Пер-Ноель или Отец Ноель.)
Сколько раз в сутки на территории России можно встретить Новый год?
(11 раз! Ведь в нашей великой стране 11часовых поясов.)
Как готовились русские люди к этому празднику в старину? (Целых 40 дней все постились. Есть полагалось только каши, овощи, хлеб и рыбу, готовили пищу на постном масле. Но это внешний пост, а был еще и внутренний, который призывал беречься от дурных мыслей, не говоря уже о бессовестных словах и злых делах...)
Что считалось сигналом для завершения поста? (Постились до первой звезды на вечернем небе. Затем накрывался богатый стол.)
Первый святочник. А кто знает стихи о русской зиме, о январе?
Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
Еду, еду в чистом поле;
Колокольчик дин-дин-дин...
Страшно, страшно поневоле
Средь неведомых равнин!..
Святочники(читают по очереди). Из какого произведения взяты эти слова:
Двенадцать ударило!
Кончился год.
И новый успел народиться! (Из поэмы Н. Некрасова "Русские женщины".)
Кто написал песенку "В лесу родилась елочка"? (Поэтесса Макарова в 1902 г.)
Кто автор и как называются стихотворения, из которых прозвучат строки:
Давно ли ликовал народ
И радовался мир,
Когда рождался Новый год
Под звуки чаш и лир? (Н. Некрасов. Стихотворение "Новый год".)
По дороге зимней, скучной Тройка борзая бежит.
(А. Пушкин. "Зимняя дорога".)
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась, На мутном небе мгла носилась; Луна, как бледное пятно, Сквозь тучи мрачные желтела...
(А.С. Пушкин. "Зимнее утро".)
Заметает пурга
Белый путь.
Хочется в мягких снегах
Потонуть. (С. Есенин. "Заметает пурга".)
Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи,
Мороз-воевода дозором.
Обходит владенья свои.
(Н.Некрасов. "Мороз — Красный нос".)
Слышишь — мчатся сани,
Слышишь — сани мчатся.
Хорошо с любимой в поле затеряться.
(С.Есенин. "Слышишь — мчатся сани".)
Разыгралась чтой-то вьюга.
Ой вьюга, ой вьюга.
Не видать совсем друг друга.
За четыре, за четыре шага!
(А. Блок. "Двенадцать".)
Назовите оперу Н. Римского-Корсакова, названную именем новогоднего персонажа? ("Снегурочка".)
Кто написал музыку к сказке А. Островского "Снегурочка"
(П. Чайковский.)
Назовите песню, которая начинается такими словами:
Отворите ворота дубовые,
Запрягайте горячих коней,
Тройка быстрая — сани ковровые,
Снег да ветер — раздолье полей. ("Русская зима".)
Хозяйка.
Да, и в самом деле стихов и песен о зимушке-зиме немало, их и не счесть. А сколько в народе поговорок? Вот лишь некоторые:
Январь — ломонос, береги свой нос.
Зима — не лето, в шубу одета.
В зимний холод всяк молод.
Мороз и железо рвет и птиц на лету бьет.
Святочник.
Вот как: что ни поговорка — все про одно, про январскую стужу. Чем богаты — тем и рады! А кто мне скажет, как от кусачего мороза спастись? (Из зала: поплясать, потопать.) Верно! На эту тему и поговорка хорошая есть: "Мороз не велик, а стоять не велит". А еще? Одеться потеплее? Молодцы! Есть такая английская премудрость: "Нет плохой погоды, но бывает одежда не по сезону". Кто-то сказал, что можно и по "сто граммов принять"? Ну, не знаю. Как известно, на улице замерзают именно пьяные.
Хозяйка. Ну, молодцы! С юмором все в порядке. (Раздает конфеты).
ВСЕ ПРО НОВЫЙ ГОД
Святочник. Слов про Новый год и про Рождество в русском языке много. Тут и задумываться не надо. Дед Мороз, елочка, звездочка, Снегурочка... Выиграет тот, кто последним назовет слово, хотя бы отдаленно напоминающее нам о нашем празднике.
Конкурс-игра «Новогодний авиарейс»
Хозяйка.
Всех зовем в увлекательное путешествие (выходят две команды). Самолет отправляется ровно в 1.00. Вы посетите самые интересные города России и мира. Одно лишь условие. Когда самолет приземлится, например, в столице России, вы должны исполнить песню о Москве, в Киеве — хоть куплет знакомой украинской песни и т.д. (Лучше игру начинать со своего родного города, села. Ведь стартуем мы именно отсюда.)
А кто же король (королева) бала?
Вопросы к юношам.
Кто выходит первым из транспорта: парень или девушка? (Парень.)
Вашей спутнице в метро уступили место. Кто будет благодарить за это, вы или она? (Вы.)
Вы увидели на улице друга, он стоит с "прекрасной незнакомкой". С кем в первую очередь вы поздороваетесь? (С другом.)
Вопросы к милым дамам.
Кто уступает место в транспорте пожилым людям и беременным женщинам: он или она? (Оба.)
Можно ли брать с собой в гости малознакомых людей? (Это допускается лишь с разрешения хозяев или если вы уверены, что этому гостю будут весьма рады.)
Берут ли с собой в гости собаку или кошку? (Этим можно обидеть расположенных к вам людей.)
Когда принято уходить из гостей? (Вообще-то не позднее 24 часов. На новый год и на свадьбу —- исключение.)
Стоит ли уходить домой сразу же после угощения? (Это может обидеть хозяев.)
Как лучше класть нож при сервировке стола? (Справа от тарелки лезвием к ней.) Вилку? (Слева от тарелки выпуклостью вниз.) Ложку? (Правее ножа.)
Игра «Эта сила снег растопит».
Хозяйка.
(Игра уместна, если пришла пора сделать перерыв в танцах) А ну-ка, кто тут "мартовский"? (Ребята поднимаются на эстраду) У вас на груди эмблема такого жизнерадостного весеннего месяца, потешьте же нас. Спойте знакомые вам куплеты весенних песен. Призы гарантированы.
Игра «Угощение гостей»
Хозяйка.
Вспомним главную примету Рождества. Если на праздник будешь хлебосольным, то и весь год пройдет в достатке. Все приглашаются к столу. Конечно, не плохо, как полагается на Рождество, подать целого поросенка, начиненного гречневой кашей; кабанью голову с хреном; фигурное печенье в виде домашних животных и птицы... Но нам из-за временного отсутствия отдельных ингредиентов, пришлось несколько ограничить свои гастрономические интересы. Но в другой раз мы с вами уж точно наверстаем упущенное.
Новый год (завершение праздника). Кто громко назовет вторую главную примету Рождества? Ее знают все! (Если Рождество пройдет весело, то и весь год пройдет в радости.) Объявляются прощальные хороводы и танцы вокруг елки.
ЛИТЕРАТУРА
Шмаков С. Нетрадиционные праздники в школе. М., 1997.
Лурье М.Л. Ряженый и зритель: формы и функции ритуального контакта (битьё). / М.Л. Лурье. // Судьбы традиционной культуры. Сборник статей и материалов памяти Ларисы Ивлевой. - СПб., 1998. - С.107.
Пропп В.Я. Русские аграрные праздники. / В.Я. Пропп. - СПб., 1995. - С. 128.
Гура А.В. Невеста. / А.В. Гура // Славянские древности. Этнолингвистический словарь: в 5 т. -М., 2003 - Т.3. - С. 381.
Лобкова Г.В. Сдоблялисе на Святки Кудесам. / Г.В. Лобкова. // Живая старина. - №2, 1995. - С. 40.
Ивлева Л.М. Обряд. Игра. Театр. / Л.М. Ивлева. // Дотеатральнно-игровой язык русского фольклора. - СПб., 1998. - С. 166.
Мадлевская Е.Л. Ряженье / Е.Л. Мадлевская. // Русский праздник. Праздники и обряды народного земледельческого календаря. Иллюстрированная энциклопедия. - СПб., 2002. - С. 496.
Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. / Б.А. Рыбаков. - М., 1994. - С. 168.
Приложение 1
Эскизы и описания изготовления костюмов.
Петушок
Всех ребят я приглашу К нам на птичий двор, Я будильником служу В селах с давних пор. Я - красавец-Петушок, Шелковистый гребешок!
КОСТЮМ «ПЕТУШОК» состоит из элементов: 1. Шаровары до колен 2. Жилет 3. Косоворотка 4. Хвост 5. Кушак 6. Шапочка гребешком
Рекомендации по выбору тканей и аксессуаров:
Для выполнения костюма потребуются яркие синтетические ткани: атлас, креп-сатин, подкладочная ткань, бархат для жилета. Для пошива косоворотки лучше всего выбрать материал в полоску разной ширины, а "перья" выкроить из остатков материала, подходящих по цвету.
Описание работы
1. Моделирование Костюм шьется по базовой выкройке жилета и жакета. Выкройку брюк необходимо расширить и укоротить.
Подготовка выкроек: Изменить детали базовой выкройки так, как показано на рисунке. Недостающие детали 8-11 вычертить самостоятельно.
Выкройка: 1. Полочка - одна деталь со сгибом 2. Спинка - одна деталь со сгибом 3. Рукав - две детали 4. Передняя половинка брюк - две детали 5. Задняя половинка брюк- две детали 6. Полочка жилета - две детали 7. Спинка жилета - одна деталь со сгибом 8. Воротник - стойка - одна деталь со сгибом 9. Манжета (для брюк) - две детали со сгибом 10. Пояс - кушак Дополнительно: Готовая выкройка шапочки
2. Пошив
Косоворотка. Сшить косоворотку из материала в полоску разной ширины. Также можно сшить из однотонного материала, например, красного. Большие "перья" выкроить из материала зеленого цвета, маленькие - из синего и желтого. Рекомендуем обрезать края деталей ножницами с зубчатыми лезвиями. Выкройки деталей "перо малое" и "перо большое" см. ниже в приложении.
Для отделки ворота потребуется яркая тесьма. Выкроить деталь 1 со сгибом. Сделать разрез от линии горловины до поперечной метки. Левый и правый срез обработать планкой. Стачать боковые и плечевые швы. Воротник-стойку сложить вдоль пополам, стачать короткие швы. Вывернуть деталь, проутюжить. Воротник втачать в горловину. Пришить плоскую потайную пуговицу и сделать петлю. Воротник и планку украсить тесьмой или выполнить машинную вышивку. Низ изделия подвернуть и подшить. Рукава. Перед стачиванием швов рукава пристрочить детали "перья". Для этого отметить линию на несколько сантиметров ниже верхней точки рукава. Ммалые перья наложить на изделие лицевой стороной к лицевой стороне, т.е. острым концом верх и расположить их так, чтобы пунктирная линия на них совпадала с вашей. Настрочить. Следующий ряд расположить в шахматном порядке, настрочить. И так далее. Всего 4 ряда. Пятый ряд выполнить из длинных перьев, причем линия притачивания проходит на уровне точки локтя. Утюжить не нужно. Стачать швы рукавов, не прихватывая перья. втачайте Рукава втачать. Подшить низ рукавов.
Хвост. Выкроить детали хвоста из разных по цвету лоскутов ткани. Продублировать прокладкой (флизелин). Стачать детали по контуру, оставляя свободными короткие срезы до поперечной метки (красный контур на схеме 1). Детали хвоста пришить к косоворотке (не рекомендуем пришивать к шароварам, т.к. ребенку будет неудобно двигаться и садиться). На косоворотке место притачивания хвоста дублируется прокладкой с изнаночной стороны. Притачать каждую деталь хвоста отдельно (см. схему 2), раздвигая короткие срезы. Линия притачивания представляет собой треугольник.
Схема 1
Схема 2
Шапочка с гребешком. Выкроить и сшить шапочку из атласа, продублировав детали выкройки прокладкой (выкройку шапочки см. здесь). Средний шов шапочки оставляем открытым. Строим выкройку гребня, для чего переводим на ткань контур уже готовой шапочки. См. схемы 3,4:
Схема 3
Схема 4
Бородка. Для построения выкройки воспользуйтесь схемой 5 (размер большого прямоугольника: 8 х 14 см, радиус круга: 4 см, размер малого прямоугольника: 3 х 6 см).
Схема 5
Выкраиваем гребень и бородку из красного атласа, дублируем прокладкой. Вкладываем гребень в шапочку, стачиваем. Пришиваем к околышу "клюв" и "бородку".
Шаровары. Стачать боковые и шаговые швы. Брючины вложить одна в одну и выполнить средний шов. Продублировать манжеты прокладкой и пришить к низу брюк. Обметать петли, пришить пуговицы. По верхнему срезу брюк выполнить кулиску. Вставить эластичную ленту.
Кушак. Раскроить и сшить кушак из красного атласа. В готовом виде длина 120 см, ширина 8 см. Сложить концы в виде треугольника, приметать. Пришить кисти. Жилет. Стачать боковые и плечевые швы на деталях из основной и из подкладочной ткани. Изделие сложить с подкладкой лицевыми сторонами, стачать, оставив незастроенными участки швов для выворачивания изделия. Вывернуть, проутюжить. Открытые участки швов зашить вручную. Обметать петли, пришить пуговицы.
Приложение 2
Хозяйка
КОСТЮМ «ХОЗЯЙКА» состоит из элементов:
1. Жилет 2. Пуловер 3. Брюки 4. Головной убор
Рекомендации по выбору тканей и аксессуаров
Для костюма понадобится: ткань с отливом плотная (желательно тафта шанжан) и легкая, полупрозрачная (органза или кристалон), тесьма с орнаментом, картон, бумага для подарков, бельевая резинка, бисер, бусины, стеклярус и пайетки зеленого цвета.
Описание работы
Платье. Раскроить и сшить платье (по любой выкройке). Полочка, спинка и нижние (узкие) части рукавов шьются из плотной ткани (тафты), вставка на груди и верхние (пышные) части рукавов - из прозрачной ткани (органзы). Платье расшивается на груди бисером и бусинами; подол юбки - мотивом "ящерки" (см. приложение). Мотив переводится на ткань при помощи копировальной бумаги и вышивается стеклярусом и пайетками.
Кокошник. Кокошник произвольной формы сделать из картона по размеру головы. Оклеить бумагой для подарков (можно обтянуть тафтой), богато украсить тесьмой и бусинами. Для хорошей фиксации на голове пришить две широкие резинки. Сзади к кокошнику пришить фату из полупрозрачной ткани.
Приложение 3
Дед Мороз
Борода и красный нос, Кто же это? Дед Мороз! Из Великого Устюга К вам привёз мороз и вьюгу. Да, деньки сейчас не жарки, За окошком снегопад, Но зато в мешке подарки У меня для всех ребят!
Пальто. Из синей или красной бархатной ткани раскроить и сшить по универсальной выкройке (т.к. это верхняя одежда, необходимо к снятым меркам добавить несколько сантиметров на свободное облегание). Горловину, левую полочку, низ рукавов и низ пальто обшить искусственным мехом с длинным ворсом. Расшить пальто стеклярусом и пайетками (см. мотивы снежинка-1, снежинка-2). Можно из этой же ткани раскроить и сшить пояс - кушак. Рекомендуемая длина пальто - до щиколотки, длина рукава - до запястья. В переднем шве - застежка на липучку.
Шапка. Раскроить и сшить по универсальной выкройке К околышу пришить полосу искусственного меха. Расшить шапку стеклярусом. Рукавицы. Раскроить и сшить рукавицы. Тыльную сторону украсить вышивкой из стекляруса(мотив"снежинка"). Валенки. Можно использовать готовые или сшить из плотной ткани (холст, бортовка), предварительно продублировав прокладкой (для жесткости) или синтепоном (для объема). Жезл. Черенок лопаты или швабры обернуть золотой или серебряной фольгой. Ленту для подарков шиной 5 мм с одной стороны смазать клеем (ПВА или "Момент") и оклеить жезл по спирали. Набалдашник сделать из папье-маше или небольшого мячика. Мешок. Сшить мешок из синей ткани или использовать готовый. Борода. Сделать выкройку. Для этого к лицу приложить кальку или полиэтиленовый пакет. Наметить контуры выкройки бороды. Раскроить из искусственного меха бороду по полученной выкройке. Мех кроить аккуратно по тканевой основе, стараясь не повредить ворс. Верхний край бороды подвернуть и подшить. Бороду можно крепить резинкой к голове. Совет: чтобы борода не спадала, с изнаночной стороны нужно пришить несколько кусочков пластыря (клейкую поверхность можно временно закрыть полиэтиленом).
Приложение 4
Снегурочка
Мой дедуля – Дед Мороз, А живу я в русских сказках. Дедушка меня привез К вам на елку на салазках. Холод вовсе мне неведом, Я же сделана из льда. Я – Снегурочка! Мы с Дедом К вам приехали сюда И подарков три мешка Привезли издалека!
Описание работы
Для костюма Снегурочки сшить из плотной ткани голубого цвета короткое лёгкое пальтишко на пояске. Ворот, рукава и низ обшить белым или голубым мехом. Украсить пальтишко, вышив витиеватые узоры люрексом или мишурой. На голову сшить шапочку из той же ткани или смастерить корону из картона. На ножки - сапожки, обтянутые синей тканью и украшенные мишурой. В косы можно вплести дождик.
Грим для Снегурочки. Лицо Снегурочки и руки покройте очень светлым тональным кремом и припудрите всё лицо белыми тенями с блёстками. Эффектно смотрятся белые ресницы и брови. Нанесите на ресницы обычную бесцветную тушь-гель для бровей, и пока не высохла, покройте ресницы белыми перламутровыми тенями для век. Выделите глаза голубой подводкой, причём обведите сильно и нижнее веко. Используйте нежно-розовую помаду с сильным блеском для губ. Такая Снегурочка в вашем исполнении удивит даже искушённых театралов.
Приложение 5
Баба-Яга (Бабка-Ёжка)
Я живу в лесной избушке, Очень милая старушка. Костяной стучу ногой. Все зовут меня Ягой.
КОСТЮМ «БАБА-ЯГА» состоит из элементов: 1. Блузка 2. Юбка 3. Жилет 4. Передник 5. Платок 6. Лапти
Рекомендации по выбору тканей и аксессуаров
Для костюма понадобится: шелковая красная ткань для блузки, тесьма с орнаментом; любая ткань для жилетки и полоски искусственного меха для её отделки, пестрая, цветастая ткань для юбки, любая светлая ткань для передника, остатки тканей для заплат, остатки льняной ткани для лаптей.
Описание работы
Блузка. Раскроить и сшить блузу с длинными рукавами по любой выкройке. Расшить декоративной тесьмой. Можно украсить блузу традиционной вышивкой в народном стиле (ручной или машинной). Юбка. Раскроить и сшить прямую широкую юбку. Низ юбки обрезать зубчиками, имитируя рваный край, размахрить. Жилет. Раскроить и сшить жилет по любой выкройке. Вырез горловины, борта, низ и проймы обшить полосками ткани из искусственного меха с длинным ворсом. Передник. Сшить передник, украсить декоративными заплатами, пришитыми толстой суровой ниткой. Платок. Сшить платок из красной или пестрой ткани. Обернуть вокруг головы, спереди завязать на узел. Волосы начесать, прическу закрепить лаком для волос.
Лапти. Нарезать из льняной ткани узкие полоски. Нашить полоски на обычные матерчатые тапочки, имитируя плетение лаптя.
Костюмы ряженых
РЯ́ЖЕНЫЙ, -ая, -ое. Одетый в маскарадный костюм, переодетый в необычную одежду.
Лицо раскрашивали:
1. Краской, карандашом:
«В Новый год с утра парни и девушки собирались улицей и шли на «щедровку», значит -поздравлять с Новым годом. Парни были в вывернутых наизнанку полушубках, валенках, а девушки надевали юбки с широкими лентами, казачки, полушубки, разноцветные шали на голову. Лица раскрашивали сажей и красной краской».
2. Свеклой, морковкой
3. Сажей, золой:
«На Новый год гадали. Рядились в шубы, сверху шерстью. Рукава тоже наизнанку, подпоясывались, платком подвязывались. Вот и пошли. Лицо карандашами да сажей мазали»
4. Мелом:
«Наряжались в разные маски, мазались «сапухой» (золой), разукрашивались мелом, наряжались в тряпки»
6. Старик: «На Рождество рядились цыганами, стариками. Заходили в дом и говорили: «Ну-ка, бабка. Глянь-ка у сундучок, достань пятачок», или «Полезь на потолок - нет ли дедовых порток?».
7. Мужик: «Ходили ряженые. Рядились в мужика, в цыганку. Ходили колядовать» Одевались кто как, в любую одежду: Надевали вещи не своих размеров, например, дети – взрослых, родительские шубы, большие шапки. Делали из конского волоса усы, делали головной убор из соломы.
Приложение 6
Журавлик
Я - Журавлик, я - степной, Познакомьтесь все со мной! В небе осенью курлычу, Улетаю с клином И братишек с мамой кличу Криком журавлиным.
КОСТЮМ ЖУРАВЛИК» состоит из элементов: 1. Жилет 2. Крылья 3. Шорты 4. Хвост 5. Шапка 6. Тапочки
Рекомендации по выбору тканей и аксессуаров
Для костюма потребуется: мех с низким ворсом на тонкой трикотажной основе красного и серого цвета, перья красного цвета и любая ткань (лучше габардин) серого и черного цвета, готовая майка или водолазка, черные колготки.
Описание работы
Жилет. По выкройке любого пуловера сшейте жилет с коротким рукавом. Застежка - молния на спине. На грудке - вставка из красного меха. Спинка и рукава серые.
Крылья. Из габардина сшейте крылья (см. эскиз), желательно вложить внутрь крыльев тонкий синтепон, чтобы они были немного объемные. Отстрочить, имитируя перья. Крылья прикрепить к рукавам так, чтобы место соединения не торчало из-под жилета.
Шорты. По выкройке любых брюк сшейте объемные шорты из меха серого цвета, по низу сделайте неровный край.
Хвост. Выкроите 3 детали хвоста из тонкого поролона (см. эскиз), обшейте габардином: нижняя и верхняя деталь - серым, средняя - черным. Хвост прикрепите к поясу брюк.
Шапка. Из красного и серого меха сшейте шапочку (выкройку см. здесь). Два передних клина - красные, остальные серые. Шапочку расшейте красными перышками, пришейте глазки. Сделайте клюв, набейте синтепоном и пришейте к шапочке.
Тапочки. Любые тапочки обшейте серым габардином, из черной ткани вырежьте "лапки" (см. эскиз) и пришейте к тапочкам в виде аппликации.
Приложение 7
Цыганка
За окном морозец жалит, Иней спозаранку. Но пришла к вам в яркой шали Знойная Цыганка. Я романсом всех согрею Лучше тёплой батареи.
КОСТЮМ «ЦЫГАНКА» состоит из элементов: 1. Блуза 2. Юбка 3. Платок 4. Украшение для головы 5. Монисто
Рекомендации по выбору тканей и аксессуаров
Для костюма понадобится: яркая цветастая струящаяся ткань для юбки и блузки, яркая однотонная ткань для повязки и платка, искусственный цветок, пайетки и декоративные монеты.
Описание работы Блуза. Сшить блузу по любой подходящей выкройке. Рукав - "испанка" до локтя примой, от локтя оборка по выкройке "солнце - клеш". Горловина и полочки отделать косой бейкой, прихватывая воротник - объемный волан. Блуза завязывается спереди на узел.
Юбка. Сшить длинную пышную юбку по выкройке "солнце - клеш". Если позволяет метраж ткани, лучше "двойное солнце". Низ юбки отделать воланом.
Платок. Из любой яркой ткни сделать платок или косынку, украсить пайетками и декоративными монетами. Можно купить готовый в магазинах, торгующих аксессуарами для танцев. Плато завязать вокруг бедер.
Монисто. Из декоративных монет, стекляруса и бусин собрать монисто - шейное украшение (наподобие большого ожерелья). Можно купить готовое в магазинах, торгующих аксессуарами для танцев.
Украшение для головы. Из яркой ткани сделать широкую повязку, к которой пришить декоративный цветок. Украсить ленту пайетками и декоративными монетами.
Аксессуары. Крупные серьги, кольца, браслеты.
Приложение 8
Козочка
Я - рогатая Коза По прозванью Дереза. Я пушиста, весела, К вам на ёлочку пришла. Мне сегодня на закуску Дайте сочную капустку!
КОСТЮМ КОЗОЧКА» состоит из элементов: 1. Платье 2. Украшение для ног 3. Рожки-ушки 4. Бантики
Рекомендации по выбору тканей и аксессуаров
Главное для этого костюма - ткань. Необходимо купить либо длинноворсовый мех на облегченной трикотажной основе, либо ткань, которая называется "Травка" - синтетическое трикотажное полотно с длинными петельками. А также тугой ободок для волос, остатки тканей (для рожек и ушей), эластичная лента (резинка), бархат красного цвета (для бантиков).
Описание работы
Платье. Сшить простое короткое платье без рукавов по любой выкройке.
Украшение для ног. Сшить две "трубы" с резинкой по верхнему краю. Надевать на ножки как гольфы.
Рожки-ушки. Сшитье или сделать из бумаги два конуса - рожки и прикрепите к ободку. Ушки сшить из ткани розового цвета (внутренняя часть уха) и основной ткани (наружная часть уха). Прикрепить к ободку.
Бантики. Сшить из бархатной ткани два бантика. Вариант: на руку сшить бантик, а на шею повесить не бант, а колокольчик (настоящий или из бумаги). Не забудьте нарисовать конопушки!