kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

« В чём ценность жизни?»

Нажмите, чтобы узнать подробности

выделить главное значение духовных потребностей и их превосходство над материальными; воспитывать у детей стремление к самосовершенствованию.

Продолжать формировать понятия: внутренний мир; ценность; потребность; материальные потребности; социальные потребности; духовные потребности; духовная красота; духовность.

формировать осознанное понимание ключевых понятий темы; воспитывать бережное отношение к своей жизни и жизни других людей; на примерах из литературы, музыкального искусства выяснить, что значит «любить жизнь»; в чем проявляется сила духа человека.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«« В чём ценность жизни?»»

Светская гостиная





ТЕМА: « В чём ценность жизни?»

ЦЕЛЬ: выделить главное значение духовных потребностей и их превосходство над материальными; воспитывать у детей стремление к самосовершенствованию.

Продолжать формировать понятия: внутренний мир; ценность; потребность; материальные потребности; социальные потребности; духовные потребности; духовная красота; духовность.

формировать осознанное понимание ключевых понятий темы; воспитывать бережное отношение к своей жизни и жизни других людей; на примерах из литературы, музыкального искусства выяснить, что значит «любить жизнь»; в чем проявляется сила духа человека.



ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ:

беседа

Оборудование:

аудиозапись «Симфония № 5. Тема Судьбы» Л. ван Бетховена;

рисунок человеческого сердца.


Используемая литература:

Материалы сети Интернет: http://na-uroke.in.ua







Подготовила и провела:

Цегельник Н.Ю.

старшая вожатая





В чем ценность жизни.( 1 час)

 

Тема. В чем ценность жизни.

Цель: выделить главное значение духовных потребностей и их превосходство над материальными; воспитывать у детей стремление к самосовершенствованию.

Эпиграф: «Из честолюбия или чувства долга не может родиться ничего ценного. Ценности возникают благодаря любви и преданности людям и объективным реалиям этого мира» (А. Эйнштейн).

Высказывания: «Некоторые ценности приобретаются вместе с общей культурой, но я думаю, что важнейших ценностей мы учимся тогда, когда заглядываем в глубины собственной души» (М. Клеланд).

«Самое ценное в жизни - это желание и умение творить полезное» (Г. Александров).

«Если у вас есть что-нибудь ценное, поделитесь этой ценностью с другими. Если вы не можете поделиться, то ценность теряет смысл» (В. Хелемендеріс).

«Душа человека развивается до самой смерти» (Гиппократ).

Ключевые понятия: внутренний мир; ценность; потребность; материальные потребности; социальные потребности; духовные потребности; духовная красота; духовность.

Ход занятия

I. Вступительная часть.

Здравствуйте, дети! Давайте вспомним, что такое этика. Для чего же нам надо ее изучать? (Этику нужно изучать для того, чтобы уметь общаться с людьми, самосовершенствоваться, учиться быть добрым, справедливым, милосердным, чувствовать себя нужным людям, счастливым.)



Как мы понимаем такие термины, как этика, мораль, обычай, традиция, нравственность, воспитанность, этикет? (Ответы детей.)

Нормы и правила поведения, которые регулируют взаимоотношения между людьми, называют. (моралью).

Науку о моральных качествах человека называют... (этикой).



Как вы понимаете высказывание английского философа конца 16 - начала 17 вв. Фрэнсиса Бэкона: «Цель этики - наполнить души внутренней порядочности, тогда как закон не требует ничего, кроме внешней порядочности»?



Как вы считаете, что такое ценность? (Дети приходят к выводу, что ценность - это значимость для человека. Ценности существуют благодаря человеку, без нее они не могут существовать.)

А сейчас напишите, что для вас в жизни самое дорогое. (Дети пишут, затем зачитывают вслух. Опыт подсказывает, что большинство детей пишут, что самое дорогое - жизнь человека, здоровье свое и близких.)

Чему вы больше обрадуетесь - приобретенному компьютеру или выздоровлению близкого человека? (Выздоровлению близкого человека. Ведь вещей может быть много, они меняются, модифицируются, устаревают. А за близкого человека переживаешь, готов отдать все, чтобы она выздоровела.)



II. основная часть.

1. Ценности и потребности.

Ценность - значимость для человека.

Ценности бывают разными. Для кого - то очень ценный подарок, сделанный близким человеком. И не потому он ценен, что дорого стоит, а потому, что его подарила от души дорогая или очень уважаемый человек.

Но существуют еще и вечные моральные ценности.

Моральные ценности в современном мире - Добро, Справедливость,

Милосердие, Любовь, Дружба.

У каждого человека есть потребности, их можно разделить на материальные, социальные и духовные. Материальные - это то, что необходимо для нашего тела, а духовные - для души.

Потребность - необходимость в чем-то.

Материальные потребности - еда, жилье, одежда.

Социальные потребности - социальный статус, авторитет, место в обществе.

Духовные потребности - эстетические, познавательные, этические.



Послушайте притчу.

Один мудрец беседует с царем:

- Какой свет имеет человек? - спросил царь.

- Свет солнца, о царь! - ответил мудрец.

- Когда солнце зашло, свет есть у человека?

- Луна служит ей за светило.

- А когда зашли и солнце, и месяц?

- Огонь служит ему светом.

-А когда зашло солнце, зашел луна и погас огонь, что служит ему светом?

- Речь служит ему светом. Действительно, обладателю, человек идет туда, где слышится речь, пусть даже там нельзя распознать и собственной руки.

- А когда солнце зашло, спряталась луна, погас огонь и смолкла речь, какой свет имеет человек? Что остается человеку в полном молчании, без мерцающих образов вещей, без слов даже, наедине с самим собой? Внутри нее творческий источник жизни или он зависит целиком от того, что ее окружает, и не имеет опоры в себе самой?

Какое же внутренний источник света живет в человеке? (Духовность.)

Духовность - совокупность признаков, присущих человеку с развитым внутренним психическим жизнью и нравственностью.

Духовная красота - желание духовные потребности ставить выше материальных.

Внутренний мир - все то, что связано с душой человека: чувства, мысли, желания, стремления, интересы, опыт.



2. Что такое духовность?

Откуда же возникло слово «духовность»? («Духовный», «дух», «душа» - слова с общим корнем.)

• Чем человек, в первую очередь, отличается от животных? Что нужно животным? (Есть, спать.)

• Что нужно человеку кроме этого? (Искусство, знания, научные открытия, делать мир лучше, уважение других людей.)

Христианская религия указывает нам на то, что человек состоит из души и тела: тело смертно, душа вечна. Но еще в давние времена люди считали, что и у растений, животных также есть душа. Отсюда идет вера в духов и душу - анимализм (аnиmа - душа). Дух, в отличие от души, считался самостоятельным, не связанным с телом предметом или явлением природы; он мог только временно вселяться в какой-либо материальный предмет. Некоторые ученые считают даже, что вера в «душе» появилась раньше, чем вера в «духов». Древние люди считали всю природу одушевленной. Это нашло отражение в обрядах и традициях.

Так, американские индейцы ирокезы верили в то, что даже трава имеет душу.

Часто одухотворялись дерева. У некоторых племен прежде чем срубить дерево, пили его сок, считая, что тогда душа дерева не отомстит им. Тем более, древние люди верили в существование души у животных. Так, кайани острова Калимантан не убивали пойманного крокодила, а связывали его и ждали, пока он умрет своей смертью (тогда его душа не будет опасной). Индейцы Северной Америки после того как убили медведя, просили у него прощения, вставляли ему в пасть трубку, выкуривали вместе с ним, при этом всеми действиями утверждали, что сделали это случайно.

Душа человека, по представлениям наших предков, может быть в разных частях человеческого тела: в крови (у раненого с кровью вытекает и душа); в глазах, в волосах. Не разрешалось будить спящего человека, поскольку во время сна душа покидает тело, и, если резко разбудить человека, она может не найти его. Также в древности люди верили в переселение душ, особенно родственников.

Можно много интересного рассказывать про веру в души и духов. Но я хочу, чтобы вы поняли, что духовное ценится выше материального. Именно о том человеке, который ставит духовное выше материального, мы говорим как о духовно красивую.

Преимущество духовного над материальным доказывает и следующий отрывок из поэмы Есть. Евтушенко «Мама и нейтронная бомба». В этом отрывке поэт описывает последствия взрыва нейтронной бомбы (то есть вида бомбы, который уничтожает все живое).



На целехоньких улицах

Будут лежат целехонькие часы

С застегнутыми браслетами и ремешками,

Еще сохраняющими форму исчезнувших рук,

Осыпавшиеся с пальцев обручальные кольца,

Опавшие с женских мочек

Бирюзовые и другие серьги,

И только целехонькие пустые перчатки будут сжимать

Целехонькие баранки целехоньких автомобилей. [6].



Скажите, есть ли смысл в жизни «вещей», когда нет человека? (Вещи сами по себе ничего не стоят. Они имеют ценность, поскольку нужны человеку. Без людей весь материальный мир не имеет никакого смысла.)

3. «Душа обязана трудится...»

Но для того чтобы быть духовно богатым, человек должен постоянно работать над собой, самосовершенствоваться.

Это доказывает известное стихотворение поэта М. Заболоцкого «Не позволяй душе лениться».

Подумайте над основной мыслью этого стихотворения.

Объясните высказывания, которые видите на доске. (Объяснения детей.)



III. Заключительная часть.

Выводы.

• Что такое ценность?

• Может быть ценностью для определенного человека вещь, которая абсолютно не имеет ценности для других людей?

• Что такое потребности?

• Какие виды потребностей вы знаете?

• Что такое «духовность», «внутренний мир»?

• Какого человека мы называем духовно красивой?












В чем ценность жизни (2 час).

 

Тема. В чем ценность жизни (2 час).

Цель: формировать осознанное понимание ключевых понятий темы; воспитывать бережное отношение к своей жизни и жизни других людей; на примерах из литературы, музыкального искусства выяснить, что значит «любить жизнь»; в чем проявляется сила духа человека.



Оборудование: аудиозапись «Симфония № 5.

Тема Судьбы» Л. ван Бетховена;  рисунок человеческого сердца.



Эпиграф: «В чем смысл жизни? Служить другим и делать добро» (Аристотель).

Высказывания: «Живи для всех. Не думай о себе. И жребий блеснет твой, как высшая награда» (Абу МуїнНасирХосров, таджикский и персидский поэт, философ, религиозный деятель).

«В тяжелых условиях человек не беспомощна - все решают его духовные качества и этическая позиция» (Дж. Лондон). «Жизненный путь человека означает непрерывное преодоление не только внешних препятствий, но и стареющих форм своего собственного сознания, чтобы возродиться на высшей ступени. Это путь человека к зрелости» (Г. Роллан).

«Жизни верь, она ведь учит лучше всяких книги» (И. Гете).

«Жить - значит делать вещи, а не приобретать их» (Аристотель).



Ключевые понятия:

человеческая жизнь; нравственные ценности в современном мире.



Ход занятия

I. Вступительная часть.



Здравствуйте, дети. На предыдущем занятии мы говорили о ценностях в жизни человека. От чего зависит наше представление о ценностях? (От нашего духовного уровня.)



Послушайте сказку народа суахили.

Жил себе один человек, он был слепым от рождения. Но однажды произошло чудо: глаза его вдруг открылись.

И случилось так, что перед ним в ту минуту стал осел. Слепой успел увидеть только того осла и больше ничего. Глаза его вновь закрылись.

Однажды проходил мимо человек и сказал, что кто-то построил себе красивый дом. А слепой спросил:

- Такой же красивый, как осел?

В другой раз кто-то сказал:

- Я видел в море большой корабль.

И слепой снова спросил:

- Большой, как осел?

И так было каждый раз.

Наконец-то люди спросили слепого:

- Почему ты сравниваешь все с ишаком?



И слепой рассказал, как однажды его глаза вдруг открылись и первое, что он увидел, был осел; и с тех пор весь мир стал для него заключаться в этом ослу: «Красивый, как осел! Большой, как осел! Высокий, как осел!»



Как вы поняли смысл этой сказки? (Ответы детей.)



• Что же такое ценность, потребность, какими бывают потребности? (Материальные, социальные, духовные.)

• Что такое духовная красота, духовность?

• Назовите за словариком моральные ценности в современном мире. (Ответы детей и оценивания их знаний.)



Давайте вспомним рассказ Джека Лондона «Любовь к жизни».

Вы знаете, что сам писатель путешествовал на Аляску под влиянием «золотой лихорадки», которая захватила многих людей того времени. Действие в рассказе происходит в Северо-Западной Канаде, в тундре. На доске выписаны слова Джека Лондона:

«В тяжелых условиях человек не беспомощна - все решают его духовные качества и этическая позиция».

• Как понять эти слова?

• Скажите, почему этот рассказ имеет именно такое название?

• Почему Билл погибает, а главный герой рассказа выживает?

• Почему главный герой бросил золото, за которым он приехал?

• Почему главный герой рассказа победил?

• Цитаты из произведения вы выписали? («Судьба требовала от него слишком многого. Даже умирая, он не покорялся смерти. Возможно, это было чистое безумие, но и в когтях смерти он бросал ей вызов и боролся с ней...»

«Он больше не боролся, как борются люди. Это сама жизнь в нем не хотела гибнуть и гнало его вперед...»

«Он очень устал, но жизнь в нем не хотела гибнуть; и потому, что оно не хотело погибать, человек все еще ел болотные ягоды и пескарей, пила кипяток и следила за больным волком, не сводя с него глаз...»)



Наверное, вы согласитесь со мной, что главного героя можно назвать человеком, который любит жизнь и сильной духом.



Сегодня мы поговорим о том, почему человеческая жизнь - самая большая ценность в современном мире. В ходе урока мы на примерах литературных произведений, произведений музыкального искусства попробуем выяснить, что значит любить жизнь; задумаемся над тем, зачем мы живем; приведем примеры поступков людей, сильных духом.



II. Основная часть.

1. Почему жизнь человека - самая большая ценность в современном мире?

Человеческая жизнь - период существования человека от его рождения до смерти.

Наше право на жизнь гарантирует Конституция РФ.

«Каждый человек имеет неотъемлемое право на жизнь.

Никто не может быть произвольно лишен жизни.

Каждый имеет право защищать свою жизнь и здоровье...

Каждый имеет право на безопасное для жизнь и здоровье окружающей среды.».



Право на жизнь, его безопасность, защиту от любого насилия детям всего мира гарантирует Конвенция о правах ребенка (ст. 16, 37), которая была принята Генеральной Ассамблеей ООН в 1989 году.

Еще одним доказательством того, что жизнь человека является самой большой ценностью, является то, что ради жизни родного человека можно отдать все: богатство, имущество, славу... Вспомните фильмы с похищениями. Если преступники украли ребенка, родители согласны отдать все, что они имеют, чтобы их ребенок был жив.



Почему правила морали, известные тысячи лет, оказались бессильными против различных проявлений зла? (Мало знать правила морали, нужно поступать в соответствии с ними.)

Что является первым условием признания достоинства каждого человека? (Уважение к ее жизни.)



2. зачем мы живем?

Прочитайте слова Аристотеля, которые являются эпиграфом к занятию: «В чем смысл жизни? Служить другим и делать добро». Как вы понимаете это высказывание греческого философа? (Ответы детей.) Правильно, дети, смысл жизни заключается в том, что необходимо делать Добро людям. Для этого мы живем.

А сейчас прочитайте пословицы, которые выполняют роль моральных установок, и объясните их.

«Доброе дело питает и разум, и тело».

«Каждый получит вознаграждение за свой труд».

«Не строй дом свой на песке».

«Какой мерой мерите, такой же отмерится и вам». (Объяснения детей.)

Мы живем для того, чтобы делать Добро! И для нас в жизни должны существовать моральные ценности, назовите их еще раз. (Добро, Справедливость, Милосердие, Любовь, Дружба.)



Представьте жизнь как цветущий развесистое дерево. На это дерево нападают вредители: лень, злость, эгоизм, скупость, зависть, вредные привычки. Что нужно делать человеку, чтобы снять этих вредителей или не допустить их на свое «дерево жизни»?

На доске - изображение человеческого сердца, каждый из вас получил кружочек - это капля. Чего? Может, добра, может, порядочности, может, здоровье? Напишите на ваших капельках, что нужно человеческому сердцу, чтобы оно работало долго, а человек жил. (Прикрепить капельки к сердцу.)



Составим для себя несколько «Правил жизни»:

Береги свою жизнь.

Береги свое здоровье.

• Не делай вреда другим («золотое» правило этики).

Не ленись.

Не обманывай.

Уважай старших.

Береги природу.

Не завидуй другим.

Не будь эгоистом.

Не имей вредных привычек.

Мне хотелось бы, чтобы вы выполняли эти добрые правила.



3. В чем проявляется сила духа человека?

Звучит отрывок из «Симфонии № 5» Л. ван Бетховена.

Вы слышите музыку. Что это за произведение? («Симфония № 5» Л. ван Бетховена).

Как вы считаете, почему музыку именно этого композитора я приготовила к нашему занятию? (Людвиг ван Бетховен был сильным духом человеком. В 29 лет он начал глохнуть, но не покорился судьбе. В этой симфонии передана борьба судьбы и человека, в которой побеждает человек.)

Да, вы правильно говорите. В современной жизни тоже много примеров того, как человек, которому врачи говорят, что она уже не сможет ходить или не сможет жить, ходит, живет, поскольку очень любит жизнь.



III. Заключительная часть.

Выводы.

Что является самой большой ценностью в современном мире? (Жизнь человека.)

Закончить занятие мне хотелось бы стихотворением Ларисы Шевчук. Вслушайтесь в него:

Жизнь твоя - бесценный дар.

Не забывай об этом никогда.

Ты спишь под звездами Стожар,

Или с друзьями идешь в школу,

Живешь ты в городе или в селе,

Подумай, как жизнь прожить?

Ты след оставишь на земле -

То надо хороший оставить.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
« В чём ценность жизни?»

Автор: Цегельник Наталья Юрьевна

Дата: 26.02.2018

Номер свидетельства: 459617

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(70) "Эссе В чём заключаются ценности жизни?"
    ["seo_title"] => string(47) "essie_v_chiom_zakliuchaiutsia_tsiennosti_zhizni"
    ["file_id"] => string(6) "414815"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1494587282"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(54) "Классный час "Ценность жизни" "
    ["seo_title"] => string(30) "klassnyi-chas-tsiennost-zhizni"
    ["file_id"] => string(6) "167914"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1423149714"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(161) "Разработка антисуицидального занятия для подростков «Главная ценность жизни – жизнь!»"
    ["seo_title"] => string(80) "razrabotka_antisuitsidalnogo_zaniatiia_dlia_podrostkov_glavnaia_tsennost_zhizni_"
    ["file_id"] => string(6) "629519"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1681377964"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(68) "Классный час на тему: "Ценности жизни""
    ["seo_title"] => string(40) "klassnyi_chas_na_tiemu_tsiennosti_zhizni"
    ["file_id"] => string(6) "374116"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1482921453"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(176) "Конференция "Основоположники физической науки- пример для воспитания истинных ценностей жизни""
    ["seo_title"] => string(80) "konferentsiia_osnovopolozhniki_fizicheskoi_nauki_primer_dlia_vospitaniia_istinny"
    ["file_id"] => string(6) "491139"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1545019980"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства