Конференция "Основоположники физической науки- пример для воспитания истинных ценностей жизни"
Конференция "Основоположники физической науки- пример для воспитания истинных ценностей жизни"
Конференцию "Основоположники физической культуры-пример для воспитания истинных ценностей жизни" можно провести,как внеурочное мероприятие в рамках недели, декады физики.
Подготовка к конференции способствует развитию у обучающихся умения извлекать разную информацию из различных источников,систематизировать материал.делать анализ.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конференция "Основоположники физической науки- пример для воспитания истинных ценностей жизни"»
Конференция
«Основоположники физической науки - пример для воспитания истинных ценностей жизни»
Цели: формирование знаний об истории физики, формирование умений оценить значение науки; воспитание на примере жизни и деятельности основоположников физической науки истинных ценностей жизни: чувства человеческого достоинства, уважения к труду, в любых жизненных ситуациях оставаться Человеком.
Задачи:
Развить информационные умения, то есть умения извлекать информацию из разных источников, делать заключения, выводы и обобщения.
Развивать свойственную юности пытливость ума, пробудить у учащихся совершенно необходимое в постижении мира волнение от общения с людьми науки.
Критерии оценивания выступлений учащихся.
Актуальность, научность, доступность.
Искусство преподнесения материала.
Умение заинтересовать аудиторию.
Соблюдение регламента выступления: 7 минут.
Оборудование: портреты учёных, плакаты с высказываниями учёных, выставка книг о жизни и деятельности учёных, стенд «Наука- надежда человечества», презентации к выступлениям.
Плакаты с высказываниями учёных:
«…если мои исследования и принесли несколько полезных результатов, то они обязаны этим труду и терпению» (И.Ньютон);
«Выдающиеся личности формируются не посредством красивых речей, а собственным трудом и его результатами» (А.Эйнштейн.
«С тех пор как мир возник во мгле, Ещё никто на всей земле, Не предавался сожаленью О том, что отдал жизнь ученью». (Рудаки)
«Не прекрасна ли цель работать для того, чтобы оставить после себя людей более счастливыми, чем были мы» (Монтескье)
Ведущий: В современном мире значение физики чрезвычайно велико. Физика является для человека важнейшим источником знаний об окружающем мире, непрерывно расширяя и многократно умножая возможности человека, обеспечивая его уверенное продвижение по пути технического прогресса, вносит существенный вклад в развитие духовного облика человека, формирует его мировоззрение.
Всё то, чем отличается современное общество от общества прошлых веков, появилось в результате применения на практике физических открытий: исследования в области электромагнетизма привели к появлению телефонов и позже мобильных телефонов, открытия в термодинамике позволили создать автомобиль, развитие электроники привело к появлению компьютеров. Благодаря трудам учёных поднимаются ввысь космические корабли. Первый полёт человека в космос- Ю.А.Гагарина, наших космонавтов Т.О.Аубакирова, Т.А.Мусабаева.
Физика- основа современных технологий. Как говорит лауреат Нобелевской премии Ж.И. Алфёров:
«Почему Нобелевскую премию всегда первыми вручают физикам? Потому, что физика- главная наука».
Работа творческого, талантливого человека неотделима от его личности. Мы обязательно должны знать, не только труды учёных, знать, как рождались их труды. Чтобы понять, в чём суть сделанного этими людьми, мы должны знать и, что это были за люди, сколько сил, энергии, здоровья, нервов отдали на благо будущего, порой отказываясь от простых человеческих радостей.
«Кто возьмёт на себя смелость, поставить предел человеческому духу? Кто решится утверждать, что мы знаем всё, что может быть познано?» ( Г.Галилей)
Из выступлений учащихся.
1-й учащийся.
Г.Галилей по праву считается одним из основоположников опытного естествознания и новой науки. Он пришёл к открытию закона инерции и сформулировал механический принцип относительности движения, который позднее был обобщён Эйнштейном. Галилей впервые дал строгое определение равноускоренного движения, нашёл законы движения скорости и пути в этом движении. Галилей доказал, что тело, брошенное под углом к горизонту, будет лететь по параболе.
В 25 лет он был назначен профессором математики в Пизанский университет. Книга Галилея «Звёздный вестник» производит на современников ошеломляющее действие. Его стали называть «Колумбом неба».С 1610 г. Начинается трудный и драматический период в жизни Галилея. Число врагов учёного растёт с каждым днём. Галилею было выдано свидетельство с постановлением о том, что «учение Коперника противно священному писанию и его нельзя защищать, ни придерживаться».Запрещают публичные выступления с защитой гелиоцентрической системы мира, приказывают молчать. В период жизни с 1616 по 1623 г. много работает, скрывая результаты своих трудов от внешнего мира.
В феврале 1632 г. Во Флоренции вышла в свет книга «Диалог о двух главнейших системах мира: Птолемеевой и Коперниковой». Для опубликования работы ему пришлось приложить много усилий, проявить незаурядные дипломатические способности.
Ведущий. Факел научного знания, зажжённый Галилеем, подхватил И.Ньютон.
2-й учащийся.
Исаак Ньютон родился в сельском местечке Вулторп в графстве Линкольншир, в Англии, в семье фермера средней руки. Отец Ньютона умер через несколько месяцев после его рождения. Мать Ньютона, Анна умела читать и писать, что было необычно для женщины в те времена. Через три года после смерти мужа она вновь вышла замуж за престарелого, но состоятельного старосту соседней деревни Барнабу Смита. Одним из условий брачного контракта было, чтобы трехлетний Исаак остался в Вулторпе у бабушки. В семь лет Ньютон стал посещать сельскую школу. После смерти второго мужа, в 1656 г. мать Ньютона забрала его из грамматической школы в Грантаме, чтобы сын помог ей вести сильно разросшееся хозяйство. Но Ньютон интересовался только книгами и математическими выкладками. По собственному признанию, он вырос довольно капризным, неуживчивым и обидчивым.
Способность Ньютона к сосредоточению на какой-то проблеме была легендарной. Когда его как-то спросили, как он делает свои открытия, Ньютон ответил: «Просто я все время о них думаю».
Ньютон был очень требователен к самому себе. Он необычайно внимательно следил за всем, что он говорил или писал, все время опасаясь сделать ошибку.
После полутора лет напряженной работы Ньютон опубликовал в 1687 г., возможно, самую великую из всех написанных книг по физике: Philosophiae Naturalis Principia Mathematica ("Математические начала натуральной философии") или, как сокращенно говорят, "Начала".
После публикации "Начал" Ньютон был признан величайшим ученым своего времени, однако сам он отошел от научной деятельности. Перенеся в 1693 г. тяжелое нервное заболевание, он переехал в Лондон. В 1696 г. Ньютон получил должность смотрителя королевского монетного двора, а в 1699 г. стал его начальником (необычайно почетная и выгодная должность в тогдашней Англии). Под руководством Ньютона была проведена перечеканка монеты, и он стал грозой фальшивомонетчиков. В 1708 г. Ньютон первым из ученых получил рыцарское звание из рук королевы Анны. В 1703 г. он был избран и до самой смерти занимал пост президента Лондонского королевского общества.
Сэр Исаак Ньютон умер в глубокой старости в Лондоне 31 марта 1727 г.
Ведущий: «О нравственных качествах человека нужно судить не по отдельным его усилиям, а по его повседневной жизни».Б.Паскаль.
3-й учащийся. Б. Паскаль
Давление, производимое на жидкость или газ, передаётся ими по всем направлениям без изменения. Эту особенность жидкостей и газов впервые заметил Блез Паскаль.
Рос и развивался маленький Блез в высокообразованной семье, которая часто собирала у себя выдающихся учёных того времени. Не случайно, поэтому мальчик рано увлёкся математикой и уже в 19 лет удивлял окружающих оригинальными мыслями и открытиями. Год за годом росла научная слава Паскаля, но в 31 год он оставил все научные исследования. Причины тому - ранняя смерть сына, трагические случайности, разлад в семье, религиозные неурядицы, враждебное отношение близких и, как результат, - нервная депрессия. Он умер в 38 лет, но последние 7 лет называют в науке трагедией Паскаля, так как за эти годы он не создал ничего.
Ведущий: «Исследования Ампера, в которых он установил законы механического взаимодействия электрических токов, принадлежат к числу самых блестящих работ, которые были проведены когда-либо в науке» (Д.Максвелл)
4-й учащийся.
Выдающийся французский физик, заложивший своими работами основы электромагнетизма -Андре-Мари Ампер получил домашнее образование, главным образом самостоятельно изучая книги по математике и физике из отцовской библиотеки. Научная и педагогическая деятельность Ампера была всегда чрезвычайно интенсивной, несмотря на тяжелые жизненные обстоятельства (смерть отца на гильотине во время якобинского террора, ранняя смерть первой жены, катастрофически неудачный второй брак).
В 1814 г. Ампер независимо открыл закон Авогадро. Однако главнейшие научные открытия Ампера приходятся на период с 1820 по 1827 гг., когда он, вдохновленный открытием Эрстеда, заключавшемся в том, что магнитная стрелка поворачивается вблизи провода с током, стал заниматься этим кругом проблем. Ампер объяснил опыт Эрстеда, предположив, что ток создает в пространстве магнитное поле. Далее Ампер установил, как направление поля связано с направлением тока в проводнике, и нашел количественную формулу, связывающую напряженность магнитного поля с током. Далее Ампер вывел формулу для силы взаимодействия двух проводников с током (закон Ампера). Для объяснения магнетизма веществ. Ампер ввел понятие о микроскопических токах, создающих намагниченность (гипотеза молекулярных токов Ампера). Предложил определение силы тока (сейчас единица силы тока в СИ называется ампер).
Ведущий: «Он создал первый университет. Он лучше сказать, сам был первым нашим университетом» ( А.С.Пушкин)
5-й учащийся.
Обладая природным дарованием и стремлением к знаниям, Михаил Васильевич Ломоносов только в девятнадцать лет смог начать систематическую учебу после того, как пешком с рыбным обозом прошел путь от родительского дома до Москвы и поступил в Московскую славяно-греко-латинскую академию. Как одного из лучших студентов университета Ломоносова посылают за границу, в Германию, для совершенствования образования в области металлургии. Вернувшись из-за границы, Ломоносов в 1745 г. становится профессором химии. С этого времени начинается его активная двадцатилетняя научная и общественная деятельность.
Диапазон интересов Ломоносова был необычайно широк, его можно назвать первым русским энциклопедистом. Он внес значительный вклад в развитие химии и химической технологии, географии, минералогии, геологии. При этом Ломоносов был замечательным поэтом, одним из основателей современной системы русского стихосложения, художником, историком, экономистом, философом и просветителем. В 1755 г. Ломоносов основал Московский университет.
Ведущий. «Надо быть настойчивым, а главное, верить в себя. Надо верить в свое призвание и следовать ему, во что бы то ни стало»
( М.Кюри)
6-й учащийся.
Мария Кюри родилась в 1867 году в Варшаве.
Выдающиеся способности девочки обнаружились очень рано. В четыре года она уже умела читать и стала поглощать одну книгу за другой. В 16 лет Мария закончила с золотой медалью гимназию. Но о высшем образовании можно было пока только мечтать. Семья — отец, две сестры и брат — едва сводила концы с концами. Брат поступил в Варшавский университет, а девушки должны были сами зарабатывать себе на жизнь. К тому же женщинам в университет доступа не было. Мария стала давать частные уроки, а в свободное время занималась химией, биологией, математикой и читала, читала. Среди ее любимых авторов — Достоевский и Толстой, Гейне и Дарвин, Герберт Спенсер и Луи Блан. Девушка увлекается и нелегальной литературой. Но ее не покидает мечта получить высшее образование. 17-летняя Мария решает стать гувернанткой, чтобы собрать немного денег для будущей учебы, а главное, помочь своей сестре Броне, мечтающей поступить на медицинский факультет в Париже. Мария Склодовская становится гувернанткой у управляющего князя Чарторыжского в захолустном имении под Полоцком. Она занимается с его дочерьми, одновременно учит крестьянских детей, а вечерами сама сидит над книгами. Постепенно созревает решение посвятить себя физике и математике. Мария не жалуется родным на трудности, наоборот, она старается морально поддержать их, а сестре высылает половину своего жалованья.
В 1910 году Шведская Академия наук вторично присуждает Склодовской-Кюри Нобелевскую премию за получение чистого радия и измерение его атомного веса. В это же время М. Кюри тяжело заболела. Только заботы друзей и родных спасли ее. Приступив снова к работе, она прилагает много усилий для создания лаборатории, которая удовлетворяла бы современным требованиям науки. Наконец, принимается решение о создании Института радия. Поводом для этого послужило предложение директора Пастеровского института создать в нем специальную лабораторию для Склодовской-Кюри, с тем, чтобы она оставила Сорбонну и перешла работать в институт Пастера. Парижский университет посчитал невозможным лишиться такого блестящего исследователя. В результате университет и Пастеровский институт, разделив расходы пополам, создают Институт радия, состоящий из лаборатории, радиоактивности и лаборатории по биологическим исследованиям и радиотерапии.
Длительное радиоактивное облучение, которому подвергалась М. Кюри в течение своей долголетней работы с радием, привело к возникновению у нее злокачественной анемии, от которой она скончалась в 1934 году.
Ведущий. «Радость видеть и понимать есть самый прекрасный дар природы».
(Альберт Эйнштейн )
7-й учащийся. Альберт Эйнштейн получил всеобщее признание еще при жизни.
Его гениальные труды сыграли решающую роль в том, что имя Эйнштейна заняло одно из первых мест в истории физики. Разгадка популярности Эйнштейна состоит также и в том, что он, несмотря на пришедшую к нему мировую славу, жил жизнью простого человека. Он однажды сказал: «Я к каждому обращаюсь одинаково – и к мусорщику и к ректору университета».
В 1921 году ему присуждают Нобелевскую премию. В следующем году он избирается членом - корреспондентом Академии наук СССР, а еще через четыре года - почетным академиком.
Эйнштейн никому не отказывал в помощи, если только мог помочь. За долгую жизнь ученый написал тысячи рекомендаций, дал советы сотням людей. Когда в конце 20-х годов в туберкулезных санаториях в Давосе были организованы университетские курсы для молодых людей, оторванных болезнью от учения, Эйнштейн предложил свои услуги для чтения лекций и несколько раз выезжал туда.
Велика роль Эйнштейна в деле использования энергии атома. Он убедил президента США Рузвельта в необходимости отпуска средств на создание атомной бомбы, так как опасался, что ее впервые сделают в третьем рейхе. «Если бы я знал, что в Германии не изобретут атомной бомбы, я бы палец о палец не ударил бы для ее создания», - говорил он. И когда в атомном аду сгорели Хиросима и Нагасаки, ученый все свои силы отдал борьбе за запрещение атомного оружия.
Одной только работы о фотонах достаточно, чтобы имя Эйнштейна навсегда вошло в физику. Но в том же 1905 году вышла его работа, в которой излагались основы теории относительности. Эта работа принесла ему мировую славу.
18 апреля 1955 года в американском городе Принстоне в возрасте 76 лет скончался Альберт Эйнштейн - ученый-физик, гениальный мыслитель. Он умер вдали от своей родины - Германии, которую очень любил и из которой его изгнали в 1933 году пришедшие к власти фашисты.
Ведущий. М.Планк.
Планк получил Нобелевскую премию за свои работы по квантовой теории только в 1918 г.
В годы перед первой мировой войной, благодаря совместным усилиям Планка и Эйнштейна, Берлин стал мировым центром теоретической физики. Эти два великих человека были очень дружны, они не только обсуждали вместе проблемы физики, но и составили превосходный ансамбль, исполняя камерную музыку (Эйнштейн - на скрипке, Планк - на фортепиано). К сожалению, эта идиллия закончилась с началом мировой войны. Во время первой мировой войны умерли трое из четырех детей Планка от первой жены: две дочери в детстве и сын Карл погибает в бою на территории Франции.
Гитлеровский период усилил личную трагедию Планка. Его сын Эрвин, единственный выживший ребенок от первого брака, участвовал в покушении на Гитлера в 1944 г. и был казнен нацистами. Позднее дом Планка в Грюнвальде и его огромная личная библиотека были разрушены во время одной из бомбардировок Берлина.
После войны Планк перебрался в Геттинген, где и умер в 1947 г. в возрасте 89-и лет.
Ведущий.Э.Резерфорд.
Способность трудиться по 18 часов в сутки, умение решать любые практические дела - воспитала у Э.Резерфорда жизнь на ферме, в семье отца, небогатого фермера, у которого было 12 детей. Эрнесту, четвертому ребенку, пришлось работать, чтобы семья могла свести концы с концами. Работоспособность Резерфорда дала ему возможность окончить начальную школу первым учеником и получить стипендию, открывшую перед ним двери средней школы. После окончания последней ему опять дали стипендию, благодаря которой он попал в университет, а премия, полученная при выпуске, привела его в Кембриджский университет в Англии. После окончания университета Резерфорд еще не мечтает о научной карьере, хотя все окружающие видят в нем будущего ученого.
Всю свою жизнь Резерфорд был здоровым, жизнерадостным человеком. Он умел работать, но ему принадлежит такой афоризм: «Плохи те люди, которые слишком много работают и слишком мало думают». Резерфорд говорил, что плодотворные мысли к нему приходят на охоте, на рыбной ловле, во время игр.
Заключительное слово учителя:
Если у вас появилось чувство восхищения людьми, о которых шла речь, если у вас промелькнула мысль быть похожими на них и если вы заново ощутили величие и могущество науки- физика, то я считаю задачу конференции выполненной.
В своих выступлениях, учащиеся показали отношения учёных к учёбе, к жизни, их общественные взгляды, нравственные позиции и убеждения. Узнав о том, какими людьми были основоположники физической науки, они сумеют понять, в чём истинные ценности жизни.
Узнав о личностях тех, кем гордится физическая наука, я надеюсь, что учащиеся сумеют лучше понять суть самой науки, саму жизнь и своё место в ней, понять, что человек должен нести свет, быть позитивным, излучать добро и жить так, чтобы окружающим его людям было хорошо, оттого, что он рядом с ним.
Данное мероприятие проводилось для того, чтобы на примере учёных, воспитывать личность, учить любить и жертвовать собой ради счастья на земле. Воспитывать умение не только брать, но и дарить.