Разработка антисуицидального занятия для подростков «Главная ценность жизни – жизнь!»
Разработка антисуицидального занятия для подростков «Главная ценность жизни – жизнь!»
Цель занятия: разитие положительного отношения к жизни, умения находить ресурсы даже в трудных ситуациях; понимать и регулировать свое эмоциональное состояние, настроение других; пролфилактика саморазрушающего поведения, осознание ценности жизни.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Разработка антисуицидального занятия для подростков «Главная ценность жизни – жизнь!»»
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЁННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
СЕМЕЙНЫЙ ЦЕНТР «КЛИНСКИЙ»
Разработка антисуицидального занятия для подростков
«Главная ценность жизни – жизнь!»
Материал подготовила
психолог высшей категории Е.А.Новоторцева
Клин, 2023 г.
Цель занятия: развитие положительного отношения к жизни, умения находить ресурсы даже в трудных жизненных ситуациях; понимать и регулировать свое эмоциональное состояние, настроение других; профилактика саморазрушающего поведения, осознание ценности жизни.
В жизни каждого из нас бывают моменты, когда кажется, что мир рухнул. Причин для этого может быть великое множество: сезонная депрессия, неудачи в личной жизни или учебе, проблемы со здоровьем или хроническая усталость. Что помогает человеку справляться с трудными ситуациями в жизни? Что заставляет думать о любых преградах, возникающих на пути, как о посильных, преодолимых? Что рисует на лице человека улыбку, которая остается даже в трудные моменты? Позитивный настрой, позитивное настроение – вот ответ на эти вопросы! Оптимистический настрой несет в себе массу положительных моментов: позитивный настро й улучшает работоспособность, и влияет как на душевное, так и на душевное самочувствие. Позитивное настроение рождает уверенность в себе! К таким людям тянутся и окружающие.
Игра – приветствие «Продолжи фразы». Цель упражнения – развитие самоанализа, положительного отношения к жизни, планирование будущего.
Я умею…
Я хочу …
Внешне я…
В идеале мне бы хотелось …
Мне можно…
Мне нельзя…
Я могу научиться …
В классе (обществе) я…
Я мечтаю…
Я не люблю …
Я хочу стать …
Мне нравятся профессии…
Когда я окончу школу …
Жизнь – это …
Самое хорошее в моей жизни …
Самое дорогое в моей жизни…
Я люблю свою жизнь, потому что…
Ресурсное упражнение «16 слов». Требуется расположить лист бумаги по горизонтали. Записать в столбик 16 существительных в столбик, затем объединять их по парам-ассоциациям, пока не получится одно последнее слово, которое и будет являться ключевым словом в данной момент жизни.
Проективное упражнение «Герб моей жизни». Предлагается разделить лист на 3 части: часть 1 – твое прошлое; 2 – настоящее; 3 – твое будущее. В каждой части нужно нарисовать предметы, людей, животных, которые бы показали твое настроение по отношению к прошлому, настоящему, будущему.
Тест-шутка. Предлагается ответить на вопросы:
- Представь, что ты идешь по лесу. С кем ты идешь? (отображается самый главный, дорогой объект в твоей жизни)
- Вдруг выбегает зверь. Кто это? (Зверь – символ трудностей, проблем)
- Что ты будешь делать? (Способ решения проблем)
- Вы идете дальше и видите, что на дороге лежит дорогая, но достаточно грязная вещь. Что вы будете делать?
- Идете дальше и видите водоем. Погода хорошая, вы устали с дороги – что будете делать? (Отношение к жизни).
Упражнение «Мой портрет в лучах солнца». Участникам занятия предлагается нарисовать солнце с определенным количеством лучей. Возле каждого луча нужно написать свое положительное либо «помогающее» в жизни качество (сколько лучей – столько качеств).
Работа с притчей «Ценность внутри нас». Один известный психолог начал свой семинар, подняв вверх 500-рублевую купюру. В зале было около 200 человек.
Психолог спросил, хочет ли кто-то получить эту купюру. Все, как по команде, подняли руки.
- Прежде чем один из вас получит эту купюру, я кое-что с ней сделаю, - продолжил психолог.
Он скомкал ее и спросил, хочет ли все еще кто-то ее получить. И снова все подняли руки.
- Тогда, - ответил он, - я сделаю следующее. И, бросив купюру на пол, повозил ее ботинком по грязному полу. Затем поднял: купюра была мятая и грязная.
- Ну и кому из вас она нужна в таком виде?
И опять все подняли руки.
- Дорогие друзья, - сказал психолог. – Только что вы получили ценный наглядный урок. Несмотря на все, что я проделал с этой купюрой, вы все хотели ее получить, так как она не потеряла своей ценности – она все еще купюра достоинством в 500 рублей.
В нашей жизни часто случается так, что мы оказываемся выброшенными из седла, растоптанными, лежащими на полу. Это реалии нашей жизни, в таких ситуациях мы чувствуем себя никчемными. Неважно, что случилось или случится, - ты никогда не потеряешь своей ценности. Наша ценность определяется не тем, что мы делаем или с кем знакомы, а тем, какие мы. Ты особенный, и не забывай об этом никогда!
Несколько советов и рекомендаций для гармонизации эмоционального состояния:
- наблюдайте за окружающим миром, природой, наслаждайтесь каждым днем;
- старайтесь планировать свой день так, чтобы оставалось свободное время на удовольствие, любимое занятие, размышления о хорошем, ;
- в свободное время общайтесь с людьми, с которыми вам приятно и легко, не замыкайтесь в себе, будьте на виду;
- в квартире или своей комнате повесьте картины с позитивным сюжетом или изображающих радостных людей, свои фотографии в счастливые моменты жизни;
- находите поводы для улыбки, почаще смейтесь.
Рефлексия «Пять пальцев». Каждому участнику занятия предлагается посмотреть на свою ладонь и ответить на вопросы:
- мизинец – «Мысль» – какие знания и опыт сегодня приобрел?
- безымянный – «Близка ли цель?» - что я сегодня сделал для достижения своей цели;
- средний - «Состояние духа» - каким было мое настроение и от чего оно зависело;
- указательный – «Услуга» - чем бы я мог помочь остальным участникам группы;
- большой – «Бодрость тела» - как я физически себя чувствовал, что сделал для своего здоровья?