"Устный счёт на уроках математики, как одна их форм, мотивирующих познавательную деятельность ученика»
"Устный счёт на уроках математики, как одна их форм, мотивирующих познавательную деятельность ученика»
Устная работа на уроках математики в начальной школе имеет большое значение – это и беседы учителя с классом или отдельными учениками, и рассуждения учащихся при выполнении тех или иных заданий и т.п. Среди этих видов устной работы можно выделить так называемые устные упражнения. Ранее они сводились в основном к вычислениям, поэтому за ними закрепилось название “устный счет”.
Для достижения правильности и беглости устных вычислений в течение всех трех – четырех лет обучения на каждом уроке математики необходимо выделять 5 – 10 минут для проведения упражнений в устных вычислениях, предусмотренных программой каждого класса. Устные упражнения проводятся в вопросно-ответной форме, все учащиеся класса выполняют одновременно одни и те же упражнения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Устный счёт на уроках математики, как одна их форм, мотивирующих познавательную деятельность ученика» »
Презентация пед опыта
учитель начальных классов БЕЛОЦЕРКОВЕЦ Г.Ш
«Устный счёт на уроках математики,
как одна их форм, мотивирующих познавательную деятельность ученика»
Устная работа на уроках математики в начальной школе имеет большое значение – это и беседы учителя с классом или отдельными учениками, и рассуждения учащихся при выполнении тех или иных заданий и т.п. Среди этих видов устной работы можно выделить так называемые устные упражнения. Ранее они сводились в основном к вычислениям, поэтому за ними закрепилось название “устный счет”.
Для достижения правильности и беглости устных вычислений в течение всех трех – четырех лет обучения на каждом уроке математики необходимо выделять 5 – 10 минут для проведения упражнений в устных вычислениях, предусмотренных программой каждого класса. Устные упражнения проводятся в вопросно-ответной форме, все учащиеся класса выполняют одновременно одни и те же упражнения.
Устные упражнения важны и ещё и тем, что они активизируют мыслительную деятельность учащихся; при их выполнении активизируется, развивается память, речь, внимание, способность воспринимать сказанное на слух, быстрота реакции.
Нельзя, также сбрасывать со счетов, важную воспитательную роль устных упражнений – они дисциплинируют, учат детей терпению и умению ждать отставших товарищей, помогать им.
Так как устные упражнения или устный счёт это этап урока, то он имеет свои задачи:
1) воспроизводство и корректировка определённых ЗУН учащихся, необходимых для их самостоятельной деятельности на уроке или осознанного восприятия объяснения учителя;
2) контроль учителя за состоянием знаний учащихся;
3) мониторинг психологического состояния класса;
4) психологическая подготовка учащихся к восприятию нового материала.
На своих уроках я уделяю особое внимание этому виду работы. Для этого были разработаны различные виды упражнений для устного счета
1. Первый тип заданий. Учитель диктует задания, дети устно решают и записывают ответ.
Устный счет №1
1.Уменьшаемое 37, вычитаемое 19. Чему равна разность?
2.Какое число надо прибавить к 29, чтобы получить 50?
3.Если к 18 прибавить задуманное число, то получится 59.
Какое число я задумала?
4.На сколько 18 меньше 36?
5.Сколько будет, если 9 разделить на 3?
6. - Над рекой летели птицы: голубь, щука, 2 синицы,
2 стрижа и 5 угрей. Сколько птиц? Ответь скорей!
7. Я задумала число, прибавила к нему 17 и получила 31.
Какое число я задумала?
8. Из суммы чисел 23 и 17 вычти 25
9. Найди периметр треугольника со сторонами 12, 14, 15 см .
10. Мальчик прошел по дороге 7 км, а на велосипеде проехал 27 км.
Сколько всего километров прошел и проехал мальчик?
Устный счет №3
1.К числу 25 прибавь сумму чисел 17 и 15.
2.Переведи в см 2дм1см
3.Первый множитель 9, второй 3. Чему равно произведение?
4. От числа 76 я отняла число 28. Какое число я получила?
5. На сколько 100 больше 25?
6. У семи братьев по одной сестре. Сколько всего сестёр?
7. Запиши число, в котором 9 десятков и 2 единицы;
8. Запиши число, которое при счете следует за числом 80.
9.Найди периметр квадрата со стороной 15 см.
10. На яблоне было 53 яблока, а груш на 47 меньше. Сколько всего было груш и яблок?
Устный счет №2
1. На сколько 59 больше 32?
2. Назови самое большее двузначное число.
3. Найди произведение чисел 2 и 4.
4. Какое число надо увеличить на 58, чтобы получить 80?
5. Сколько ушей у трёх мышей?
6. Первое слагаемое 39, а второе на 17 больше. Чему равно второе слагаемое?
7. Уменьшаемое 37, вычитаемое 19. Чему равна разность?
8. Если от 99 отнять задуманное мною число, то получится 37. Какое число я задумала?
9. Для школы привезли сначала 37 парт, потом еще 23 и еще осталось привезти 20 парт. Сколько парт должны были привезти для школы?
10. На лугу было 36 лошадей, коров на 27 больше. Сколько коров и лошадей было на лугу
Устный счет №4
1.Делимое 6, делитель 3. Найди частное
2. 9м2дм переведи в дм.
3. Первое число 15, а другое на 12 больше. Чему равна сумма этих чисел?
4. Первое слагаемое 27, второе 19. Чему равна сумма?
5.Любит рыбку кот Василий,
Может съесть он в день 4.
Сколько съест он за 5 дней?
Посчитай-ка поскорей.
6. Уменьшаемое 37, вычитаемое 19. Чему равна разность?
7.Из числа 40 вычти разность чисел 23 и 15.
8.Сколько будет 100 без 72?
9. Фермер посеял 39 гряд лука, а моркови на 17 гряд больше, огурцами засеял столько, сколько луком и морковью вместе. Сколько гряд было засеяно огурцами?
10.Найдите периметр четырехугольника со сторонами 12 и 13 см.
2. Второй вид задания можно проводить как письменно, так и устно. Детям раздают заранее подготовленные карточки, в которых записаны вопросы или учитель проговаривает их устно. Нужно записать ответ “Да” или “нет”.
Устный счет (Да или нет)
1. 18 больше 9 на 9?
2. Сумма чисел 54 и 50 равна 4?
3. 69 меньше 96?
4. За числом 74 следует число 73?
5. 97 меньше 60 на 37?
6. Если к 51 прибавить 9, получится 60?
7. Разность чисел 78 и 30 равна 40?
8. 52 больше 30 на 22?
9.Если 24 разделить на 3, получиться 6?
10.В ряду чисел 12,18, 24, 30, 36 число 36 является лишним?
Устный счет (да или нет)
1.Если число 27 разделить на 3, получится 8?
2.Если из 57 вычесть 29, получится 29?
3.Произведение чисел 6 и 9 равно 54?
4.Значение выражения 6х7 равно значению выражения 16+7?
5.Число 24 делится на 6?
6.Если к 57 прибавить 34, получится 92?
7.Числа 3,5,7,9 все нечетные?
8.Число18 делится на 2, но не делится на 4?
9.Частное чисел 36 и 9 равно 4?
10.Разность чисел 45 и 26 равна 18?
Третий тип заданий “Заполнение пропусков” проводится письменно.
Устный счет. Тест “Заполнение пропусков”
1. Значение произведения чисел 9 и 7 рано___
2. Число 9 меньше 54 в___ раз.
3.Если число 6 увеличить в 8 раз, получится ___.
4.Если число 24 разделить на ___, получится 8.
5.Частное чисел 81 и 9 равно ___.
6.Число 24 больше 6 в ___ раз
7.Число 45 больше 5 в ____ раз.
8.Число 56 больше 8 в ____ раз.
9. Произведение чисел 7 и 6 равно ___.
10.Если число 49 разделить на 7, получится ___.
Устный счет. Тест “Заполнение пропусков”
1.Произведение чисел 3 и 6 равно______.
2.Если разность чисел 23 и 19 увеличит в 8 раз, получится _____.
3.Если число_____ умножить на 8, получится 40.
4.Если из 56 вычесть 37, получится ______.
5. 75 больше 25 на ______.
6.Частное чисел 42 и 6 равно ____.
7.Первое слагаемое 45, второе ____, сумма равна 68.
8.Если число _____ умножить на 7, получится 21.
9.Число _____ делится и на 3, и на 5.
10.Произведение чисел 4 и 9 равно _____.
При подборе упражнений для урока следует учитывать, что подготовительные упражнения и первые упражнения для закрепления, как правило, должны формироваться проще и прямолинейнее. Здесь ненужно стремиться к особенному разнообразию в формулировках и приёмах работы. Упражнения для отработки знаний и навыков и особенно для применения их в различных условиях, наоборот должны быть однообразнее. Формулировки заданий, по возможности должны быть рассчитаны на то, чтобы они легко воспринимались на слух. Для этого они должны быть чёткими и лаконичными, сформулированы легко и определённо, не допускать различного толкования. В случаях, когда задания всё-таки трудны для усвоения на слух, необходимо прибегать к записям или рисункам на доске.