Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 5 г. Углегорск Сахалинской области
Методическая разработка
Номинация: Урок мужества
«Я служу России»
Автор: Телепень Валентина Константиновна, учитель истории, высшее образование, стаж работы – 43 лет.
Домашний адрес: г.Углегорск Сахалинской области
пер.Капасина д.6 кв.13 телефон 44-820
телефон МБОУ СОШ № 5 г. Углегорска 43-082
Углегорск
2014г
Урок мужества
«Я служу России»
Урок посвящен участнику
Великой Отечественной войны
Чупину Василию Тимофеевичу
и
участнику Чеченской войны
Струкалину Илье
Не нужно им ни почестей, ни славы.
Нет. Только б знать, что все было не зря.
г. Углегорск
2014
Пояснительная записка
В современных условиях одним из важнейших приоритетов обновления содержания образования является модернизация и развитие гражданского и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Воспитание гражданина является общей целью образовательной системы России. Эта цель нашла отражение в Законе РФ «Об образовании». Гражданственность как черта личности заключает в себе внутреннюю свободу и уважение к государству, любовь к Родине и стремление к миру, чувство собственного достоинства, проявление патриотических чувств и культуры межнационального общения. Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности и формируется в процессе обучения, социализации и воспитания школьников. Работа по гражданско-патриотическому воспитанию осуществляется через организацию учебных занятий, проведение внеклассной и внеурочной работы.
Обращаться к истории своей страны – не праздная, а осознанная потребность любого народа. В истории – прочная нравственная опора для потомков, неисчерпаемый родник мудрости и силы. А память – наш единственный инструмент соединения с прошлым. Память – это осязаемое, материальное выражение человеческого отношения к своей истории.
Пускай назад история листает
Страницы легендарные свои.
И память. Через годы пролетая,
Ведет опять в походы и бои.
Урок мужества « Я служу России» рассчитан на учащихся 8 -10 классов.
Цель:
формирование гражданско–патриотического сознания, развитие чувства сопричастности к судьбе Отечества, формирование нравственной позиции;
развивать гражданственность и национальное самосознание учащихся;
создать условия для реализации каждым учащимся собственной гражданской позиции
Условия, в которых сегодня находится российское общество, в целом пока неблагоприятны для формирования у подрастающего поколения патриотического самосознания, ориентированного на высокие гражданские идеалы.
Можно выделить ряд факторов, которые противоречат гражданско – патриотическому воспитанию и ограничивают его эффект:
в настоящее время Россия переживает духовный кризис;
основательно дискредитированы понятия общего блага и социальной справедливости;
отсутствие национальной идеи, которая могла бы помочь преодолеть духовный кризис и консолидировать общество.
Начало 21 века для России – время формирования гражданского общества и правового государства, перехода к рыночной экономике, признания человека, его прав и свобод высшей ценностью. Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование у учащихся любви к своей Родине, постоянная готовность к её защите, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины, упрочнению единства и дружбы народов Российской Федерации.
Патриотизм — это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите. На личностном уровне патриотизм выступает как важнейшая устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения. И это надо донести до подрастающего поколения. Но нужно помнить, что патриотическое воспитание школьников — это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у учащихся высокого
патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Только – патриот Родины и способен успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.
Этот урок, посвящен Чупину Василию Тимофеевичу, участнику Великой Отечественной войны, который воевал за суверенность своего и нашего государства и выпускнику МБОУ СОШ Углегорска №5 Струкалину Илье, который участвовал в Чеченской войне, в операции по восстановлению законности, сохранению целостности России. Илья, внук Василия Тимофеевича.
Значимость данных уроков позволяет каждому участнику всмотреться в себя, в своих сверстников, задуматься над тем, как мы живем,
что в этом мире зависит от нас и как можно изменить, улучшить жизнь, сделать ее достойной наших корней, нашей истории, наших предков. Согласитесь, что невозможно вырастить настоящего гражданина и достойного человека без уважительного, трепетного отношения к своим истокам. Каждая травинка, лесной или полевой цветок, нежный шелест ветра напоминают нам о Родине. К сожалению, в России уже несколько поколений растут без этих главных ценностей в душе – без национальной идеи и без любви к родине. Таким образом, вопрос воспитания подлинного патриотизма, того, о котором писали и Пушкин, и Салтыков-Щедрин, и Соловьев, становится проблемой выживания нации, народа и, разумеется, государства. На мой субъективный взгляд, подлинный патриотизм всегда основан на глубоком знании жизни родной страны, на любви к ее истории и культуре. Еще одно важное соображение – патриотизм не допускает ненависти к другим. Любить свое не означает ненавидеть иное. Патриотизм должен быть открытым к восприятию передовых достижений других стран, он должен владеть искусством диалога. Огромную роль в формировании и развитии патриотических чувств играют традиции преемственности поколений, непрерывность исторической связи и историческая память народа.
Учитель: С давних времен Русь славилась своими богатырями, людьми сильными, смелыми, любящими свою родную землю, свою Родину. Но сегодня пойдет разговор о героях, которые жили, живут рядом с нами.
Но для начала давайте разберёмся, что есть патриот, патриотизм?
И что нового привнесло в его понимание наше непростое время? Как же всё-таки воспитать патриота в современных сложных условиях, полных противоречий?
Попробуем высказать свои соображения на этот счёт. В разные исторические периоды люди вкладывали разный смысл в понятие «патриотизм». У древних греков так именовались земляки (люди, которые родились в одном месте). Современный словарь определяет значение слова « патриот» так: это человек, любящий свое Отечество, преданный своему народу. Давайте познакомимся с некоторыми подходами к этому понятию
Работа в группах. ( Пять групп) – учитель предлагает вытянуть по два
« билета», где написаны высказывания великих людей.
Задание: В чем автор видит суть патриотизма? С какими мыслями автора вы согласны, а с какими могли бы поспорить? Выступление групп.
1.В человеке порядочном патриотизм есть не что иное, как желание трудиться на пользу своей страны, и происходит он ни от чего другого, как от желания делать добро, сколько возможно больше и сколько возможно лучше. Добролюбов Н.А.
2.Патриотизм — это не значит только одна любовь к своей родине. Это гораздо больше... Это — сознание своей неотъемлемости от родины и неотъемлемое переживание вместе с ней ее счастливых и ее несчастных дней. Толстой А. Н·
3.Патриотизм — это свирепая добродетель, из-за которой пролито вдесятеро больше крови, чем от всех пороков вместе. А. И. Герцен.
4.Истинный патриот — это человек, который, заплатив штраф за неправильную парковку, радуется, что система действует эффективно.
Билл Воган.
5.Важно, чтобы ты был готов умереть за свою страну; но еще, важнее, чтобы, ты был готов прожить жизнь ради нее. Теодор Рузвельт
6· Патриотизм определяется мерой стыда, который человек испытывает за преступления, совершенные от имени его народа. Адам Михник.
7. В недавнее время патриотизм состоял в восхвалении всего хорошего, что есть в отечестве; ныне уже этого недостаточно, чтобы быть патриотом. Николай Добролюбов.
8. Патриотизм как цель и результат патриотического воспитания молодёжи – это проявление любви к Родине, отчизне, отечеству. Владимир Даль .
9.Я не смею думать, чтобы у нас в России было немного патриотов; но мне кажется, что мы излишне смиренны в мыслях о народном своем достоинстве. А смирение в политике вредно. Кто самого себя не уважает, того, без сомнения, и другие уважать не будут. Не говорю, чтобы любовь к Отечеству должна ослеплять нас и уверять, что мы во всем лучшие; но русский должен, по крайней мере, знать себе цену свою. Н. М. Карамзин.
10. Я, конечно, презираю, отечество мое с головы до ног — но мне досадно, если иностранец разделяет со мной это чувство. Петр Чаадаев
11. Для граждан России особенно важны моральные устои. Именно они составляют стержень патриотизма, без этого России пришлось бы забыть и о национальном суверенитете». В. В. Путин, Президент РФ
Прогнозируемый результат:
Патриотизм - нравственно - эмоциональная связь личности, общности с комплексом географических, этнических, исторических, культурных, религиозных представлений в памяти о Родине. Проявление – отстаивать, защищать Отечество.
Учитель: Как вы думаете, патриотизм сегодня - это реальность или утопия?
Прогнозируемый результат: Сегодня патриоты нужны не меньше чем в годы войны. Сегодня тоже идет бой – бой за будущее страны, за будущее живущих в ней народов. Каким оно будет, зависит от нас, кому- то еще
предстоит во многом разобраться, все понять и взвесить, чтобы стать достойным сыном Отечества.
Учитель: Сегодня мы познакомимся с гражданами Российской Федерации. А что означает слово « гражданин?»
Прогнозируемый результат: Гражданин – это человек, мысли и поступки которого направлены на благо Отечества, на благо своего народа.
Учитель: Человек и гражданин?
Прогнозируемый результат: Человек самое широкое понятие: существо и биологическое и социальное. Можно сказать: « Человек родился, болеет человек, наслаждается музыкой». Если на место слово «человек» поставить слово « гражданин», то будет звучать нелепо. Человек понятие широкое, «гражданин»- это, прежде всего лицо, наделенное политическими, гражданскими, иными правами и обязанностями.
Слайд №1—« Я служу России», звучит песня , которая так и называется
Слайд №2 -Обращаться к истории своей страны – не праздная, а осознанная потребность любого народа. Это опора для потомков, неисчерпаемый родник мудрости и силы. А память – наш единственный инструмент соединения с прошлым.
Слайд №3- Каждый павший – живой - если в сердце живет…
Фото –Струкалина Ильи
Слайд№4--- Как это было
Илья родился 4 ноября 1975года в городе Углегорске. Рос мальчиком неразговорчивым, скрытным даже. 1сентября 1983 года Илья впервые переступил порог средней школы №5. Симпатичный кудрявый мальчик с огромным букетом цветов и держался за руки родителей, глаза мальчика излучали интерес к тому, что происходит вокруг. |
Слайд№5 -1984г.-2 класс. Илья - первый справа
Из воспоминаний учителей было ясно, что Илья был любознательным ребенком, учился с желанием. Любимым предметом была математика. Активно участвовал в школьных мероприятиях. Особенно ему нравился смотр строя и песни. В классе ребята любили его за простоту и доброту. |
Слайд №6 -Илья на лыжах Слайд №6 - Илья со старшим братом
Слайд №7-
Сочинение Ильи ----ученика 4Б класса
Как все изменилось в октябре!
Я давно не был в лесу. Как изменился лес? Воздух в лесу стал холодным и свежим. Солнце стола меньше греть. Только иногда бывает хорошая погода. От мороза капли дождя начинают замерзать, не долетая до земли, и стал падать снег.
Деревья сбросили листья. У некоторых пылает, как маленький огонек, листочек. А ветер - шалун хочет забрать последний листочек, память о ранней осени.
Раньше ковер из огненных листьев был красивым и пылал на земле, как множество огоньков. А в лесу идешь, и на земле лежат червонцы из листьев. Как это было хорошо!
А теперь идешь по поляне, в лесу и ни одного листочка не вспыхнет, как раньше. Если бы они разгорелись, как огонь, это было бы хорошо. А поздней осенью так не бывает.
Слайд №8
С ним было весело и интересно. Любил ходить в походы. Летом Илья с друзьями целыми днями пропадал на рыбалке. После школы мечтал стать обыкновенным рабочим, завести семью. А еще он всегда мечтал получить водительские права. Машины, мотоциклы для него – это больше ,чем увлечения. |
Слайд №9
Слайд №10 – Илья - ПЕРЕД ПРИЗЫВОМ В АРМИЮ
Экзамены. Училище. Армия - это все было еще впереди. После девятого класса Илья учился в Шахтерске ВПУ№9 на автослесаря. А 5 декабря 1994 г.его жизнь изменил приказ №107, призван на действительную службу. Служба начиналась в Хабаровске, в январе 1995 года был отправлен под Нижний Новгород, затем Чечня. |
Слайд №11
Слайд №12- Последнее письмо сына родителям
Здравствуйте мама, папа и брат Санька. Пишу вам в последний день перед отправкой в самое пекло, с того куда ты приезжала. Завтра идем в бой, наша машина идет во главе колоны. Будем удерживать украинский батальон наемников. Если собрать все банды вместе, то подсчитаем, что их численность 9 тыс. человек |
Учитель: Можно ли считать Илью гражданином – достойным сыном Отечества?
Прогнозируемый результат: Да. Он защищал часть нашей Родины – Чечню.
Учитель: В течение нескольких лет российские солдаты участвовали в Афганской войне. Можно ли их считать патриотами?
Прогнозируемый результат: Да. В разных точках мира постоянно вспыхивают военные конфликты. Войны приносят страшные страдания. Ребята, воевавшие в Чечне, сохранили целостность нашей Родины. А участвуя в Афганистане, СССР беспокоился, во-первых, в охране своих собственных границ, а во-вторых, в противодействии попыткам другой сверхдержавы закрепиться в регионе. Кроме всего прочего девять лет войны — это девять лет мира и спокойствия среднеазиатских республик и наших границ на юге.
Ученик читает письмо сына с фронта: «17.05.87. Отец, ты пишешь, что мы тут теряем здоровье, порой жизнь из-за азиатов. Это далеко не так. Мы, конечно, выполняем интернациональный долг, но, кроме этого, мы ведь выполняем и патриотический долг, ведь мы защищаем южные границы и нашей Родины, а стало быть, вас. Вот это-то и является главной причиной нашего нахождения здесь. Отец, ты представь, какая бы угроза нависла над СССР, если бы здесь были американцы и на границе стояли их ракеты».
Слайд №13
Слайд №14
Мы ни разу свои ордена не наденем. И в парадном строю вдоль трибун не пройдём. Мы погибли, но мы и погибшие верим: Не забудет история наших имён. |
Учитель: Вновь слайд №3.Посмотрите внимательно. Что общего?
Прогнозируемый результат: глаза, губы, нос, военная одежда. Они родственники: дед и внук. Им было по восемнадцать лет, когда они в разное время были призваны на службу.
Учитель: Они участвовали в разных войнах, но выполняли один долг: защищали Родину. Прав В.В. Усманов: «У великих предков не бывает сереньких потомков. Величие России в ее людях, патриотах своего Отечества, носящее гордое имя Россия». Почему удалось одержать победу над фашизмом? Потому что люди были такие, как Чупин Василий Тимофеевич - настоящими патриотами России. Они не побоялись этой страшной и мучительной войны, жертвовали собой ради будущих поколений.
Слайд №15
Родился Василии в Иркутской области. В семье крестьянского бедняка. Рано потерял родителей. В 11 лет он мог и траву косить и корову доить и коня запрягать. Учиться после начальной школы сразу не довелось, потому что в доме был нужен помощник. Зато спустя годы наверстывать пришлось по два-три класса одновременно. В 1943 году Василия забрали в армию. Служил на флоте во Владивостоке, на острове Русском. Выучился на радиста. Получил высшую категорию. А тут грянула война, и затянулась армейская служба для него на долгие десять лет.
На Дальнем Востоке тоже требовался крепкий и надёжный щит. Василий Тимофеевич принимал участие в войне с Японией в составе тихоокеанского флота северной тихоокеанской флотилии, за что имеет награды. Орден отечественной войны II степени, медали «за победу над Японией» и «за боевые заслуги». |
Слайд 18
После войны служил на севере Сахалина, там женился, и в 1949 году с семьей переехал в Углегорский район. Спустя десять лет Василий Тимофеевич окончил Хабаровскую Высшую партийную школу и два года проработал заведующим орготделом Лесогорского РК КПСС. Поработав некоторое время заведующим орготделом райкома КПРФ, Василий Чупин сам попросил направить его на шахту «Тельновская» секретарем парт кома. Захотел побыть в гуще событий, в живом, трудовом коллективе. Затем в этом же качестве он работал на шахте «Углегорска», в морском торговом порту. Работал Василий Тимофеевич и инкассатором, и охранником, и вахтером. |
Слайд №19
Слайд №«20
С 1986 года Василий Чупин возглавил Углегорский совет ветеранов. Вместе с членами совета работали над главной задачей, знать – как живут ветераны, пожилые люди, интересоваться их бытом, положением дел, их настроением. Василий Чупин постоянно в гуще событий. Ни одно обращение ветеранов не остается без внимания. Среди многих наград ветерана войны Василия Тимофеевича Чупина есть памятная медаль «Патриот России». За вклад в ветеранское движение в 2003 году ему присвоено звание «почетный гражданин Углегорского района». Сейчас Василий Тимофеевич передает богатый опыт работы своим приемникам уже в качестве заместителя председателя совета. По его мнению, семейное благополучие в их доме заслуга супруги Юлии Аркадьевны. Благодаря ее терпению, благородству, он когда то получил не только среднее, но и высшее образование. И всю жизнь чувствовал поддержку любимой жены и друга. У супругов Чупиных четверо детей, десять внуков и семь правнучек. Есть, кем гордиться, кому о старших позаботиться! |
Слайд №21
Слайд №22
Василий Тимофеевич постоянно в гуще событий. Ни одно обращение ветеранов не остается без внимания. Среди многих наград у ветерана войны Василия Тимофеевича есть памятная медаль «Патриот России |
Слайд №23
За вклад в ветеранское движение в 2003 году ему присвоено звание «почетный гражданин Углегорского района». Теперь Василий Тимофеевич передает богатый опыт работы своим приемникам уже в качестве заместителя председателя совета. |
На данный момент Василию Тимофеевичу девяносто два года. Но не смотря на возраст, он продолжает оставаться всё таким же добрым, чутким, отзывчивым и общительным человеком. За что его все очень любят и относятся к нему с большим уважением. И помимо этого он очень заботливый семьянин. Но оп его мнению семейное благополучие в доме – заслуга его жены, Юлии Аркадьевны, которая всю их совместную жизнь, а это шестьдесят четыре года, поддерживает мужа во всех его делах и начинаниях. А также четверо детей, десять внуков и семь правнучек не забывают о своем отце,
дедушке, прадедушке, навещают его, несмотря на разделяющие семью километры и мили, у этой семьи очень тесные и крепкие связи. Не зря прожиты многие года.
Василий Тимофеевич называет себя очень счастливым человеком, потому что встречались ему на жизненном пути по большей части хорошие, добрые люди и сейчас, по призванию ветерана, он живет среди замечательных людей. По закону жизни, так бывает всегда: каков человек, таково и его окружение. Это замечено и сказано не впервые…
Слайд №24
Время летит неумолимо. Все меньше на земле живых свидетелей Великой войны с фашизмом. Сегодня седые ветераны рассказывают внукам о войне. А если позволяет здоровье выезжают на братские захоронения и места боев.
Слайд №25
Великая Отечественная война закончилась уже давно. Выросло новое поколение, которое не знает ни боев и грохота взрывов. Но в памяти нашего народа никогда не изгладятся подвиги и потери, горькие месяцы отступления и радости первых побед. Мы должны помнить о тех, кто никогда не увидит свою Родину свободной. О тех, кто так и не узнал, чем кончилась волна, кто победил. Помнить о героях войны наша обязанность, наш долг.
Слайд №26
Слайд №27
Война. Она такое дело,
О ней не вспоминать нельзя,
Та память нам не надоела,
Как мыслят некие «друзья».
Ее события и даты
Огнем вошли в сердца людей.
Еще живут ее солдаты,
Хранители святых идей.
Слайд №28
9 Мая, без преувеличения, один из самых народных и близких сердцу каждого углегорца праздник. Самые теплые слова в этот день были сказаны в адрес воинов, переживших все тяготы и лишения войны и дошедших до Победы. Память павших героев участники шествия почтили минутой молчания. |
Слайд №29
От бескрайней равнины сибирской До Полесских лесов и болот Поднимался народ богатырский, Наш великий, могучий народ! Выходил он: свободный и правый, Отвечая войной на войну, Постоять за родную державу, За могучую нашу страну |
Слайд №30
Победа в войне – это ликование и скорбь. Время их не приглушает. А мы с вами должны эту память о самой страшной войне, которая коснулась каждой семьи, передавать из поколения в поколение. День Победы был, есть и должен оставаться самым святым праздником. Ведь те, кто заплатил за него своей жизнью, дали нам возможность жить сейчас. Мы обязаны помнить об этом всегда. Память павших и не доживших до сегодняшнего дня почтим минутой молчания
Учитель: Сегодня часто можно услышать два слова: национализм, патриотизм. Какой знак можно поставить между понятиями, почему?
Работа со словарем.
Национализм – один из принципов идеологии и политики, заключающийся в проповеди национальной обособленности и исключительности, недоверия к другим нациям и межнациональной вражде.
Патриотизм – преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу. (Д.Н.Ушаков. Толковый словарь русского языка )
Патриотизм – нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины.(Философский словарь)
Прогнозируемый результат:
1.Национализм - это когда ты гордишься, но "выпячиваешь" достоинства своей нации, а прочих унижаешь. Патриотизм - это когда ты гордишься за свой народ, за свое государство (независимо от национальности)
2.Патриотизм это любовь к родине. Национализм это любовь к своему народу. Не надо путать националистов и шовинистов.
Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей Родины, желание сохранять её характер и культурные особенности и идентификация себя с другими членами народа, готовность подчинить свои интересы интересам страны, стремление защищать интересы Родины и своего народа.
Учитель: выполнение своих гражданских обязанностей является
признаком российского патриотизма. В этой связи актуальными являются слова, сказанные патриотом своей страны, президентом Рузвельтом: «Важно, чтобы ты был готов умереть за свою страну; но еще важнее, чтобы ты был готов прожить жизнь ради нее». Объясни.
Прогнозируемый результат:
Быть хорошим тружеником, специалистом, профессионалом, отличная учеба, ответственное отношение к работе, научные достижения, победы в спорте, искусстве – все это проявления патриотизма и гражданственности.
Учитель: Мы вспоминаем о ветеранах войны в День Победы, когда они надевают свои ордена, дарим им цветы. А в повседневной жизни? Так ли внимательны мы и наше государство? А их так мало осталось в живых, они уходят от нас. Эти люди во время войны отдавали жизнь ради Победы. Они совершали настоящие подвиги, ничего не требуя взамен. Это наша национальная гордость. Патриотизм всегда имел особую силу в России. Это связующее звено в обществе и самое нужное качество для гражданина.
А сейчас, ответим на вопросы данной анкеты.
Анкета. Как Вы понимаете патриотическое воспитание?
1. Как Вы понимаете патриотическое воспитание?
А.Любовь к своему отечеству и служение ему.
Б.Не знаю.
2. Как Вы понимаете термин «мужественность»?
А.Качества личности с сильными чертами характера.
Б.Качества личности со слабыми чертами характера.
В.Мне это незнакомо.
3. Необходимо ли сейчас обращать внимание на патриотическое воспитание поколения?
А.Да.
Б.Нет.
В.Не знаю.
4. Что значит для Вас «Родина», «Отчизна», «Отечество»?
А. место, где родился или вырос.
Б.Это терминология, обозначающая место рождения или место жительства.
В.Я не знаю, что это значит.
5. Считаете ли вы себя патриотом? В чем это проявляется?
6. Как Вы считаете, кем и где должно проводиться патриотическое воспитание?
А.В семье.
Б. В школе.
В.И в семье и в школе.
7. Когда необходимо делать основной упор на патриотическое воспитание?
А.С раннего детства.
Б.В подростковом и юношеском возрасте.
В.В более зрелые годы.
8. Поднимались ли вопросы о патриотизме в вашем учебном заведении?
А.Да.
Б.Нет.
В.Частично.
9. Считаешь ли ты, что в школе должен быть отдельный учебный предмет, связанный с патриотическим воспитанием?
А.Да, я считаю, что необходим такой предмет, который делает упор на патриотическое воспитание.
Б.Нет, такой предмет в рамках школьной программы не нужен.
В.Считаю, что патриотическое воспитание необходимо проводить в комплексе, а не только в рамках одного предмета.
10. Есть ли смысл в патриотическом воспитании в наше время?
Да, сейчас, как никогда в наше время необходимо патриотическое воспитание.