Внеклассное мероприятие урок мужества "У войны не детское лицо". Это мероприятие направлено на патриотическое воспитание молодого поколения. Этот день занимает особое место среди отмечаемых праздников в России для нас живущих на Волгоградской земле. Он поможет нам больше узнать о военном времени.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок мужества "У войны не детское лицо" »
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Верхнегрязнухинская средняя образовательная школа
Камышинского района Волгоградской области
Учитель начальных классов
Свистуленко Н.Н.
Пояснительная записка
Россия – большая страна с многовековой историей. Изучать прошлое и настоящее такой страны – занятие интересное и увлекательное. Но осознать ее историю, найти первоисточник ее силы и могущества невозможно, не изучив жизнь отдельного ее гражданина.
Почти 70 лет назад 9 мая 1945 года закончилась Великая Отечественная Война. Война, которая принесла много горя и бед, война, унесшая 27 млн. человеческих жизней и оставившая неизгладимый след в сердцах и судьбах каждого человека.
Наша страна готовится к 72- летию победы в Сталинградской битве. Этот день занимает особое место среди отмечаемых праздников в России для нас живущих на Волгоградской земле. Хотелось больше узнать о военном времени, о людях, внесших свой бесценный вклад в Победу над фашизмом.
В наше время необходимо вспомнить о забытой старой русской традиции воспитывать растущее молодое поколение людей на примерах их отцов, дедов, прадедов, как это делали всегда в России. А для этого надо обратить внимание, на тех, кто может стать примером мужества, трудолюбия и гуманного отношения к людям.
Тема:
Урок мужества «У войны не детское лицо…»
Цели :
расширить представление о Великой Отечественной войне, познакомить учащихся с именами детей – героев Великой Отечественной войны;
способствовать расширению кругозора учащихся;
пробудить чувство гордости за свою Родину и за людей, которые спасали свою страну;
способствовать воспитанию чувства патриотизма, интересу поэтическому и музыкальному творчеству, посвящённому Великой Отечественной войне.
Задачи:
1. Изучить условия жизни народа в военные годы (из литературных источников и бесед) и в настоящее время.
2. Изучить биографию Е. П. Рыльцевой, труженице тыла и Роспотнюк А.Н. попытаться выяснить, что помогает человеку выжить в тяжелейших условиях.
Урок мужества « У войны не детское лицо…» рассчитан на возраст 8 -10 лет, для учащихся начальных классов.
Библиографический обзор
В написании работы были использованы следующие материалы:
Источники.
Интервью с Рыльцевой Е. П.
2.Сочинение Роспотнюк Дарьи ученицы 11 класса «Помнить – тяжело, забыть – страшно»: жизнь и судьба Роспотнюк Александры Николаевны, бывшей несовершеннолетний узницы фашистского концлагеря в г. Вупперталь»
Сочинение Баловневой Кристины ученицы 11 класса «У войны не детское лицо…»: жизнь и судьба Рыльцевой Екатерины Петровны труженицы тыла, вдовы участника Великой Отечественной войны»
Материалы школьного музейного уголка, посвященные участникам Великой Отечественной войны и труженикам тыла.
Фотографии из семейного архиваРыльцевой Е. П., Роспотнюк А.Н.
Литература.
1. Новая Иллюстрированная энциклопедия.
2. Детская энциклопедия. История России 20 век.
3. Николаева С. А., Дети и война
4. Материалы Википедии.
Урок мужества "У войны недетское лицо…»
I. Организационный момент
Вед. 1 Всё дальше в прошлое уходит день победы 1945-го года. С каждым годом всё меньше становится живых свидетелей – ветеранов Великой Отечественной войны. И чтобы люди не забыли об ужасах, которые приносит с собой война, писатели, художники, кинематографисты рассказывают в своих работах о тех далёких горьких днях.
Вед. 2 Сегодня мы проводим урок “У войны недетское лицо”. (Слайд 1) Так уж случилось, что наша память о войне и все представления о ней мужские. Это и понятно: ведь воевали в основном мужчины. Но сегодня мы будем говорить о детских судьбах, искорёженных войной. Мы узнаем новое о том, какой ценой далась нашей стране эта победа, о том, что дети во время Великой Отечественной войны наравне с взрослыми защищали Родину от фашистских захватчиков. Мы узнаем имена некоторых детей-героев той войны.
Вед. 1 Детям грозных 40-х годов довелось спасать мир. Война – это не только поле боя, но и тыл, оккупация, плен. (Слайд 2)
II. У войны не детское лицо.
Вед. 2 На фронте дети защищали Родину, шли в бой с оружием в руках, перевязывали раненых, в тылу стояли у станка, рыли окопы, пахали и сеяли. В оккупации помогали партизанам. Как и взрослые солдаты были военнопленными.
Вед. 1 Сегодня мы назовём имена и увидим лица некоторых из них.
(Слайд 3)
Выступление учащихся начальных классов
БОСОНОГИЙ ГАРНИЗОН. (Слайд 4)
1 ученик. Подвиг пионерского отряда Ляпичевской семилетней школы, действовавшего нелегально в придонских хуторах, описан в книге Виктора Дроботова «Босоногий гарнизон». Все мальчишки учились в начальной школе. В пионерском «гарнизоне» было 17 ребят. Старшему из них Аксёну Тимонину, председателю совета отряда, было 14 лет, младшему, Сёмке Манжину, минуло всего 9 лет. Галстуки пионеры хранили в потайном месте, о котором знал только командир «гарнизона» Аксён. Юный командир любил военное дело. У него были деревянные ружья. Мальчики в тайне от взрослых занимались военным делом в займище. Там нашли боеприпасы, таскали их в село и прятали за речкой, чтобы оказать помощь красноармейцам. Обучались стрельбе, мишенью был потрет Гитлера. Фашистам, когда они пришли в село, вредили как могли. Четверо из них
( Аксён Тимоша Тимонины, Серёжа Соколов и Федя Силкин ) знали о раненом офицере, спрятанном в займище. Не раз пробирались к амбарам, где фашисты хранили посылки. Добытые продукты переправляли офицеру. Чтобы выкрасть оружие, Максим Церковников забрался в автомашину, выбрасывая из неё автоматы. Немцы заметили его, но Максиму удалось скрыться. Мальчики всё-же были раскрыты фашистами. Ваня Махин, на квартире у родителей которого стоял немецкий офицер, решил стащить пачку сигарет, чтобы через Аксёна передать раненому советскому командиру. Но случилось непоправимое. Ваню схватили, стали бить, не выдержав истязаний, он назвал несколько имён. В ночь на 7 ноября 1942 года арестованных мальчишек побросали в машину, в которой возили мясо. Уже стояли морозы. Дети были избиты, разуты, раздеты, все в крови, их швыряли в кузов, как поленья. Их родителей немцы погнали рыть яму. «Мы плакали, - вспоминал Филипп Дмитриевич, отец Аксёна и Тимона Тимониных, - сердца наши разрывались от горя и невозможности помочь нашим сынкам». А тем временем мальчиков разделили на группы по пять человек. И поочерёдно группами отводили за стену, где их расстреливали. Один из очевидцев, житель хутора М.Д. Попов, посвятил памяти замученных пионеров стихи «Аверинская драма». (Слайд 5)
2 ученик. Слушайте, люди, печальный рассказ. Были фашисты когда-то у нас. Грабили жителей, мучили, били. В наших домах кровопийцы те жили. Там, где в колхозе силосная яма, днём разыгралась кровавая драма. Драма кровавая, жуткая драма: стала могилой силосная яма. Десять мальчишек бандиты убили. В яму, как кошек, бедняжек зарыли. Десять мальчишек: Ивана, Семёна, Васеньку, Колю, Емелю, Аксёна. Руки пред казнью бандиты связали, пули фашистов сердца пронизали. Горько рыдали их мамы. Нет! Не забыть нам аверинской драмы.
Вед. 2 События, которые описаны в этой маленькой документальной повести, произошли в казачьем хуторе Вербовке, который стоит в устье степной речушки с поэтическим названием Донская Царица. Герои этой повести — десяти-четырнадцатилетние подростки, казачата из колхозных семей. Вед. 1 Их имена, фамилии не выдуманы. Они жили, по-своему боролись с гитлеровскими захватчиками, топтавшими советскую землю. Они не взрывали поездов, не пускали на воздух склады с боеприпасами. Но те маленькие подвиги, которые ребята совершали каждый день, служили великому делу — изгнанию врага с советской земли.
3 ученик
МИША РОМАНОВ— ( родился в Котельниковском районе Волгоградской области) (Слайд6) О подвиге этого пионера—героя пишет писатель Г.И. Притчин. «В тихое утро холодного ноябрьского дня партизанский отряд котельниковцев окружили враги. На бруствере окопа сидел мальчик лет 13—это был Миша. Воевал он вместе с отцом. В отряде его прозвали «дубок». Хутор, где жила Мишина семья, сожгли фашисты. Неизвестно, что стало с матерью и сестрёнкой. Третью атаку предпринимает противник. Партизаны плохо вооружены, но фашисты не могут преодолеть сопротивление партизан. Убит командир, погибло много боевых товарищей. Последним замолк пулемёт отца. Силы неравные, враги подступали вплотную. Миша остался один. Он встал во весь рост на край окопа и стал ждать. Увидев мальчика, немцы остолбенели от удивления. Миша в последний раз взглянул на погибшего отца, схватил в обе руки по связке гранат и метнул их в толпы окруживших его гитлеровцев. Раздался оглушительный взрыв, а через секунду был сражен автоматной очередью сын донского казака, воспитанник Сталинградской пионерской организации Миша Романов». Имя пионера—героя Миши Романова в 1958 году было занесено в Книгу почёта Всесоюзной пионерской организации. Его именем названа пионерская дружина СШ №4 г. Котельниково.
4 ученик
САША ФИЛИППОВ. Сколько бы ни прошло лет, в сердцах жителей нашего города будет памятно имя юного партизана-разведчика Саши Филиппова. Большая семья, в которой рос Саша, жила на Дар-горе. В отряде его знали как «школьника». Невысокий, подвижный, находчивый Саша свободно ходил по городу. Маскировкой ему служили инструменты сапожника, он был обучен этому ремеслу. Действуя в тылу 6-й армии Паулюса, Саша 12 раз переходил линию фронта. Отец Саши после гибели сына рассказывал, какие ценные документы приносил Саша военным, добывал сведения о расположении войск в городе. Он взорвал немецкий штаб, метнув в его окно гранату. 23 декабря 1942 года Сашу схватили гитлеровцы и повесили вместе с другими партизанами. Именем Саши названы школы и дружины в нашем городе и области, парк в Ворошиловском районе, в котором установлен его бюст.
5 ученик
СЕРЁЖА АЛЁШКОВ. Из книги А. Алексина, К. Воронова «Человек с красным галстуком». Полк стоял под Сталинградом и готовился к прорыву вражеской обороны. Боец Алёшков вошёл в блиндаж, где склонились над картой командиры, и доложил: - Там, в соломе, кто-то прячется. Командир послал к копнам солдат, и вскоре те привели двух немецких разведчиков. «Боец Алёшков, - сказал командир, - от лица службы объявляю Вам благодарность. - Служу Советскому Союзу! - отчеканил боец». Когда советские войска форсировали Днепр, боец Алёшков увидел, как над блиндажом, где находился командир, взметнулось пламя. Он бросился к блиндажу, но вход завалило, и в одиночку ничего нельзя было сделать. Боец под угарным огнём добрался до сапёров, и только с их помощью удалось извлечь из-под груды земли раненого командира. А Серёжа стоял неподалёку и … ревел от радости. Ему было всего 7 лет… Вскоре после этого на груди самого молодого бойца появилась медаль «За боевые заслуги».
6 ученик
ВОЛОДЯ ДУБИНИН. (Слайд7) Юный разведчик действовал в Серафимовическом и Клетском районах. Под видом беспризорника бродил по хуторам и станциям, всё, что видел и слышал, точно фиксировал в памяти и докладывал командиру части. Благодаря его данным советская артиллерия подавила огневые точки немецкой дивизии, рвавшейся летом 1942 года к Сталинграду. В декабре того же года награждён орденом Красной Звезды. В эти страшные дни пионер Володя Дубинин проявил огромное мужество, находчивость, энергию. Володя организовал из детей-партизан группу юных пионеров-разведчиков. Через потайные ходы, ребята выбирались на поверхность и добывали необходимые партизанам сведения. В канун нового 1942 года части Красной Армии и Флота выбили фашистов из Керчи. Помогая саперам вести разминирование - Володя Дубинин погиб. Юный партизан посмертно награжден орденом Красного Знамени.
Вед. 2 Виниченко Илона, ученица 4 класса прочитает нам стихотворение С.Михалкова «Десятилетний человек». (Звучит музыка М. Бернеса «Журавли».
Десятилетний человек
Крест-накрест синие полоски На окнах съежившихся хат. Родные тонкие березки Тревожно смотрят на закат. И пес на теплом пепелище, До глаз испачканный в золе, Он целый день кого-то ищет И не находит на селе... Накинув старый зипунишко, По огородам, без дорог, Спешит, торопится парнишка По солнцу – прямо на восток. Никто в далекую дорогу Его теплее не одел, Никто не обнял у порога И вслед ему не поглядел. В нетопленной, разбитой бане Ночь скоротавши, как зверек, Как долго он своим дыханьем Озябших рук согреть не мог! Но по щеке его ни разу Не проложила путь слеза. Должно быть, слишком много сразу Увидели его глаза. Все видевший, на все готовый, По грудь проваливаясь в снег, Бежал к своим русоголовый Десятилетний человек. Он знал, что где-то недалече, Выть может, вон за той горой, Его, как друга, в темный вечер Окликнет русский часовой. И он, прижавшийся к шинели, Родные слыша голоса, Расскажет все, на что глядели Его недетские глаза.
(С. Михалков)
Вед. 1 Есть такое выражение: «На войне всегда есть место подвигу». А что значит совершить подвиг? Кто способен совершить подвиг? (Слайд 8)
III. Труженики тыла
Вед.2 На войне был свой враг: немецко-фашистские захватчики, а в тылу свой: голод и холод. Мы не должны забывать о массовом трудовом героизме в тылу. Основная часть работы в тылу легла на плечи детей.
Вед. 1 Война…. Эта беда ворвалась в каждый дом непрошеной гостьей. Не обошла она и дом Рыльцевой Екатерины Петровны.
Вед. 2 Послушайте выдержки из интервью с Рыльцевой Екатериной
Петровной, ветераном тыла, труда и вдовы участника Великой
Отечественной Войны . (Слайд 9)
- Екатерина Петровна, где вы родились?
- Я родилась в 1926 году в селе Чухонастовка Камышинского района Волгоградской области.
- А сколько вы закончили классов и когда стали работать?
- Образование у меня начальное. Всего 4 класса. А начала я работать с 1937 года. Мне было всего 12 лет. Летом помогала повару в колхозной столовой, зимой вязала снопы. Когда стала постарше, работала на почте, а затем трактористкой.
- Кем вы мечтали стать?
- Мечтала учиться дальше, но не было возможности , потому что у нас была многодетная семья. В семье было четверо маленьких детей. Поэтому все мои братья, и я пошли работать очень рано.
- Скажите, пожалуйста, помните ли вы начало войны – 22 июня 1941 года.
- Очень хорошо помню первый день войны.
Я работала в этот день на почте, дежурила у коммутатора. По телефону сообщили, что началась война. Мне было всего 14 лет. Было очень страшно, ведь я была совсем ещё ребёнком. Мне нужно было сообщить кому-то из взрослых, и я побежала в Сельский Совет.
- Какой ваш вклад в Великую Победу? (Слайд 9)
Во время Сталинградской битвы я была на оборонительных работах, на подступах к городу Камышину. Было очень трудно: холод, голод. А особенно было тяжело в декабре 1942 года, когда мы копали окопы в селе Госстанция. Зимы в то время были очень холодные и снежные, температура достигала 35 градусов. Земля была сильно промёрзшей, и поэтому было очень тяжело копать. Многие из нас обмораживали руки и ноги, а один раз ноги примёрзли к сапогам. Бои шли далеко от нашего села, но слышны были военные раскаты, гул самолётов.
По селу день и ночь проходили солдаты, ехали танки на Сталинград. Когда немцы отступили от Сталинграда, стало немного легче. С весны 1943 года работала на тракторе: пахала, сеяла, убирала урожай. Так же мы возили хлеб на быках в село Антиповка на переправу и отправляли хлеб на фронт. То есть, всё делала, что было в моих силах, чтобы приблизить Великую Победу. Через год после победы я побывала в Сталинграде. Город был полностью разрушен. Там, где сейчас Мамаев курган, а это была просто высота, было похоронено много солдат. И я запомнила, как после дождя, высота была розовой от крови захороненных воинов. (Слайд 10)
- Как ваша судьба сложилась после войны? (Слайд 11)
- После войны учиться было некогда, потому что нужно было поднимать сельское хозяйство. Мой трудовой стаж составляет более 40 лет. В 1949 году я вышла замуж за своего односельчанина, который пришёл с войны. Вместе мы вырастили троих детей и дали всем образование.
- А есть ли у вас награды? (Слайд 12)
- Да, я была награждена медалями:
«За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»,
«50 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»,
«60 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».
(Слайд 13)
Вед. 1 Сейчас Екатерине Петровне 88 лет. Она инвалид 1 группы, у неё ампутированы обе ноги. Здоровье у неё очень плохое. Вероятно, сказалась тяжёлая жизнь во время войны. (Слайд 14)
Вед. 2 У Екатерины Петровны нет удостоверения участника Сталинградского сражения, потому что на тот момент она была ещё подростком. С недавних времен, в связи с ухудшением здоровья, она, уроженка села Чухонастовка, вдова участника Великой Отечественной войны, труженица тыла, проживает у своей дочери, работающей учительницей в Верхнегрязнухинской школе, Вагнер Натальи Ивановны. (Слайд 15)
Вед. 1 Познакомившись с жизнью Екатерины Петровны, понимаешь, как было нелегко людям, в те военные годы. Её судьба, как и судьбы всех людей того поколения, была непроста. Эти молодые люди прошли через все трудности и испытания, чтобы спасти свою Родину и защитить жизнь будущего поколения. (Слайд 16)
Вед. 2 С каждым годом все дальше и дальше от нас уходит Великая Отечественная война, все меньше остается свидетелей тех страшных событий. О Екатерине Петровне мы знаем и помним: проводим операцию «Забота», чествуем на праздниках, говорим на Уроках мужества.
IV. Несовершеннолетняя узница концлагеря
Вед. 1 Среди огромной информации о тех трагических и героических событиях еще остаются «белые пятна». Одной из таких страниц Великой Отечественной войны является вопрос о советских военнопленных в гитлеровских концлагерях.
Вед. 2 Человечество должно помнить об ужасах фашистских концлагерей. (Слайд 17)
Выступление ученицы 11 класса Роспотнюк Д.
Я хочу рассказать о судьбе моей бабушки Александры Николаевны Роспотнюк, бывшей несовершеннолетней узницы концлагеря г. Вупперталь. Она с 1941 по 1945 года находилась в фашистском концлагере в г. Вупперталь.
В концлагере г. Вупперталь погибло более 1000 подневольных рабочих и военнопленных. Они были повешены или расстреляны гестаповцами, замучены до смерти, большинство из них умерли во время исполнения «трудовых обязанностей» в Вуппертале, или же погибли в ходе бомбардировок, умерли от туберкулеза, дизентерии, воспаления легких или недоедания. Более 300 жителей Вупперталя стали жертвами убийственных программ «эвтаназии». Они умерли в газовых камерах умерщвительных учреждений Т4 или погибли от смертельного укола или дозы яда в так называемых учреждениях для лечения и ухода за инвалидами и тяжело больными, или же погибли в результате недоедания. Моей бабушке повезло чудом выжить в этом аду.
Моя бабушка, Александра Николаевна Роспотнюк, родилась 10 августа 1924 г. в г. Житомир. Она выросла в многодетной семье. Детей в семье было семеро. К сожалению, 27 ноября 2013 года моя бабушка скончалась.
Моей бабушке было всего 17 лет, когда она попала в концлагерь г. Вупперталь. Бабушка была определена работать на завод по производству снарядов. Работа была очень тяжелая, непосильная для молодой девушки.
Завод по производству снарядов находился под землей, под прудом. Рабочих сажали в специальные лифты и спускали в подземную шахту. Работа на заводе была не просто каторжная, а невыносима для организма человека. «Особенно было жалко маленьких детей, которые практически не видели солнечного света и не дышали воздухом» - рассказывала бабушка.
Многие земляки Александры Николаевны не выдерживали и сбегали. Но побеги всегда были неудачны и заканчивались смертью.
Зимой 1945 года начались бомбежки над Вупперталем. Поздно ночью в лагерь вошли русские солдаты. За ними англичане. Неделю эшелон с освобожденными остербайтерами двигался по освобожденным территориям к границе СССР. (Слайд 18)
В одной из книг мне встретились слова: «Нет ничего страшнее того, что люди делали с людьми». То, что я узнала об этой странице войны, не может оставить равнодушным нормального человека. Это страшно. Это ад, который сотворили люди, считающие себя цивилизованными. Мы должны помнить о концлагерях, чтобы такое не повторилось.
V. Рефлексия
– Очень часто не подозреваем, насколько мы сильны. Взрослый может струсить, а ребёнок придёт на помощь. Сегодня мы с вами посмотрели на Великую Отечественную войну по-другому. Что нового вы узнали? Что приобрели на уроке?
VI. Итог урока
– Война разрушила мирную жизнь людей, их мечты, надежды. Во время войны человек начинает понимать свою значимость, ощущать необыкновенный душевный подъем, старается сделать все, что только ему по силам, даже если это стоит жизни. Война заставила детей делать то, что не свойственно им по самой природе – убивать. Но дети проявили глубокую человечность, несокрушимую твёрдость и смелость.
Неугасима память поколений И память тех, кого мы свято чтим, Давайте, люди, встанем на мгновенье И в скорби постоим и помолчим (. Слайд 19).
Минута молчания (звучит метроном)
Память о таких героях надолго останется в наших сердцах! Спасибо всем. И я желаю, чтобы в вашей жизни никогда не было войны, чтобы не было места военным подвига.