Учитель МБОУ Пристанционная основная общеобразовательная школа
Дубатовкина Марина Ивановна
Урок знаний в 3 классе
Тема: «Что такое мир»
Цели:
-поддержать у детей праздничное настроение от встречи со школой;
-создать настрой на учебную деятельность;
-помочь детям осознать личную причастность к делу сохранения мира;
-формировать чувство личной ответственности и сопричастности к сохранению мира.
Материалы и реквизит:
- заготовки - шаблоны голубей из плотной бумаги, листы белой бумаги для крыльев, скрепки (по количеству обучающихся);
- рисунок «Дом мира» (изображение дома из 9 разноцветных кирпичей, на крыше написано слово «мир»);
- карточки разных цветов со словами, составляющими понятие «мир»
Ход занятия
- Организационный момент.
Вступительное слово учителя
Если ты с утра проснулся и увидел за окном:
Все нарядны и с цветами, и весёлый полон дом;
Если видишь: по дороге много школьников идёт-
Значит, наступила осень, начался учебный год.
-Для миллиона россиян сегодня большой праздник – День знаний. Для тысяч учителей сегодня праздник – День знаний. Для миллионов родителей сегодня праздник – День знаний, начало учебного года. Дорогие ребята, я рада встрече с вами.
Промчались летние деньки, за парты вам пора,
Опять вы все ученики, учёба – не игра!
-Ребята, я рада вас видеть повзрослевшими, поумневшими, теперь вы уже в третьем классе. Поздравляю вас с началом нового учебного года и желаю успехов в учёбе.
Есть на нашей планете Земля удивительная страна, площадь которой составляет 17 миллионов квадратных километров, с населением свыше 150 миллионов человек. Самая большая страна в мире! Это Россия. И есть в этой России маленькая школа.
В стране огромной среди тысяч школ
Есть одна, в которую учиться ты пришёл.
Есть одна, в которой жить нам всем, друзья.
Есть одна такая. Без неё нельзя.
-Назовите номер школы.
-Назовите свой класс, в котором вы будете учиться.
-Сколько учеников в нашем классе? Сколько мальчиков? Девочек?
- Основная часть.
1.Сегодня большой праздник. Музыка, шары, голуби – посланники мира, море цветов, детский смех.
Но было так… 1сентября 2004 года рано утром в городе Беслане (в Северной Осетии) отправились ребятишки со своими родителями в школу за знаниями. Те же цветы, музыка, смех…
А потом чудовищная трагедия. Истерзанный до последней нервной клеточки город сходит с ума, корчится в немыслимых муках непереносимого горя каждый дом, каждая осетинская семья.
Как страшно, надрывно воют обессилевшие от слёз и крика бесланские матери. Как страшно рыдают сдержанные осетинские мужчины, потерявшие своих детей.
Страшные были часы и минуты,
Ужас в глазах у ребят, матерей…
Остановитесь! Вы, что же, не люди?!
Вы ведь в заложники взяли детей!
Как вы посмели, подлые твари,
Руку поднять на святое земли?!
Нет террористы – дьяволы, дети!
Их ненавидят все люди земли.
Мир содрогнулся от преступлений террористов в Беслане. Мир и сегодня скорбит по погибшим в Беслане взрослым и детям.
2.Ребята, наверное, многие из вас слышали о птице мира.
Какую птицу так называют? (Дети отвечают.)
А почему именно голубь стал птицей мира?
Вы, наверное, знаете, кто такой Марс? (Дети отвечают.)
Это бог войны в Древнем Риме. Он был очень грозным и любил кровопролития.
Но однажды с ним произошла одна история. Как обычно, Марс собирался на войну. Он уже полностью надел свои доспехи, взял оружие, и ему оставалось только надеть шлем. Но когда он захотел его взять, то увидел, что в шлеме свила гнездо голубка, которая умоляюще смотрела на бога войны, как будто прося не разорять гнездо и дать ей вырастить птенцов. Грозный бог пожалел маленькую птицу и не стал тревожить ее. Но поскольку без шлема он не мог начать войну - ведь его доспехи не были полными, то на Земле воцарился мир. Поэтому голубя с древнейших времен считают птицей мира.
III. Изготовление голубей.
Учитель. Ребята, перед вами лежат заготовки - шаблоны голубей и листы бумаги.
Вам нужно сложить лист гармошкой вдоль и вставить получившиеся крылья в заготовку. А потом мы «выпустим» нашу стаю голубей - развесим их в нашем классе.
Учащиеся выполняют задание, а потом развешивают голубей на нитках, натянутых в кабинете. Желательно, чтобы все это происходило под звуки музыки.
IV. Минута памяти.
Учитель. Видите, как много голубей мы сделали, мы очень хотим, чтобы на Земле всегда был мир. Но наша планета пережила множество войн и конфликтов. Давайте почтим минутой молчания память всех павших во время войн и террористических актов.
Минута молчания.
Ученик. Поклонимся великим тем годам,
Тем славным командирам и бойцам
И маршалам страны, и рядовым,
Поклонимся и мёртвым и живым.
Всем тем, которых забывать нельзя,
Поклонимся, поклонимся, друзья.
Всем миром, всем народом,
Всей землёй
Поклонимся за тот великий бой.
V. Деловая игра «Дом мира».
Звучит музыка.
Учитель. Вы, наверное, обратили внимание на дом, который нарисован на плакате. Он яркий, красочный и светлый. Давайте прочитаем, что написано на его крыше.
Дети читают слово «мир».
На доске прикреплены карточки-«кирпичики», на которых написаны понятия. Эти понятия характеризуют те свойства и характеристики человека и общества, которые нужны нам для сохранения мира.
Это (читает карточки)
«Интернационализм» - уважение к людям всех национальностей,
«Дружба» - свойство общения между людьми,
«Уважение мнения других»,
«Умение слушать и слышать»,
«Взаимопонимание»,
«Оценивание людей по поступкам, а не по внешним признакам», «Интерес к людям»,
«Уважение ценности жизни» (т. е. нужно уважать любую жизнь на планете),
«Доброта».
Сейчас мы должны составить из этих «кирпичиков» свой «Дом мира». Но прежде вам необходимо очень хорошо подумать.
Составлять кирпичики нужно по 3 штуки в каждом ряду и соблюдать следующее правило: в нижнем ряду - фундаменте - должны быть понятия изначальные, без которых невозможно все остальное; средний ряд - понятия, которые вырастают из фундамента, помогая достичь 3-го ряда, в котором должны находиться понятия, важные для всего общества и каждого человека.
(Дети выполняют задание.)
Учитель. Молодцы, ребята! Сейчас вы задумались над тем, что нужно для сохранения мира. Но мне кажется, что самым правильным будет такое расположение «кирпичиков» (выставляет их в файлы):
первый ряд (фундамент) - умение слушать и слышать, уважение мнения других, оценивание людей по поступкам, а не по внешним признакам, так как все эти качества позволяют нам глубже проникнуть в состояние души любого человека, без них невозможны ни дружба, ни взаимопонимание, ни другие явления, написанные на ваших карточках.
Во второй ряд я бы поставила интерес к людям, доброту и взаимопонимание, так как без них невозможно общение людей и понимание особенностей каждого человека.
Ну а в третьем ряду, по моему мнению, должны находиться уважение ценности жизни, интернационализм и дружба, так как если все люди Земли будут придерживаться их, то войны должны будут исчезнуть сами собой.
уважение ценности
жизни
интернационализм
дружба
интерес к людям
доброта
взаимопонимание
умение слушать
и слышать
уважение мнения других
оценивание людей по поступкам,
а не по внешним признакам
Рядом с домом вы видите нарисованные тучи. Я предлагаю вам подумать над теми явлениями нашей жизни, от которых вы хотели бы избавиться, которые не нужны обществу, подвергают опасности наш Дом мира, и написать эти явления на тучах.
(Злость, ненависть, жестокость, ярость, безразличие, враждебность, эгоизм).
Учитель. А теперь давайте сотрём эти тучи, чтобы они не мешали всем нам жить в мире, чтобы избавиться от вредных явлений и человеческих качеств.
Настоящий человек живёт, учится, трудится для того, чтобы становиться лучше день ото дня, чтобы творить добро, делать мир краше. Если бы все люди на земле обладали такими качествами, не было бы ни насилия, ни тревоги, ни слёз.
Мы строим мир
Мир сам собою не придёт к народам,
Его, ребята, надо отстоять.
И светом дружбы – всем назло невзгодам-
Людей различных надо согревать.
Пусть вечным будет мир!
Как легко взорвать планету-
Стоит кнопку лишь нажать.
Вот была она – и нету,
Если злобу не сдержать.
Только праздновать победу
Не придётся никому.
Очень просто сжечь планету
И предать её костру.
Вот была она – и нету:
Чёрный пепел на ветру.
Можно жизни оболочку
Уничтожить без следа
И всему поставить точку
Сразу – раз и навсегда.
Но затем ли мы на свете,
Для того ли рождены,
Чтоб вовек не знали дети,
Как прекрасен свет весны?
Осторожно! Осторожно!
Мы к беде на полпути.
Время есть ещё,- и можно
Мир от гибели спасти!
Пусть вечным будет мир и ясноглазым,
Чтоб не настал его последний час.
Надежда вся на добрый, светлый разум,
Который от войны удержит нас!
Учитель: Давайте ребята назло непогодам
Обнимем планету своим хороводом!
Развеем над нею и тучи, и дым,
В обиду её никому не дадим!
(В заключение урока исполняется песня «Солнечный круг»).