kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по предмету СБО по теме "Правила учёта дохода и расхода. Экономия семейного бюджета".

Нажмите, чтобы узнать подробности

познакомить учащихся с распределением денег в семейном бюджете; формировать понятие “семейный бюджет”; дать представление о распределении денег в семейном бюджете; продолжить изучение терминов: “доходы”, “расходы”, “бюджет”, “зарплата”, “гонорар”, “стипендия”, “пособие”, “квартплата”, “коммунальные платежи”, познакомить с понятием “экономия”;

учить планировать; учить соотносить свои желания, потребности и возможности;

учить взаимодействию и работе в парах; развивать познавательный интерес; развивать память, мышление, воображение, речь, мелкую моторику рук; расширять кругозор; воспитывать взаимоотношения в коллективе (группе); воспитывать бережливость, учить экономить.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«урок по предмету СБО по теме "Правила учёта дохода и расхода. Экономия семейного бюджета". »

9


Тема: Правила учёта дохода и расхода. Экономия домашнего бюджета.

Цели.

познакомить учащихся с распределением денег в семейном бюджете; формировать понятие “семейный бюджет”; дать представление о распределении денег в семейном бюджете; продолжить изучение терминов: “доходы”, “расходы”, “бюджет”, “зарплата”, “гонорар”, “стипендия”, “пособие”, “квартплата”, “коммунальные платежи”, познакомить с понятием “экономия”;

учить планировать; учить соотносить свои желания, потребности и возможности;

учить взаимодействию и работе в парах; развивать познавательный интерес; развивать память, мышление, воображение, речь, мелкую моторику рук; расширять кругозор; воспитывать взаимоотношения в коллективе (группе); воспитывать бережливость, учить экономить.

Ход урока.

  1. Орг момент. Отчёт дежурного.

  2. Опрос по домашнему заданию.

  • На прошлом уроке мы с вами изучали санитарно-гигиенические требования к содержанию детской посуды, постели и игрушек.

Кто назовёт главное правило к содержанию детских вещей? ---всё, с чем соприкасается ребёнок, должно содержаться в безупречной чистоте!

  • Поставь плюсы.

Игрушки для грудных детей

можно

нельзя

резиновые



пушистые



пластмассовые



мелкие





  • Уход за игрушками. Продолжи предложение.

1. мой с мылом…..(ежедневно)

2. проводи…(дезинфекцию)

Уход за посудой.

1. мой каждый раз после…..(кормления)

2. тщательно сполосни после…(чистки)

3. кипяти ежедневно вечером….(2-3мин.)

4. храни под…(салфеткой)

  • Тест.

вопрос

Выбери правильный ответ.

Может ли грудной ребёнок спать вместе с родителями в одной постели?

А. да, конечно

В. Нет, у ребёнка должна быть своя кровать и постель

С. иногда

Какая подушка должна быть у грудного ребёнка?

А. большая и пушистая

В. Сложенная вчетверо пелёнка.

С. Какая дома есть, такую и положим.

Нужен ли пеленальный столик?

А. да, необходим

В. Нет, пеленать можно и на кровати.

Можно ли стирать детское бельё вместе с общим?

А. да, можно

В. Нет, нельзя



  1. Сообщение темы урока.

Мы с вами изучили раздел «Семья и семейные отношения». Что нового мы узнали?-- Как правильно ухаживать за грудным ребёнком.

Скажите, как вы думаете, содержать ребёнка—это дорогое удовольствие, или это ничего не стоит?

Да, прежде, чем завести ребёнка, необходимо подумать, сможете ли вы его содержать на должном уровне. Хватит ли вам денег, чтобы приобрести ему все необходимые предметы .

Сегодня мы начинаем изучение нового раздела, который называется «Семейная экономика»

Как вы понимаете это словосочетание? Семейная экономика—это правильное ведение семейного хозяйства.

В быту экономика обычно ассоциируется с понятием “экономить” – значит сберегать, сокращать затраты материалов и сделать это наиболее эффективно. Раньше в состоятельных домах работали экономки, которые и ведали всем хозяйством. Они пользовались особым уважением хозяев, так как распределяли и экономили средства. Помогали их рационально использовать.

Умение рационально вести домашнее хозяйство – это трудное искусство, которое постигается путем проб и ошибок. Суть этого искусства – в разумной трате, то есть умении достигать целей в пределах доступных семье средств.

– Почему порой происходит так: одни работают, получают приличный доход, но живут, так, что денег порой не хватает до зарплаты. А другие вроде бы и получают меньше, но всегда при деньгах? (Не умеют планировать свой семейный бюджет)

Сегодня мы будем работать с вами по такому плану: (записать в тетрадь)

1. бюджет семьи.

2. правила учёта дохода и расхода.

3. Экономия домашнего бюджета.

И первое, о чём мы будем сегодня говорить, --это семейный бюджет.

Давайте вспомним , что означает слово бюджет. Откуда пошло это слово и что оно означает в современном мире?

Бюдже́т (от старонормандского bougette — кошель, сумка, кожаный мешок) Термин “бюджет” пришёл к нам из Англии, дословно он означал “кожаный мешок”. В те давние времена казначей выходил перед двором с кожаным мешком и объявлял всем присутствующим, каков бюджет государства, каковы доход и расход за определённый период. В современном значении--- схема доходов и расходов определённого лица (семьи, бизнеса, организации, государства и т. д.), устанавливаемая на определённый период времени, обычно на один год.

Зачем нужен семейный бюджет ? Судите сами — ведение семейного бюджета:

- поможет правильно рассчитать свои финансовые возможности на месяц, так распределить средства, чтобы их хватило до следующего прихода денег;

- поможет избежать попадания в долги и кредиты, а также позволит избавиться от уже существующих задолженностей в кратчайшие сроки и с наименьшими финансовыми потерями;

- покажет перекосы в расходах, выявит ненужные траты, поможет оптимизировать закупки и, тем самым, высвободит значительную часть денег;

- поможет начать вести накопления и планировать большие покупки или отпуск без необходимости кредитования.

Что необходимо для начала ведения семейного бюджета ? Желание и знания , как это делать.

– Как называются деньги, которые поступают в бюджет? (Доходы.)

– Как называются деньги, которые тратятся из бюджета? (Расходы.)

Бюджет





Доходы Расходы

– Какие доходы могут поступать в семейный бюджет? (З/плата, пенсия, стипендия, пособие, рента – доход от сдаваемой в аренду квартиры, проценты от сбережений.)

– Так что такое доход семьи? (Сумма, заработанная членами семьи за месяц.)

– Мы рассмотрели, из чего состоит доход семьи, но нам предстоит выяснить: куда тратится семейный бюджет.

Расходы



Обязательные Текущие

Оплата жилья проезд

Коммунальные услуги содержание домашней аптечки

Питание предметы личной гигиены

Одежда

Предметы быта

Повышение культурного уровня

  1. Динамическая пауза ( под музыку)

  2. Мы переходим ко второму пункту нашего плана.

Семейный бюджет базируется на трех важных составляющих. Это учет, контроль и планирование.

Учет подразумевает под собой подсчет доходов и расходов, ежедневное внесение данных о потраченных суммах в специализированную компьютерную программу, таблицу Excel или просто в тетрадь — кому как удобнее. Анализ записей в хозяйственной книге учета позволяет:

· узнать, на что потрачены деньги;

· определить, на чем можно экономить;

· спланировать свой бюджет, исходя из фактических затрат.

Контроль необходим во избежание незапланированных трат и для понимания, в какой финансовом положении находится семья в данный момент.

Планирование помогает правильно распределить имеющиеся средства и ожидаемые доходы по всем категориям — питание, проживание, обучение, одежда. транспорт и т.д.

Тетрадь учёта.

Остаток на начало месяца

Доходы

Расходы

Остаток на конец месяца


основные

Допол.

Обязат.

Текущие




















Как правильно заполнять данную таблицу вам объяснит учитель математики Светлана Ивановна.

  1. Практические действия у доски.

Бюджет можно представить в виде весов

На одну их чашу помещаем доходы, на другую постепенно ставим гирьки расходов так, чтобы чаши пришли в полное равновесие. Трудность в том, что набор гирек очень велик и важно выбрать наиболее подходящие по весу.

Если «ВЕСЫ» находятся в равновесии, т.е. расходы равны доходам, вы живете от получки до получки. Если семья рационально расходует деньги и сумма расходов равна сумме доходов – это состояние баланса

Когда расходы превышают доходы, то как следствие появляются долги

Если же складывается ситуация, когда доходы больше расходов, то происходит накопление денег.

Доходы = расходы

Доходы расходы

Доходы

– Какая формула будет наилучшей?

– В вашем семейном бюджете образовался дефицит или экономия? Что в этом случае нам делать?

(Если экономия – отложим сбережения, если дефицит – нужно на чем-то сэкономить.)

  1. Словарная работа.

Баланс—равновесие

Дефицит—недостаток

  1. Коррекционная пауза.

Люди ходят на базар:

Там дешевле весь...

(Товар)

На товаре быть должна

Обязательно...

(Цена)

Коль трудился круглый год,

Будет кругленьким...

(Доход)

Дела у нас пойдут на лад:

Мы в лучший банк внесли свой...

(Вклад)

Мебель купили, одежду, посуду.

Брали для этого в банке мы...

(Ссуду)

И врачу, и акробату

Выдают за труд ...

(зарплату)

Расчёт зарплаты - знать пора -

Проводят в срок ...

(бухгалтера)

Мебель, хлеб и огурцы

Продают нам ...

(продавцы)

За сметану, хлеб и сыр

В кассе чек пробьёт ...

(кассир)

Конечно это всё условные цифры. Но что делать, если мы не укладываемся в бюджет? – На чем же мы можем сэкономить?

* на транспорте – если пользоваться проездным

* на коммунальных услугах – экономия электричества

* на продуктах – на сладостях, если есть приусадебный участок

* на одежде и обуви – если беречь, то продлится срок службы

* на посещениях театра? – не стоит обеднять свою жизнь из-за этого

Мы с вами просто поиграли в семейный бюджет. А представьте ваших родителей, которые не играют, а каждый месяц зарабатывают деньги и рассчитывают, на что в первую очередь их потратить, а с чем подождать.

Поэтому не обижайтесь, если вы слышите в ответ на свою просьбу: “Сейчас на это нет денег”. Это не значит, что у родителей нет денег в кошельке – они есть, но не для этого.

Поэтому прежде чем обижаться, расстраиваться и требовать чего-либо, поговорите с родителями и посчитайте ваш семейный бюджет.

  1. Запись в тетрадях.

  2. Повторение, закрепление.

1. – У нас с вами уже есть небольшой опыт составления бюджета. Вместе мы заполнили таблицу основных доходов и расходов семейного бюджета. – Могут ли в семье появиться незапланированные доходы? (лотерея, премия)

– А непредвиденные расходы?

2. – Какие советы для экономии семейного бюджета вы бы предложили?

Учащиеся по очереди выбирают правильные ответы.

Планируйте семейный бюджет исходя из доходов.

Уходя из дома, не забывайте выключать свет.

Требуя новую игрушку, подумай о семейном бюджете.

– Проси у родителей новую игрушку к каждому празднику.

– Экономя семейный бюджет – откажись от экскурсии в музей.

– Сходил в магазин, оставь сдачу себе.

Бережно относись к своим вещам.

Напоминай родителям о своевременной оплате налогов.

– Чаще пользуйтесь услугами такси.

– Пользуйтесь услугами доставки горячей пиццы.

– Чаще разговаривай по сотовому телефону с друзьями.

– Замечательные ваши советы, но чтобы доходы семейного бюджета были больше расходов, нужно… трудиться. Ведь недаром говорят “Без труда – не выловишь и рыбку из пруда”.

Труд твой полезен – коль он для людей,

Если для них не жалеешь ты дней:

Смотришь и пашешь, суп варишь иль сталь –

Нужному делу и силы не жаль!

3. – На наш электронный адрес пришло сообщение “Прошу помощи”:

срочно нужна помощь маленькой Вере на дорогостоящую операцию;

талантливому скрипачу на покупку скрипки;

врачу – ветеринару для открытия приюта для бездомных собак;

–согласны ли вы помочь кому-либо из нуждающихся.?

– Да, мы должны помогать друг другу, и я рада, что вы так поступили. Сегодня ты помог, а завтра помогут тебе. Ведь не все измеряется в деньгах. Главое…

Больше работаешь – лучше живешь,

Лучше живешь – больше людям даешь,

Старым и малым, и тем, кто в нужде.

А будет нужно – помогут тебе.

Помни, мой друг, – в делах не зевай,

Прибыль свою и страны умножай.

Прибыль – трудам и уменью награда.

Как получить ее? Думать тут надо.

Сложно? Не просто! Но ты уж прости,

В жизни у нас нет другого пути.

6. Домашнее задание:

Представь, что ты на день рождения получил большую сумму денег. Составьте план своих расходов.

7. Рефлексия:

Зажмите руку в кулак и…

кому было интересно – разогните мизинец

кто считает, что знания пригодятся в жизни – безымянный

кто хорошо работал – средний

кто помогал работе в группе – указательный

кому урок понравился – большой.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Борисова Елена Александровна

Дата: 04.02.2015

Номер свидетельства: 167240


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства