kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Учебная ситуация «Главное слово в каждой судьбе», направленная на формирование личностных УУД у обучающихся 5-7 классов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование учебной ситуации (ситуации - иллюстрации) на классном часе из цикла "Азбука мудрости"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Учебная ситуация «Главное слово в каждой судьбе», направленная на формирование личностных УУД у обучающихся 5-7 классов.»

Учебная ситуация «Главное слово в каждой судьбе», направленная на формирование личностных УУД у обучающихся 5-7 классов

(нравственно-этическая ориентация)


Е.В. Серебрякова,

учитель русского языка и литературы высшей категории

МКОУ СОШ № 2 с УИОП пгт Восточный


Этапы проектирования учебного процесса для создания учебной ситуации:

1 этап: определение педагогических задач, решаемых при создании данной учебной ситуации.

  • Ориентировать обучающихся в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

  • Развивать эмоционально-нравственную отзывчивость;

  • Воспитывать чувства любви и нежности к матери, благодарности ей, понимания того, что мама тоже нуждается во внимании и заботе;

  • Развивать творческие способности детей

2 этап: отбор учебного материала.

  • Пословицы о матери

  • Притча В. А. Сухомлинского «Сказка о жёлтой гусыне»

  • Стихотворения о матери

3 этап: определение способов организации учебной ситуации.

  • Создание эмоционального настроя участников УС

  • Работа в группе

  • Индивидуальная работа

4 этап: прогнозирование возможных действий обучающихся

Тип учебной ситуации: ситуация-иллюстрация (факт из жизни, исторический или научный факт, текст художественного произведения, который иллюстрируется)

Вид учебной ситуации: источник знании – учитель и другие источники. Структура учебной ситуации:

  1. Мотивация, приближенная к жизни.

  2. Организация выполнения учащимися творческого задания: - собирание пословиц о маме; - анализ притчи; - составление рисунка « Символ материнской любви» и его презентация другим группам.

3. Демонстрация продукта деятельности обучающихся.

4. Организация рефлексивной деятельности.

Ход работы

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами проведём ещё один классный час из цикла «Азбука мудрости». Мы сделаем ещё один шаг по дороге мудрости и, может быть, станем немного умнее и душевно богаче. Тема сегодняшнего классного часа – «Главное слово в каждой судьбе». Вдумайтесь в это название…

Конечно, каждый человек сам определяет, какое слово для него является главным в его судьбе (обучающимся предлагаются карточки с понятиями)

Попробуйте выбрать это слово и постараться объяснить, почему вы выбрали именно его (ответы обучающихся)

Столько на свете прекрасных слов и понятий, скрывающихся за этими словами…. Но сейчас я прочту небольшой отрывок из стихотворения, и вы поймёте, какое слово имела в виду я…

Отшумит и умчится любая беда, Как весенней порою грохочущий гром, Если рядом она, Если с вами всегда человек, На котором держится дом.

Конечно, главное слово в каждой судьбе – это слово мама. Мама-первое слово в жизни каждого, и звучит оно на всех языках мира одинаково нежно. Мамина любовь согревает нас от рождения до старости, она оберегает нас и спасает в самые горестные минуты.

Существует очень много пословиц о матери. Давайте поработаем в группе и соберём эти пословицы (обучающиеся в группах составляют пословицы, разделённые на две части)

А сейчас послушайте притчу В.А.Сухомлинского «Сказка о жёлтой гусыне».

«...В жаркий весенний день вывела Гусыня своих маленьких желтеньких гусят на прогулку. Она впервые показывала своим дет­кам большой мир. Этот мир был ярким. Зеленым, радостным: пе­ред гусятами раскинулся огромный луг. Гусята были счастливы.

Они забыли о матери и стали расходиться по огромному зелено­му лугу. Когда жизнь счастливая, когда на душе мир и покой, мать часто оказывается забытой. Тревожным голосом Гусыня стала со­зывать детей, но не все они слушались.

Вдруг надвинулись темные тучи, и на землю упали первые круп­ные капли дождя. Гусята подумали: мир не такой уж уютный и доб­рый. И как только они об этом подумали, каждому из них вспомни­лась мама. И вдруг каждому из них она стала нужна, ой, как нужна: они подняли свои маленькие головки и бросились к ней.

А тем временем с неба посыпались крупные градины. Гусята еле успели прибежать к матери, она подняла крылья и прикрыла своих детей. Крылья существуют прежде всего для того, чтобы прикры­вать детей, — об этом известно каждой матери, - а потом уж для того, чтобы летать.

Под крыльями было тепло и безопасно... Им и в голову не при­ходило, что крыло имеет две стороны: внутри тепло и сухо, а снару­жи холодно и опасно.

Гусята слышали как будто издалека доносившийся грохот гро­ма, вой ветра и стук градин. Им даже стало весело: за матерински­ми крыльями творится что-то страшное, а они в тепле и уюте.

Потом все утихло. Гусятам хотелось скорее на зеленый луг, но мать не поднимала крыльев. Маленькие дети Гусыни требовательно запищали: выпускай нас, мама. Да, они не просили, а требовали. многие перья. Гусы­ня тяжело дышала. Она пыталась расправить крылья, но не могла этого сделать. Гусята все это видели

Мать тихо подняла крылья. Гусята выбежали на траву. Они уви­дели, что у матери изранены крылья, вырваны, но мир снова был радостным и добрым, солнышко сияло ярко и ласково, пчелы, жуки, шмели пели так красиво, что гусятам и в голову не пришло спросить: «Мама, что с тобой?» И только один, самый маленький, подошел к матери и спросил: «Что с тобой, мама? Почему у тебя так изранены крылья?»

Гусыня тихо ответила: «Все хорошо, сынок!». Гусята рассыпа­лись по траве, они были счастливы...»

Слово учителя: Поработайте в группах.

- О чём эта сказка? Только ли о гусятах и гусыне? Сформулируйте основную мысль (а может быть, несколько мыслей) и запишите её.

- Почему израненная гусыня всё-таки была счастлива?

- Как вы оцениваете поведение гусят?

- Обидела ли гусыню поведение её детей? -Чем можно обидеть маму?

Задайте вопрос себе:

- Приходилось ли вам обижать свою маму? Часто ли приходилось?

-Прощала ли вас мама?

- Как вы думаете, что включает в себя понятие «Крылья материнской любви» ? Назовите по одному качеству, по одному пёрышку из крыла материнской любви.

А как вы думаете, должны ли дети растить крылья любви к своей матери?

-Из каких пёрышек должны состоять крылья любви детей?

Задание в группах. Создайте в группе рисунок – « Символ материнской любви». Объясните значение элементов вашего рисунка. Представьте « Символ материнской любви» другим группам.

На каждом вашем столе лежит куплет стихотворения. Давайте прочтём его.

Спасибо всем за работу. Сейчас я попросила бы каждого из вас закончить одно из предложений, которое находится перед вами: Сегодня я задумался …

Я почувствовал, что…

Меня удивило…

Мне захотелось…

Этот разговор помог мне понять…


Приложение

  1. Пословицы:

1.Птица рада весне, а младенец – матери.

2.При солнышке тепло, при матери добро.

3.Материнское благословение в огне не горит и в воде не тонет.

4.Нет милее дружка, чем родная матушка.

5.На свете всё найдёшь, кроме отца и матери.

6.Без матушки родной и цветы красиво не цветут.

7.Материнская молитва и со дна моря вынимает.

8.Сердце матери лучше солнца греет.

9.Лучше матери друга не сыщешь.

10.Матушкин гнев что весенний снег; и много его выпадает, да скоро растает.

11.Матушка родимая - свеча неугасимая.

12.Не оставляй отца и мать, и Бог тебя не оставит.


  1. Радость, любовь, дети, подвиг, увлечение, дружба, вера, семья, труд, будущее, награда, здоровье, мир, надежда, призвание, мама.


  1. Стихотворение:

Отшумит и умчится любая беда, как весенней порою грохочущий гром, если рядом она, если с вами всегда человек, на котором держится дом.

Может быть, 33 ей иль 73, сколько б ни было, возраст тут ни при чём. В беспокойстве, в делах от зари до зари человек, на котором держится дом.

Очень редко, но всё же бывает больна. И тогда всё кругом кувырком, кверху дном. Потому что она, потому что она – человек, на котором держится дом.

Что бы было и в сердце, и в доме тепло, ты любовью, заботой её окружи. Пусть она ощущает любовь и тепло, человек, на котором держится жизнь…


1.Не забывайте матерей! Они печалятся в разлуке. И нет для них страшнее муки – молчанье собственных детей.

2.Не забывайте матерей! Они ни в чём не виноваты. Как прежде, их сердца объяты Тревогой за своих детей.

3.Пишите письма матерям, Звоните им по телефону, Они так радуются вам, Любому вашему поклону.

4.Не забывайте матерей! Ведь для молчанья нет причины. И глубже с каждым днём морщины От равнодушия детей.

5.Средь суеты и праздных дней Услышьте, господа и дамы, Болит душа у вашей мамы. Не забывайте матерей.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 6 класс

Автор: Серебрякова Елена Витальевна

Дата: 21.10.2017

Номер свидетельства: 433722

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Проектирование урока в свете реализации требований ФГОС"
    ["seo_title"] => string(56) "proiektirovaniieurokavsvietieriealizatsiitriebovaniifgos"
    ["file_id"] => string(6) "278360"
    ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1453057055"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(221) "Тема «Любовь как источника света» по рассказу И. Бунина «Темные аллеи»  Тип урока : урок-исследование (применение ТРКМЧП) "
    ["seo_title"] => string(123) "tiema-liubov-kak-istochnika-svieta-po-rasskazu-i-bunina-tiemnyie-alliei-tip-uroka-urok-issliedovaniie-primienieniie-trkmchp"
    ["file_id"] => string(6) "115601"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412022467"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства