Просмотр содержимого документа
«Учебная ситуация «Главное слово в каждой судьбе», направленная на формирование личностных УУД у обучающихся 5-7 классов.»
Учебная ситуация «Главное слово в каждой судьбе», направленная на формирование личностных УУД у обучающихся 5-7 классов
(нравственно-этическая ориентация)
Е.В. Серебрякова,
учитель русского языка и литературы высшей категории
МКОУ СОШ № 2 с УИОП пгт Восточный
Этапы проектирования учебного процесса для создания учебной ситуации:
1 этап: определение педагогических задач, решаемых при создании данной учебной ситуации.
Ориентировать обучающихся в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
Развивать эмоционально-нравственную отзывчивость;
Воспитывать чувства любви и нежности к матери, благодарности ей, понимания того, что мама тоже нуждается во внимании и заботе;
Развивать творческие способности детей
2 этап: отбор учебного материала.
Пословицы о матери
Притча В. А. Сухомлинского «Сказка о жёлтой гусыне»
Стихотворения о матери
3 этап: определение способов организации учебной ситуации.
Создание эмоционального настроя участников УС
Работа в группе
Индивидуальная работа
4 этап: прогнозирование возможных действий обучающихся
Тип учебной ситуации: ситуация-иллюстрация (факт из жизни, исторический или научный факт, текст художественного произведения, который иллюстрируется)
Вид учебной ситуации: источник знании – учитель и другие источники. Структура учебной ситуации:
Мотивация, приближенная к жизни.
Организация выполнения учащимися творческого задания: - собирание пословиц о маме; - анализ притчи; - составление рисунка « Символ материнской любви» и его презентация другим группам.
3. Демонстрация продукта деятельности обучающихся.
4. Организация рефлексивной деятельности.
Ход работы
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами проведём ещё один классный час из цикла «Азбука мудрости». Мы сделаем ещё один шаг по дороге мудрости и, может быть, станем немного умнее и душевно богаче. Тема сегодняшнего классного часа – «Главное слово в каждой судьбе». Вдумайтесь в это название…
Конечно, каждый человек сам определяет, какое слово для него является главным в его судьбе (обучающимся предлагаются карточки с понятиями)
Попробуйте выбрать это слово и постараться объяснить, почему вы выбрали именно его (ответы обучающихся)
Столько на свете прекрасных слов и понятий, скрывающихся за этими словами…. Но сейчас я прочту небольшой отрывок из стихотворения, и вы поймёте, какое слово имела в виду я…
Отшумит и умчится любая беда, Как весенней порою грохочущий гром, Если рядом она, Если с вами всегда человек, На котором держится дом.
Конечно, главное слово в каждой судьбе – это слово мама. Мама-первое слово в жизни каждого, и звучит оно на всех языках мира одинаково нежно. Мамина любовь согревает нас от рождения до старости, она оберегает нас и спасает в самые горестные минуты.
Существует очень много пословиц о матери. Давайте поработаем в группе и соберём эти пословицы (обучающиеся в группах составляют пословицы, разделённые на две части)
А сейчас послушайте притчу В.А.Сухомлинского «Сказка о жёлтой гусыне».
«...В жаркий весенний день вывела Гусыня своих маленьких желтеньких гусят на прогулку. Она впервые показывала своим деткам большой мир. Этот мир был ярким. Зеленым, радостным: перед гусятами раскинулся огромный луг. Гусята были счастливы.
Они забыли о матери и стали расходиться по огромному зеленому лугу. Когда жизнь счастливая, когда на душе мир и покой, мать часто оказывается забытой. Тревожным голосом Гусыня стала созывать детей, но не все они слушались.
Вдруг надвинулись темные тучи, и на землю упали первые крупные капли дождя. Гусята подумали: мир не такой уж уютный и добрый. И как только они об этом подумали, каждому из них вспомнилась мама. И вдруг каждому из них она стала нужна, ой, как нужна: они подняли свои маленькие головки и бросились к ней.
А тем временем с неба посыпались крупные градины. Гусята еле успели прибежать к матери, она подняла крылья и прикрыла своих детей. Крылья существуют прежде всего для того, чтобы прикрывать детей, — об этом известно каждой матери, - а потом уж для того, чтобы летать.
Под крыльями было тепло и безопасно... Им и в голову не приходило, что крыло имеет две стороны: внутри тепло и сухо, а снаружи холодно и опасно.
Гусята слышали как будто издалека доносившийся грохот грома, вой ветра и стук градин. Им даже стало весело: за материнскими крыльями творится что-то страшное, а они в тепле и уюте.
Потом все утихло. Гусятам хотелось скорее на зеленый луг, но мать не поднимала крыльев. Маленькие дети Гусыни требовательно запищали: выпускай нас, мама. Да, они не просили, а требовали. многие перья. Гусыня тяжело дышала. Она пыталась расправить крылья, но не могла этого сделать. Гусята все это видели
Мать тихо подняла крылья. Гусята выбежали на траву. Они увидели, что у матери изранены крылья, вырваны, но мир снова был радостным и добрым, солнышко сияло ярко и ласково, пчелы, жуки, шмели пели так красиво, что гусятам и в голову не пришло спросить: «Мама, что с тобой?» И только один, самый маленький, подошел к матери и спросил: «Что с тобой, мама? Почему у тебя так изранены крылья?»
Гусыня тихо ответила: «Все хорошо, сынок!». Гусята рассыпались по траве, они были счастливы...»
Слово учителя: Поработайте в группах.
- О чём эта сказка? Только ли о гусятах и гусыне? Сформулируйте основную мысль (а может быть, несколько мыслей) и запишите её.
- Почему израненная гусыня всё-таки была счастлива?
- Как вы оцениваете поведение гусят?
- Обидела ли гусыню поведение её детей? -Чем можно обидеть маму?
Задайте вопрос себе:
- Приходилось ли вам обижать свою маму? Часто ли приходилось?
-Прощала ли вас мама?
- Как вы думаете, что включает в себя понятие «Крылья материнской любви» ? Назовите по одному качеству, по одному пёрышку из крыла материнской любви.
А как вы думаете, должны ли дети растить крылья любви к своей матери?
-Из каких пёрышек должны состоять крылья любви детей?
Задание в группах. Создайте в группе рисунок – « Символ материнской любви». Объясните значение элементов вашего рисунка. Представьте « Символ материнской любви» другим группам.
На каждом вашем столе лежит куплет стихотворения. Давайте прочтём его.
Спасибо всем за работу. Сейчас я попросила бы каждого из вас закончить одно из предложений, которое находится перед вами: Сегодня я задумался …
Я почувствовал, что…
Меня удивило…
Мне захотелось…
Этот разговор помог мне понять…
Приложение
Пословицы:
1.Птица рада весне, а младенец – матери.
2.При солнышке тепло, при матери добро.
3.Материнское благословение в огне не горит и в воде не тонет.
4.Нет милее дружка, чем родная матушка.
5.На свете всё найдёшь, кроме отца и матери.
6.Без матушки родной и цветы красиво не цветут.
7.Материнская молитва и со дна моря вынимает.
8.Сердце матери лучше солнца греет.
9.Лучше матери друга не сыщешь.
10.Матушкин гнев что весенний снег; и много его выпадает, да скоро растает.
11.Матушка родимая - свеча неугасимая.
12.Не оставляй отца и мать, и Бог тебя не оставит.