kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«У войны не женское лицо…»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема Великой Отечественной войны всегда актуальна. Классный  час «У войны не женское лицо…»  посвящён  празднованию 65-й годовщины победы над фашистской Германией.

Просмотр содержимого документа
««У войны не женское лицо…»»

23



Методическая разработка классного часа

«У войны не женское лицо…»

Провела: учитель русского языка и литературы МБОУ «Первомайская СОШ» ,филиал в с. Новокленское Халяпина Н.П.

СОДЕРЖАНИЕ:

  1. Методическая характеристика темы.

  2. План классного часа.

  3. Ход проведения классного часа.

  4. Литература.

Методическая характеристика темы

Тема Великой Отечественной войны всегда актуальна. Классный час «У войны не женское лицо…» посвящён празднованию 65-й годовщины победы над фашистской Германией.


План классного часа

Тема: «У войны не женское лицо…»


Цели:

Развивающая:

  • развитие способности сопереживать, сочувствовать;

  • формирование представлений о воинском долге и верности Отечеству;

  • показать, какой вклад внесли женщины для победы в Великой Отечественной войне.

Познавательная:

  • расширить знания учащихся о Великой Отечественной войне;

  • продолжать знакомить с героическим прошлым нашей страны.

Воспитательная:

  • воспитание любви и уважения к своему народу, своей истории, благодарности к ветеранам Великой Отечественной войны;

  • воспитание эмоционально - ценностного, патриотического отношения к своей Отчизне;

  • воспитание нежного и благородного отношения к матери, к женщине;

  • формирование потребности знать и помнить исторические события, стимулировать интерес к чтению художественной и исторической литературы, связанной с военной тематикой.

Задачами  классного часа являются:

  • формирование жизненных ценностей, мировоззрения учащихся;

  • развитие гражданской позиции на основе общечеловеческих ценностей;

  • воспитание любви к Родине.

Время занятия: 45 минут

Оформление: мультимедийная презентация

Место проведения: актовый зал




Ход проведения классного часа

«У войны не женское лицо…»



Классный руководитель:

Вращаясь в космосе, в плену своей орбиты,

Не год, не два, а миллиарды лет,

Я так устала… Плоть моя покрыта

Рубцами ран – живого места нет!

Зачем друг друга люди так боятся,

Что позабыли о самой Земле?

Ведь я могу погибнуть и остаться

Обугленной песчинкой в дымной мгле.

(С. Михалков «Стон земли».)

Классный руководитель: Сегодня мы говорим о солнце, земле, законах материнства, о чести, достоинстве, славе, подвиге, о подлинных и мнимых ценностях, о цене победы и доверии к человеку.

Классный руководитель: Женщина и война – понятия несовместимые. А что с войной, с «противным человеческому разуму состоянием», как сказал Л.Н. Толстой, совместимо?! У войны не женское лицо? а детское? а стариковское?

Женщина – мать, жена, невеста, дочь…

В мир приходит женщина,

Чтоб свечу зажечь.

(На сцену выходят учащиеся)

В мир приходит женщина,

Чтоб очаг беречь.

В мир приходит женщина,

Чтоб любимой быть.

В мир приходит женщина,

Чтоб детей родить.

В мир приходит женщина,

Чтоб цветком цвести.

В мир приходит женщина,

Чтобы мир спасти.

Классный руководитель: В грозный час истории голосами русских женщин выговаривались муки, страдания, надежды русской земли. Во всех женщинах видели Ярославну, Марковну, жену неистового Аввакума. И каждая из них готова была полететь загадочной птицей к любимому, чтобы омыть его раны, принять его боль на себя. И совершала она подвиг народосбережения.

Издревле красивая и хрупкая женщина создавала и берегла семейный очаг, уют. Растила детей, сады, писала книги.

Слайд (Рассвет и фонограмма Соловьи)

Сценка о начале войны

Голос Левитана о начале войны или клип начало войны

Выходят воспитанницы в гимнастерках. Музыкальное сопровождение на фортепиано.

ученица

Худенькой нескладной недотрогой

Я пришла в окопные края,

И была застенчивой и строгой

Полковая молодость моя.


На дорогах родины осенней

Нас с тобой связали навсегда

Судорожные петли окружений,

Отданные с кровью города.


Если ж я солгу тебе по-женски,

Грубо и беспомощно солгу,

Лишь напомни зарево Смоленска,

Лишь напомни ночи на снегу.

Ученица:

Только что пришла с передовой

Мокрая, замерзшая и злая,

А в землянке нету никого,

И, конечно, печка затухает.


Так устала – руки не поднять,

Не до дров, ‑ согреюсь под шинелью.

Прилегла, но слышу, что опять

По окопам нашим бьют шрапнелью.


Из землянки выбегаю в ночь,

А навстречу мне рванулось пламя.

Мне навстречу – те, кому помочь

Я должна спокойными руками.


И за то, что снова до утра

Смерть ползти со мною будет рядом,

Мимоходом: «Молодец, сестра!» ‑

Крикнут мне товарищи в награду.


Да еще сияющий комбат

Руки мне протянет после боя:

‑ Старшина, родная! Как я рад,

Что опять осталась ты живою!

Ученица:

Я только раз видала рукопашный.

Раз – наяву. И тысячу – во сне.

Кто говорит, что на войне не страшно,

Тот ничего не знает о войне.

Классный руководитель: И вот, захваченная смертельным ураганом войны, понимая, что ей не место на кровопролитнейшей войне, что у войны не женское лицо, она встала на защиту Родины – матери, на защиту солнца, земли, детей, могил предков. На защиту будущего человечества, на защиту самой жизни. Суровая необходимость мобилизовала её. И стало у войны лицо и женским, и детским, и стариковским. И заалела кровь народа. И всколыхнул Россию женский плач.

Классный руководитель: В один миг мир женщин разделился на прошлое – то, что было еще вчера: последний школьный звонок, новое платье к выпускному балу, первая любовь, мечты о будущем… И война.

Ученик:

Мы легли у разбитой ели,

Ждем, когда же начнет светлеть.

Под шинелью вдвоем теплее

На продрогшей гнилой земле.


‑ Знаешь, Юлька, я – против грусти.

Но сегодня она не в счет.

Дома, в яблочном захолустье,

Мама, мамка моя живет.


У тебя есть друзья, любимый.

У меня – лишь она одна.

Пахнет в хате квашней и дымом…

За порогом бурлит весна.


Старой кажется: каждый кустик

Беспокойную дочку ждет…

Знаешь, Юлька, я – против грусти,

Но сегодня она – не в счет.


Отогрелись мы еле-еле.

Вдруг – приказ: «Выступать вперед!»

Снова рядом в сырой шинели

Светловолосый солдат идет.


С каждым днем становилось горше.

Шли без митингов и знамен.

В окруженье попал под Оршей

Наш потрепанный батальон.


Зинка нас повела в атаку,

Мы пробились по черной ржи,

По воронкам и буеракам,

Через смертные рубежи.


Мы не ждали посмертной славы.

Мы хотели со славой жить.

…Почему же в бинтах кровавых

Светловолосый солдат лежит?


Ее тело своей шинелью

Укрывала я, зубы сжав,

Белорусские ветры пели.

О рязанских глухих садах.


…Знаешь, Зинка, я – против грусти,

Но сегодня она – не в счет.

Где-то, в яблочном захолустье,

Мама, мамка твоя живет.


У меня есть друзья, любимый,

У нее ты была одна.

Пахнет в хате квашней и дымом,

За порогом бурлит весна.


И старушка в цветастом платье

У иконы свечу зажгла.

…Я не знаю, как написать ей,

Чтоб тебя она не ждала?


Звучит песня «Журавли»

Классный руководитель: Женщина – источник жизни, созидания – беспощадно бьющему, бреющему с крыла, таранящему, кровавому, самому убойному железу врага противопоставила железо сердечное. И оно взяло верх над железом фашистов. Яростная справедливость взяла верх над яростным вероломством. Женщина «прикрыла жизнь собою».



Ученик:

Уже полгода день за днем

Не выходили мы из боя.

Мы засыпали под огнем,

Привыкли к холоду и зною.


Стараясь время не терять,

Антенну скрыв в снегу холодном,

Траншею стали обживать

Радисты с рацией походной.


И разгорелся трудный бой.

Зажав покрепче автоматы,

В одну атаку за другой

На штурм дороги шли солдаты

Ученица:

Мог стать последним каждый шаг-

С высотки ливень бил свинцовый.

Надежно окопался враг,

Тяжелый день сменялся новым.


В ту ночь дежурство приняла

Радистка Лидия Юшкова.

Всегда надежна и смела,

На дело трудное готова.


Шесть братьев Лиды на войне

Погибли, счастье защищая,

Они приходят к ней во сне…

Теперь в бою она, седьмая.


Землянка звуками полна-

Морзянка, треск, слова чужие,

Но знает Лида, что должна

Сквозь шум услышать позывные.

Ученик:

И вдруг в окоп ворвался крик:

«Ребята! Танки рядом с нами!»

Из темноты, ревя, возник

Фашистский танк, блестя крестами.


Фашистам рацию отдать

Радист не может, как винтовку,

И Лида бросилась опять

Назад в окоп легко и ловко,


И вот уж в штаб летит сигнал:

«Тревога! Танки наступают!

Передний край их не сдержал».

Теперь порядок, в штабе знают.


Секунда-кабель отключен,

Секунда-сорвана антенна,

А уши рвет металла звон,

Ползут, дробясь, окопа стены.


Но мысль одна: «Не пропадем!

Поможет ночь, ребята рядом,

Артиллеристы огоньком

Пробьют броню фашистским гадам!»


Рванулась Лида, только миг,

И уж опасность миновала,

Но грянул залп и мир поник,

Радистка замертво упала…

Ученица:

Десант той ночью был разбит,

Мы овладели высотою,

Но память вечную хранит

Холм невысокий под скирдою.


Не всем, кто смело шел вперед,

Пришлось узнать, как мир настанет.

Пусть память, что в сердцах живет,

Им вечным памятником станет.

Классный руководитель: «Второй фронт открыли наши женщины», - пишет Ф. Абрамов. Открыли своим воистину героическим трудом на заводах и фабриках, на полях и фермах. Они дежурили в ПВО, тушили пожары, рыли противотанковые рвы. Они служили в разных войсках – большинство в госпиталях, в подразделениях связи и дорожных войсках. Воевали женщины-снайперы, женщины-разведчики, женщины-зенитчицы... Стояли в голодных очередях. Пухли с голода. И все равно, стиснув зубы, изнемогая и падая, женщина вставала. Через огонь скорбей, смертей вставала, чтобы кормить, одевать всю страну.

Классный руководитель: Поле, пашня остались без своего пахаря, сеятеля – мужика. И женщина впрягалась в плуг, а рядом ставила своих малых детей. Подставляла ящики, чтобы сын-малец дотянулся до станка. «Дни и ночи у мартеновских печей Не смыкала наша Родина очей». Работала женщина на огонь, на наш карающий, праведный огонь Победы. Снаряды, бомбы, патроны – это почти целиком дело её чутких, милых рук. И она останавливала раскаленный каток войны, хаоса. И спасала погибающий мир. Ибо «материнства не взять у земли, не отнять, как не вычерпать моря» (В. Высоцкий).

На фоне фортепианной пьесы

Ты шла, затаив свое горе,

Суровым путем трудовым,

Весь фронт, что от моря до моря,

Кормила ты хлебом своим…

Рубила, возила, копала, -

Да разве же всё перечтешь?

А в письмах на фронт уверяла,

Что будто отлично живешь.

Бойцы твои письма читали,

И там, на переднем краю,

Они хорошо понимали

Святую неправду твою.

И воин, идущий на битву

И встретить готовый её,

Как клятву, шептал, как молитву,

Далекое имя твоё.

(М. Исаковский. «Русской женщине».)

Классный руководитель: Женщина отлично понимала, что нынче лежит на весах. На весах лежало самое дорогое, самое святое – Жизнь. Понимала она, что совершается страшное святотатство – насилие над мыслью, любовью, молодостью.

Классный руководитель: В смертельной тревоге за чужих и своих детей женщина, прикрывая всех крылом, как Богородица – Покровом, с мольбой обращалась к Всевышнему: «Спаси! Защити!». Вслед за ней и её дети все чаще обращали свои помыслы к небу. На войне атеистов не бывает.

Классный руководитель: Да, у войны не женское лицо, но в дни тяжелых испытаний святой долг по защите родной земли исполняли и женщины: медсестры, связисты, зенитчицы…



Ученица:

Сто раненных она спасла одна

И вынесла из огневого шквала,

Водою напоила их она

И раны их сама забинтовала.


Под ливнем раскаленного свинца

Она ползла, ползла без остановки

И, раненного подобрав бойца,

Не забывала о его винтовке.


Но вот в сто первый раз

Ее сразил осколок мины лютой…

Склонился шелк знамен

В печальный час.

И кровь ее пылала в них как будто…


Вот на носилках девушка лежит.

Играет ветер прядкой золотистой.

Как облачко, что солнце скрыть спешит.

Ресницы затенили взор лучистый.


Спокойная улыбка на ее губах,

Изогнуты спокойно брови.

Она как будто впала в забытье,

Беседу оборвав на полуслове.


Сто жизней молодая жизнь зажгла

И вдруг сама погасла в час кровавый…

Но сто сердец на славные дела

Ее посмертной вдохновятся славой.


Погасла, не успев расцвесть, весна.

Но, как заря рождает день, сгорая,

Врагу погибель принесла, она

Бессмертною осталась, умирая.


Ученик:

Я помню, будто было всё вчера:

Далекий фронт и госпиталь походный.

На сломанную веточку похожа,

В палате умирала медсестра.

Была она белее, чем бинты,

Глаза, как тени, на лице синели…

И мальчики в продымленных шинелях

Ей после боя принесли цветы.

Откуда там, на выжженной земле,

Под пулями, под взрывами, откуда

Взялось это оранжевое чудо

На тоненьком изогнутом стебле?

На нестерпимой белизне бинтов –

Два мака, пересаженные в каску.

И в мире лучше не было лекарства

Нежнее и целебнее цветов!

Тогда я понял, как цветы сильны.

Они – как нежность, как любовь, как дети!

Сильнее зла. Сильней всего на свете.

Сильнее смерти и сильней войны.


Звучит песня «Вальс фронтовой сестры»




Классный руководитель: Бесчисленные злодеяния творились на нашей земле фашистами. Бессмертен подвиг, тех женщин, которые во время оккупации помогали нашим бойцам выжить.

Ученик:

В селе гремел жестокий бой,

Глухими выстрелами ухал.

В избе, холодной и пустой,

Сидела, сгорбившись, старуха.


Ни треск, ни гул, ни черный дым

Ее нисколько не пугали.

Ведь не седеть уже седым

И не твердеть каленой стали.


‑ Пусть крышу с дома сорвало,

Но если в нем ютятся люди,

Разбитый дом – врагам назло –

За жизнь держаться крепко будет…


Так Зариля в углу своем

Губами жесткими шептала.

Затихла битва за селом,

Старуха вышла из подвала.


Она увидела в тени

Солдат, лежащих в лужах крови.

Их было семеро.

Они

Здесь бились насмерть, как герои.


Старуха в дом внесла бойцов

И уложила на соломе.

Для неожиданных «жильцов»

Нашлась тотчас же пища в доме.


Согрела старая солдат,

Как сыновей своих, согрела,

Промыла раны всем подряд,

Перевязала, как умела.

Ученица:

Разноязыкий жаркий бред

Печально слушала ночами,

Не зажигала в доме свет,

Часами сидя на топчане.


Быть может, где-нибудь сейчас

Ее сынка, что бился смело,

Вот так же, не смыкая глаз,

Чужая мать в избе пригрела.


Тянулись долго день за днем.

В селе фашисты оставались.

Из них никто не знал о том,

Что в доме семеро скрывались…


‑ Ты нас спасла, ‑ ты наша мать, ‑

Сказали Зариле солдаты.‑

Придем сыновий долг отдать,

как будет выбит враг проклятый.


Поцеловали, уходя,

Старуха в ночь их проводила.

Стена отвесного дождя

Всех семерых тотчас же скрыла.


И вот настал конец боям.

В заветный срок необходимый

Пришли к старухе сыновья.

Но не вернулся сын любимый.


И все ж смогла она сказать:

‑ Сынки!

Желаю вам удачи…

Пускай одна поплачет мать,

Но семеро других – не плачут.


Звучит песня «Баллада о матери»


Ученик: Женщина и на войне остается женщиной. В редкие минуты отдыха с особым чувством вспоминают они прежние мирные занятия и увлечения.

Из воспоминаний летчицы 46-го гвардейского женского полка ночных бомбардировщиков, героя Советского Союза Н.Кравцовой: "Новое увлечение охватило всех поголовно. Это вышивание. Доставали где-то цветные нитки, делились ими, обменивались. Вышивали лихорадочно. С нетерпением ждали, когда выдастся свободная минутка. Можно подумать, что в этом – смысл жизни! Некоторые умудрялись вышивать на аэродроме, под крылом самолета, в кабине. Даже в столовой после полетов можно было слышать.






Мелодия «Синий платочек» со сценкой и вальсом.

Классный руководитель: Женщина отважна в бою, настойчива в труде, верна в любви. Женщины не только воевали на фронтах войны, но и вдохновляли советских солдат на подвиги. Они ждали, верили, надеялись на возвращение мужей, сыновей, братьев. Только русская женщина может так ждать в годину лихолетья – «как никто другой» и именно от этой способности женщины в конечном итоге зависит жизнь и победа.

Жди меня и я вернусь, только очень жди,

Жди когда наводят грусть желтые дожди,

Жди когда снега метут, жди когда жара,

Жди когда других не ждут, позабыв вчера,

Жди когда из дальних мест писем не придет,

Жди когда уж надоест всем, кто вместе ждет.

Жди меня и я вернусь, не желай добра

Всем, кто знает наизусть, что забыть пора,

Пусть поверят сын и мать в то, что нет меня,

Пусть друзья устанут ждать, сядут у огня,

Выпьют горькое вино на помин души,

Жди и с ними заодно выпить не спеши.

Жди меня и я вернусь, всем смертям назло,

Кто не ждал меня, тот пусть скажет: "Повезло".

Не понять не ждавшим им, как среди огня

Ожиданием твоим ты спасла меня.

Как я выжил, будем знать только мы с тобой,

Просто ты умела ждать как никто другой.

Просто ты умела ждать как никто другой.


Ученица: Земля устала от войны… Устала… Почему мы забываем о том, что люди рождаются для жизни, для созидания, для любви?

Классный руководитель: Женщина и война… Что может быть более несовместимым? Женщина, дарящая жизнь и оберегающая ее, и война, уносящая эту жизнь.

Классный руководитель:

Женщина!

Все победила она:

Боль, и разлуку,

И смерть, и усталость.

Девушка, Мать, и Сестра, и Жена –

Сколько ей счастья и горя досталось!

Песня «Белые птицы»





























Литература


  1. Алексиевич С. У войны не женское лицо. – М.,2000.

  2. Баранов В.П. Люди и память.- М., 2001.

  3. Друнина Ю. Избранные произведения: В 2 т. Т.1 /Ю.Друнина. –М.,2008.

  4. Из фронтовой лирики: Стихи русских советских поэтов. – М., 1981.

  5. Луконин М.К. Фронтовые стихи . – М., 1989.






































ПРИЛОЖЕНИЕ

Эпизод войны из воспоминаний сержанта Е.А. Морозовой.

Песня «Фронтовая сестра».

Песня «Катюша», сл. М.Исаковского.

Песня «Алеша».









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
«У войны не женское лицо…»

Автор: Халяпина Надежда Петровна

Дата: 15.05.2017

Номер свидетельства: 415460

Похожие файлы

object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Урок Мира. Сценарий КТД "У войны не женское лицо...""
    ["seo_title"] => string(53) "urok-mira-stsienarii-ktd-u-voiny-nie-zhienskoie-litso"
    ["file_id"] => string(6) "248055"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1446655177"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(68) "Мероприятие "У войны не женское лицо" "
    ["seo_title"] => string(43) "mieropriiatiie-u-voiny-nie-zhienskoie-litso"
    ["file_id"] => string(6) "211882"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1431696294"
  }
}
object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(70) "Кинолекторий "У войны не женское лицо" "
    ["seo_title"] => string(42) "kinoliektorii-u-voiny-nie-zhienskoie-litso"
    ["file_id"] => string(6) "111731"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1407843717"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(72) "Классный час "У войны не женское лицо..." "
    ["seo_title"] => string(42) "klassnyi-chas-u-voiny-nie-zhienskoie-litso"
    ["file_id"] => string(6) "158025"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1421680993"
  }
}
object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(43) "У войны не женское лицо "
    ["seo_title"] => string(28) "u-voiny-nie-zhienskoie-litso"
    ["file_id"] => string(6) "110683"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1406445900"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства