Сценарий литературной композиции «У войны – не женское лицо» для учащихся 9-11 классов, посвященной Дню Победы.
Цель: воспитание исторической грамотности и чувства патриотизма у подрастающего покаления, формирование сопричастности с происходившими историческими событиями в годы Великой Отечественной войны.
Задачи:
приобщать учащихся к богатству русской литературы, открывающему страницы ВОВ;
развивать у учащихся способности эстетически вопринимать произведения литературы;
формировать сценическую и зрительскую культуру учащихся;
показать, какой вклад внесли женщины для победы в ВОВ.
В ходе мероприятия предусмотрено:
прослушивание аудио записей и исплнение песен о Великой Отечественной войне;
выразительное чтение стихотворений о войне;
инсценировка отрывка из произведения Б.Васильева "А зори здесь тихие";
просмотр презентации.
Мероприятие "У войны - не женское лицо" дает возможность узнать учащимся о нелегкой военной судьбе женщин, об их подвигах и героизме в годы ВОВ.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«У войны не женское лицо »
Сценарий литературной композиции «У войны – не женское лицо»
для учащихся 9-11 классов.
Ведущий 1: Добрый день, дорогие гости!
Ведущий 2: Здравствуйте, уважаемые учителя и учащиеся нашей школы!
В 1: Сегодня по-настоящему великий праздник, ведь вся страна отмечает День Победы.
В 2: А это означает, что настал праздник мира, добра, весны и, конечно же, великой памяти!
В 1: Недаром кто-то сказал: «Мы живы, пока мы помним…» А мы с вами помним!
В 2: Дорогие друзья! Давайте минутой молчания отдадим дань уважения всем тем, кто отдал свои жизни за нашу с вами свободу …
(минута молчания)
Фоноваямузыка (James Lest «Night in white satin»)
Чтец 1:
Ты – женщина, ты – книга между книг,
Ты – свернутый, запечатленный свиток;
В его строках и дум и слов избыток,
В его листах безумен каждый миг.
(В. Я. Брюсов)
В 1: Война. Это слово женского рода. Но так уже случилось, что все наши представления о войне и память о ней – мужские. Это и понятно: ведь воевали в основном мужчины.
« У войны – не женское лицо»
В 2: Мы так назвали свою литературно-музыкальную композицию. Так ли это? У войны не женское лицо?
(Фонограмма песня «Священная война»)
В 2: Все, что мы знаем о женщине, лучше всего вмещается в слово «милосердие».
Есть и другие слова – «сестра», «жена», «друг», «любимая» и самое высокое – «мать»…
Женщина и война… Оба эти слова женского рода, но как же они не совместимы: женщина и война!!!
Чтец: В мир приходит женщина,
Чтоб свечу зажечь!
В мир приходит женщина,
Чтоб очаг беречь!
В мир приходит женщина,
Чтоб любимой быть!
Чтец:
В мир приходит женщина,
Чтоб детей растить!
В мир приходит женщина,
Чтоб цветам расти!
В мир приходит женщина,
Чтобы мир спасти!
Шуберт «Аве Мария».
Чтец:
Женщина!
Все победила она:
Боль, и разлуку,
И смерть, и усталость.
Девушка, мать, и сестра, и жена –
Сколько ей горя и счастья досталось!
Пусть продолжается праздник весны,
И ничего ей не нужно на свете,-
Только бы не было в мире войны,
Только счастливыми были бы дети.
В 1: Но война была… В памяти народной навсегда остались годы Великой Отечественной войны. И, пожалуй, самой трагичной в годы войны была судьба женщины. Мало их осталось в живых – тех, кто провожал на великую битву своих сыновей, и тех, кто сам прошел все эти тяжелые испытания.
В 2: У писателя Фадеева А. есть волнующие строки: «Но если и в дни войны у людей есть кусок хлеба, и есть одежда на теле, и если бегут по рельсам поезда, и вишни цветут в саду, и пламя бушует в долине и чья-то незримая сила подымает воина с земли или постели, когда заболел или ранен, - все это сделали руки матери моей - моей, и его, и его».
Женщина и война… Что может быть более противоестественным? Женщина, дарящая жизнь и оберегающая ее, и война, уносящая эту жизнь, единственную и неповторимую… Эти понятия несовместимы…
Звучит музыка (А. Розембаум «Вальс на плоскости»).
Чтец:
У войны было горя много.
И никто никогда не сочтет,
Сколько раз на своих дорогах
Оставляла война сирот.
В эти годы порой казалось,
Что мир детства навек опустел,
Что совсем не вернется радость
В города, где дома без стен.
Был серебряным смех девчонок,
Но его заглушила война.
А седины ребячьих челок-
Разве этому есть цена.
Звучит музыка (Б. Окуджава «Ах, война, что ты сделала подлая» 2 куплет)
Инсценировка сцен из романа Б. Васильева «А зори здесь тихие».
Автор. На 171-м разъезде уцелело 12 дворов, пожарный сарай да приземистый длинный пакгауз. Немцы прекратили налеты, но кружили над разъездом ежедневно, и командование на всякий случай держало там две зенитные счетверенки.
Шел май 1942 года.
Сцена 1.
Осянина. Товарищ комендант! Товарищ старшина!
Васков. Что?
О. Немцы в лесу!
В. Так… Откуда известно?
О. Сама видела. Двое. С автоматами, в маскировочных накидках.
В. Команду в ружье: боевая тревога. Бегом!
Спустя некоторое время.
В. Ну, так. Стройте людей.
О. Женя, Галя, Лиза …
В. Погодите, Осянина! Немцев идем ловить – не рыбу!. Так чтоб хоть стрелять умели что ли …
О. Умеют.
В. Да, вот еще. Может, немецкий кто знает?
Гурвич. Я знаю.
В. Что – я? Что такое я?.. Докладывать надо!
Г. Боец Гурвич.
В. Ох- хо – хо!... Как по- ихнему «руки вверх?»
Г. Хенде Хох.
В. Точно. Ну, давай, Гурвич.
В. Идем на двое суток, так надо считать. Взять сухой паек, патронов… по пять обойм. Подзаправиться… Ну, поесть, значит, плотно.
Противника не бойтесь, Он по нашим тылам идет, значит, сам боится.
Но близко не подпускайте. Если уж случится, что рядом он окажется, тогда затаитесь лучше.
В случае обнаружения противника или чего непонятного…Кто по-звериному или, там, по-птичьему кричать может?
(Смех)
Я серьезно спрашиваю? В лесу сигналы голосом не подашь – у немца тоже уши есть.
Гурвич. Я умею. По – ослиному: и-а! и-а!
В. Ослы здесь не водятся. Ладно, давайте крякать учиться. Как утки.
(Смех)
Учатся крякать.
В. Идем на Вопь – озеро. До места нам верст двадцать – к обеду придем.
Все понятно, товарищи бойцы?
Все. Понятно.
В. Через 15 минут выступаем.
Сцена 5.
Галя Четвертак сидит, укутавшись в шинель,
В. Ты чего скукожилась, товарищ боец?
Ч. Холодно…
(Васков протянул руку, Галя отпрянула)
В. Да не рвись ты, господи! Лоб давай. Ну? Жар у тебя, товарищ боец.
Чуешь? (Плеснул в кружку из фляги)
Так примешь или разбавить?
Ч. А что это?
В. Микстура. Ну, спирт, ну?
Ч. Ой, что Вы, что Вы…
(Отодвинулась, замахала руками)
В. Приказываю принять! Пей. И воды сразу.
Ч. Нет, что Вы…
В. Пей без разговору!
Ч. Ну, что Вы, в самом деле! У меня мама – медицинский работник..
В. Нету мамы. Война есть, немцы есть, я есть. А мамы нет. Мамы у тех будут. Кто войну переживет. Ясно говорю?
(Ч. Выпила, закашлялась)
Ч. Голова у меня… побежала!
В. Завтра догонишь. Отдыхай, товарищ боец. Выздоровей только к завтраму. Очень тебя прошу, выздоровей.
Автор. Пять девчонок было… Только пять… Лиза Бричкина, Соня Гурвич, Галя Четвертак, Женя Комелькова, Рита Осянина…
Все пять остались на Вопь-озере.
Васков. Пока война - понятно. А потом, когда мир будет? Будет понятно, почему вам умирать приходилось? Что ответить, когда спросят: « Что ж это вы, мужики, мам наших от пуль защитить не могли?». Что ж это вы со смертью их оженили, а сами – целенькие?
Звучит музыка (А. Розембаум «Вальс на плоскости»)
В 1. «Не женская это доля – убивать», -скажет одна из участниц войны.
В 2. Другая распишется на стенах поверженного рейхстага: « Я, Софья Кунцевич, пришла в Берлин, чтобы убить войну».
В 1.Всего за годы войны в различных родах войск на фронте служило свыше 800 тысяч женщин. Никогда еще на протяжении всей истории человечества столько женщин не участвовало в войне. Сколько было сбито вражеских самолетов нашими женщинами-летчицами. Они наводили ужас на фашистов, за что их называли «ночными ведьмами», награждая железным крестом каждого, кому удалось сбить «русфанер» (самолет ПО-2). Взять хотя бы три авианосных женских полка, которая сформировала в годы войны Марина Раскова. Эта красивая девушка стала легендой, кумиром для целого поколения.
Чтец:
Тот же двор,
Та же дверь.
Те же стены.
Так же дети бегут гуртом.
Та же самая тетя Лена
Суетится возле пальто.
В класс вошла,
За ту парту села,
Где училась я десять лет.
На доске написала мелом:
Школьным вечером,
Хмурым летом,
Бросив книги и карандаш,
Встала девочка с парты этой
И шагнула в сырой блиндаж.
В. 2 А сколько пришлось пережить медсестрам на войне, где им пришлось быть землекопами, лесорубами, водовозами, они копали землянки, а потом уже в этих землянках принимали раненых. В годы войны советские медики возвратили в строй более 72% раненых. Вот одна из них рассказывает о себе: «Всего из-под огня я вынесла четыреста восемьдесят одного раненого. Кто-то из журналистов подсчитал: целый стрелковый батальон…»
Звучит песня «На всю оставшуюся жизнь» (Слова В. Бахтина и П. Фоменко).
Сестра, ты помнишь, как из боя
Меня ты вынесла в санбат?
Остались живы мы с тобою
В тот раз, товарищ мой и брат.
На всю оставшуюся жизнь
Нам хватит подвигов и славы,
Победы над врагом кровавым,-
На всю оставшуюся жизнь
Горели Днепр, Нева и Волга,
Горели небо и поля…
Одна беда, одна тревога,
Одна судьба, одна земля…
На всю оставшуюся жизнь
Нам хватит горя и печали.
Где те, кого мы потеряли
На всю оставшуюся жизнь?
Сестра и брат…
Взаимной верой
Мы были сильными вдвойне.
Мы шли к любви и милосердью
В немилосердной той войне.
В 2. Женщина на войне не перестала быть женщиной. Конечно, научилась ненавидеть, но не разучилась любить. Любовь и верность были необходимы для солдат на войне. Знать, что тебя очень любят и ждут. Это помогало выжить. Символом веры, надежды, любви стало стихотворение поэта-фронтовика Константина Симонова «Жди меня, и я вернусь».
Чтец:
Жди меня, и я вернусь,
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди.
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придет,
Жди, когда уж надоест,
Всем, кто вместе ждет.
Жди меня, и я вернусь
Не желай добра
Всем, кто знает наизусть,
Что забыть пора.
Пусть поверят сын и мать
В то, что нет меня,
Пусть друзья устанут ждать,
Сядут у огня,
Выпьют горькое вино
На помин души…
Жди. И с ними заодно
Выпить не спеши.
Жди меня. И я вернусь
Всем смертям назло,
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет: -Повезло-
Не понять неждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой,-
Просто ты умела ждать,
Как никто другой.
1941 год.
В 1 Не дождались с фронта своих сыновей и дочерей тысячи матерей. Как долго хранили они солдатские треугольники – весточки от дорогих их сердцу детей. И до самой смерти не верили в их гибель, надеялись и ждали, наперекор злым похоронкам с траурной каймой.
Можно ли описать словами горечь разлуки матери с сыном? Ее сердце разрывается на части от того, что она не может защитить сове дитя. Если б она могла, то закрыла сына собой, чтобы в него не попала вражеская пуля. И каждая весточка с фронта – это и холодящая душу тревога: жив ли он?
Чтец:
Ой, зачем ты, солнце красное,
Все уходишь, не прощаешься.
Ой, зачем с войны безрадостной, Сын, не возвращаешься?
Из беды тебя я выручу.
Прилечу орлицей быстрою.
Отзовись, моя кровиночка,
Маленький, единственный.
Не могу найти дороженьки,
Чтоб заплакать над могилою,
Не хочу я ничегошеньки,-
Только сына милого.
За лесами моя ластонька,
За горами, за громадами.
Если выплаканы все глазоньки-
Сердцем плачут матери.
Белый свет не мил, изболелась я,
Возвратись моя надежда!
Зернышко мое!
Зорюшка моя!
Горюшко мое, где же ты?
В 2: Слушайте письма военных лет! Это письма погибших к родным, близким, любимым.
Они писались под пулями. А под пулями не лгут. Слушайте письма военных лет.
Чтец:
Я пишу вам письмо,
Хотя между нами пути не близкие.
В человеческий рост бурьян,
Да к тому же, тетрадные листики,
Очень временный материал.
Ну и ладно, пусть – не важно!
Но пока на земле человек,
Миллионы наших сограждан
Пишут письма в тридцатый век!
Чтец:
Завтра я умру, мама. Ты прожила 50 лет, а я лишь – 24. Мне хочется жить. Ведь я так мало сделала! Хочется жить, чтобы громить ненавистных фашистов. Я знаю, что все отдала победе. За народ умереть не страшно. А как бы хотелось пожить и посмотреть, какая будет дальше жизнь…
Стихотворение «Как больно, милая, как странно…». Фонограмма песни "Темная ночь", выстрелы. На сцене девушка и юноша. Прожектор высвечивает их поочерёдно.
Юноша: Как больно, милая, как странно,
Сроднясь в земле, сплетясь ветвями.
Как больно, милая, как странно,
Раздваиваясь под пилой.
Не зарастёт на сердце рана,
Прольётся чистою слезой.
Не зарастёт на сердце рана!
Прольётся пламенной смолой.
Девушка: Пока жива, с тобой я буду,
Душа и кровь не разделимы!
Пока жива, с тобой я буду,
Любовь и смерть всегда вдвоём!
Ты понесёшь с собой повсюду,
Не забывай меня, любимый!
Ты понесёшь с собой повсюду,
Родную землю, отчий дом.
Юноша: Но если мне укрыться нечем
От жалости неисцелимой,
Но если мне укрыться нечем
От холода и темноты?
Девушка: За расставаньем будет встреча,
Не забывай меня, любимый,
За расставаньем будет встреча,
Вернёмся оба: я и ты.
Юноша: Но если я безвестно кану
В холодный свет луча дневного?
Но если я безвестно кану
за звёздный пояс, в млечный дом?
Девушка: Я за тебя молиться стану,
Не забывай меня, любимый,
Я за тебя молиться стану,
Чтоб ты вернулся невредим.
В 1: Необъятен подвиг женщины на войне. Они сражались наравне с мужчинами, и
неважно, какое орудие выбирали женщины. Там где женщина, там и песня! Лидия Андреевна Русланова!
(Фонограмма Л. А. Руслановой «Валенки»)
Вы ее, конечно, знаете. Эту певицу в нашей огромной стране знали и любили все. И не только за то, что у нее были редчайший по тембру и красоте голос, типично русская внешность, но и за умение проникнуть в душу каждого, кто ее слушал. В годы войны знаменитая исполнительница была на передовой, часто попадая под нешуточные бомбежки и артобстрелы, дарила уставшим бойцам свою звонкую русскую песню. В каких только условиях не приходилось выступать! И на кузове грузовиков, и на опушке леса, и на полуразрушенном сарае. Песня действительно была ее оружием, с которым она боролась против фашистов.
В 2: И все же война остается войной. На ней убивают, теряют друзей, сыновей, отцов. Убивают матерей и дочерей. Поэтесса Юлия Друнина прошла все эти ужасы. Светлые воспоминания остались у нее о своих военных друзьях.
Чтец:
Мы легли у разбитой ели,
Ждем, когда же начнет светать.
Под шинелью вдвоем теплее
На продрогшей, гнилой земле.
-Знаешь, Юлька, я против грусти,
Но сегодня она не в счет.
Дома, в яблочном захолустье,
Мама, мамка моя живет.
У тебя есть друзья, любимый,
У меня – лишь она одна.
Пахнет в хате квашней и дымом.
За порогом бурлит весна.
Старой кажется, каждый кустик
Беспокойную дочку ждет…
Знаешь, Юлька, я против грусти,
Но сегодня она не в счет
Отогрелись мы еле-еле,
Вдруг нежданный приказ: «Вперед».
Снова рядом в сырой шинели
Светлокосый солдат идет.
Исполнение учащимися песни « 10 наш десантный батальон».
В 2: Не всем было суждено пройти с этой самой страшной войны. Но память о них, о героях и рядовых, всегда в наших сердцах. У войны – не женское лицо. Эти слова звучат как предостережение, как обвинение тем, кто развязывает войну, будь она 50 лет назад, 65 лет назад, или сегодня, или готовится… Войне говорят «нет» матери, жены, сестры, дочери.
В 1: Войны, будь они даже маленькие, - для женщины всегда великие. Женщина, призванная любить и продолжать жизнь, отвергает смерть. Давайте же все скажем: У ВОЙНЫ НЕ ЖЕНСКОЕ ЛИЦО. Чтобы никогда больше женщины не узнали, что такое война!