Просмотр содержимого документа
«Тренинг развития лидерских качеств»
БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧРЕЖДЕНИЕ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ
«ЧЕРЕПОВЕЦКИЙ МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
Тренинг
«Развитие лидерских качеств»
Преподаватель психологии
И.В. Баскакова
2022 г.
Проблема раннего выявления, воспитания и развития будущих лидеров в настоящее время активно исследуется в науке и образовательной практике. Для раскрытия лидерских качеств подростковый возраст является одним из самых важных периодов жизни. Именно в этом возрасте ярко проявляются особенности характера и индивидуальность человека, которые потом влияют на формирование в разных сферах жизни личности. В это время молодой человек вырабатывает жизненную позицию, отношение к людям, миру, и своему месту в нем. Заметное развитие приобретают волевые черты характера — настойчивость, упорство в достижении цели, умение преодолевать препятствия и трудности на этом пути. Подросток гораздо чаще сам ставит перед собой такие цели, сам планирует деятельность по их осуществлению.
Наличие лидерских качеств у подростков положительно влияет на сплоченность коллективов, характер взаимодействия и эмоциональную окраску взаимоотношений между подростками, степень согласованности формальных и неформальных структур в группе, а также создает возможности разрешения и предупреждения конфликтов в коллективе.
Цель: создание условий для раскрытия лидерского потенциала студентов, освоения ими активного стиля общения, умения убеждать, эффективно решать проблемные ситуации.
Задачи:
Выявить ребят, обладающих лидерскими и организаторскими способностями.
Отработка навыков групповой деятельности, развитие и реализация творческих способностей.
Форма занятий: групповая.
Знакомство. Имя и прилагательное на эту букву. Вы уже знакомы, но я предлагаю попробовать узнать друг друга получше.
Цель. Создание положительного эмоционального фона, атмосферы доверия в группе
Инструкция: Каждый из участников называет свое имя и прилагательное, на первую букву имени, характеризующие яркие черты (например Мария- миролюбивая, Андрей –артистичный, Ольга – отзывчивая и т.д.).
Тема нашего сегодняшнего занятия – «Лидерство».
Сегодня мы с вами попробуем ответить на вопрос: “Кто такой лидер? Какими качествами он должен обладать?”
Разминка. Упражнение «Дар убеждения».
Цель. Отработка навыков общения и взаимодействия с людьми.
Инструкция: Необходимо двое добровольцев, кто уверен, что обладает даром убеждения. Выдаются две записки, в одной из них слово «Лидер» в другой нет. Цель каждого убедить группу, что именно он получил записку с этим словом. Цель группы сделать правильный выбор кому поверить.
Обсуждение: легко или трудно было выполнить задание? А в чем были трудности?
Давайте дадим определение лидерству. Лидер (от англ. ведущий, руководитель) – глава, руководитель политической партии, общественной организации и др.; лицо, пользующееся большим авторитетом, влиянием в какой-либо группе.
Упражнение Мозговой штурм.
Цель. Выделить основные качества, которые необходимы человеку для того, чтобы занять лидирующую позицию в коллективе.
Инструкция. Обсудите в группе и запишите, какими качествами должен обладать лидер.
Обсуждение «21 качество лидера» совпали ли приведенные качества с вашим списком, что вы считаете лишним, что хотелось бы добавить.
Характер
Харизма
Преданность делу
Коммуникабельность
Компетентность
Мужество
Проницательность
Сфокусированность
Щедрость
Инициативность
Умение слушать
Страсть
Позитивная установка
Решительность
Дар убеждения
Ответственность
Уверенность
Самодисциплина
Внимательность
Способность к обучению
Перспективное видение
Развитие лидерских качеств – это сложный и долгий процесс, над которым стоит очень хорошо потрудиться. Да, бывают люди, которым это дано от рождения, будем считать, что им крупно повезло. Если вы не лидер от природы – не отчаивайтесь, это всегда можно исправить, главное упорно следовать правилам. У вас будет возможность проявить лидерские качества, поупражняться в умении убеждать – навыке, необходимом для лидера.
Игра «Выборы царя зверей»
Цель. Развитие умения работать в команде. Материалы: карточки с ролями, листы бумаги, ручки. Инструкция: Сейчас мы с вами сыграем в сказочную игру, но с реальной жизненной ситуацией. Вступление: Как-то раз на лесной опушке, собрались все лесные зверушки... стали они обсуждать, кто будет льва заменять? Кто же из других зверей достоин чести сей? Каждому из кандидатов нужно будет обосновать и аргументировано доказать: чем он отличается от других зверей и какие личные качества всех других важней (при каких условиях и ситуациях)? Итак, нам понадобятся пять желающих на роль кандидатов царя-зверей. Этап 1. Распределение ролей. Вышедшие участники вытягивают карточки лидеров претендентов. В списке кандидатов зарегистрировалось шесть лесных жителей. 1)Лиса – хитра, дипломатична, находчива. 2)Заяц – скромен, застенчив, уступчив. 3)Медведь – силен, прямолинеен, настойчив. 4)Волк – храбр, спокоен, сдержан. 5)Муравей – трудолюбив, умен, умеет работать в команде. б)Сова – мудра, уравновешенна, нетороплива. Этап 2.Формирование группы поддержки (5 минут). Каждому лидеру по очереди нужно набрать себе команду из оставшихся участников (других лесных жителей). Этап 3.РR-кампания (10 – 15 минут). Каждому лидеру и его группе поддержки необходимо выполнить следующее: –написать на листочке положительные черты, качества своего лидера в соответствии с выпавшей ролью (если вдруг группа считает, что у их кандидата только отрицательные качества, важно убедить посмотреть на эти черты с другой стороны и найти в минусах что-то положительное); –продумать рекламный ролик своего кандидата (по времени не более 3 – 5 минут). Ролик может быть сделан в любом формате: интервью, представляющее героя; инсценировка, представление личных качеств кандидата; рисунок, шарж, с последующей театрализацией и комментариями; стихотворение, песня. Этап 4. Презентация рекламных роликов в течение 3 – 5 минут на каждую команду (если есть возможность, желательно снять этот этап на камеру) Этап 5. Дебаты между кандидатами (5 – 7 минут). Главные кандидаты садятся в центр круга. Задача – в течение 5 минут проявить себя в лучшем свете перед лесными жителями на этих дебатах. Все участники группы поддержки теперь становятся наблюдателями. Этап 6. Выборы (5 – 10 минут). Итак, предвыборная кампания завершилась. Наступил день выборов. Каждая команда, скорее всего, хотела бы проголосовать за своего кандидата, считая его лучшим. Но у нас выборы будут организованы несколько иначе: команды должны будут обсудить и выбрать любого лидера, кроме своего, с кратким объяснением почему. Этап 7. Подведение итогов. Объявление победителей. Вопросы для обсуждения: 1.Что помогло выиграть выборы (вопрос победителю и группе поддержки)? 2.Что было сложнее всего в предвыборной борьбе? Почему? 3.Помогали Вам или мешали заданные роли? Завершение.Упражнение «Свеча» Цель: получение обратной связи. Материалы:свеча. Ход упражнения: Участники встают в круг и передают друг другу зажженную свечу и при этом отвечают на следующие вопросы: «Что нового вы узнали? Что запомнилось на занятии больше всего? Какие чувства вызвали эти события?».