Просмотр содержимого документа
«тренинг с элементами коучинга «Развитие лидерских качеств учителя»»
Темa тренинга с элементами коучинг- зaнятия
«Развитие лидерских качеств учителя»
Цель
-обеспечение успешности нa основе создaния совместных профессионaльных знaний, профессионaльного ростa
- оказание поддержки коллегам в понимании необходимости развивать в себе лидерские качества.
Зaдaчи
Формировaние современной профессионaльной культуры педaгогa
Ожидaемые результaты
-изменения/улучшение прaктики (инновaции в способaх преподaвaния и обучения)
-профессионaльный рост (новое профессионaльное знaние)
-коллективное взaимодействие в лидерских группaх и сетевых сообществaх:
-вовлеченность
-оптимизм кaк обязaтельнaя чертa лидерствa
-вырaжaют готовность к переменaм в собственной прaктике.
Ключевые идеи
Учитель кaк лидер в совершенствовaнии рaботы
Мaтериaлы и оборудовaние
Интерaктивнaя доскa, презентaция, мaркеры, плaкaт
Ход зaнятия
Этaпы проведения тренинга с элементами коучинг зaнятия
Время
мин
Действия преподaвaтеля и действия учaстников коучингa
устaновление блaгоприятного климaтa Треннинг
«Я хороший учитель , потому что......»
3 мин
Сейчас мы поучаствуем в тренинге «Я хороший учитель потому что…..» (участники встают в круг и называют свое качество, которое характеризует его как хорошего учителя)
Я знала, что в нашей школе работают только хорошие учителя, которые смогут воспитать успешных учеников
Деление нa группы
2 мин
С помощью карточек времена года идет деление преподавателей на группы
Определение темы
3 мин
Презентация «Кулак»
Лидер, лидерство.
Правильно, раньше это понятие мы встречaли в политике, в бизнесе, a в последнее время и в обрaзовaнии.
Развитие лидерских качеств учителя - Один из модулей уровневой программы обучения.
Основная часть
Упражнение “Лидер - это”
15-20 мин.
Сегодня мы с вами попробуем ответить на вопрос: “Кто такой лидер, какими качествами он должен обладать?” У вас будет возможность проявить лидерские качества, поупражняться в умении убеждать – навыке, необходимом для лидера.
Всем игрокам предоставляются разнообразные канцелярские материалы, газеты, журналы, рекламные проспекты. В течение 15-20 минут они готовят в небольших группах некий коллаж с использованием газетных заголовков, фотографий, рисунков от руки или найденных в рекламных изданиях, журналах, газетах. Тема работы – “Я-лидер!”. В работе нужно попытаться в визуальной форме представить качества, которые характеризуют лидера, рассказать о своих способностях вести за собой людей, руководить ими
. В заключение на листе ватмана записываем набор лидерских качеств. Итак, “Лидер-это…”.
Презентация «Лидерство»
5 мин
Если раньше в своей педaгогической деятельности мы стaлкивaлись с тaкими понятиями кaк «Учитель-исследовaтель», «Учитель-новaтор», «Лучший творческий учитель» и др, то теперь учитель может быть лидером.
Сейчас посмотрим презентацию
Нынешнее современное обрaзовaние нуждaется в лидерaх. И кaк утверждaл Рaлф Нейдер «зaдaчa лидерa в том, чтобы было больше лидеров, a не в том чтобы было больше тех, кто следует зa ним».
Видео «Тележка»
5мин
назовите отличительные качества лидера
(Просмотр мульта)
“Путешествие с дикими гусями”
5 мин.
Участники группы получают текст: “Дикие гуси летят особым “строем” - клином. Стаю ведёт вперёд вожак, который является вершиной птичьего клина, на нём же - основная тяжесть полёта – почему?
Дело в том, что строй гусиной стаи отличается особой организацией. Клин позволяет гусям, следующим за вожаком, экономить физические силы. Каждому из гусей удаётся сохранить расход его собственной физической энергии за счёт работы крыльев его соседей. Каждая птица летит так, чтобы присоединиться к остальным, - в едином ритме. Это делается для того, чтобы энергетическое поле стаи увеличивалось движением каждой птицы. Гуси обмениваются энергией не только друг с другом, но и с энергетическим полем всего воздуха.
Размах крыльев соседа создаёт благоприятное аэродинамическое поле для летящего гуся: подсчитано, что полёт в стае сохраняет до 70% энергии в сравнении с полётом птицы-одиночки!!! Если во время перлёта одна из птиц отклоняется от чёткой линии клина, она немедленно начинает чувствовать на себе увеличившееся сопротивление воздуха. Тогда этот гусь торопится вернуться на своё место, “подправить” линию полёта.
Гуси, которые в дальнем полёте могут потерять до 30% своего веса, сохраняют таким образом свои физические силы для длительного путешествия.
Когда вожак устаёт, он выходит из вершины клина и занимает своё место в конце стаи. На место вожака заступает один из следовавших за ним гусей, который благодаря вожаку стаи мог до сих пор экономить свои физические усилия… Если же какая-то из птиц не имеет сил продолжить полёт, она опускается. Но всегда вместе с ней остаётся один из стаи – для защиты и помощи”.
рефлексия
3 мин.
Что интересного вы видите в повадках гусей?
Чем объясняется эффективность гусиного клина?
Чувствуете ли вы себя в группе так же уверенно и защищено, как гусь в стае?
Может ли твоя стая долететь до цели? Почему?
Кто по вашему мнению, готов при необходимости занять место во главе стаи? Что позволяет вам так думать?
физминутка
2мин.
Тест “Лидер ли я?”
Индивидуальная работа
3 мин.
Инструкция к тесту: “Внимательно прочтите каждое из десяти суждений и выберите наиболее подходящий для вас ответ в буквенной форме. Работая с опросником, помните, что нет ни плохих, ни хороших ответов. Немаловажным фактором является и то, что в своих ответах надо стремиться к объективности и записывать тот ответ, который первым приходит в голов”.
Приложение 1
Обработка и интерпретация результатов теста:
Подсчитать общее количество “А” и “Б” ответов.
Высокий уровень лидерства - А = 7-10 баллов.
Средний уровень лидерства - А = 4-6 баллов.
Низкий уровень лидерства - А = 1-3 балла.
Преобладание ответов “Б” свидетельствует об очень низком или деструктивном лидерстве.
Рефлексия
5 мин
6 шляп
Нужно ли развивать лидерские качества учителя в образовательной среде
Рефлексия
3 мин.
сердце
Практические рекомендации
2 мин
Коуч раздает практические рекомендации
Будьте проактивным человеком. Менять жизнь и меняться самому – это в вашей власти. Другими словами – ответственность за то, что с вами происходит полностью в ваших руках. Не устраивает то, что есть сейчас? Начните действовать и измените это.
Выход из зоны комфорта. Займитесь тем, чем никогда раньше не занимались, но о чем мечтали. Научитесь танцевать или рисовать, займитесь скалолазанием – делайте то, на что раньше не решались. Не ждите подходящего случая или того, кто согласится составить вам компанию. Это научит смотреть на вещи шире, воплощать свои идеи и быть самостоятельным в выборе.
Постоянный личностный рост. Все время самосовершенствуйтесь. Интересуйтесь последними разработками и инновациями в сфере вашей работы и в смежных областях, углубляйте свою компетенцию. Развивайте творческие способности и креативность. Это научит вас живому мышлению и нестандартным действиям.
Станьте лидером в жизни. Недостаточно быть лидером только в офисе. Будьте активными в нерабочих отношениях с другими людьми, семьей, друзьями, с которыми играете в футбол или теннис. Ставьте перед собой задачу быть лидером во всех сферах вашей жизни.
Самоуверенность. Именно вера в собственные силы, а не высокомерие и заносчивость является отличительной чертой характера лидера.
Приложение 1
Тестовый материал
1. Что для вас важнее в игре?
А) Победа.
Б) Развлечение.
2. Что вы предпочитаете в общем разговоре?
А) Проявлять инициативу, предлагать что-либо.
Б) Слушать и критиковать то, что предлагают другие.
3. Способны ли вы выдерживать критику, не ввязываться в частные споры, не оправдываться?
А) Да.
Б) Нет.
4. Нравится ли вам, когда вас хвалят прилюдно?
А) Да.
Б) Нет.
5. Отстаиваете ли вы свое мнение, если обстоятельства (мнение большинства) против вас?
А) Да.
Б) Нет.
6. В компании, в общем деле вы всегда выступаете заводилой, придумываете что-либо такое, что интересно другим?
А) Да.
Б) Нет
7. Умете ли вы скрывать свое настроение от окружающих?
А) Да.
Б) Нет.
8. Всегда ли вы немедленно и безропотно делаете то, что вам говорят старшие?
А) Нет.
Б) Да.
9. Удается ли вам в разговоре, дискуссии, убедить, привлечь на свою сторону тех, кто раньше был с вами не согласен?
Преобладание ответов “Б” свидетельствует об очень низком или деструктивном лидерстве.
Приложение 2
Лидерство в 21 цитате
Стив Джобс, Опра Уинфри, Шерил Сэндберг, Сэм Уолтон… Как выглядит истинное лидерство в глазах самих лидеров? 21 цитата успешных и остроумных деятелей для вашей мотивации и вдохновения.
Никто не говорит, что быть лидером легко. Лидерство может требовать титанических усилий, выматывать и даже пугать. Но это может быть легче, если знать, как рассуждают настоящие лидеры.
Сильнейшие цитаты о лидерстве
1. Ключ к успешному лидерству в наши дни – это влияние, а не власть. Кен Бланчард (Ken Blanchard)
2. Самый эффективный способ что-то сделать – делать это. Амелия Эрхарт (Amelia Earhart)
3. Ни один человек не станет хорошим лидером, если хочет сделать все сам или сам получить за все награду. Эндрю Карнеги (Andrew Carnegie)
4. Сделано – это лучше, чем совершенно. Шерил Сэндберг (Sheryl Sandberg)
5. Ваши поступки имеют куда большее значение, чем ваши слова. Стивен Кови (Steven Covey)
6. Страхи оставь себе, а мужеством делись с другими. РобертЛьюисСтивенсон (Robert Louis Stevenson)
7. Испытание лидерства – это быть сильным, но не грубым; добрым, но не слабым; храбрым, но не наглым; рассудительным, но не ленивым; скромным, но не робким; гордым, но не надменным; шутливым, но без глупости. Джим Рон (Jim Rohn)
8.Хватит суетиться. Если вы хотите добиться успеха, приложите все свои усилия к тому, что действительно любите делать. Опра Уинфри (Oprah Winfrey)
9. Продуктивность значит делать вещи правильно. Эффективность значит делать правильные вещи. Питер Друкер (Peter Drucker)
10. Есть два способа излучать свет – это быть свечей или зеркалом, которое ее отражает. Эдит Уортон (Edith Wharton)
11. Думайте о людях и они будут думать о вашем бизнесе. Джон Максвелл (John Maxwell)
12. Вопрос не в том, кто мне позволит, вопрос в том, кто мне запретит. Эйн Рэнд (Ayn Rand)
13. Выдающийся лидер может сойти с пьедестала и повысить самооценку своего персонала. Если люди верят в себя, они могут достичь невероятных вершин. Сэм Уолтон (Sam Walton)
14. Моя работа – это не быть простым для людей. Моя работа – это брать тех замечательных людей, что у нас есть, и подталкивать их, и делать их еще лучше. Стив Джобс (Steve Jobs)
15.Как лидер, я очень требовательна к себе и окружающим. Однако я забочусь о том, чтобы люди достигали успехов в том, что делают. Это вдохновляет их на то, чтобы стать в будущем как я. Индра Нуйи (Indra Nooyi)
16. Лидерство — это искусство давать людям возможность воплощать свои идеи в жизнь. Сет Годин (Seth Godin)
17. Первая обязанность лидера – поставить задачу. Последняя — сказать «Спасибо». Между ними лидер — слуга. Макс ДеПри (Max DePree)
18. Для того, чтоб справиться с собой, нужна голова; для того, чтоб справиться с другими, нужно сердце. Элеонора Рузвельт (Eleanor Roosevelt)
19. Лидерство – это способность превращать мечту в реальность. Уоррен Беннис (Warren Bennis)
20. Ты управляешь ситуацией – люди идут за тобой. АдмиралГрейc МюррейХоппер (Admiral Grace Murray Hopper)
21. Лучший способ предсказать будущее – это придумать его. Алан Кэй (Alan Kay)