kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тренинг лидерства "Визитная карточка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Визитная карточка

Цели:

- потренировать способности к выявлению Я-концепции - реальной самоидентификации лидера;

- развивать способности лидера соединять идеи из разных областей эмпирического и чувственного опыта;

- тренировать такие лидерские качества, как по?движность мышления и навыки эффективной коммуникации;

- способствовать тренировке умения излагать ма?териал внятно и ярко.

Размер группы: желательно не более 20 участни?ков. Это связано не с возможностью проведения упражнения, а с его эффективностью. Больший размер группы приведет к размыванию внимания и ослаб?лению концентрации на партнере.

Ресурсы: по большому ватманскому листу на каж?дого участника; для группы - фломастеры, ножни?цы, клейкая лента, краски, клей, большое количест?во печатной продукции (рекламные проспекты, бро?шюры, иллюстрированные журналы и газеты).

Время: около часа.

Ход упражнения

"Визитная карточка" - серьезное задание, пред?ставляющее нам возможность стимулировать само?анализ, самоидентификацию участника тренинга. Та?кая работа является необходимым предварительным этапом для самоактуализации - вытаскивания из пассива в актив поведения всех тех необходимых представлений, умений, навыков, которыми обладает претендент на лидерство.

Это упражнение отлично работает на начальной стадии тренинга, так как оно предполагает знаком?ство участников группы друг с другом. Кроме того, условия работы потребуют от участников многооб?разных и недирективных контактов с членами ко?манды.

Сначала каждый участник складывает полученный им ватманский лист по вертикали пополам и дела?ет в этом месте разрез (большой настолько, чтобы в образовавшееся отверстие можно было просунуть го?лову). Если теперь мы наденем на себя лист, то уви?дим, что превратились в живую рекламную тумбу, у которой есть лицевая и тыльная сторона.

На передней части листа участники тренинга со?ставят индивидуальный коллаж, рассказывающий о личных особенностях игрока. Здесь, на "грудке",

нужно подчеркнуть достоинства, но не забыть и о качествах, которые, мягко скажем, не доставляют вам особой радости. На тыльной стороне ватманско?го листа ("спинке") отразим то, к чему вы стреми?тесь, о чем мечтаете, чего хотели бы достичь.

Сам коллаж составляется из текстов, рисунков, фотографий, которые можно вырезать из имеющей?ся печатной продукции и дополнить при необходи?мости рисунками и надписями, сделанными от ру?ки.

Когда работа по созданию визитной карточки за?вершена, все надевают на себя получившиеся колла?жи и совершают променад по комнате. Все гуляют, знакомятся с визитками друг друга, общаются, зада?ют вопросы. Приятная негромкая музыка - отлич?ный фон для этого парада индивидуальностей.

Завершение: обсуждение упражнения.

- Как вам кажется, возможно ли эффективно ру?ководить другими, не зная толком, кто ты сам есть?

- Кажется ли вам, что в ходе задания вы смогли лучше понять, что вы за человек? Удалось ли вам достаточно полно и внятно создать свою визитную карточку?

- Что было легче - говорить о своих достоинст?вах или отражать на листе свои недостатки?

- Нашли ли вы среди партнеров кого-то, кто по?хож на вас? кто очень отличается от вас?

- Чей коллаж запомнился вам больше всего и по?чему?

- Как может подобный вид работы повлиять на развитие лидерских качеств?

Наше восприятие - то зеркало, которое формиру?ет наше впечатление о себе, нашу Я-концепцию. Безусловно, окружающие нас люди (семья, друзья, кол?леги) корректируют нашу самоидентификацию. Ино?гда до такой степени, что представление о собствен?ном Я изменяется до неузнаваемости у человека, склонного воспринимать мнение со стороны и дове?рять другим гораздо больше, чем самому себе.

Некоторые люди имеют очень детально разрабо?танную Я-концепцию. Они свободно могут описать собственную внешность, умения, навыки, черты ха?рактера. Считается, что чем богаче мое представле?ние о себе, тем проще я могу справиться с решени?ем различных проблем, тем более спонтанным и уверенным буду в межличностной коммуникации.

Следующая игра поможет участникам тренинга в разработке и уточнении Я-концепции и представле?нии ее товарищам по группе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тренинг лидерства "Визитная карточка"»

Визитная карточка

Цели:

- потренировать способности к выявлению Я-концепции - реальной самоидентификации лидера;

- развивать способности лидера соединять идеи из разных областей эмпирического и чувственного опыта;

- тренировать такие лидерские качества, как по​движность мышления и навыки эффективной коммуникации;

- способствовать тренировке умения излагать ма​териал внятно и ярко.

Размер группы: желательно не более 20 участни​ков. Это связано не с возможностью проведения упражнения, а с его эффективностью. Больший размер группы приведет к размыванию внимания и ослаб​лению концентрации на партнере.

Ресурсы: по большому ватманскому листу на каж​дого участника; для группы - фломастеры, ножни​цы, клейкая лента, краски, клей, большое количест​во печатной продукции (рекламные проспекты, бро​шюры, иллюстрированные журналы и газеты).

Время: около часа.

Ход упражнения

"Визитная карточка" - серьезное задание, пред​ставляющее нам возможность стимулировать само​анализ, самоидентификацию участника тренинга. Та​кая работа является необходимым предварительным этапом для самоактуализации - вытаскивания из пассива в актив поведения всех тех необходимых представлений, умений, навыков, которыми обладает претендент на лидерство.

Это упражнение отлично работает на начальной стадии тренинга, так как оно предполагает знаком​ство участников группы друг с другом. Кроме того, условия работы потребуют от участников многооб​разных и недирективных контактов с членами ко​манды.

Сначала каждый участник складывает полученный им ватманский лист по вертикали пополам и дела​ет в этом месте разрез (большой настолько, чтобы в образовавшееся отверстие можно было просунуть го​лову). Если теперь мы наденем на себя лист, то уви​дим, что превратились в живую рекламную тумбу, у которой есть лицевая и тыльная сторона.

На передней части листа участники тренинга со​ставят индивидуальный коллаж, рассказывающий о личных особенностях игрока. Здесь, на "грудке",

нужно подчеркнуть достоинства, но не забыть и о качествах, которые, мягко скажем, не доставляют вам особой радости. На тыльной стороне ватманско​го листа ("спинке") отразим то, к чему вы стреми​тесь, о чем мечтаете, чего хотели бы достичь.

Сам коллаж составляется из текстов, рисунков, фотографий, которые можно вырезать из имеющей​ся печатной продукции и дополнить при необходи​мости рисунками и надписями, сделанными от ру​ки.

Когда работа по созданию визитной карточки за​вершена, все надевают на себя получившиеся колла​жи и совершают променад по комнате. Все гуляют, знакомятся с визитками друг друга, общаются, зада​ют вопросы. Приятная негромкая музыка - отлич​ный фон для этого парада индивидуальностей.

Завершение: обсуждение упражнения.

- Как вам кажется, возможно ли эффективно ру​ководить другими, не зная толком, кто ты сам есть?

- Кажется ли вам, что в ходе задания вы смогли лучше понять, что вы за человек? Удалось ли вам достаточно полно и внятно создать свою визитную карточку?

- Что было легче - говорить о своих достоинст​вах или отражать на листе свои недостатки?

- Нашли ли вы среди партнеров кого-то, кто по​хож на вас? кто очень отличается от вас?

- Чей коллаж запомнился вам больше всего и по​чему?

- Как может подобный вид работы повлиять на развитие лидерских качеств?

Наше восприятие - то зеркало, которое формиру​ет наше впечатление о себе, нашу Я-концепцию. Безусловно, окружающие нас люди (семья, друзья, кол​леги) корректируют нашу самоидентификацию. Ино​гда до такой степени, что представление о собствен​ном Я изменяется до неузнаваемости у человека, склонного воспринимать мнение со стороны и дове​рять другим гораздо больше, чем самому себе.

Некоторые люди имеют очень детально разрабо​танную Я-концепцию. Они свободно могут описать собственную внешность, умения, навыки, черты ха​рактера. Считается, что чем богаче мое представле​ние о себе, тем проще я могу справиться с решени​ем различных проблем, тем более спонтанным и уверенным буду в межличностной коммуникации.

Следующая игра поможет участникам тренинга в разработке и уточнении Я-концепции и представле​нии ее товарищам по группе.

Реклама

Цели:

- освоить активный стиль общения и развить в группе отношения партнерства;

- развить самостоятельность, творческий подход к заданию, лидерские навыки в участниках тре​нинга;

- поупражняться в способности убеждать - навы​ке, необходимом для лидера.

Размер группы: не важен.

Ресурсы: хорошо, если у тренера будет возмож​ность предоставить участникам упражнения листы ватмана, краски, карандаши, фломастеры, куски цветной ткани, парики и другие элементарные теат​ральные атрибуты.

Время: 60-90 минут.

Ход упражнения

Это одно из очень эффективных упражнений в со​здании атмосферы доверия, сотрудничества, совмест​ного творчества.

Группа разбивается на пары. Важно проследить за тем, чтобы вместе оказались люди, как можно менее знакомые друг с другом. Ведущий объясняет зада​ние.

- Представьте, что каждый из вас - член закры​того элитарного клуба. Естественно, что вы знакомы со всеми его участниками, доверяете им, вам хоро​шо вместе. Раз в году двери клуба открываются для всех. В этот день вы можете попытаться ввести в круг членов клуба своих друзей. Для этого вам пред​стоит подготовиться и дать своему товарищу такую рекомендацию, чтобы ни один из членов клуба не смог проголосовать против приема новичка. Это не​легко, но возможно.

Как практически будет проходить прием? Вы раз​бились на пары. Каждый из участников пары поду​мает несколько минут и расскажет своему партнеру об одном своем положительном качестве.

Качество это может быть любым, но значимым. В свою очередь, рассказавший о себе выслушивает историю своего партнера о том качестве, которое вы​деляет его среди других людей и позволяет претен​довать на прием в клуб. После того как вы подели​лись друг с другом информацией о своем положи​тельном качестве, вам придется поломать голову над тем, каким образом представить перед членами клуба вашего товарища.

Отрекомендовать его вы можете любым макси​мально эффектным способом. Например:

- интервью, представляющее героя, в теле- или ра​диостудии;

- рисунок, комикс, шарж с последующим театра​лизованным комментарием;

- инсценировка, представляющая личные качества кандидата;

- комментарий спортивного обозревателя (если ваш герой делает успехи в спорте и именно здесь проявляются его человеческие достоинства, упорство, надежность, сила воли), репортаж с выставки, кон​церта, конкурса (при условии, что достижения ваше​го героя проявляются именно в этой сфере деятель​ности);

- стихотворение, песня.

Жанр рекламного выступления не регламентиро​ван. Все, чем богата ваша фантазия, может оказать​ся удачным. Позаботьтесь лишь о том, чтобы избран​ная форма максимально отражала содержание ваше​го представления. Еще одна важная деталь: расска​зывая о достоинствах человека, не забудьте назвать его имя!

Всем понятно задание? Есть вопросы? Пары при​ступили к работе.

- Заканчиваем знакомство с партнером. Уточните последние детали и приступайте к подготовке своей рекламной пятиминутки. Через 20 минут объявляет​ся общее собрание членов клуба для обсуждения кандидатов.

Эти 20 минут ведущий проводит в работе с участ​никами, переходя от пары к паре, стимулируя рабо​ту над рекламой. Иногда придется посоветовать, ка​кая форма будет наиболее актуальна для рассказа о том или ином качестве, помочь преодолеть стесне​ние в восхвалении пока что малознакомого человека перед другими малознакомыми людьми. Нередко вмешательство и поддержка режиссера потребуются даже на более раннем этапе, когда участники пары рассказывают друг другу о своих достоинствах. По​рой можно услышать от молодого "актера": "А я не знаю, какие у меня положительные черты!" Выясня​ется, что для многих проще определить, в чем они слабы, несовершенны, чем назвать качества, которы​ми человек вправе гордиться. Иногда черты харак​тера подменяются названием достижений: "Я - луч​ший в классе ученик", "У меня - первое место в го​роде по плаванию!" В таких случаях пробуем пере​вести достижения на другой язык: что во мне по​могло добиться такого яркого результата? Упорство? сила воли? стремление довести дело до конца?

- Внимание, объявляется минутная готовность! Просьба всем собраться в зале клуба на церемонию представления новых участников!

Сейчас нам предстоит познакомиться с новыми кандидатами. Если рекомендация, представленная вам, уважаемые члены клуба, покажется достаточ​ной и убедительной, прошу своими аплодисментами высказать решение о приеме в члены клуба. А те​перь я приглашаю на сцену первую пару участни​ков!

Завершение

После того как все пары представили друг друга, выясняем, что дала каждому работа над заданием. Отмечаем оригинальные идеи и удачные выступле​ния, дружественность атмосферы и важность под​держки.

Ты и твое имя

Цели:

- развить самостоятельность, творческий подход к заданию, лидерские навыки у участников тре​нинга;

- потренироваться в самооценке и самопрезента​ции.

Размер группы: не важен.

Ресурсы: доска/флип-чарт, маркеры, бумага и руч​ка для каждого игрока. Время: 15-30 минут.

Ход упражнения

Положите перед собой лист бумаги и напишите на нем по вертикали ваше имя. Сосредоточьтесь! У вас есть 5-10 минут, чтобы написать против каж​дой буквы качество своего характера, которое вы в себе знаете и цените.

Пример:

М - мечтать (умею)

И - интеллигентность

X - харизма

А - активная позиция в коммуникации

И - интеллект

Л - любовь к жизни

Пусть после завершения индивидуальной работы участники представят полученные результаты това​рищам по группе, записав их на доске.

Без командира

Цели:

- изучить сотрудничество как альтернативу кон​фликту в групповой деятельности;

- изучить преимущества и недостатки коллектив​ной ответственности;

- развить умение и готовность принимать ответст​венность на себя, отработать умения продуктив​но действовать в недирективной среде в услови​ях неопределенности.

Размер группы: оптимальный - до 20 человек. Ресурсы: не требуются. Время: около 20 минут.

Ход игры

- Нередко нам приходится встречаться с людьми, которые, кажется, только того и ждут, чтобы ими руководили. Их кто-то обязан организовывать, на​правлять, так как проявить собственную инициати​ву (и затем отвечать за свои решения и поступки) люди подобного типа боятся.

Есть и другой тип - неуемные лидеры. Эти всегда знают, кто и что должен сделать. Без их вмешатель​ства и заботы мир непременно погибнет!

Понятно, что и мы с вами принадлежим либо к ведомым, либо к лидерам, либо к какой-то смешан​ной - между тем и другим типом - группе.

В задании, которое вы попробуете сейчас выпол​нить, тяжело придется и явным активистам, и крайним пассивистам, потому что никто и никем не бу​дет руководить. Абсолютно! Весь смысл упражнения в том, что при выполнении той или иной задачи каждый из участников сможет рассчитывать исклю​чительно на свою смекалку, инициативу, на свои си​лы. Успех каждого станет залогом общего успеха.

Итак, с этой минуты каждый отвечает только за себя! Слушаем задания и пытаемся как можно луч​ше справиться с ними. Любой контакт между участ​никами запрещен: ни разговоров, ни знаков, ни хва​тания за руки, ни возмущенного шипения - ничего! Работаем молча, максимум - взгляд в сторону парт​неров: учимся понимать друг друга на телепатичес​ком уровне!

- Прошу группу построиться в круг! Каждый слы​шит задание, анализирует его и пытается решить, что ему лично предстоит сделать, чтобы в итоге груп​па максимально быстро и точно встала в круг.

Очень хорошо! Вы обратили внимание, что у неко​торых прямо руки чесались, так хотелось кем-ни​будь поуправлять. А немалая часть из вас стояла в полной растерянности, не зная, что предпринять и с чего начать. Продолжим тренировать личную ответ​ственность. Выстройтесь, пожалуйста:

- в колонну по росту;

- два круга;

- треугольник;

- шеренгу, в которой все участники выстраивают​ся по росту;

- шеренгу, в которой все участники расположены в соответствии с цветом волос: от самых светлых на одном краю до самых темных на другом;

- живую скульптуру "Звезда", "Медуза", "Черепа​ха"...

Завершение: обсуждение игры.

- Кто из вас лидер по натуре?

- Легко ли было отказаться от руководящего сти​ля поведения?

- Что вы чувствовали? Успокоил ли вас очевидный успех группы в попытках самоорганизации? Теперь вы больше надеетесь на товарищей, не так ли? Не забудьте, что и каждый из вас внес лепту в общую победу!

- Каковы были ощущения людей, которые при​выкли быть ведомыми? Тяжело остаться вдруг без чьих бы то ни было оценок, советов, указаний?

- Как вы понимали, верны ваши действия или ошибочны? Понравилось ли отвечать за себя и само​стоятельно принимать решения?

Лидер - это...

Если вы хотите добиться в этой жизни чего-то значительного, недостаточно просто действовать - надо еще и мечтать; недостаточно просто планиро​вать - надо еще и верить.

А. Франс

Цели:

- освоить активный стиль общения и развить в группе отношения партнерства;

- потренироваться в определении четких и ясных признаков лидерского поведения, осознании ли​дерских качеств.

Размер группы: какой угодно большой.

Ресурсы: листы пол у ватмана, ножницы, клей, мар​керы, карандаши, множество рекламных проспектов, журналов, газет.

Время: около часа.

Ход игры

Это задание - отличный "разогрев" группы перед тренингом лидерства. Материалы, которые в игро​вой форме представят и обсудят участники, послу​жат ориентиром для всего блока занятий. Возмож​но, тренер и группа будут возвращаться к ним не раз в ходе встреч. Поэтому желательно использовать большие листы, которые легче сохранить в течение длительного срока.

Всем игрокам предоставляются разнообразные канцелярские материалы, газеты, журналы, рекламные проспекты. В течение 30-40 минут они готовят (поодиночке либо в парах) некий коллаж с исполь​зованием газетных заголовков, фотографий, рисун​ков от руки или найденных в рекламных изданиях, журналах, газетах.

Тема работы: "Я - лидер!" В работе нужно попы​таться в визуальной форме представить качества, ко​торые характеризуют лидера, рассказать о своих спо​собностях вести за собой людей, руководить ими. По​ка группа работает, в комнате звучит фоном энер​гичная, ритмическая музыка, создающая рабочее на​строение, поддерживающая творческий настрой уча​стников.

Когда время на подготовку закончено, музыка микшируется - это знак участникам начать уборку рабочих мест, освобождение комнаты от обрезков и мусора. В это время тренер нумерует полученные от участников анонимные листы и развешивает их. По​сле того как "субботник" завершен и место освобож​дено для продолжения работы, начинаем "лидерский променад". Все лидеры прогуливаются по комнате, на стенах которой закреплены скотчем рекламные постеры, и делают для себя пометки, кто является, по их мнению, авторами увиденных работ.

Завершение

Собираемся вместе и обсуждаем увиденное. Участ​ники зачитывают свои мнения об авторстве работ, рассказывают, что им показалось наиболее привле​кательным, ярким в работе товарищей.

Сказка втроем

Цели:

- потренироваться в партнерском взаимодействии;

- способствовать развитию спонтанности и творче​ских возможностей участников тренинга;

- улучшить эмоциональный настрой участников и помочь им, освободившись от зажимов, сокра​тить дистанцию в общении.

Размер группы: не играет роли. Каждый раз в уп​ражнении будет участвовать не более трех человек.

Ресурсы: один стул.

Время: в зависимости от состава группы. Каждая тройка участников работает на площадке в среднем 3-4 минуты. Общее время упражнения будет зави​сеть от количества таких троек.

Ход упражнения

- Уже из названия понятно, что в задании будут участвовать трое играющих. Один из них выполня​ет роль сказочника. Ему предстоит изложить одну из известных сказок, определенных ведущим. Вто​рой участник садится на стул лицом к зрителям. Беззвучно открывая рот и используя мимику, он бу​дет имитировать роль рассказчика. Его руки зало​жены за спину, поэтому не участвуют в игре. Роль "рук второго участника" будут исполнять руки тре​тьего игрока. Для этого он должен встать на коле​ни прямо за спиной второго актера и просунуть свои руки у него под мышками. Для зрителя создается иллюзия, что эти жестикулирующие в ходе сказки руки являются руками сидящего на стуле рассказ​чика.

Именно иллюзия того, что сказку рассказывает си​дящий на стуле игрок голосом первого игрока и ру​ками третьего, является доказательством успешнос​ти упражнения. Добиться этого можно при умении синхронно работать с партнерами и с театральной яркостью пользоваться невербальными средствами выразительности (жестом, мимикой, интонацией).

Завершение: обсуждение упражнения.

- Что представляло для вас трудность в задании?

- Как вы считаете, может ли данное упражнение научить вас навыкам, которые вы сможете приме​нить за границами тренинговой группы - на работе, в семье, при общении с людьми?

- Что может дать это задание при рассмотрении проблем, связанных с развитием и тренировкой ли​дерских качеств? Какие качества лидера проявили участники упражнения?










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Тренинг лидерства "Визитная карточка"

Автор: Рябков Дмитрий Романович

Дата: 19.04.2016

Номер свидетельства: 320537


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства