Цели:
- Формирование нравственных и этических норм поведения в обществе, развитие эмоционально-ценностной сферы учащихся.
- Познакомить с понятием “толерантность”, его составными частями, происхождением термина.
- Формировать умение действовать слаженно, сообща, прислушиваться к мнению одноклассников.
- Прививать интерес к культуре общения через игры, задачи, пословицы.
- Учить уважать личность каждого, а различия между людьми принимать как положительный факт.
- Развивать творческие способности учащихся.
Задачи:
- воспитывать внимательность, уважение к людям;
- пробудить стремление к общению;
- формировать способность взаимопонимания;
- формировать умение работать в группе.
Оборудование:
- проектор, ноутбук, аудиосистема
- плакаты с пословицей и крылатым высказыванием, карточки с заданиями, пазлы с изображением домика, карточки с пословицами, атрибуты для инсценировки “Сказочки о счастье”.
Место проведения: классная комната.
Предварительная подготовка:
- Инсценировка сказки;
- Сочинение стихов на тему «Семья»;
- Деление класса на две команды;
- Разучивание стихов по теме.
Ход мероприятия
- Сегодня урок необычный и проходить он будет в необычной обстановке. Вас разделили на две команды. А значит все здесь присутствующие почувствовали соревновательный дух. Что же касается темы, то об этом чуть позже. Итак, начнём с разминки.
- Отгадайте загадку:
На земле он всех умней,
Потому и всех сильней. (Человек)
- На столах у каждой команды лежат карточки с названиями качеств человека.
КАРТОЧКИ
1 команде: Что бы вы отнесли к внешним качествам человека?
(Внешний вид человека – это то, во что человек одет, как он выглядит, опрятный ли он, следит ли за своим видом…)
2 команде: А что бы назвали внутренними качествами человека?
(Характер. Настроение, интересы, потребности, отношение к окружающим…)
- Прочитайте.
- А как вы считаете, что важней внешний вид человека или его внутренний мир?
- Почему?
- Не зря говорится в пословице: «По одёжке встречают, по уму провожают». (Креплю на доску)
1 команде: Как вы её понимаете?
- А так же есть выражение «Богатство души». (Креплю на доску).
2 команде: Как вы его понимаете?
(Человек добрый, внимательный, любит и уважает людей. Чем больше он отдаёт другим, тем больше получает сам.)
- Так, с помощью каких качеств можно обогатить душу?
(Креплю на доску: уважение, внимательность, доброта, любовь, умение прийти на помощь)
- Давайте посмотрим инсценировку сказки о том, как один король отправился на поиски счастья.
Инсценировка.
На свете жил один король,
Богатый и могучий.
Всегда грустил он. И порой
Бывал мрачнее тучи.
Гулял он, спал, обедал,
А счастья он не ведал!
Но вечно хныкать и тужить
Бедняге надоело.
Вскричал король: “Нельзя так жить!”
И с трона спрыгнул смело.
Да в миг порушить свой удел
Не в королевской власти?
И вот король в карету сел –
И покатил за счастьем.
Король в окошечко глядит,
Карета бодро катится.
Постой-ка, кто там на пути?
Девчонка в драном платьице.
- О, всемогущий мой король,
Подать хоть грошик мне изволь.
- Эй, попрошайка, пропусти
Скорей мою карету.
Сойди немедленно с пути,
Ведь я за счастьем еду! –
Сказал король и укатил.
А в синем небе месяц стыл…
Карета мчится наугад
Бог весть в какую сторону.
Вдруг на пути стоит солдат,
Израненный, оборванный.
- О, мой король, - вскричал солдат, -
Тебя я видеть очень рад!
Прошу покорнейше: устрой
Меня ты в услужение,
Я за тебя стоял горой,
Я, право, бился, как герой,
Я выиграл сражение.
- А ну, служивый, пропусти
Скорей мою карету.
Сойди немедленно с пути,
Ведь я за счастьем еду! –
Сказал король и укатил,
А в синем небе месяц стыл…
Карета мчит во весь опор,
Конь скачет, что есть духу.
Вдруг на дорогу вышла с гор
Сутулая старуха.
- Прости, любезный мой король,
Старуху одинокую.
Мой дом – вон, видишь за горой,
С утра ушла далеко я.
Ношу из леса я дрова –
Тяжелая работа.
Гляжу вокруг, едва жива:
А вдруг поможет кто-то…
- А ну старуха пропусти
Скорей мою карету.
Сойди немедленно с пути,
Ведь я за счастьем еду! –
Сказал король и укатил,
А в синем небе месяц стыл…
Вот лето кончилось. Жара
Сменяется ненастьем.
Король торопит:
- В путь пора,
Ещё немного – и ура!
Своё настигнуть счастье!
И все бы кончилось бедой –
Сомнений в этом нету.
Да старец с белой бородой
Остановил карету.
Перекрестившись, не спеша,
Торжественно и строго
Сказал: “Заблудшая душа,
Король, побойся Бога!
Ты ищешь счастье для себя,
Ты странствуешь по свету.
Но, только ближнего любя,
Найдешь ты счастье это.
Скорей послушайся меня:
Обратно разверни коня,
Дитя согрей и накорми,
Солдата в сторожа найми,
Все это сделай, но сперва
Старушке ты поможешь:
До дома довезешь дрова.
Распилишь и уложишь…” -
Тут вышла полная луна.
И осветила путь она.
Нелегкий путь, обратный путь.
Путь к счастью, не куда-нибудь.
Король поныне во дворце
Всем людям помогает.
И счастье на его лице,
Как ясный день, сияет!
- Каким был король в начале истории?
(Эгоист, думал только о себе, не замечал то. что происходит вокруг.)
- Почему король не нашёл счастья в дальних странствиях, на чужой стороне?
(Счастье в том, чтобы помогать близким, тем, кто рядом)
- Да, счастье в том, чтобы помогать своим близким. А кто может быть ближе родителей, братьев, сестёр – семьи?
- В качестве домашнего задания команды должны были сочинить стихи на тему «Семья».
(Чтение стихов подготовленных детьми или(и) стихотворения о семье)
Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом,
Здесь ждут тебя всегда с любовью,
И провожают в путь с добром!
Отец и мать, и дети дружно.
Сидят за праздничным столом,
И вместе им совсем не скучно,
А интересно впятером.
Малыш для старших как любимец,
Родители - во всем мудрей,
Любимый папа - друг, кормилец,
А мама ближе всех, родней.
Любите! И цените счастье!
Оно рождается в семье,
Что может быть ее дороже.
На этой сказочной земле!
- Вы, когда-нибудь, помогали своим близким?
- В чём заключалась эта помощь?
- Какая была реакция? (Слова, эмоции, чувства)
Так на каких же чувствах, эмоциях и человеческих качествах создаётся счастье в семье?
Из чего строится уютный, хороший дом для счастливой семьи?
Игра «Построй свой дом».
(Объяснение правил игры, работа в команде, обсуждение, подведение итогов.)
-У каждой команды есть набор одинаковых строительных материалов, кирпичей. Из которых команда должна построить хороший, прочный, уютный дом для семьи. В зависимости от того какие кирпичи будут использованы домики могут получиться разными. А мы потом посмотрим и сравним, в каком домике жить было бы лучше.
- Время пошло. (музыка)
(Подведение итогов. Если всё правильно, значит у всех правильное представление о том, какая должна быть обстановка в семье)
- Какие человеческие качества в основе дома?
(Терпение, понимание, уважение, …)
- Кто-нибудь из вас знает, каким словом можно это назвать?
(Толерантность.)
(Даю карточки с определениями толерантности)
1 команде: Термин «толерантность» происходит от латинского и в переводе означает - терпение. Однако было бы неправильно переводить слово «толерантность» на русский язык как терпимость, поскольку такой перевод будет скорее ассоциироваться с покорностью, чем с пониманием и принятием.
2 команде: Толерантность – способность и готовность уважительно, с пониманием, терпимо относиться к другим, часто непохожим, странным, чужим людям (группам людей) и их поведению. Толерантность – это признание права каждого человека быть различным.
- Толерантное отношение – уважительное отношение, отношение с пониманием, с терпением.
2-м командам: Прочитайте и дополните недостающими словами правила толерантного общения. (карточки на столах)
- Уважай ………………….. мнение тактично
- Старайся понять то, ……………………. собеседника
- Отстаивай своё ………………………….. о чём говорят другие
- Ищи лучшие ………………….. правоту другого
- Будь справедливым, готовым …………………. интересы других
- Стремись учитывать ……………………………. аргументы
- Прочитайте, что получилось.
- Соблюдая эти правила, сможете и у нас в классе создать атмосферу семьи, в которой будут царить доброта, уважение, взаимопонимание, хорошее настроение.
- А начать можно с очень простых упражнений:
- Каждое утро начинайте со слов «Доброе утро»;
- Начинайте утро с улыбки.
1 ученик:. Придумано кем - то просто и мудро
При встрече здороваться:
-Доброе утро!
-Доброе утро – солнцу и птицам.
-Доброе утро! – улыбчивым лицам.
И каждый становится
Добрым, доверчивым…
Пусть доброе утро длится до вечера.
(Звучит песня «От улыбки»)
Пословицы на доске.
- Выберите одну пословицу, которая наилучшим образом отражала бы тему нашего сегодняшнего занятия.
- Обоснуйте свой выбор.
Что посеешь, то и пожнёшь.
Вместе и естся вкуснее, и работа идёт быстрее.
В чужой монастырь со своим уставом не ходят.
Когда находишься в Риме, поступай как римлянин.
В какой народ приедешь, такую шапку и наденешь.
Где любовь да свет, там горя нет.
Не будь в чужой стране приметлив, а будь в ней приветлив.
Блиц - турнир для команд.