5. развивать умение слушать и слышать собеседника, работать в группе.
Планируемые результаты:
личностные:
– коррекция нравственных качеств учащихся;
- умение работать в группе;
– осознание учащимися значимости каждой личности в социуме;
метапредметные:
– оптимизация межличностного общения учащихся;
- развитие критического творческого мышления;
– умение слушать и слышать собеседника, высказывать собственное мнение, отстаивать свою позицию;
- постановка темы и целей занятия, оценка результатов своей деятельности;
- умение систематизировать информацию.
Участники: учащиеся 5 класса
Оборудование: интерактивная доска или телевизор, раздаточный материал (таблица со словами), ромашка Блума (на доске)
Оформление: пословицы на доске:
Основа всякой мудрости - терпение. Платон.
Мудрость человеческая в терпимости. К. Бини.
Ход классного часа
I. Стадия вызова
Слово учителя
Начинаем классный час,
Речь пойдёт здесь всё о нас.
Постарайтесь всё понять,
Что – то новое узнать.
Добрый день, ребята! Сегодняшний классный час я хотела бы начать с мультфильма.
Просмотр мультфильма о толерантности
Беседа
1. Ребята, как вы поняли мультфильм? Вам было грустно или весело?
2. Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?
Слово учителя
Верно, сегодня мы поговорим с вами о доброте, о понимании, об уважении. Все эти слова включает в себя слово «толерантность». Итак, тема нашего классного часа «Толерантность – это…».
Что означает непонятное слово «толерантность»? Что значит быть толерантным? Всегда ли мы толерантны к окружающим людям? Как стать толерантным? Самостоятельно разобраться в этих вопросах вам будет трудно, поэтому будем разбираться вместе.
Понятие толерантность имеет свою историю.
На рубеже XVIII – XIX веков во Франции жил некто Талейран Перигор, князь Беневентский. Он отличался тем, что при разных правительствах (революционерах, Наполеоне, короле Людовике XVII) оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек, талантливый во многих областях, но более всего – в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам. С именем этого человека связано понятие «толерантность».
Слово «толерантность» переводится с латинского как терпимость, мягкость, снисходительность, Толерантность – это терпимое отношение к тем людям, которые выделяются из общей массы своей внешностью, поведением, мировоззрением, манерой выражать мысли и др.
Каждый, кто понимает важность терпимости, значение толерантности, отмечает ежегодно День толерантности 16 ноября.
А сейчас давайте заполним кластер (на доске)
Заполнение кластера
Слово учителя
Ребята, у нас осталось много незаполненных фигур кластера. В конце классного часа мы должны вернуться к кластеру и постараться заполнить его.
II. Стадия осмысления
Слово учителя
Жизнь человека связана с книгой. К сожалению, в наш компьютерный век становится все меньше читающих людей. А ведь книга может многому научить, дать совет, разобраться в трудной ситуации.
Давайте вспомним примеры толерантности в нашей литературе.
Ответы учащихся
Слово учителя
Ребята, я попросила вас прочитать дома сказку В. Катаева «Цветик-семицветик». Ответьте, пожалуйста, на вопросы (прием Ромашка Блума)
Желающие учащиеся идут к доске, берут лепесток, читают вопрос и отвечают.
Простой вопрос: Как у девочки Жени оказался цветик-семицветик?
Оценочный вопрос: Как ты относишься к желаниям Жени?
Уточняющий вопрос: Если я правильно поняла, ты думаешь, что эта сказка о толерантности?
Практический вопрос: Какие бы желания загадал ты, если бы у тебя был волшебный цветок?
Интерпретационный вопрос: Почему самым правильным желанием Жени было седьмое желание?
Творческий вопрос: Как ты думаешь, как будут развиваться отношения Жени и Вити?
Слово учителя
Спасибо за ответы.
Давайте еще раз скажем, почему можно утверждать, что сказка В. Катаева – сказка о толерантности.
(девочка встретила мальчика-инвалида, но она его не оттолкнула, более того она его вылечила с помощью цветика-самоцветика).
Ребята, в нашем мире много больных людей. Не всякая болезнь излечима, поэтому эти люди нуждаются в чьей-то поддержке со стороны.
В нашей школе есть дети с ограниченными возможностями здоровья. Это такие же дети, как и вы: им тоже нужны общение, любовь, понимание, помощь, поддержка, т. е. толерантное отношение.
Ребята, давайте попробуем сформулировать правила толерантного поведения с окружающими нас людьми: здоровыми и больными, верующими и неверующими, высокими и низкими, светлокожими и темнокожими, холериками и флегматиками, пессимистами и оптимистами …
Возможный вариант
1. Уважай собеседника.
2. Умей прощать.
3. Принимай других такими, какие они есть.
4. Будь справедливым.
5. Будь миролюбивым.
6. Учитывай интересы других.
7. Будь вежливым.
Слово учителя
Существует два пути развития личности – толерантный и интолерантный. Давайте попробуем разобраться в этом. Сейчас мы разделимся на две группы. Каждая группа получит карточку с таблицей «Толерантная/интолерантная личность». Таблицу нужно заполнить, распределив правильно слова на карточках.