Ток – шоу «Права и обязанности»
Методическая разработка:
Педагога организатора
Штанько А.В.
Цели мероприятия:
• в игровой форме ток-шоу обсудить основные права и обязанности ребенка от 14 до 18 лет, кроме того, обозначить ответственность, характерную для каждого возраста;
• содействовать формированию основных понятий, правовых закономерностей.
Участники: в роли специалистов выступают воспитанники старших групп, а в роли участников воспитанники возраста 12 – 14 лет.
При подготовке важно:
1. Подготовить старших воспитанников так, чтобы они были действительно компетентны и убедительны в своих вопросах, как специалисты: органов опеки и попечительства, сотрудников полиции, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, педагога – психолога.
2. Заранее подготовить вопросы для детей, а также спорные ситуации, которые заинтересуют воспитанников в той или иной ситуации.
3. В роли ведущих могут выступить подготовленные сверстники участников ток-шоу(2 человека), либо педагог (1 человек).
4. Участникам перед ток-шоу раздаются карточки формата А4, с одной стороны которых восклицательный знак, с другой – вопросительный.
5. Ток-шоу может сопровождаться соответствующей презентацией.
Ход мероприятия:
Ведущий: Здравствуйте, участники ток-шоу! Сегодня у каждого из нас будет возможность высказать своё мнение по поводу прав и обязанностей детей в возрасте от 14 до достижения 18 лет. Свои права обязан знать каждый человек, но кроме прав у каждого возраста, есть еще и обязанности, соблюдать которые, мы часто забываем и за не выполнение, в большинстве случаев попадаем не в очень хорошие ситуации. Чтобы знать и подробнее разобраться в данной проблеме, на нашем ток шоу присутствуют специалисты:
Специалиста органов опеки и попечительства;
Сотрудников полиции;
Специалиста комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;
Педагога - психолога;
Итак, начнем…. Мы сегодня не случайно пригласили в качестве аудитории лиц от 12 лет и старше, ведь именно в этом возрасте наступает период взросления… Период, по мнению психологов наиболее сложный, ведь именно в этот период появляется желание познать новое и не изведанное… попробовать то, что раньше было не доступно….
Ты ещё не вырос, не созрел,
До конца не оперились крылья,
Но уже безжалостно сумел
Дать почувствовать моё бессилье.
Мой совет не значит ничего.
Дескать, взрослый я уже, не мальчик.
Где ж ключи от сердца твоего?
А когда-то открывался ларчик.
Ты меня не слушаешь ни в чём
И без шапки ходишь по морозу.
Господи, скорей бы уж прошёл
Этот жуткий подростковый возраст.
Об особенностях, которые характерны для данного возраста с нами поделится педагог - психолог.
Психолог о подростковом возрасте: (презентация 1)
Подростковый возраст действительно очень сложная и непредсказуемая пора… Еще Л.С. Выготский в своих работах определил, что Структура личности подростка…В ней нет ничего устойчивого, окончательного и неподвижного. Все в ней - переход, все течет. Как вы понимаете данное высказывание? (нет одной точки зрения… нет устойчивого мнения, все время, что то в жизни подростков меняется).
В психологическом словаре, подростковый возраст:
Подростковый возраст — стадия онтогенетического развития между детством и взрослостью (от 11–12 до 16–17 лет), которая характеризуется качественными изменениями, связанными с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь».
Любой возраст протекает интересно и непредсказуемо… и как и в каждом возрасте данный является кризисным. Кризис 13- 15 лет очень часто сравнивают с кризисом 3-х лет, только направлен он не на освоение пространства и предметные действия, а на освоение социального пространства, пространства человеческих взаимоотношений.
Подростковый комплекс
Проявления подросткового комплекса: чувствительность к оценке посторонних своей внешности крайняя самонадеянность и безаппеляционные суждения в отношении окружающих внимательность порой уживается с поразительной черствостью, болезненная застенчивость с развязностью, эмоциональная неустойчивость и резкие колебания настроения . Пик эмоциональной неустойчивости – мальчики 11 – 13 лет, девочки 13 - 15 лет.
Для подростков характерна полярность психики:
Целеустремленность, настойчивость быстро сменяется импульсивностью, Развязность в поведении порой сочетается с застенчивостью; Романтические настроения нередко граничат с цинизмом, расчетливостью; Нежность, ласковость бывают на фоне недетской жестокости, Неустойчивость интересов.
Парадоксы подростковой психики
Подросток хочет вырваться из-под опеки взрослых, получить свободу, при этом не зная, что с ней делать. Интересно все сразу и ничего. Хочется всего, сразу и если позже- «то вообще тогда зачем». При всей своей самоуверенности подросток очень не уверен в себе.
Это в большинстве случаев заключается в: Смена настроения
Потребность в общении сменяется желанием уединиться; Нежность, ласковость бывают на фоне недетской жестокости. ,Веселье, радость может быстро смениться апатией. Повышенная самоуверенность, безаппеляционность в суждениях быстро сменяется ранимостью и неуверенностью в себе; Романтические настроения нередко граничат с цинизмом, расчетливостью Неустойчивость интересов.
Каково на ваш взгляд ощущение подростка? (Ответы детей).
С возрастом у каждого ребенка достигшего 12 лет незамедлительно появляется чувство взрослости
Подросток объективно не может включиться во взрослую жизнь, но стремиться к ней и претендует на равные со взрослыми права. Изменить он пока ничего не может, но внешне подражает взрослым. Отсюда и появляются атрибуты "псевдовзрослости": курение сигарет, употребление алкоголя, наркотиков,тусовки , (внешнее проявление "я тоже имею свою личную жизнь"). Копирует любые взрослые отношения.
Внешний вид подростка - еще один источник конфликта. Меняется походка, манеры, внешний облик. Ещё совсем недавно свободно, легко двигавшийся мальчик начинает ходить вразвалку, опустив руки глубоко в карманы и сплёвывая через плечо. У него появляются новые выражения. Девочка начинает ревностно сравнивать свою одежду и причёску с образцами, которые она видит на улице и обложках журналов, выплёскивая на маму эмоции по поводу имеющихся расхождений
Половое созревание
«Став подростком, ты приступаешь к ежеутренним мучениям у зеркала. Какой еще подарочек преподнесла тебе мать-природа сегодня? Тело и лицо, к которым ты уже притерпелся, вдруг начинают изменяться с чудовищной скоростью. Порой ты уверен, что мать-природа — настоящая садистка, потому что иначе она не влепила бы тебе на лоб этот прыщ, его же видно за сто километров, это же вообще не прыщ, это рог растет».
Внутренний конфликт
Я должен выглядеть как все в моей компании. Я не должен выделяться в классе.
Я – это я. Я сам всё знаю! Я буду делать всё так, как считаю нужным!
Ведущий: А действительно ли это так? Кто согласен! Может, есть вопросы и возражения, у каждого из вас есть карточка с вопросительным и восклицательным знаком, поднимите той стороной, и станет понятно есть ли вопросы по данной проблеме! (работа с залом).
А теперь давайте обсудим следующие высказывания:
- Маленькие дети – головная боль. Большие дети – боль сердечная.
- Юность – это возможно некий способ природы подготовить родителей, к тому, чтобы в будущем смириться с опустевшим гнездом.
- Подростки жалуются, что им нечем заняться, но, тем не менее это не мешает им отсутствовать дома всю ночь.
- Можно смело сказать, что ребенок вырос, когда он перестает спрашивать, откуда он взялся и начинает отказываться говорить, куда он идет.
(Обсуждение происходит с помощью высказывания собственного мнения и подъема определенных карточек, отстаивания своей точки зрения, работа со специалистом, что актуально для такой формы проведения как ток шоу.)
Ведущий: Подростковый возраст как мы выяснили, это пора изменений.… Кроме этого в данном возрасте меняется и права, а также обязанности подростков… Появляется большая ответственность. Более подробнее о правах и обязанностях подростков мы можем услышать от сотрудников полиции. Предоставим ей слово.
Сотрудник полиции о правах и обязанностях свойственных в подростковом возрасте. (при рассказе используется презентация подросток и закон)
Итак, чтобы перейти к вопросу о правах, нужно уточнить, что же такое право: Право — это совокупность установленных государством общеобязательных правил поведения (норм), соблюдение которых обеспечивается мерами государственного воздействия. У каждого ребенка есть общепринятый правовой статус, что же это такое?
Правовой статус ребенка — его права, обязанности и ответственность от рождения до достижения совершеннолетия. Законными представителями ребенка при осуществлении им своих прав являются родители или лица, их заменяющие.
Нужно заметить, что права отображают в основных документах: конвенции о правах ребенка, конституции РФ, и др.
Как же эффективно реализовать права? (после каждого правила рассматривается элемент ток шоу, согласны ли слушатели с данными рассуждениями)
Правило 1. Чтобы права человека были защищены, мало их написать на бумаге, надо, чтобы сам человек хотел и умел их защитить; права человека реализуются только через его волю.
Правило 2 . Наши права кончаются там, где начинается нарушение прав другого человека. Если сегодня мы нарушаем права более слабого, завтра найдется тот, кто нарушит наши права.
Правило 3. Каждый имеет столько прав, сколько он может и хочет иметь.
Правило 4. Человек и государство общаются друг с другом только письменно. Если Вы пришли к чиновнику. Вы должны оставить ему заявление, на копии которого он должен расписаться. Если вы этого не сделали, можете считать, что Вы у чиновника не были.
Прежде всего, каждый ребенок имеет право воспитываться в полноценной семье, ну по печальным стечениям обстоятельств дети попадают в учреждения интернатного типа.
Каждый ребёнок, в том числе и подросток, имеют право на особую защиту: рассмотрим на слайдах какого вида (работа со слайдами).
Подросток имеет право на оказание услуг по медицинскому обслуживанию.
Подросток имеет право на образование.
С 14 лет подросток имеет право на регистрацию индивидуального предприятия, а так же имеет право определенное количество часов работать.
С 16 лет имеет право обращаться в суд с исковым заявлением.
Имеет право на личную жизнь, поэтому в чужом телефоне читать сообщения является грубым нарушением. Также пользоваться средствами массовой информации. Имеет право развивать творческие способности.
Не редко такое встречается, что подросток нарушает, приступает закон, и тут есть определенные права: Право подозреваемого или обвиняемого знать, в чём он подозревается или обвиняется
Право иметь бесплатного адвоката
Право не давать показаний против себя и своих близких
Право на допрос в присутствии родителей или лиц их заменяющих.
С 16 лет права конечно увеличиваются, появляется право такие как управление мопедом, право учиться на права.
С 17 лет, подростки вступают на воинский учет.
Давайте теперь обратимся к списку обязанностей, при этом снова воспользуемся карточками со знаками, мы обсудим, и может в процессе обсуждения сможем выделить свои основные обязанности.
Обязанность получения среднего образования. Обязанность учиться в соответствии со своим физическим и умственным развитием
Беречь своё здоровье
Соблюдать в обществе принятые правила поведения. С уважение относиться к своему государству, закону, символике РФ
С уважение относиться к своим родителям и близким
Бережно относится к окружающей среде
(При обсуждении подвести воспитанников к тому, что все обязанности нужно выполнять и без прикосновенно исполнять их).
Ведущий: Права и обязанности нужно соблюдать и выполнять беспрекословно, но при нарушении того или иного подростки, очень часто встают на не очень правильный путь, путь правосудия, оказавшись в специализированном заведении или тюрьме, а это страшно, но так бывает.
Более подробно о преступлениях и наказании несовершеннолетних мы попросим рассказать специалиста из комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. (при рассказе используется презентация Преступления и подросток).
Итак, начнем, преступление, само по себе есть отклонение от нормы поведения, печально, что именно подростки в возрасте 12 – 18 лет вступает на данный путь. Преступность несовершеннолетних является составной частью преступности вообще и имеет свои особенности. По сравнению со взрослой она отличается высокой степенью активности, динамичностью. Люди, вставшие на путь преступления в юном возрасте, трудно поддаются исправлению и перевоспитанию и представляют собой резерв для взрослой преступности. Наблюдается тенденция «омоложения» преступности несовершеннолетних, причём нередко преступления совершаются несовершеннолетними, не достигшими возраста уголовной ответственности. Имеется значительный рост преступности несовершеннолетних женского пола.
Как вы думаете, почему свойственно именно девушкам, такому хрупкому полу совершать преступления с такой же жестокостью, как и мужчины.(работа с аудиторией).
По статистике резко возросло число детских преступлений, при том обратите внимание на число преступлений совершаемое девочками.
Малолетних можно разделить по возрастам, это первая группа: подростково – малолетняя и вторая – несовершеннолетнии.
Какие же престу3пления совершают подростки? На данной схеме мы можем увидеть наиболее совершаемые.
Так же обратимся к наиболее совершаемым:
1991г – 570 000 подростков
2001г – 1 140 000 подростков
2013г – 1 240 000 подростков
310 000 – подростки, едва достигшие 13 лет
Групповая преступность – 80 %
400 000 нигде не работали и не учились
45 000 – вообще неграмотные
За последние 5 лет увеличились:
убийства и покушения на убийства – в 2 раза
грабежи – в 1,5 раза (ежегодно – более 15 000 грабежей)
незаконное приобретение и изготовление наркотиков – в 2,4 раза
Основные причины подростковой преступности:
1) Резкое ухудшение экономической ситуации и возросшая напряжённость в обществе.
2) Сокращение рабочих мест.
3) Катастрофическое положение с организацией досуга детей.
4) Отсутствие культуры, художественного вкуса, неразвитость интересов.
5)Воспитание в неблагополучных семьях, где присутствуют ссоры, скандалы, пьянство и разврат.
6) Недостатки в деятельности органов, на которые возложена борьба с преступностью несовершеннолетних.
7) Незаинтересованность в учебе.
Ведущий: И теперь перейдем к обсуждению вопросов в нашей аудитории:
1) Как вы считаете, что заставляет детей из благополучных семей идти на преступления? Чего им не хватает в жизни?
2) Кто виноват в том, что они становятся такими?
3) Что оградило их душу столь непроницаемой и плотной стеной, что через неё не просочиться даже состраданию и сочувствию?
4) Как вы думаете, стоит ли ввести контроль за телепрокатом, за тем, чтобы фильмы, подобные тому, который купили в Красноярске, не попадали в тираж?
5)Как вы считаете, должен ли закон относиться к малолетним преступникам:
а)более гуманно б) более сурово
Ведущий: Мы плодотворно работаем.
У детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, кроме того, что должны соблюдать права и обязанности, прописанные в конвенции, кроме того, у них появляются дополнительные права, по данному вопросу мы заслушаем специалиста с отдела опеки и попечительства:
Выступление специалиста отдела опеки и попечительства:
Дети оставшиеся без родителей относятся к отдельной категории, поэтому появляются дополнительные изменения в определенных правах, итак:
Право на образование
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, получившие основное общее или среднее (полное) общее образование, имеют право на обучение на курсах по подготовке к поступлению в учреждения среднего и высшего профессионального образования без взимания платы, а также право на получение первого и второго начального профессионального образования также без взимания платы.
Лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающиеся во всех типах государственных или муниципальных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, а также обучающиеся, потерявшие в период обучения обоих родителей или единственного родителя, зачисляются на полное государственное обеспечение до окончания ими данного образовательного учреждения.
Обучающиеся воспитанники государственных общеобразовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при выпуске обеспечиваются этим образовательным учреждением одеждой и обувью, а также единовременным денежным пособием.
Обучающимся в федеральных государственных образовательных учреждениях детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, помимо полного государственного обеспечения выплачивается стипендия, размер которой увеличивается не менее чем на 50 процентов по сравнению с размером стипендии, установленной для обучающихся в данном образовательном учреждении, ежегодное пособие на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей в размере трехмесячной стипендии, а также 100 процентов заработной платы, начисленной в период производственного обучения и производственной практики.
Выпускники государственных образовательных учреждений из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за исключением лиц, продолжающих обучение по очной форме в образовательных учреждениях профессионального образования, за счет средств образовательных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования обеспечиваются одеждой, обувью, мягким инвентарем и оборудованием по нормам, утверждаемым Правительством Российской Федерации, а также единовременным денежным пособием в сумме не менее 500 рублей. Пожеланию выпускников образовательных учреждений им может быть выдана денежная компенсация в размерах, необходимых для их приобретения, или перечислена указанная компенсация в качестве вклада на имя выпускника в учреждение Сберегательного банка Российской Федерации.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обучающиеся в федеральных государственных образовательных учреждениях, обеспечиваются бесплатным проездом на городском, пригородном, в сельской местности – на внутрирайонном транспорте (кроме такси), а также бесплатным проездом один раз в год к месту жительства и обратно к месту учебы.
Право на медицинское обслуживание
Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляетсябесплатное медицинское обслуживание и оперативное лечение в государственном и муниципальном лечебно-профилактическом учреждении, в том числе проведение диспансеризации, оздоровления, регулярных медицинских осмотров. Кроме того, им могут предоставляться путевки в школьные и студенческие спортивно-оздоровительные лагеря (базы) труда и отдыха, в санаторно-курортные учреждения при наличии медицинских показаний, а также оплачивается проезд к месту лечения и обратно.
Право на имущество и жилое помещение
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности на период службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм (ч. 1 ст. 57 ЖК РФ).
Опекун не вправе без предварительного разрешения органа опеки и попечительства совершать сделки по отчуждению, в том числе обмену или дарению имущества подопечного, сдаче его внаем (в аренду), в безвозмездное пользование или в залог, сделки, влекущие отказ от принадлежащих подопечному прав, раздел его имущества или выдел из него долей, а также любые другие сделки, влекущие уменьшение имущества подопечного. Опекун, попечитель, их близкие родственники также не вправе совершать сделки с подопечным, за исключением передачи имущества подопечному в качестве дара или в безвозмездное пользование, а также представлять подопечного при заключении сделок или ведении судебных дел между подопечным и супругом опекуна, попечителя или их близкими родственниками (п. п. 2, 3 ст. 37 ГК РФ).
Сделка по отчуждению имущества малолетнего без согласия органа опеки и попечительства является ничтожной. Однако в случае судебного разбирательства при наличии достаточных оснований суд вправе признать имущественные права ребенка нарушенными, а сделку недействительной даже в случае, если такое разрешение органа опеки и попечительства было получено.
Право на труд
Органы государственной службы занятости населения при обращении к ним детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, осуществляют профориентационную работу с указанными лицами и обеспечивают диагностику их профессиональной пригодности с учетом состояния здоровья.
Ищущим работу впервые и зарегистрированным в органах государственной службы занятости в статусе безработных детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выплачивается пособие по безработице в течение 6 месяцев в размере уровня средней заработной платы, сложившегося в республике, крае, области, городах Москве и Санкт-Петербурге, автономной области, автономном округе.
Работникам из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, высвобождаемым из организаций в связи с их ликвидацией, сокращением численности или штата, работодатели (их правопреемники) обязаны обеспечить за счет собственных средств необходимое профессиональное обучение с последующим их трудоустройством в данной или другой организации.
Судебная защита своих прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
За защитой своих прав дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а равно их законные представители, опекуны (попечители), органы опеки и попечительства и прокурор вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды Российской Федерации.
В соответствии со ст. 10 федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ (ред. от 21.11.2011) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право в соответствии с Федеральным законом "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации" на бесплатную юридическую помощь в виде:
1) правового консультирования в устной и письменной форме;
2) составления заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера;
3) представления интересов гражданина в судах, государственных и муниципальных органах, организациях в случаях и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Ведущий: Эти права, в большей мере должен знать каждый и конечно же соблюдать их. Мы плодотворно сегодня поработали, и я хочу закончить наше ток шоу замечательным стихотворением:
В своих правах мы все равны:
И взрослые и дети.
Все расы, веры, языки –
Все люди на планете.
На любовь имеют право
Все ребята на Земле,
На заботу и на ласку,
Право жить в своей семье.
В дом без спроса к вам никто
Заходить не может.
Ваши вещи и добро
Брать не может тоже.
Сохранить своё здоровье –
Право есть у нас такое.
Заболеть, когда случиться –
Каждый вправе полечиться.
Если вдруг захочет кто-то
Запретить ходить вам в школу,
Знайте сразу – он не прав –
Не дано таких им прав.
Никто не может вас пытать,
Делать больно, обижать.
Вы запомните одно –
Бить людей запрещено.
О правах своих послушал
И запомни крепко их.
Только знай, что очень нужно
Уважать права других.
Этих прав лишить не может
Вас никто и никогда.
Право каждое поможет
Быть счастливым вам всегда!
Ведущий: Я надеюсь, что вы получили сегодня очень хорошую информацию и в дальнейшем будете пользоваться ею. До встречи.