Тема занятия: « Голос и речь актера» -3 класс
Цель занятия: раскрытие значения речи как важнейшего средства общения.
Задачи:
1. Воспитывать интерес к занятиям по развитию речи
2.Формировать правильное четкое произношение (дыхание, артикуляцию, дикцию);
3. Развивать воображение; расширять словарный запас; делать речь ярче и выразительнее.
4. Создать атмосферу активности на занятии;
Методическое обеспечение: 4 кубика(20*17) на сторонах которых, располагаются:
1. рисунки кукол: перчаточной, тростевой, марионетки, поролоновой;
2. Надписи: Куклы, ширма, пьеса, речь.
3.Надпись: дыхание, голос, дикция, интонация
4. Надписи: «Риторика – наука, обучающая искусно говорить,
«ритор»- красноречивый человек.
5. Вопросительный знак.
6. Слова К.С. Станиславского: «Слово со скомканным началом подобно человеку с расплющенной головой, слово с недоговоренным концом напоминает мне человека с ампутированными ногами. Выпадение отдельных букв и слогов – то же, что выбитый глаз или зуб и другие подобного рода уродства. Плохая речь создает одно недоразумение за другим».
Ход занятия
I.Организационный этап
Педагог: Добрый день, ребята! Наше занятие мы начинаем с традиционного полукруга. Давайте возьмемся за руки, улыбнемся себе, а теперь соседу справа и слева. Помните, как поется в знакомой нам песне? (звучит песня) Я буду начинать предложения, а вы его продолжите.
«От улыбке хмурый день светлей,
От улыбки в небе радуга проснется,
Поделись улыбкою своей,
И она к тебе не раз ещё вернется»
Давайте ребята и мы «поделимся» нашими улыбками со всеми кто находится в нашем кабинете. Повернемся и улыбнёмся им. Теперь с улыбкой и хорошим настроением мы будем продолжать наше занятие.
(Обучающиеся рассаживаются на свои места)
II. Основной этап
Педагог: (повторение пройденного материала)
Ребята, вы когда-нибудь играли в кубики? (ответ)
А у кого из вас они были? (ответ)
А какие кубики у вас были? Что на них было изображено? (ответ)
А для чего вам родители покупали их? (ответ)
Вот и сегодня я предлагаю вам поиграть в кубики. Только вам они помогали: выучить алфавит, научиться складывать и вычитать, познакомиться с животным миром и т.д. А нам наши кубики помогут познакомиться с новой темой. И так, вы готовы познакомиться с моими кубиками? (ответ)
Тогда слушайте условия нашей игры:
Условия: Прошу вас разделиться на четыре команды. Каждая команда получит кубик. На этом кубике вы найдете ответы на мои вопросы. Кубики с ответами мы будем складывать на столе. Команды получите кубики.
Итак, начинаем раскладывать кубики.
Ребята! За тот период, что мы с вами занимаемся, вы немало узнали о кукольном театре. Давайте вспомним:
1. Какие куклы живут в нашем кукольном театре?
(1сторона - дети находят на кубке виды кукол и выкладывают их на столе)
- Почему эти куклы так называются?
- Какие из них относятся к верховым и напольным?
2. А скажите, если бы кто-то из вас решил поставить кукольную сказку, что вам для этого понадобилось? Найдите на кубе.
(2сторона - воспитанники находят ответы: куклы, ширма, пьеса, речь)
Педагог: Тема нашего занятия «Речь – средство передачи мыслей и чувств»
Мир полон чудес. Разве не чудо, что мы можем разговаривать с людьми, находящимися в другом городе, да ещё и видеть их? Или наблюдать с Земли за тем, что происходит в космическом корабле? Но среди различных чудес мы как-то не обращаем внимания на одно из самых удивительных - на нашу речь. И нет ничего такого в окружающей нас жизни, чего нельзя было бы передать нашей речью: и переливы музыки и плеск воды, шум деревьев и детский лепет. Речь дает возможность нам поделиться своими переживаниями, радостью, восторгом, печалью. С помощью слов мы общаемся и понимаем друг друга.
«Эка невидаль!» – сказал Мишка. «У неё зуб вывалился! У меня целых три вывалилось, да два качается, а я всё равно говорю правильно! Вот послушай: Хыххки! Что, … правда здорово – хыхки! Вот у меня легко выходит: хыхки! Ой, хыхечка зелёная. Боюсь, уколюсь я». Но Алёнка как закричит: «Ты говоришь не правильно. Надо говорить не хыхки, а сыски!»
- Догадались, какое слово произносили Миша и Алёнка? (ответ)
Нам кукольникам, приходится много произносить разного текста. Порой встречаются очень трудные слова. Вот попробуйте за мной произнести несколько таких слов:
Взяточничество, тупогубоширокорот, дифференцированный,….
А порой и тексты:
(читать четко, спокойно, выговаривая каждое слово)
«Из – под Костромы, из - под Костромищи, везет Сенька Саньку с Сонькой на санках. Везет да скороговорками так и сыплет: мол, тетерев сидел на дереве, от дерева - тень тетерева; мол, у гусыни усов не ищи, не сыщешь; мол, каков Савва, такова и слава. Скороговорил, скороговорил, да так всех скороговорок и не перевыскороговорил».
Чтобы справляться с любыми сложностями в нашей речи, надо постоянно тренировать её, развивать и тренировать речевой аппарат, и совершенствовать свойства голоса.
С чего же мы сегодня будем начинать тренировку нашей речи?
Будьте внимательны, я вам буду подсказывать. А помогать мне будет скороговорка «Карл у Клары украл кораллы, ….»
(Педагог делает вдох и произносит скороговорку)
Вопрос: «Что дает силу голосу и помогает мне произнести эту скороговорку?» Найдите на своих кубах. (№ 3- ответ «Дыхание)
Все звуки, произносимые нами, образуются на выдохе.
Поэтому очень важно во время речи уметь правильно дышать.
Правильно дышать – это значит:
а) незаметно для окружающих делать вдох,
б) вовремя «запасаться» воздухом,
в) постепенно плавно выдыхать, равномерно расходуя воздух.
Существует 4 типа дыхания:
- верхнее,
- грудное,
- диафрагмальное,
- диафрагмально –рёберное
Упражнение 1 Для отработки дыхания без звука.
-Вдох, выдох/ 2 раза
-«Лепестки роз» - сдуть с ладони воображаемые лепестки.
- «Имя» - Вдох, на длинном выдохе написать своё имя.
- «Художник» - Вдох, на выдохе рисуем любую картинку.
Упражнение 2. Для отработки дыхания со звуком «Звукоподражатель»
- «Самолёты взлетают» - звук «У-У-У»
- «Машины едут» - звук «Ж-Ж-Ж»
- «Ползет змея » - звук «Ш-Ш-Ш»
- «Муха бьется в стекло» - звук «З-З-З»
(Педагог произносит скороговорку то тихо, то громко)
Вопрос: - «Что обладает громкостью, силой, выразительностью?» Найдите на кубах (№3 - ответ «Голос»)
Большую половину времени мы говорим. Если дышим мы автоматически, то голосом мы должны управляем. Красивый голос обладает силой звука, гибкостью, полётностью, тембром, широтой диапазона.
Голосовые упражнения.
1) «Баюканье» - (убаюкать малыша тихим мычанием сквозь сомкнутые губы) «М»- « Баю, баюшки , баю,
не ложись на краю,
придет серенький волчок
и утащит за бочок….»
2) «Подсказка» и « На другом берегу» (текст любой пословицы)
- Произнести текст так, как будто вы зовёте кого-то, который находится на другом берегу.
- Представьте, что вы подсказываете своему однокласснику.
(Педагог произносит скороговорку, выговаривая четко и ясно каждую букву)
Вопрос: « Отчетливое произношение каждого звука и сочетаний звуков,
слогов и слов в речи. Что это? Найдите на кубах. (№3 ответ-«Дикция»)
Слово «дикция» в переводе с латинского языка обозначает «произношение». Мы будем работать над произношением.
Педагог: Наше занятие подходит к концу. Начали мы его с улыбки, а вот какое настроение у вас сейчас – мы узнаем. Каждый из вас получит вот такой рисунок. На нём не хватает одной детали, которая придаст ему, то выражение лица, которое соответствует вашему настроению в конце занятия. Ваши рисунки помесите на свободной стороне вашего куба
(Воспитанники рисуют)
IV. Заключительный этап
Педагог:
Закончить наше занятие я хочу словами К.С.Станиславского:
«Слово со скомканным началом подобно человеку с расплющенной головой, слово с недоговоренным концом напоминает мне человека с ампутированными ногами. Выпадение отдельных букв и слогов – то же, что выбитый глаз или зуб и другие подобного рода уродства. Плохая речь создает одно недоразумение за другим.»
«Мы должны следить за тем, чтобы всегда, постоянно говорить на сцене и в жизни правильно и красиво …» (К.С.Станиславский).