Просмотр содержимого документа
«Тайна твоего имени»
«Рассмотрено» педсоветом
Протокол №___от «___»_____2020г
Утверждено приказом
Директора школы:
_____________________ Жерновников Н.В
№_____от «____» _____2020г
Программа по гражданско-патриотическому воспитанию.
Составители:
Алексенко Н.А.
Гриненко В.Н.
Елхова И.А.
Серпокрылова С.А.
Шапкина О.В.
Красный Яр 2020г
Пояснительная записка
Актуальность программы:
Под современным гражданско-патриотическим воспитанием подразумевается воспитаниелюбви к своей Родине, уважения к ее национальным традициям, истории и культуре. У образованного гражданина в первую очередь должны быть сформированы ценностные ориентиры и установки.
К сожалению, в современном обществе усилилось проявление жестокости, агрессии со стороны молодежи по отношению к взрослым. Вечные ценности отошли на второй план, а новые еще не выработаны. Молодое поколение уходит от обсуждения социальных вопросов в пространство виртуальных игр. Поэтому патриотическое воспитание определяется как одно из приоритетных направлений.
В статье №2 Закона РФ «Об образовании» определены требования к воспитательной деятельности в государственных и муниципальных образовательных организациях. Среди главных названа задача патриотической направленности: «Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье». Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Постановление Правительства РФ «О Государственной программе, Единая Концепция ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью, подчеркивают значимость и актуальность патриотического воспитания и отводят главную роль в воспитании патриотизма семье и образовательным организациям.
Цельпрограммы.
Создание условий для формирования патриотических чувств и гражданского сознания у детей с ОВЗ.
Задачи программы:
1. Воспитывать чувства любви к своей Родине – России.
2. Формировать гражданскую позицию и патриотические чувства к прошлому, настоящему и будущему родного края, гордости за свою малую родину;
3. Формировать основы экологической культуры, гуманного отношения ко всему живому через знакомство с природой.
4. Получение и расширение знаний обучающихся, воспитанников о России: её истории, традициях, культуре, праве и т.д.
5. Формирование патриотических чувств и сознания учащихся на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, сохранение и развитие гордости за свою страну, её выдающиеся достижения в области политики, экономики, науки, спорта, культуры.
6. Привитие чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов Российской Федерации, исторических святынь Отечества.
Общая характеристика программы:
Программа ориентирована на учащихся специальной (коррекционной) общеобразовательной школы, имеющих ограниченные возможности здоровья. Программа гражданско-патриотического воспитания предназначена для детей ? лет, рассчитана на 1 год, учитывает особенности психофизического развития детей. Она определяет содержание, основные пути развития системы патриотического воспитания обучающихся, воспитанников школы, её основные компоненты, позволяющие формировать готовность служить Отечеству.
Программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий, имеет большое значение для решения воспитательных и социальных проблем.
Содержание программы:
Программа включает в себя следующие тематические блоки:
«Семья и семейные ценности»
Цели: Привитие любви к маме. Воспитание заботливого и уважительного отношения к членам своей семьи, любви к близким. Закрепление умения определять наименование родственных отношений между близкими членами семьи. Формирование представлений о преемственности поколений в семье. Знакомство с традициями семьи и рода и уважительного отношения к ним. Закрепление знаний детей о профессиях родителей и других членов семьи.
«Мой край »
Цели: Осознание обучающимися причастности к судьбе родного края, его прошлому, настоящему, будущему. Знакомство детей с традициями, достопримечательностями, памятными местами Волгоградской области. Воспитание потребности в изучении родного края.
«Все мы разные, но все мы вместе»
Цели: Помочь каждому ребёнку осознать неповторимость своей личности, а также личности каждого одноклассника. Изучать интересы, потребности и личностные характеристики членов классного коллектива; (в т.ч национальные). Воспитывать в детях уважение к себе, сверстникам и старшим.
«Возрождение» (военная слава прошлого и героика нашего времени)
Цели: Формирование гордости и чувства сопричастности к деяниям предков и современников. Сохранение связи поколений, их преемственности. Расширение знаний о боевых и трудовых достижениях земляков и воспитание чувства уважения к ним.
«Я – гражданин России»
Цели: формирование представлений об устройстве нашего государства, изучение символики нашей страны, знакомство с другими городами России, со столицей нашей Родины, осознание себя гражданами России.
Сентябрь 2020 год
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
Индивидуальная беседа с вновь прибывшими учащимися об Уставе школы, традициях.
Урок памяти «Звучи, мужества набат!»
03.09
Тематическое занятие «Профессия спасатель - жизнь во благо других!»
10.09
Дискуссия: «Можно ли воровать?»
17.09
Тематический час по профилактике терроризма и экстремизма «Стоп – террору!»
24.09
Октябрь 2020 год
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
5 неделя
Тематическое занятие «Преступление и наказание»
01.10
Игровое занятие «Радуга толерантности»
08.10
Тестирование «Как я природу берегу»
15.10
Тематическое занятие «Что значит ответственность»
22.10
Тематическое занятие «Мама, папа, я – дружная семья!»
29.10
Ноябрь 2020 год
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
Просмотр презентации «В единстве народа наша сила!»
05.11
Тематическая беседа «Страна безопасности»
12.11
Игровое занятие «Путешествие в страну ОБЩЕНИЯ»
19.11
Тематическое занятие «Мама – главное слово!»
26.11
Декабрь 2020 год
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
Круглый стол «Мы и цивилизация»
03.12
Устный журнал «Конституция - главный закон страны»
10.12
Круглый стол «Мы помним! Мы гордимся!»
17.12
Игровое занятие «Новый год семейный праздник!»
24.12
Январь 2021 год
1 неделя
2 неделя
3 неделя
Тематическая беседа «Наши святыни»
14.01
Дискуссия «Как я веду себя вне дома»
21.01
Литературно-музыкальная композиция «О любви и войне».
28.01
Февраль 2021 год
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
Викторина «Сталинградская битва»
04.02
Тематическое занятие «Ему было всего 19» (посвященное погибшим в Афганистане)
Просмотр социального ролика «Детская комната полиции»
08.04
Конкурс рисунков «Кинологическая служба полиции»
15.04
Профилактическое занятие с элементами тренинга, посвященное борьбе с религиозным экстремизмом «Крайность не знает морали»
22.04
Круглый стол «Национальные традиции в моей семье»
29.04
Май 2021 год
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
Литературно-музыкальная композиция «"Ради жизни на земле"
06.05
Дискуссия «Я имею право на…»
13.05
Игра «Колесо истории»
20.05
Тематическая беседа «Красота русской природы»
27.05
Формы реализации программы.
Тематические беседы, уроки, коллективные творческие дела, дидактические игры, устные журналы, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, встречи с интересными людьми, конкурсы, посещение музеев, праздники, посвященные памятным датам, круглые столы, организации выставок, акции, проведение «Уроков мужества», тематические стенды и др.
Планируемые результаты:
Конечным результатом реализации программы должны стать:
-положительная динамика роста патриотизма и интернационализма подрастающего поколения;
-возрождение духовности; укрепление культурных и исторических традиций народа;
-обеспечение на ее основе благоприятных условий для духовного и культурного воспитания личности школьника, гражданина и патриота Родины;
-укрепление семейных ценностей;
-бережное отношение к природным ресурсам.
Список используемой литературы:
Адаменко С. Воспитываем патриотов России // Народное образование – 2005 — №4 – с. 23.
Борщанская М. С. Создание воспитательной системы в школе VIII вида / Борщанская М. С. // Дефектология. – 2001. — №4 – с. 37.
Выгодский Л. С. Нравственное воспитание / — Пед. Психология. – М.: 1991- с. 138.
Научно-методический журнал «Классный руководитель», Москва 2013 — №1 — с. 22.
Постановление Правительства РФ от 5 октября 2010 г. «795 «О государственной программе«Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 г.г.».
«Патриотический Интернет-сайт» Российского государственного военного историко-культурного центра при Правительстве РФ.
Роготнева А. В. Организация воспитательной работы в детских домах и интернатных учреждениях // Пособие для педагогов, М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008.
Худенко Е. Д. Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате, детском доме: Пособие для воспитателей и учителей. – М.: АРКТИ, 2005.