2. Психологический настрой на тему занятия: карандаш, читающий мысли. Подбираются фрагменты песен, в данном случае о дружбе. Подносим карандаш к голове каждого учащегося и «читаем» его мысли!
Цель: вызвать интерес и положительные эмоции. Активизировать учащихся, расположить их к творческому участию.
II. Основная часть(25 мин)
Цель: реализация основной идеи классного часа, создание особой эмоциональной атмосферы.
«Проведение упражнения «Ищу друга».
Этап № 1: Классный руководитель – инструктор, учащиеся-слушатели:
Любой человек, пожалуй, мечтает иметь настоящих друзей. Кому-то из вас наверняка уже повезло, и такой друг уже у вас есть. У кого-то множество знакомых и приятелей, но трудно выбрать из них человека, которого гордо можно было бы назвать своим другом. А кто-то, возможно в силу застенчивости или замкнутости чувствует себя одиноким и с горечью признаётся себе, что друзей у него нет. Но в любом случае настоящий друг никому не помешает.
С этого момента я становлюсь редактором особой газеты бесплатных объявлений. Она называется «Ищу друга». Каждый из вас может поместить в нашу газету объявление о поиске друга.
В этом объявлении нет ограничений на количество слов или размеры букв.
Принимается любая форма.
Вы можете изложить весь список требований к кандидату в друзья, весь набор качеств, которыми он должен обладать, а можете нарисовать его портрет.
Можете рассказать о себе.
Листы подписывать не надо.
Одним словом, делайте объявление таким, каким пожелаете. Следует помнить, что объявлений о поиске друзей будет много и вам надо позаботиться, чтобы именно ваше привлекло внимание. Возьмите листы бумаги, ручки, фломастеры – творите! Время на подготовку – 10 минут.
Этап №2: Написание и оформление объявлений.
Этап № 3: Вывешиваем объявления на доску с помощью магнитов, т.е. помещаем объявления в газету.
Этап № 4: Инструкция по работе с объявлениями, инструктор – классный руководитель:
Встаём с места, подходим к объявлениям.
Молча читаем объявления.
Нарисовать кружок на том объявлении, которое привлекло ваше внимание, и он готов связаться с его подателем.
Этап № 5: Анализ объявлений – организация дискуссии:
Классный руководитель зачитывает объявления, получившие наибольшее количество откликов.
Вопрос: «Чем характеризуются эти объявления, получившие наибольшее число заинтересованных ответов?»
Вопрос классного руководителя: «Что есть во всех интересных объявлениях?
Предполагаемый ответ: Перечислены требования, предъявляемые к будущему другу. Самое главное: в объявлениях ищут друга, который должен что-то давать, и ничего не предлагают взамен.
Этап № 6: Обсуждение человеческих качеств, важных для подлинной дружбы. Этот этап выполняется при условии, что классный час вписывается в отведённые рамки.
Готовясь к нашей встрече, Вы ответили на вопросы анкеты и постарались определить, какие качества личности для Вас являются значимыми и какие оцениваются Вами как отрицательные. На столе разложены листочки с названиями положительных и отрицательныхкачеств личности с точки зрения истинной дружбы.
Деятельность учащихся:
выйти к доске по очереди;
выбрать листочек;
поместить листок на доску с помощью магнита в разряд «Отрицательные качества друга» или «Положительные качества друга».
Положительные качества личности
Отрицательные качества личности
доброта, честность, ум, смелость, сила, трудолюбие, чувство юмора, щедрость, аккуратность, преданность, оптимизм, целеустремленность, мужество, умение держать слово, бескорыстие, согласие, умение слушать и уступать другу, доверие, уважение, конструктивная критика, терпимость, обязательность, умение признавать свои ошибки, терпение, несёт ответственность за друга, волнение, переживание, радость за друга, умение давать полезные советы, умение оказывать помощь, поддержка в хорошем деле
злоба, лицемерие (лесть), лень, хвастовство, жадность, зависть, трусость, неряшливость, эгоизм, нецензурная брань, подлость, обзывательство, оскорбления, насмешки над своим товарищем, отрицательное влияние на друзей, поддержка в озорстве и хулиганстве
Вопросы к учащимся, стоящим у доски:
Чем отличается друг от знакомого или приятеля?
Твоему другу не нравится, что ты куришь. Сможешь ли ты не курить в его присутствии?
Образуйте глагол от слова «Дружба».
Как Вы считаете, наша группа – дружная?
Можно ли считать другом человека, который говорит: «Давай сделаем что-то дурное вместе с нами, тебе, что слабо, ты что нам – не друг?»
Можно спасти друга от дурных привычек и пристрастий или хотя бы попытаться это сделать?
III. Подведение итогов (10-11 минут)
Цель: систематизация полученного опыта.
Дружба – понятие неабстрактное, а конкретное. Для нашей группы попробуем предложить в общий «котёл дружбы» наши пожелания, качества, которые помогут нашей группе сдружиться, сплотиться. Ваши пожелания могут быть самыми разными: можно пожелать денег, счастья, понимания, здоровья, хороших оценок, улыбок, веселья, чтобы уроки начинались попозже и т. д. Все учащиеся вместе с классным руководителем садятся в круг и, передавая из рук в руки настоящий котелок, предлагают что-то от себя в котелок дружбы группы.
Подводит итог классный руководитель:
Мне от жизни немного надо. Дать урок, чтобы душу согреть И звенящую песнь листопада, И мальчишек галдящую рать. Надо мне, чтоб мои ребята Созидали дома и дворцы. Знали, помнили год 45, Как страну защищали бойцы. Надо мне, чтобы юные души Научились любить и дружить, Друга выслушать, песню послушать И любовью могли дорожить. Чтоб весною нам ласточка пела, И судьба всех была хороша. Чтобы вечной струною звенела И была вечно юной душа. Я – учитель, мне многое надо! И чего там душою кривить, Ваше счастье мне будет наградой, Для того мне так хочется жить