«СРЕДСТВА НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ РЕБЕНКА»
«СРЕДСТВА НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ РЕБЕНКА»
Теоретический аспект патриотического воспитания
Патриотизм – это отношение граждан к своей Родине, выражающееся в готовности служить ей и защищать ее, это отношение к необъятным просторам страны, ее природным богатствам, героическому историческому прошлому и сегодняшним противоречивым реалиям, народам, ее населяющим, их национальному достоинству, культурам, традициям, соотечественникам.
Система средств, способствующих патриотическому воспитанию
Средствами воспитания называют все те приёмы, которые ведут к конечной цели, поставленной педагогом перед собой – воспитать в ребёнке те или иные качества.
Средства подбирают для определённой педагогической задачи, причём средством может стать абсолютно любой предмет, если наделить его символическим смыслом.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««СРЕДСТВА НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ РЕБЕНКА»»
Амвросиевская общеобразовательная школа I – III ступеней № 4
Амвросиевского района
Донецкой Народной Республики
ДОКЛАД
ПО ТЕМЕ:
«СРЕДСТВА НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ
ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ РЕБЕНКА»
на заседании педагогического совета школы
29 октября 2015 года
Подготовила
учитель математики
Водолазская Елена Федоровна
Теоретический аспект патриотического воспитания
Патриотизм – это отношение граждан к своей Родине, выражающееся в готовности служить ей и защищать ее, это отношение к необъятным просторам страны, ее природным богатствам, героическому историческому прошлому и сегодняшним противоречивым реалиям, народам, ее населяющим, их национальному достоинству, культурам, традициям, соотечественникам.
Дружба народов— это взаимоотношения наций, народностей, основанные на идеях гуманизма, демократии и добрососедства. Дружба народов и патриотизм взаимосвязаны и взаимодополняют друг друга. Патриотизм в этих условиях не разъединяет и не обособляет нации страны, а сближает их, объединяет.
В патриотизме должны найти сочетание идеи народов с общенациональной идеей, которая воспринимается гражданами страны как ценностный стержень, как смысл жизни. В патриотизме должно также сочетаться личное, присущее каждому гражданину и общественное, связанное с развитием могущества страны, ее прогрессом.
Цели образования и воспитания формируются в соответствии с интересами состава населения, характером взаимоотношений народов и национально-территориальных образований, входящих в состав ДНР. Для Донецкой Народной Республики важнейшая цель воспитания и образования — это формирование у своих граждан патриотизма, чувства дружбы народов и веротерпимости.
Задачи воспитания вытекают не только из общей цели, определяемой сущностью общественного строя многонационального государства, его идеологии и политики, но и из характера отношений народов, населяющих государство. Руководствуясь этим характерным для многонациональных государств исходным положением определим следующую систему задач патриотического воспитания, а именно воспитания:
-любви к Родине и ее народу;
-патриотизма, в котором чувство гражданина (готовность служить Родине, защищать ее) сочетается с его любовью к малой родине (родной Республике, области);
-любви к родному языку, культуре и истории своего народа;
-уважительного отношения к народу и понимания его роли в становлении и развитии государственности;
-уважения к русскому языку как важнейшему средству межнационального общения
-уважения к международным нормам прав человека и народов, что предполагает формирование правового сознания и правовой культуры;
-глубокого уважения к законам ДНР;
-уважения к правам и свободам человека и гражданина, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства и отношения к религии;
-непримиримого отношения ко всем формам проявления национализма, шовинизма, расизма; воспитание ненависти к геноциду, апартеиду, проповеди фашизма и иной расовой, национальной или религиозной исключительности;
-веротерпимости и уважения религиозных чувств людей;
Не менее важны принципы воспитания патриотизма. Выделим следующие принципы патриотического воспитания:
-укрепление единства и целостности Донецкой Народной Республики;
-учет в воспитании особенностей различных категорий населения (дошкольников, младших школьников, подростков, старших школьников, студентов, работников госучреждений, военнослужащих, жителей городов и сел);
-обеспечение равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от его расы, национальности, языка, отношения к религии;
-сочетание в воспитании национального, гражданско-патриотического и общечеловеческого;
-формирование у каждого нового поколения национального самосознания, открытого для восприятия ценностей других народов;
-защиту прав беженцев и вынужденных переселенцев, учет их национально-культурных особенностей;
Система средств, способствующих патриотическому воспитанию
Средствами воспитания называют все те приёмы, которые ведут к конечной цели, поставленной педагогом перед собой – воспитать в ребёнке те или иные качества.
Средства подбирают для определённой педагогической задачи, причём средством может стать абсолютно любой предмет, если наделить его символическим смыслом.
При отборе средств для педагога выступают ключевыми воспитательные функции, которыми потенциально наделён любой предмет действительности:
-Функция наглядности, обеспечивающая наглядную опору детям в их представлении о том явлении, о котором идёт речь и которое рассматривается. Используемое педагогом средство как бы предлагает детям картинку того обобщённого явления, которое подвергается анализу.
-Функция инициирования, возбуждения духовной активности, мыслительной деятельности, обеспечивающая осмысление и понимание проблемы, сути того или иного явления.
-Функция инструментальная, обеспечивающая ребёнку самостоятельное воздействие с предметами окружающей реальности как отражением изучаемых явлений: благодаря этой функции дети могут предварительно в ходе групповой работы приобрести насущные умения, столь необходимые современному человеку в культурной жизни.
Для педагога наилучшим вариантом является не подбор трёх средств, выполняющих каждую функцию, а совмещение трёх функций в одном предмете. Трёхфункционаьное средство явялется педагогически оптимальным средством, позволяющим педагогу минимальнейшими дополнительными усилиями достигать относительно максимальных воспитательных результатов.
Также любое средство выполняет функцию психологического плана: влияет на самочувствие, эмоциональное состояние, ощущения, интерес, отношения, установки. Это обусловлено тем, что в процессе совместной деятельности педагога и детей средство влияет на психологическую атмосферу группы, повышая или понижая при этом уровень социально-психологических отношений, на фоне которых разворачивается ход деятельности.
Единой классификации воспитательных средств не существует, так как эти средства слишком разнообразны.
Принимая за основу, канал психологического влияния на человека, выделяют следующие средства воспитания:
визуальный (лат. visualis – зрительный) – предмет, изображение предмета, художественный образ, условно-графическое изображение, видео-, кино-, фотозапись;
кинестетический (греч. «кине» – движение и «эсте» – чутьё, ощущение) – ритмические движение, символические жесты, смена позы, тактильные прикосновения.
В практике, в основном, наблюдается единство аудио-, визуально-, кинестетических средств. Но один из каналов всегда доминирует, поэтому танец, например, считается кинестетическим средством, хотя музыкальный отбор здесь тоже важен (аудиальная составляющая), классическая музыка – аудиальное средство, хотя поза, в которой дети слушают музыку, не менее важна (кинестетическая составляющая).
Система средств, способствующая патриотическому воспитанию, довольно разнообразна: рассказы педагога о Родине, фильмы о Великой Отечественной войне, литературные образы героев, живописные полотна, театральные постановки, песни, стихи, описывающие героические поступки, рассказывающие о долге каждого гражданина любить и защищать свою Родину.
Значительную роль в системе средств патриотического воспитания играют фольклорные средства.
С фольклорными произведениями ребёнок знакомится с самого рождения.
«Все начинается с поэзии пестования — колыбельных песен, пестушек, потешек. Древнерусское слово баять, убаюкивать означает не только говорить, уговаривать, но и заговаривать. Байкой уговаривали ребёнка поскорее уснуть. Колыбельные песни — это заговоры — обереги, основанные на магической силе воздействия слова и музыки. С первых же минут своего земного бытия ребенок оказывается не в хаосе звуков, а во власти слова и музыки, в упорядоченной музыкально-поэтической среде».
Достоинство народной поэзии состоит в её простоте. Короткие, ритмичнее, запоминающиеся текст, большое разнообразие форм, простота сюжета и обязательный воспитательный момент.
Даже самые обыкновенные потягушеньки сопровождались песенками-приговорками. В результате незаметно и ненавязчиво – что очень важно при достижении эффективности воспитания – к двум-трем годам ребенок оказывается вполне подготовленным к самостоятельному словотворчеству. Он прошел «необходимую музыкально-поэтическую школу», получил представление о ритме и рифме стихотворного произведения.
Что касается пословиц и поговорок, нужно ещё сказать о том, что данный фольклорный жанр имеет бесценное значение для воспитания патриотического чувства в детях. Именно пословицы и поговорки рассказывают в ненавязчивой форме о том, что нужно делать порядочному, доброму, любящему свою семью, своё Отечество, человеку, а что – недостойно настоящего гражданина: Чти отца и мать, не придётся тебе горевать; без матери и солнце не греет и др.
При рассмотрении средств патриотического воспитания в целом и фольклорных средств в частности, нельзя не упомянуть о таком средстве, как игра.
В народной игре органично сочетаются художественные и педагогические начала. Дети не могут расти без игры, поэтому нередко детство называют возрастом игры. Ребенок начинает играть с первых месяцев жизни с собственными руками и ногами, растет с погремушкой. Растет малыш — меняются его игры, но всегда, непременно они ему сопутствуют. От индивидуальных игр он переходит к играм рядом с товарищами, а потом вместе с ними, то есть любая игра — это прежде всего такой процесс, в котором надо сотрудничать, общаться со сверстниками.
Народные игры содержат набор наиважнейших педагогических приемов, способствующих развитию маленького человека. «Для самых маленьких в народной педагогике имеются свои забавы, нацеленные на непосредственный эмоциональный контакт, создающие радостное настроение. Поразительным оказывается не только глубокий смысл каждой народной игры, но и то, что народная педагогика прекрасно определила последовательность игр — от младенческих до зрелых. Ребенок постарше познает в игре азы справедливости, эмоционально окрашенного отношения к труду. Достаточно вспомнить «Ладушки», «Сороку». Ребенок растет, и его игра усложняется, становится более интересной, продолжительной. Отражая в играх окружающую жизнь, подражая взрослым, дети не просто копируют увиденное. Чтобы правдиво изобразить что-либо в конкретной игровой ситуации, необходимы не только наблюдательность, но и умение переработать полученные впечатления внутри себя, а затем трансформировать их в виде игры. Это в свою очередь невозможно без развития таких важнейших творческих качеств, как воображение, фантазия, логика, интуиция. Народные игры, как правило, образны. Образ в игре полон динамики. В каждой игре есть свое событие, именно его и переживает ребенок, именно оно наполняет реальным смыслом игровые образы.
Если рассматривать народную игру с точки зрения воспитания патриотизма, в народной игре имеется весь набор необходимых средств для формирования человека, гражданина. Практически нет такого качества личности, которое нельзя было бы развить с помощью народной игры.
Таким образом, народные игры являются важнейшей, своеобразной школой жизни. Среди всех вышеперечисленных достоинств народной игры есть еще одно, которое имеет важнейшее значение для современности: игра как форма приобщения детей к народной культуре. «В процессе игры совершается активное, творческое усвоение не только накопленных многими поколениями знаний об окружающем нас мире, представлений об этике и морали, но и сведений о народном быте, утвари, одежде, народных праздниках, обычаях и обрядах. Практика показывает, что легкость и непринужденность занятий, создаваемая игровой формой, во многом помогает преодолеть языковой и культурный барьер, возникший между, поколениями нынешних «дедов» и «внуков», т. е. народная игра может выступать в качестве универсального средства, важного механизма переработки и приспособления явлений традиционной культуры к современным условиям» .Так как фольклор — это настоящая школа патриотического воспитания, можно сказать, что именно использование комплекса средств, различных фольклорных жанров в их взаимодействии наиболее эффективно при воспитании патриота. Ребенок растет от колыбельных песен до былин, он неосознанно готовится к постижению сложнейшего мира эпических героев и идей.
Если совсем маленького ребёнка приобщают к культуре своего народа в процессе ежедневного бытового общения, то для ребёнка более старшего возраста будет уже более интересным и эффективным в его воспитании использование наглядных (визуальных) средств. Например, педагог или родители могут посещать с детьми выставки, где бывают представлены предметы быта предков или оружие, с помощью которого былинные герои защищали свою Родину. Если вспомнить образ кулачного бойца, о котором мы уже говорили выше, его незаменимость для воспитания патриотического чувства молодого поколения, то нужно сказать, что наиболее ярко образ кулачного боя и участников его можно передать с помощью инсценировки этого события.
Постановки различных праздников, театральные постановки в школе вообще очень важны как средство патриотического воспитания. Именно с их помощью ребёнок может своими глазами увидеть, представить, как жили наши предки, какие культурные ценности имели, как защищали свою Родину, узнать, что защита Отечества была едва ли не самой важной задачей русского человека.
В старшем школьном возрасте патриотическое воспитание можно осуществлять при помощи изучения такого жанра фольклорных произведений, как историческая песня. Сопоставляя художественный текст с историческими знаниями, дети ещё больше узнают о личности того или иного исторического деятеля, исторический материал закрепляется и намного дольше остаётся в памяти. В исторических песнях рассказывается о выдающихся деятелях: О Петре I, Суворове, Кутузове.
Отдельно нужно сказать о жанре былин. В образе богатыря, являющегося центральным образом повествования, воплощены все те лучшие черты защитника Родины, воспитание которых является главной задачей при воспитании патриота: сила, смелость:
«… а смелостью да в Илью Муромца…»,
дипломатичность:
«У Добрыни вежество рождённое и учёное…
Умеет Добрыня слово молвити,
Перед тем царём Батырём поклонитися,
Поклонитися умеет и похвалитися.
Не дорого ничто, дорого вежество»,
желание любыми путями избежать конфликта и боя, жить в мире и согласии.
Также в текстах напрямую даётся наставление читателю: «Учися вежеству».
Жанр предания также можно использовать в процессе воспитания.
Предание рассказывает о каком-либо событии, которое свершилось очень давно; здесь в прозаической форме повествуется о героях, их смелых поступках. Практически во всех преданиях воспевается мужество и сила богатыря, сражающегося с недругом, спасающего Родину от врагов.
Таким образом, мы выяснили, что патриотическое воспитание можно проводить при помощи самых разных средств. Средства народной культуры в данном направлении воспитания имеют огромное значение. Воспитание фольклором должно начинаться в семье, с самого рождения. Пословицы и поговорки, загадки, былины, исторические песни – все эти жанры несут в себе воспитательный момент. Пословицы в краткой форме выражают народную мудрость, былины рассказывают о богатырях – защитниках Родины, исторические песни воспевают выдающихся деятелей .